5 (4025)
февраль 2003

Московский университет
глазами американского профессора

Профессор физики Рэндэлл Найз, участник программы Фулбрайт, более полугода преподает в МГУ. Профессор Найз – выпускник Гарвардского университета, доктор физических наук. В США он возглавляет Лазерно-оптический исследовательский центр при Академии военно-воздушных сил США (United States Air Force Academy), штат Колорадо. После длительного пребывания в России Рэндэлл Найз готовится к возвращению в Америку. Интересно узнать его впечатления о работе в Московском университете.

– Профессор Найз, расскажите, пожалуйста, подробнее о программе Фулбрайт. Как вы стали ее участником?

– Программа Фулбрайт начала работать после Второй мировой войны при поддержке Государственного департамента США. Она престижна в международном научном сообществе. Ее цель – сломить существующее непонимание между американской и другими культурами. По этой программе профессора из США посещают различные университеты по всему миру, в тоже время зарубежные специалисты приглашаются посетить американские университеты. Эти визиты должны помочь Америке и другим странам лучше понять друг друга на персональном, неправительственном уровне.

– Почему вы выбрали именно Московский университет для работы? Насколько мне известно, программа Фулбрайт предоставляла вам широкий выбор университетов по всему миру.

– Я хотел приобщиться к русской науке. В России наука всегда была сильна, начиная с Ломоносова, позже Менделеева и русских ученых, недавно отмеченных Нобелевской премией. Я хотел увидеть настоящее российской науки, а также наладить контакты для дальнейшего сотрудничества между Московским университетом и Академией военно-воздушных сил США, где я работаю.

– Какие предметы вы преподавали?

– Я преподавал три курса. Два из них – курсы физики, связанные с темой лазерного охлаждения. Это новое направление в физике, где лазер используется для охлаждения, вместо привычно использующегося метода нагревания чего-либо. В моей группе были учащиеся пятого курса, а также аспиранты. Кроме того, я преподавал курс английского языка в Английском клубе МГУ. Я рассказывал студентам о жизни в Америке, об особенностях американской культуры, об использовании английского языка и о многих других предметах.

– Что вы думаете о студентах и преподавателях МГУ?

– И студенты, и преподаватели показались мне вежливыми, общительными. На мой взгляд, многие из учащихся в Московском университете высокообразованны, их можно сравнить с лучшими американскими студентами. Было интересно, когда два студента-физика из моей группы провели для меня долгую познавательную экскурсию по Третьяковской галерее. И я был приятно поражен, когда на последнем занятии Английского клуба мои подопечные преподнесли стихи на английском языке в мою честь.

– Как вы оцениваете уровень технической оснащенности лаборатории, в которой вы работали?

– В основном оснащенность лабораторий на низком уровне: оборудования много, но оно устаревшее. Несмотря на это, иногда возможно добиться прекрасных результатов, используя умные идеи. Но я застал процесс смены оборудования в Лазерном центре. Насколько мне известно, Московский университет получил правительственный грант для обновления технической базы. Возможно, в скором времени у МГУ будут современно оснащенные лаборатории.

– Вам понравилась атмосфера Московского университета?

– Да, мне понравилась атмосфера. Здесь учатся талантливые, амбициозные студенты и преподают профессионалы с большим опытом. Единственная проблема, которая мне мешала, – иногда было трудно найти нужного мне коллегу и переговорить с ним, так как многие из преподавателей МГУ занимаются и другой работой из-за финансовых проблем. Они посвящали часть рабочего времени не научным исследованиям, а другим вещам.

– Знаете ли вы кого-нибудь из русских коллег, которые работают за рубежом?

– Я работаю с профессором физики Борисом Ждановым, который получил докторскую степень в МГУ и ранее здесь преподавал. Вскоре я буду работать в Англии, в Университете Саусхэмптона с физиком Николаем Желудевым. Он также преподавал в Московском университете и получил здесь степень доктора физических наук.

– Какова репутация Московского университета в Америке? Широко ли он известен в США?

– Основная масса американцев ничего не знает о МГУ. Впрочем, рядовые американцы мало знают и об известных университетах США. Но среди американских профессоров Московский университет пользуется высокой репутацией.

– Планируете ли вы дальнейшее сотрудничество с МГУ?

– Да, я планирую продолжить сотрудничество с преподавателями физического факультета, приглашу их посетить США. Я хотел бы также предложить работу некоторым студентам. Возможно, кто-то из студентов МГУ мог бы приехать в США и поработать над своей докторской степенью.

– Что вам запомнилось больше всего в России? Какое самое яркое впечатление осталось у вас о Московском университете?

– Самое яркое впечатлением о России и МГУ – это ум и интеллигентность русских людей. Несмотря на нелегкое время, финансовые трудности, люди достигают многого. Я также заметил, что Москва стало более европейским городом по сравнению с тем, какой я ее видел в 1998 году. Она стремительно превращается в одну из главных европейских столиц.

На меня также произвел сильное впечатление русский мороз. Мне привычен холод, ведь у себя дома, в Колорадо, я часто совершаю горные восхождения, а в прошлом году покорил вершину Эльбруса. Однако в Москве я почувствовал настоящую русскую зиму…

Интервью и перевод
Натальи Сафоновой

 

Первая полоса

Пресс-служба

Вести МГУ

 Межвузовское информационное агентство

Мир науки

Дела профсоюзные

Взгляд со стороны

Студия «Орфей» представляет

Будни и праздники университета

Флюс

Наш календарь

На главную страницу