32 (4050)
сентябрь 2003

Новые возможности для будущих преподавателей

Московский университет всегда давал своим выпускникам глубокие профессиональные знания и широкий мировоззренческий кругозор. Однако выпускники большинства факультетов, магистранты и аспиранты МГУ нуждались в психолого-педагогической и методической подготовке для будущей преподавательской работы. В условиях информационной революции престиж образовательной деятельности резко возрос. Увеличилось количество студенческих и школьных мест в образовательных заведениях. Резко вырос сектор негосударственного образования. Потребность в подготовленных к современным условиям работы преподавателях огромна.

Современный преподаватель - это не только отличный специалист в своей области знаний. Его отличают общая культура и высокая коммуникативная компетенция, подкрепленная хорошей психологической подготовкой. Искусство преподавания требует артистизма, а ремесло преподавателя обеспечивается методами дидактики и педагогическими технологиями. Преподаватель организовывает образовательное пространство в соответствии с новыми технологиями обучения, в том числе и информационными.

Однако повсеместно объемы и уровни психолого-педагогической и предметно-методической подготовки сокращались. Дошло до удаления из учебных планов специальных и даже общих психолого-педагогических дисциплин. В итоге Министерство образования России приняло решение о необходимом учебном минимуме, достаточном для присвоения преподавательских квалификаций.

Данный минимум реализуется учебными планами ФПО МГУ. Факультет педагогического образования МГУ был организован в 1997 году в соответствии с решением Ученого совета МГУ по инициативе ректора МГУ В.А.Садовничего.

Слушатели выполняют образовательную программу, состоящую из психолого-педагогического, специально-методического, общеобразовательного компонентов, а также педагогической практики и итоговой квалификационной работы, для получения педагогических квалификаций.

Более конкретно о содержании психолого-педагогической подготовки выпускников с дополнительной квалификацией "Преподаватель" можно судить по названиям читаемых на факультете курсов: "Педагогика", "Психология", "Возрастная психология", "Социальная психология", "Педагогическая психология", " Методология и технология обучения" и др.

Кроме того, на своих "родных" базовых факультетах студенты изучают крайне важные для будущей преподавательской работы следующие дисциплины: "История и методология (предмета)", "Методика преподавания (предмета)", "Научные основы школьного курса (предмета)". Помимо общих и дополнительных психолого-педагогических дисциплин студенты в рамках образовательной программы по дополнительной квалификации "Преподаватель" прослушивают какие-либо две дисциплины по выбору из блока общеобразовательных и междисциплинарных дисциплин, которые дополняют блоки психолого-педагогических и специальных (по базовому учебному предмету) дисциплин. Опыт работы показал, что многие элективные курсы пользуются большой популярностью у студентов.

На ФПО в качестве обучающихся принимаются желающие студенты, магистранты и аспиранты любых факультетов МГУ, обучение для которых является бесплатным. Слушатели из других учебных заведений, а также контрактники за полный курс обучения платят сумму, эквивалентную 300 у.е. Ежегодно на ФПО обучаются свыше 500 студентов 17 факультетов МГУ. По завершении образовательной программы слушателю выдается диплом государственного образца о присвоении педагогической квалификации "Преподаватель" и "Преподаватель высшей школы". Выпуск 2003 года составил 219 человек, из которых 33 человека получили дипломы. Слушатели, не освоившие, в силу разных причин, всего объема учебного плана, получают справку о прослушанных на ФПО курсах.

Новинкой этого года на факультете педагогического образования является открытие программы профессиональной подготовки преподавателей обществознания. В рамках концепции обновления гуманитарного образования, одобренной Министерством образования РФ, предполагается реализация положений учебного плана ФПО по методическому обучению желающих преподавать школьные обществознанческие курсы. Следует заметить, что централизованной подготовки школьных преподавателей обществознания в нашей стране по-прежнему не существует, несмотря на очевидную актуальность данной предметной области школьного образования и ее востребованность. В первом семестре начинающим обществоведам предлагаются курс по истории и методологии обществознания (лектор - академик РАО В.И.Купцов) и межфакультетский научный семинар по методологии изучения общественных процессов (руководитель семинара - профессор Кульпин Э.С.)

Занятия на факультете педагогического образования начинаются с 22 сентября 2003 года. Расписание учебных занятий находится на стенде перед учебной частью факультета. Для допуска к участию в образовательных программах с целью получения квалификаций "Преподаватель" и "Преподаватель высшей школы" достаточно написать заявление установленного образца в учебной части факультета, которая расположена в ауд. 5-а (второй этаж 2-го Учебного корпуса, северный вход), заполнить анкету и принести 2 фотографии. Телефон для справок: 939 - 42 - 76.

Приглашаем всех желающих !

 

Первая полоса

К 250-летию МГУ

Пресс-служба

Вести МГУ

Конкурсы, гранты, стипендии

Юбилей факультета

Дела профсоюзные

Представляем факультет

Твоя жизнь, студент

Наши цифры

Взгляд на мир

Наш календарь

На главную страницу