14 (4075)
апрель 2004

РОСРО

В четверг, 8 апреля, в Зале заседаний Учёного Совета МГУ состоялось официальное заседание Российского общественного совета по развитию образования (РОСРО). На встречу приехали более 70 человек – видные деятели науки, образования, политики. Целью данного мероприятия было выявление проблем, поиск ресурсов и возможностей российского образования. В своей вступительной речи ректор Московского университета В.А.Садовничий сообщил, что на повестке дня – несколько важных вопросов из области образования, выделение государственных субсидий, рассмотрение дополнений к законопроекту об олимпиадах для обсуждения в Государственной Думе. Вице-президент РАН В.В.Козлов был единогласно избран сопредседателем РОСРО. Сопредседатель РОСРО, ректор Государственного университета – Высшей школы экономики Я.И.Кузьминов выступил с докладом на тему «Российское образование: проблемы, ресурсы и возможности». В нём он обрисовал существующую ситуацию в российском образовании, обратив внимание присутствующих на опасность сохранения существующей ситуации с неадекватным ресурсным обеспечением основных образовательных программ и низким материальным и социальным статусом преподавателей, с несовпадением структуры подготовки и требованиями потребительского рынка, на необходимость перепроизводства нынешней структуры образования. Сейчас сложилась ситуация, при которой научные школы не имеют ресурсов для воспроизводства, 80 % образовательных программ вузов не основываются на собственных исследованиях и научных разработках, их удельное финансирование не обеспечивает воспроизводство и дальнейшее развитие, хотя постоянно растёт спрос на высшее образование и качественных специалистов. Деньги, которые семьи направляют на получение образования своих детей в школе, почти наполовину не попадают в эти учебные заведения, так как школы не могут предоставлять платные образовательные услуги за пределами учебного плана. Профилизация старших школьных классов ведёт к тому, что школьники лишаются возможности получения универсального образования, так как более 50% учащихся

10–11 классов практически игнорируют предметы, не связанные с выбранным ими профилем обучения. Около 50% выпускников техникумов и ПТУ не получают даже минимальной необходимой профессиональной подготовки для квалификации. Я.И. Кузьминов особо подчеркнул нынешнее положение сельских школ с их неудовлетворительным качеством общего образования по сравнению с массовой школой. Следовательно, задачи реформы образования – адаптация структуры образования к реальным потребностям, восстановление университетской науки (поскольку система образования не может существовать без университетов), достижение минимально необходимого ресурсного наполнения образовательных программ, восстановление на этой основе академических и профессиональных мотиваций преподавателей и учащихся.

Затем состоялось обсуждение доклада: выступавшие высказывали разное мнение по этому вопросу и предлагали пути решения поставленных задач. Критический анализ доклада содержался в выступлении академика РАН Львова Д.С. Он подчеркнул, что данный доклад представляет собой чисто экономический расчёт, который не учитывает человеческого фактора, являющегося основой системы образования. Академик поставил проблему, что процент выделяемый из ВВП на образование является очень невысоким не только по сравнению с другими странами, но и по сравнению с нашей страной двадцатилетней давности. Он заметил, что государство, находящееся на стадии устойчивого экономического развития может вливать деньги в образование через систему кредитования учащихся. После обсуждения доклада ректор МГУ В.А.Садовничий отметил, что никто не отменял статью Конституции, гарантирующую право каждого на получение бесплатного образования, а некоторые аспекты представленного доклада призывают именно к этому. Он прокомментировал дополнения в статью 16 Закона Российской Федерации «Об образовании» и в статью 11 Федерального закона «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» относительно олимпиад. Все присутствующие высказались за то, чтобы поручить Московскому государственному университету им. М.В.Ломоносова разработать поправки и уточнения к данной статье. Данные поправки должны быть переданы на рассмотрение Президенту РФ, в Государственную Думу и Правительству Российской Федерации. Затем Ректор передал слово министру образования и науки РФ Андрею Александровичу Фурсенко, который подчеркнул, что нужно определить социальные и экономические задачи высшего образования.

Юрченко Ольга

РСР в Ярославле

Рабочее заседание Совета Российского союза ректоров состоялось 3 апреля 2004 года в городе Ярославле. На него съехалось около 50 ректоров из большинства регионов России. На заседании присутствовал министр образования и науки Российской Федерации Андрей Александрович Фурсенко.

На заседании Совета ректоров обсуждались вопросы улучшения качества образования, расширения доступности высшего образования (то есть формы и критерии отбора абитуриентов в вузы), налаживание более тесного контакта между высшей школой, наукой и производством, улучшение финансового обеспечения вузов. Президент РСР ректор Московского университета В.А.Садовничий по-прежнему отстаивал точку зрения, что Единый государственный экзамен не приемлем как единственная форма отбора, что в процессе модернизации важно сохранить лучшие традиции высшей школы.

Российский Союз ректоров - общественная организация, добровольное формирование, возникшее в результате свободного волеизъявления ректоров высших учебных заведений, не преследующее в своей деятельности политических целей и не примыкающее к политическим партиям и другим массовым движениям.

Союз создан на Первом Учредительном съезде 25 ноября 1992г. в г.Москве.

В Уставе Союз формулирует свои основные задачи следующим образом: «Определение общих подходов в вопросах политики высшего образования, направленных на дальнейшее совершенствование учебно-педагогического процесса, развитие науки и улучшения материально-техничеcкой базы высшей школы. Согласование интересов различных вузов с целью обеспечения единства системы высшего образования и в то же время доcтижения автономии и академических свобод в каждом вузе в отдельности».

Членами Союза являются 530 ректоров высших учебных заведений России, расположенных на территории большинства субъектов Российской Федерации.

Союз возглавляет Президент, избираемый Съездом сроком на 5 лет с правом переизбрания. С 17 апреля 1994 года этот пост занимает ректор МГУ В.А.Садовничий. Генеральный секретарь РСР – В.А.Семин.

Высшим руководящим органом Союза является Съезд, созываемый, как правило, один раз в год. В период между съездами руководство осуществляет Совет Союза, являющийся постоянно действующим руководящим органом (созывается Президентом Союза по мере необходимости, но не реже одного раза в полгода). Предыдущее заседание Совета РСР прошло 26 февраля (см. № 9 за 2004 год).

Более подробно о заседании Совета Российского Союза Ректоров читайте в следующих номерах нашей газеты.

Первая полоса

К 250-летию МГУ

Пресс-служба

Новости ректората

Вести МГУ

Наши выпускники

Образование

Взгляд на мир

Памятные даты

Флюс

Наш календарь

На главную страницу