14 (4075)
апрель 2004

Университет 50 лет назад

Чтобы строить, надо знать, надо овладеть наукой. А чтобы знать, надо учиться. Учиться, упорно, терпеливо.
И.В.Сталин

Идея возникла неожиданно. Как всякая хорошая мысль: прибежала, села и не хотела уходить. А заключалась она вот в чём: написать о том, что было, чем жили, что творилось в Московском университете 50 лет назад. Вроде бы небольшой срок. Но столько всего произошло! Поменялись люди, метод преподавания, наука… Всё стало по-другому. Но не нужно забывать прошлое. Давайте будем учиться и не повторять его ошибок.

А листать странички истории будем по архивам газеты «Московский университет» – свидетельницы событий того, уже далекого, времени. На этой жёлтенькой бумаге осталось настроение, боевой дух того времени.

Долго думалось за что взяться? И решилось неожиданным образом: всё в одну статью не влезет, просто не сможет по временным рамкам…. Поэтому начнём просто – с красивых цифр 1954 – 1955 гг. Тем более что в 1955 году университет отмечал своё 200-летие (и цифр было много, надо ведь показать всему народу мощь и красоту советского образования!)… Заканчивалось полное строительство комплекса на Воробьёвых горах. Начнём, а потом… продолжим! Внимание! Погружаемся в историю…

Итак, в 1954 году:

В университете в 10-й раз проводилась традиционная научная конференция «Ломоносовские чтения».

За успехи в учёбе и активное участие в общественной работе 28 выпускников награждены почётными грамотами ЦК ВЛКСМ.

С 20 по 27 августа в новом здании МГУ проводила свою работу IX сессия Совета Международного союза студентов, в которой приняли участие представители 73 стран.

На первый курс университета было принято 3300 студентов. На заочное отделение зачислено 1550 человек.

Из стен Московского университета вышло около 2400 молодых специалистов.

В университете занимались более 18000 студентов (из них 59 – представители Советского Союза) и свыше 1500 аспирантов, работали 30 действительных членов и 57 членов-корреспондентов Академии наук СССР.

А в 1955 году планировалось:

Принять на очное и заочное отделения более 3500 человек, выпустить свыше 3000 молодых учёных.

Провести Кустанайскую экспедицию учёных географического факультета.

В издательстве МГУ выпустить в свет десятки новых трудов учёных специалистов, объёмом около 1600 печатных листов.

А знаете ли вы, что к 55 году, юбилейному:

…за годы Советской власти Московский университет выпустил к 1954 году более 40 тысяч молодых учёных, более ста из них были удостоены Сталинской премии. Около одной трети на то время действительных членов академии наук СССР – выпускники МГУ?

…в 54 г. университет дал стране высококвалифицированных специалистов по 200 специальностям? Около четверти выпускников филологического факультета получили дипломы с отличием?

…во время строительства Новых зданий МГУ в отдельные дни на стройку приходило 200–250 вагонов с грузом? Оборудование для новых зданий университета изготовляли 500 предприятий страны.

…что в 1924 году на химическом факультете было всего 8 лабораторий? А (к 54 году) в отдельном корпусе химического факультета располагаются около 600 лабораторий.

…что за один день новые здания университета потребляют столько электроэнергии, что её хватило бы на два областных города с населением в 200 тысяч человек?

... что в Главном корпусе МГУ размещаются 21 большая аудитория (на 600 мест) и 141 малая аудитория (на 150 мест)?

…что высота Нового здания МГУ(32 этажа) вместе с подвальными помещениями составляет почти четверть километра – 242 метра?

..что в новых зданиях МГУ имеется 113 лифтов, каждый из которых вмещает 25 человек?

..что длина коридоров в новых зданиях университета превышает 100 километров?

..что в комплекс университетского городка на Ленинских горах входит 27 основных и 10 обслуживающих зданий?

..что в новом здании имеется более 1000 научно-учебных лабораторий?

…что в течение 1949–1953 г. на Ленинских горах по решению Коммунистической партии и Советского правительства был выстроен целый комплекс новых зданий университета общим объёмом в 2611 тысяч куб. метров. Это равняется жилплощади фонда города с населением в 50 тысяч человек?

Стоп! Уже 2004 год. Все вернулись? Лично я, когда увидела всё это, полистала, прочитала некоторые статьи, поняла: наше образование – самое лучшее в мире, и очень жаль, что на сегодняшний момент столько желающих его разрушить. Ведь учить можем, учим и столько всего знаем!!! Но не будем о грустном.

Надеюсь, что следующая поездка в мир 50-х будет совсем скоро на страницах нашей газеты. Будем ждать вестей, указаний и просьб из прошлого вместе.

До скорого.

Искала, читала, поражалась вместе с вами
Тришкина Ольга
Полную информацию см.
в «Московском университете» за 1954–1955 гг.

Участие в региональной олимпиаде – шанс поступить в МГУ

Проводимые в апреле – мае Московским университетом олимпиады, дававшие абитуриенту дополнительный шанс быть зачисленным в ряды студентов МГУ, в этом году проводили только для тех, кто будет учиться платно. Возможно, это означает, что мы медленно, но верно приближаемся к единому государственному экзамену.

