30 (4048)
сентябрь 2003

Мнение студентов о конкурентоспособности университетского образования

Наступило 1-е сентября, а с ним начался новый учебный год. Миллионы студентов по всей стране сели за парты, чтобы получить высшее образование. Что движет молодыми людьми, почему они хотят иметь заветный диплом? Центр социологических исследований МГУ им. М.В.Ломоносова проводит ежегодный мониторинг студентов, выявляющий их мнения по проблемам содержания и организации учебного процесса. В этом исследовании были и вопросы, касающиеся конкурентоспособности университетского образования.

Мониторинг проводился в апреле 2003 года путём анкетного опроса. Выборка: случайная, объем - 298 студентов МГУ. Из них 50% обучаются на естественных факультетах и 50% - на гуманитарных; 60% юношей и 40% девушек; 51% - студенты 2 курса и 49% - 4 курса.

Как показывают данные исследования, конкурентоспособным университетское образование считает 81% опрошенных. Только 8% полагают, что получаемых ими знаний недостаточно, и у 11% опрошенных не сложилось еще четкого представления по этому вопросу. Студенты естественных факультетов считают свое образование более конкурентоспособным. Динамика мнений студентов о конкурентоспособности университетского образования представлена на Диаграмме 1.

Диаграмма 1. Динамика мнений студентов о конкурентоспособности университетского образования.

 

Отметим, что оценки конкурентоспособности университетского образования в последние 4 года стабильно высокие.

На вопрос о необходимости ввести новые учебные курсы, которые могли бы повысить конкурентоспособность студентов МГУ на рынке труда, около трети студентов ответили утвердительно. Пятая часть такой необходимости не видит, 43% - затруднились ответить.

Динамика мнений студентов о необходимости введения новых учебных курсов для повышения конкурентоспособности на рынке труда представлена на Диаграмме 2.

Диаграмма 2. Динамика мнений студентов о необходимости введения новых учебных курсов для повышения конкурентоспособности университетского образования на рынке труда.

 

Как видно из Диаграммы 2, доля студентов, считающих, что для повышения конкурентоспособности необходимо ввести на факультетах дополнительные курсы, несколько снизилась в последний год: с 45% до 36%. Отметим также, что если в 1997 году студенты хотели углубить знания по получаемой профессии, то в период 2002-2003 гг. акцент сместился в сторону расширения знаний за счет смежных специальностей, специальностей другого профиля (в основном юридического, экономического и управленческого). Студенты сейчас чаще хотят получить помощь от университета по составлению резюме, по правильному поведению на интервью с работодателем. (Анализировались ответы на открытый вопрос о том, какие новые курсы, введенные в учебный процесс, могли бы повысить конкурентоспособность студентов МГУ на рынке труда).

В анкете был задан вопрос: "За какие дополнительные образовательные услуги студенты готовы платить?" Ответы представлены в Таблице 1.

Таблица №1. Дополнительные образовательные услуги, за которые студенты готовы платить (%).

 

Наиболее значимой является образовательная услуга по изучению иностранного языка. Существенно возросла значимость для студентов юридической грамотности.

В данном случае есть различия по факультетам: студенты естественных факультетов больше, чем студенты гуманитарных факультетов, заинтересованы в дополнительных курсах по иностранному языку (естественники - 71%, гуманитарии - 43%), информационным технологиям (естественники - 36%, гуманитарии - 22%) и психологии (естественники - 26%, гуманитарии - 17%). Студенты гуманитарных факультетов больше, чем студенты естественных факультетов, нуждаются в экономической грамотности (гуманитарии - 30%, естественники - 23%).

Таким образом, по результатам мониторинга можно сделать следующий вывод: на сегодняшний день студенты высоко оценивают университетское образование, которое, по их мнению, позволяет им быть конкурентоспособными на рынке труда.

Елена Викторовна Щепкина,
кандидат социологических наук,
научный сотрудник ЦСИ МГУ

 

Первая полоса

К 250-летию МГУ

Пресс-служба

Вести МГУ

Юбилей факультета

Представляем факультет

Твоя жизнь, студент

Наша экспедиция

Наши цифры

01

Флюс

Наш календарь

На главную страницу