7 (4027)
февраль 2003

Студент МГУ должен уметь... читать?!

Студенты самых разных факультетов Московского университета, параллельно обучающиеся и на факультете педагогического образования (ФПО) МГУ, имели возможность на себе испытать действие одной из современных педагогических технологий. Кафедра образовательных технологий ФПО (зав. кафедрой - проф. Н.Х.Розов) совместно со Школой рационального чтения (руководитель школы - докт. пед. наук М.А.Зиганов) организовали в рамках образовательной программы "Преподаватель" новый для Московского университета курс, задача которого - развитие навыков скорочтения и рационального чтения.

Материалы о результатах обучения в первой экспериментальной группе, предоставленные ведущим преподавателем-методистом доц. Е.Сарычевой и сотрудником Школы рационального чтения Е.Винничек, позволяют подвести некоторые итоги.

Студенты МГУ в течение полутора месяцев развивали свое внимание, тренировали мышление, совершенствовали воображение, а главное - осваивали навыки рационального чтения. А затем любезно поделились с нами своими впечатлениями об участии в этом интересном эксперименте.

- Почему вы пришли заниматься в эту группу? Ведь учиться в МГУ и так сложно. Кроме учебы на своем базовом факультете, вы два-три вечера в неделю параллельного учитесь на факультете педобразования. А курс "Рациональное чтение" - факультативный. И, не посещая его, вы, освоив программу, все равно получите еще один государственный диплом - о присвоении педагогической квалификации "Преподаватель".

- Потому и пришла, чтобы все успеть. Я пришла на курсы скорочтения, чтобы прочитывать больше литературы за меньшее время, так как его катастрофически не хватает.

- Моей мечтой всегда было прочитать как можно больше книг, но я остро чувствовала недостаток времени.

- Для меня чтение - чуть ли не основное занятие. Хотелось бы тратить на это меньше времени - ведь вокруг столько интересного!

- Так как же это было? Что показывали результаты тестирования (начального, промежуточного и итогового)?

- На первом занятии я показала скорость чтения 1300 знаков в минуту. Преподаватель сказал, что через две недели она возрастет до двух с половиной тысяч. Я не поверила и забыла об этом. Каково же было мое изумление, когда результат второго тестирования оказался 2700 знаков в минуту!

- Второй тест показал, что моя скорость чтения увеличилась в 2,5 раза. Меня это очень удивило, я не ожидала такого внезапного результата.

А вот мнение преподавателя об успехах наших студентов:

- В среднем учащиеся увеличили скорость чтения в 4,5 раза. Это много или мало? Это - очень даже неплохо. Во-первых, те, кто учится в МГУ, люди "продвинутые" - у них "начальная" скорость чтения довольно высокая, многие пользуются некоторыми приемами скорочтения неосознанно. Во-вторых, далеко не все находили время для выполнения домашних заданий, а это является обязательным условием для достижения действительно высокого результата. Те, кто упорно трудились и дома, показали более высокие результаты. Например, Евгения К. с исторического факультета увеличила скорость чтения в 12(!) раз. А вообще, ребята мне очень понравились. Атмосфера на занятиях была непринужденная. Видели бы вы, с каким задором выполнялись упражнения по запоминанию последовательности слов, никак не связанных между собой! Это порой принимало характер настоящей игры, будило воображение. В этой атмосфере гораздо успешнее шла работа с такими сложными упражнениями как чтение и одновременный подсчет количества слов, не упуская при этом смысла прочитанного. Или, например, восприятие одновременно двух текстов (читая абзацы по очереди) и затем точное воспроизведение содержания каждого из этих текстов.

И вновь мы обращаемся к студентам.

- Тестирование тестированием, а как вы сами оцениваете пользу от прослушанного курса? Какие полезные навыки вы приобрели?

- Умение концентрироваться на читаемом тексте, потому что без этого - много времени тратится впустую.

- Быстро пробежать материал, выбрать важные основные идеи, усваивать больше за то же время.

- Теперь я быстро прорабатываю и анализирую информацию, затрачиваю меньше времени, усваиваю больше.

- По сравнению со своими сокурсниками я гораздо быстрее читаю. У меня получается значительно быстрее усваивать литературу по специальности и остается больше свободного времени.

- Теперь я знаю, как надо заниматься, чтобы еще увеличить скорость чтения и качество усвоения информации.

- Применяю полученные навыки практически каждый день. Мне кажется, что я вообще стала более внимательной.

Нами также был задан вопрос о том, нужен ли такой курс всем студентам или нет. Наши респонденты (будущие химики и физики, математики и историки, географы и геологи) несколько разошлись во мнениях. Одни рекомендовали сделать этот курс обязательным (как это организовано в высших учебных заведениях многих стран), другие предлагали преподавать его факультативно. Но абсолютно все уверены, что для учащихся вузов "как социальной группы" он актуален, поскольку действительно способен экономить драгоценное время.

А всех заинтересовавшихся - и тех, кому не хватает времени на учебу, и тех, у кого не остается времени на все остальное, и тех, кто хочет просто проверить скорость и качество своего чтения, а также узнать поподробнее об этой удивительной технологии и возможности освоения курса "Рациональное чтение" - приглашаем на ФПО МГУ.

Встреча с преподавателями Школы рационального чтения и факультета педагогического образования МГУ состоится в 16 часов 30 минут 26 февраля в компьютерном классе ФПО МГУ (ауд. 5-А 2-го учебного корпуса). Справки по телефону 939-32-81.

Л.Попов,
зам. декана ФПО МГУ

 

Первая полоса

Вести МГУ

 Межвузовское информационное агентство

Дела профсоюзные

Представляем факультет

Образование

Наши цифры

Литературная гостиная

Флюс

Наш календарь

На главную страницу