№
32 (4050) |
Мотивы выбора факультетаНа сегодня в нашем университете 27 факультетов - выбор для будущих специалистов большой. Центр социологических исследований МГУ им. М.В.Ломоносова в своём ежегодном мониторинге по проблемам содержания и организации учебного процесса решил узнать у студентов, какими мотивами они руководствуются при выборе факультета. Мониторинг проводился в апреле 2003 года путём анкетирования. Выборка случайная, объем - 298 студентов МГУ. Из них 50% обучаются на естественных факультетах и 50% - на гуманитарных; 60% юношей и 40% девушек; 51% - студенты 2 курса и 49% - 4 курса. Главными мотивами выбора факультета для студентов являются: интерес к избранной области знаний (73%) и широта сферы применения профессии (34%). На третье место в этом году вышел такой мотив, как "совет родителей, друзей, учителей" (21%). Динамика мотивов представлена на Диаграмме 1.
Диаграмма 1. Динамика мотивов выбора факультета (%)Как положительный момент отметим, что с 1997 года заметно выросло значение мотива "интерес к избранной области знаний". Значение "семейной традиции" выросло за последние 5 лет более чем в два раза. Мотив "престиж профессии" при выборе факультета также повысил свою значимость в сознании студентов. Интерес к избранной области знаний является более важной причиной выбора факультета для студентов естественных факультетов (86%), чем для студентов гуманитарных факультетов (62%). Для гуманитариев, наоборот, более значима широкая сфера применения профессии (гуманитарии - 41%, естественники - 26%). По-прежнему велика (81%) доля студентов, которые пришли к выводу, что они не ошиблись при выборе факультета. Но среди студентов 4 курса выше процент тех, кто затруднился с ответом при определении правильности выбора факультета (2 курс - 11%, 4 курс - 21%). Динамика ответов о правильности выбора факультета представлена на Диаграмме 2.
Диаграмма 2. Динамика оценки правильности выбора факультета (%)Одним из факторов, влияющих на качество получаемого образования, является интерес студентов к знаниям. На протяжении всех лет проведения мониторинга высока доля студентов, которым интересно учиться в МГУ (91% - 2003г.). Динамика интереса к учебе представлена на Диаграмме 3. Гендерных различий в отношение к учебе выявлено не было.
Диаграмма 3. Динамика интереса к учебе (%)Елена
Викторовна Щепкина,
|