18 (4079)
май 2004

ГРЕШНИК И ПРАВЕДНИК, МИСТИФИКАТОР И МЯТЕЖНИК
(К 100-летию со дня рождения и 15-летию со дня смерти Сальвадора Дали)

Сальвадор Дали родился в 1904 году в Фигерасе – маленьком торговом городке на севере Каталонии. В Каталонии он и скончался в1989 году, в возрасте 84-х лет. Похоронен в своём Театре-музее.

Сразу же скажу, что не ставлю задачи давать подробное описание жизни художника, представлять полный перечень многочисленных картин и описывать жизненные коллизии, которыми так изобилует долгая, богатая событиями, плодотворная жизнь Сальвадора Дали. Я постараюсь выделить главное и «разобрать» хотя бы одно из его произведений.

Творческие способности проявились у Дали в раннем детстве. Дома всемерно поощряли увлечение мальчика искусством. В семнадцатилетнем возрасте он был принят в Мадридскую академию изящных искусств Сан-Фернандо, где судьба счастливо свела его с Гарсиа Лоркой, Луисом Бунюэлем, Рафаэлем Альберти. Учась в академии, Дали увлечённо, почти одержимо изучает произведения старых мастеров, шедевры Веласкеса, Эль Греко, Гойи… Художник серьёзно интересуется наследием Иеронима Босха.

Выдающийся представитель национальной и мировой культуры так незаметно ускользнувшего от нас столетия в 1929 году примкнул, благодаря Гарсиа Лорке и Бунюэлю, к сюрреализму в период самого расцвета этого движения, завершившего эпоху авангарда.

В этом интеллектуальном предприятии среди прочих принимают участие художники Миро и Эрнст, поэт Элюар, писатель и режиссер Арто, фотограф Ман Рей.

Самое время дать термину некоторое пояснение: сюрреализм (фр. букв.: сверхреализм) – направление в авангардистском искусстве 20 в., объявившее источником искусства сферу подсознательного.

Теоретическое обоснование нового движения в художественной культуре принадлежит его безусловному идеологу – французскому поэту и психиатру Андре Бретону. В 1924 году из-под его пера появился «Первый манифест», в котором излагались отличительные признаки и задачи сюрреализма. «Сюрреализм, – писал Бретон, – представляет собой чистый психологический анатомизм, с помощью которого – словами, рисунком, или любым другим способом – делается попытка выразить действительное движение мысли. Это запись мышления, которое совершается вне всякого контроля со стороны разума и по ту сторону каких-либо эстетических и моральных соображений. Сюрреализм основан на вере в высшую реальность определённых, до сих пор игнорировавшихся форм ассоциаций, во всемогущество сна, в нецеленаправленную игру мышления. Его цель – целенаправленное уничтожение всех других психологических механизмов, чтобы на их место поставить решение наиважнейших проблем жизни».

«Разница между сюрреалистами и мной,– говорил Дали,– в том, что я – сюрреалист». Он не переставал доказывать это, привнося свои художественные видения в самые удивительные исследования своего времени, от изысканий в области оптики и работы над стереоскопическим изображением до написания оригинальных сценариев для спектаклей и фильмов. Лучше, чем кто-либо, Дали умел открывать и использовать новые направления, будь то в живописи, науке или метафизике, обогащая тем самым своё парадоксальное видение мира.

В своей основе сюрреализм связан с Зигмундом Фрейдом, отцом психоанализа. В 1038 году в Лондоне художник встречается с Фрейдом. Сам Дали записал то, что сказал о нём известный психоаналитик: «Никогда ещё мне не попадался столь типичный экземпляр испанца. Какой фанатик!» Художник признаёт, что остаётся под впечатлением от наблюдений Фрейда: «В классических произведениях искусства я ищу подсознательное, в сюрреалистических – сознательное».