Комментирует ситуацию проректор-начальник Управления академической политики и организации учебного процесса, декан факультета философии МГУ, Владимир Васильевич Миронов.

Абитуриентские олимпиады (проводимые МГУ) отменены по решению Министерства образования, так как они, в отличие от вступительных экзаменов и региональных и общероссийских олимпиад, этим Министерством не контролируются, а, следовательно, проводить зачисление на их основании не совсем корректно. Но победителей последнего этапа всероссийских и четвёртого этапа региональных (в нашем случае московских олимпиад) по профильным предметам мы, как и прежде, будем зачислять без сдачи вступительных экзаменов. В дальнейшем планируется предоставлять такую возможность и победителям олимпиад из всех регионов России, а не только из относящегося к нам московского.

Проводимые же Московским университетом абитуриентские олимпиады в ближайшие несколько лет будут по закону приравнены к статусу региональных и тогда – снова будут служить основанием для зачисления.

Что касается ЕГЭ, то, по мнению руководства МГУ, его результаты не могут служить объективным и достаточным показателем для зачисления, во всяком случае, в университет. Система тестов не даёт представления о способности абитуриента мыслить, что порой гораздо важнее. Да и вообще, введение ЕГЭ через 5–7 лет приведёт к абсолютному изменению системы образования в школах, и не факт, что в лучшую сторону.

Должен заметить, что, согласно законодательству, до конца 2006 года ЕГЭ будет носить статус эксперимента, в котором отдельный вуз может участвовать полностью или частично, или не участвовать вообще, как в случае МГУ.

Мы надеемся, что при принятии окончательного вердикта результаты проведённой экспериментальной работы будут учитываться и обсуждаться. Ссылаться же на зарубежный опыт совершенно неверно.

Но, если правительство примет положительное окончательное решение о вводе системы ЕГЭ, МГУ всё же будет настаивать на проведении одного-двух испытаний по профильным предметам (то есть оставить, например, экзамен по математике для поступающих на мехмат, творческий конкурс для абитуриентов факультета журналистики и т.п.) В любом случае, в ближайшем будущем кардинальных изменений в правилах приёма в Московский университет не предвидится.

Крылова Галина

Первая Московская студенческая олимпиада по арабскому языку

С 29 марта по 2 апреля в Институте Стран Азии и Африки прошла первая Олимпиада по арабскому языку среди студентов вузов г.Москвы, организованная совместными усилиями ИСАА и Саудовской академии при Посольстве Саудовской Аравии.

Масштабы этого мероприятия были поистине уникальными: в Олимпиаде участвовали 124 студента из 13 вузов Москвы (в том числе из ИСАА, МГИМО, РУДН, МГЛУ), что обеспечило высокую конкуренцию за призовые места: порой «серебряного» призёра отделял от «золотого» всего один балл! На церемониях открытия и закрытия олимпиады присутствовали послы 10 арабских стран, а также представители теле- и радиовещательных кампаний.

Всего в рамках Олимпиады было проведено 5 конкурсов: художественный, лингвострановедческий, переводческий, а также конкурсы на лучшее чтение и лучшее сочинение, что позволило участникам проявить свои способности и таланты в различных областях знаний. Были показаны высокие результаты в каждом виде «олимпийской» программы, однако по единому мнению организаторов и участников наиболее ярким из всех конкурсов был художественный. В нём студенты представили стихи, песни и сценки на арабском языке, продемонстрировав не только хорошее владение языком, но и свои творческие способности. Первое место заняли студенты ИСАА (В.Гроголь, М.Якушев, И.Фомин) с отрывком из пьесы Т. аль-Хакима «Суд». Помимо этого на счету «сборной» ИСАА первое место в лингвострановедческом конкурсе (А.Теванян) и ещё три вторых места в остальных.

Все студенты, занявшие в конкурсах первое место, помимо признания их несомненных успехов в изучении арабского языка, получили возможность поехать на отдых в одну из арабских стран, а также каждому из них были вручены ценные призы: электронный словарь с 8 языками и книги на арабском языке. Обладатели второй и третьей премии в каждом из конкурсов помимо подарков получили и денежную премию. Кроме того, в рамках Олимпиады посольством Египта в Москве был организован специальный конкурс «Что вы знаете о Египте?», победитель которого получает бесплатную недельную путёвку на один из курортов страны.

На церемонии закрытия было принято единодушное решение, что Олимпиада по арабскому языку должна стать ежегодной, поскольку она способствует обмену опытом между преподавателями различных вузов, а студентам даёт возможность не только проверить свои знания, но и просто завести новых друзей среди своих «коллег по цеху».

Навроцкая Л.,
Кузнецов Н.

Первая полоса

К 250-летию МГУ

Пресс-служба

Новости ректората

Вести МГУ

Наши выпускники

Образование

Взгляд на мир

Памятные даты

Флюс

Наш календарь

На главную страницу