18 (4079)
май 2004

Я бы в студию пошел – пусть меня научат

Завершаем цикл статей по результатам опроса «Досуговые ориентации студентов и преподавателей Московского университета».

Студенческие годы спрессованы в тугой узел забот. На коротком промежутке жизненного пути надо заложить предпосылки своей будущей карьеры, успеха в личном и публичном общении. Можно сказать, что в эти годы жгуче волнует проблема: как же более плодотворно, с пользой распорядиться своим временем, энергией? В студийных формах досуговых занятий участники получают возможность общения по интересам; им помогают методично, целенаправленно работать над развитием своих способностей, освоить тот или иной вид художественной, спортивной, творческой деятельности. Здесь можно просто с удовольствием заниматься любимым делом, а также найти и признание личных достижений.

Тяга к студийным занятиям, по данным опроса, среди студентов университета довольно значительна. Лишь 25% опрошенных не проявили желание участвовать в творческих студиях, классах университета. Условно выделим четыре категории студий по их привлекательности среди студентов.

Первая категория – студии массовой привлекательности (каждый четвертый – пятый опрошенный студент выразил готовность участвовать в студии). Это фотошкола, класс гитары, театральная студия, студии хореографии, киновидеостудия.

Вторая категория – студии массово-групповой привлекательности (один из шести – десяти опрошенных студентов выразил готовность участвовать в студии). Это музыкальные группы, студии спортивных бальных танцев, живописи.

Третья категория – групповой привлекательности (один из одиннадцати – двадцати студентов выразил готовность участвовать в студии). Это студии эстрадного вокала, литературно-художественные, джаза, классической хореографии, фортепиано, скрипки.

Четвёртая категория – узкогрупповой привлекательности (реже, чем один из двадцати студентов выражал готовность участвовать в студии). Это студии классического вокала, хорового пения, фольклорных танцевальных ансамблей, игры на органе, а также филармонические коллективы (оперные студии, струнные оркестры и т.д.).

Нет необходимости убеждать, что старание (с лат. – тоже «studio») студента плодотворно и нужно не только в учебных и научных аудиториях, но и в творческих студиях. Как изменить (скорее подправить) позицию научно-педагогического сообщества? Очевидно, необходимы комплексные меры.

Во-первых, укажем на финансовую составляющую. Тут есть обстоятельства, не зависящие от университета. Речь идёт о материальном довольствии преподавателей, студентов, позволяющем чрезмерно не загружать своё личное время на дополнительные заработки, сохранять хотя бы некоторую толику времени на досуг. Но от университета зависит, как эффективно использовать ту инфраструктуру студийных занятий, которой он располагает, и заботиться об её развитии. Заметим, что в других местах подобные занятия обойдутся значительно дороже.

Во-вторых, если следовать всем требованиям учебных планов, кафедр, преподавателей, то учебная нагрузка для студентов способна поглотить, и порой полностью поглощает не только свободное время, но и время физиологического восстановления. Видимо, следует строже относиться к составлению и соблюдению учебных планов. Известно, что перегрузки в любом механизме приводят к сбоям в работе. Чрезмерное увеличение учебной нагрузки, особенно лекционных, да и других аудиторных занятий может дать обратный эффект – от физической невозможности выполнения предлагаемых учебных планов нередко студент теряет самостоятельность, инициативу. По каждой дисциплине вполне возможно распределение времени на «свободное» и «обязательное» посещение.

Мы подходим к третьему фактору. Это оптимизация форм учебной работы, более эффективное их организационно-методическое и технологическое оснащение. С компьютеризацией существенно расширились возможности принципиально нового методического оснащения. Количество проговариваемых текстов может быть вполне сокращено, если эти тексты перейдут в публикации, на электронные носители, в сайты преподавателей, кафедр.

Четвёртый фактор вытекает из сущности современного образования. Одна из его принципиальных особенностей – возможность и необходимость диверсификации. Это требование выделено в качестве кредо в Болонской декларации. Речь идёт о возможности получения дополнительного, факультативного образования. Московский университет располагает блестящими возможностями найти в палитре факультетов, отделений дополнительное призвание, освоить универсальные специальности.

Ректоратом Московского университета сделан принципиально важный и мудрый шаг. Открыты факультеты, которые способны дополнить образование каждого студента: медицинский, педагогический, искусств. Однако в учебных планах других факультетов это действие не получило своего логического продолжения. Факультативные дисциплины в учебных планах по-прежнему представлены лишь как более углублённая специализация основных курсов. Большинство студентов даже не знает о существовании факультативов по искусству, педагогике, медицине и пр., не говоря уже о возможности получения дополнительных кредитов (термин Болонской декларации) на факультетах смежных специальностей. Заметим также, что каждый факультет вполне способен предложить всем студентам университета свои универсальные факультативные курсы. Такие курсы (как предложения студентам) должны быть вписаны в учебные планы всех факультетов.

Вот данные опроса. Лишь 21% опрошенных студентов указали, что у них нет интереса к получению дополнительной специальности в сфере искусства, а 20% затруднились в ответе. Таким образом, потенциально более половины студентов готовы к художественным студийным занятиям на уровне профессиональной подготовки. Их можно понять. Они надеются, что их досуг и досуг людей их круга общения будет приносить эстетическое удовлетворение.

В.Я. Нечаев

Первая полоса

К 250-летию МГУ

Новости ректората

Вести МГУ

  Наш юбиляр

Взгляд на мир

Образование

Громкие имена

Юбилей

Наши цифры

01

Наш календарь

На главную страницу