Творчество Дали – это, прежде всего, плод интеллекта и познания. Вот что он пишет об этом в 1947 году в книге «Пятьдесят волшебных секретов»: «Всё это стало возможным исключительно потому, что мой интеллект постоянно растёт и развивается, плюс мои честолюбивые устремления, которые, как всем известно, были высоки с самого нежного возраста. Я люблю сравнивать своё честолюбие с вековым дубом, а интеллект с ласковой лозой, взбирающейся по его коре к вершине. И если дуб этот представляется мне вечным, незыблемым в своей величественной и гармоничной стати, то побег моего интеллекта напротив кипит жизнью и толчками тянется вверх. Ведь каждый раз я наблюдаю, что происходит со мной в момент начала и окончания той или иной работы – меня удивляет неудержимое появление новых мощных ростков». И ещё в 1947 году он написал следующее:
В шесть лет я хотел быть Наполеоном, но я им не стал.
В пятнадцать лет я хотел быть Дали – и стал им.
В двадцать лет я хотел стать самым сенсационным
художником в мире и мне это удалось.
В тридцать пять я хотел обеспечить свою жизнь успехом
и – добился этого.
Теперь, когда мне сорок пять, я хочу написать шедевр и спасти современное Искусство от хаоса и праздности – и сделаю это!»

В 1929 году Дали встречает свою любовь и музу. Отныне и навеки Гала и Дали будут связаны воедино, став легендарной парой, как Данте и Беатриче. Гала – личность яркая, обладающая удивительным артистизмом. Русская по происхождению, аристократка Елена Дмитриевна Дьяконова была женой поэта Поля Элюара, с которым рассталась ради Дали.

Благодаря влиянию жены сюрреалистический период художника становится бесспорно очень плодотворен. Он начинает остро ощущать, что мир сновидений реальней реального мира. В это время он пишет свои самые патетические работы, где прекрасное и уродливое, мягкое и твёрдое теряют смысл, обусловленный их противоречивостью, чтобы в сопоставлении образовать законченный синтез «совершенной жизни морфологии вырождения». В отличие от Эль Греко, Матисса и Модильяни, изображая размягчённые часы или голову спящего, Дали не деформирует действительность, а просто преображает её элементы.

Вот, пожалуй, мы и подошли к картине, написанной в 1931 году.

Это произведение – один из шедевров Дали под названием «Постоянство памяти», другое название картины – «Взлёты и падения памяти».

Первоначальное ядро картины – это пейзаж со скалами Порт-Льигата. Но это и фон для идеи, которая ещё не сформировалась. Внезапно, в сумеречный момент перехода от бодрствования ко сну, Дали преображает очертания каталонского пейзажа, знакомого ему с детства, в сновидение. В «Постоянстве времени» всему, что рождается из земли и имеет пространственное измерение (скалы, водный простор), Дали придаёт прочный вид. И напротив, всё, взятое из сновидений жизни, изображается художником в гибких, эластичных очертаниях. Мягкие часы сами по себе – парадокс, так как текучесть часов отражает принцип относительности времени, в котором индивидуальное сознание строит собственное пространство, наполненное событиями, и отсчитывает собственное время. Очертание лица с опущенными веками, изображенного на картине, символизирует фазу сна во время сновидения. Глаза закрыты для внешней реальности и открыты для внутреннего видения, полностью освобождённого от рациональности. Душа спящего как бы парит во временном пространстве, которое можно назвать вечностью, где человек, не теряя прошлого, расширяет настоящее и в этом мнимом настоящем (во сне) открываются для него новые объёмы бытия, новые ёмкости памяти и восприятия. Мягкие, текучие, обволакивающие часы символически фиксируют время случайно оказавшегося в вечности спящего человека.

И хотя картина С. Дали «Постоянство времени» изображает колебания между состояниями бодрствования и сна, ни механические часы с муравьями, ни мягкие часы, уже не показывают течение времени, но так как они являются предметами, определяющими ритмы времени, начинают отображать психологический аспект эволюции личности.

Творческое наследие Сальвадора Дали огромно, оно будет удивлять и восхищать, раздражать и волновать многие поколения людей, ведь он всегда следовал принципу: «Бежать впереди Истории гораздо интереснее, чем её описывать».

Жизнь Дали – грешника и праведника, мистификатора и мятежника – была долгой, но не вечной, однако произведения художника сделали его имя бессмертным.

Татьяна Кайсарова, сотрудник Центра СМИ МГУ,
Член СП Москвыа

Первая полоса

К 250-летию МГУ

Новости ректората

Вести МГУ

  Наш юбиляр

Взгляд на мир

Образование

Громкие имена

Юбилей

Наши цифры

01

Наш календарь

На главную страницу