№ 38 (4143)
ноябрь 2005

 

П р о г р а м м а
кандидата на пост ректора Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова
академика В.А. Садовничего

МОСКОВСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ: К УСТОЙЧИВОМУ РАЗВИТИЮ

Предлагаемый документ представляет собой программу развития Московского университета в начале XXI века.

Настоящая программа продолжает и конкретизирует в современных условиях идеи сохранения и развития университета, одобренные Советом Ученых советов Московского университета 23 марта 1992 г., 17 сентября 1996 г. и 14 мая 2001 г.

Девиз программы 1992 г. – «Университет должен выжить. Выжить и развиваться». К середине 1996 года эта программа была выполнена. Московский университет, преодолев трудные своей неопределенностью и нестабильностью, полные испытаний и лишений 1992–1996 годы, решил основные проблемы выживания и вышел на качественно новый этап своего развития, который открыл университету новые возможности и перспективы.

Они нашли свое отражение в программе 1996 г. «Московский университет на пороге XXI века». Ее главная цель заключалась в том, чтобы добиться положения, при котором Московский университет, преодолев вместе со страной все сложности текущего времени, вступил бы в новое столетие во всей своей интеллектуальной мощи, сохранив способности к динамичному развитию.

В предвыборной программе 2001 г. были поставлены новые крупные задачи на период подготовки к 250-летнему юбилею Московского университета. В настоящее время эта программа полностью выполнена.


Главная цель предлагаемой программы – обеспечить устойчивое развитие Московского университета в условиях новой экономики и реформы образования и науки. Поэтому данная предвыборная программа называется «Московский университет: к устойчивому развитию».

Важнейшей предпосылкой для постановки такой цели является тот уже очевидный факт, что к настоящему моменту Московский университет стал и по существу, и по форме университетом нового типа, который органично сочетает в себе важнейшие составляющие традиционного классического университета с быстро нарождающимся инновационно-ориентированным сектором.

В этом и заключается основной смысл и результат реформ в высшем, в первую очередь в университетском, образовании. Вряд ли в России найдется хотя бы один университет, в котором произошло так много крупных перемен, как в Московском университете, и который бы при этом остался самим собой.

Создано 12 новых факультетов: факультет фундаментальной медицины, факультет наук о материалах, факультет государственного управления, факультет дополнительного образования, факультет искусств, факультет биоинженерии и биоинформатики, факультет глобальных процессов, факультет мировой политики, Высшая школа бизнеса, Московская школа экономики, Высшая школа перевода, Высшая школа государственного администрирования. Открыты филиалы МГУ в Пущино и Черноголовке, Черноморский филиал в Севастополе, Казахстанский филиал в Астане.

Расширена сеть научно-исследовательских структур Московского университета. Среди созданных за последние годы – Институт математических исследований сложных систем, Институт проблем информационной безопасности, Институт экологического почвоведения и др.

Открыты новые кафедры и лаборатории, новые направления подготовки кадров – бакалавриат и магистратура, новые специальности и специализации.

В настоящее время в Московском университете 30 факультетов, 15 институтов, 377 кафедр, 373 отдела, сектора и лаборатории, 20680 сотрудников, среди них около 250 академиков и членов-корреспондентов РАН и других государственных академий. В МГУ сегодня более 41 тысячи обучающихся, в том числе около 4,5 тысяч аспирантов и докторантов.

Московский университет является самостоятельным бюджетополучателем. МГУ автономен в принятии решений по академическим, научно-организационным, кадровым и финансово-экономическим вопросам.

Московский университет достойным образом представлен во всех важнейших государственных и общественных структурах, разрабатывающих и координирующих программы в области образования и науки: Совете при Президенте РФ по реализации приоритетных национальных проектов, Совете при Президенте РФ по науке, технологиям и образованию, Президиуме Российской академии наук, коллегии Министерства образования и науки РФ, Российском Союзе ректоров, Учебно-методическом объединении по классическому университетскому образованию, Евразийской ассоциации университетов, а также ряде авторитетных зарубежных университетских ассоциаций. У Московского университета конструктивные отношения с обеими палатами Федерального Собрания – Советом Федерации и Государственной Думой.

Все это – результат трудной и самоотверженной работы коллектива Московского университета, который прошел путь от борьбы за элементарное физическое выживание до его превращения, как уже было отмечено выше, в университет нового типа.

Достижение Московским университетом этого нового качества является существенным вкладом в построение в России экономики, основанной на знаниях.

Одно из главных условий успешного развития университета – постоянное пополнение коллективов кафедр и лабораторий молодыми талантливыми людьми. Московский университет стал инициатором разнообразных программ поддержки молодежи. Уже 14 лет успешно реализуется программа ускорения профессионального роста молодых кандидатов и докторов наук «100+100», которая сместила пик в возрастном распределении профессорско-преподавательских кадров с 65 до 50 лет. Шесть лет существует программа «100 стипендий для молодых талантливых преподавателей и научных сотрудников». Уже пять лет в качестве «постдоков» принимаются в докторантуру сразу после защиты диссертации молодые перспективные кандидаты наук.

В области академической политики Московский университет сохранил свои позиции лидера университетского образования. Было обеспечено преподавание на высочайшем уровне и практически по всем основным современным направлениям естественных и гуманитарных наук. В последние годы происходил постоянный рост популярности университета и престижа учебы в нем. Все эти годы конкурс при поступлении непрерывно возрастал и составил в этом году в среднем 5,5 человек на место, а на ряде факультетов превысил 10 человек.

Сегодня, в условиях растущей конкуренции и попыток сделать ЕГЭ единственной формой приема, Московский университет успешно развивает олимпиадное движение и другие формы поиска талантливой молодежи. Все больше школьников из российской глубинки не считают учебу в МГУ несбыточной мечтой. Так, в этом году в МГУ было принято почти две тысячи победителей олимпиад. Важно, что среди всех принятых на первый курс больше половины составляют молодые талантливые ребята, приехавшие к нам из глубинки, из разных регионов России.

Ежегодно Московский университет заканчивает около 6 тысяч студентов, каждый третий из них получает диплом с отличием, почти каждый четвертый продолжает учиться в аспирантуре.

Новые реалии в экономике страны продиктовали необходимость развития в университете контрактной формы обучения. В то же время университет выступает за приоритетность бесплатного образования и соблюдение разумного соотношения между этими формами. В настоящее время студенты и аспиранты, зачисленные в университет на контрактной основе, составляют около 25% от всех обучающихся, при том, что в целом по стране контрактных студентов более 50%.

Диплом Московского университета высоко ценится во всем мире. И это привлекает в МГУ молодежь из многих стран. Общая численность иностранных учащихся в МГУ по различным видам подготовки составляет в течение года более 6 тысяч человек, причем за последние пять лет их число удвоилось. В прошлом учебном году в МГУ обучались иностранные граждане из 93 стран. Около половины иностранных учащихся составляют граждане стран СНГ.

Большую роль в развитии международных связей играют филиалы и представительства Московского университета за рубежом: Черноморский филиал в Севастополе, филиал в Астане, программа юридического образования в Швейцарии, совместная аспирантура с Пекинским университетом, представительство в Университете штата Нью-Йорк. Всего в наших филиалах обучается более 1200 студентов.

На фоне недостаточного финансирования науки в стране и уменьшения более чем в два раза числа работающих в научной сфере, в Московском университете были не только сохранены научные коллективы, обеспечено развитие и пополнение научных школ и осталась неизменной вся система использования научных результатов в обучении, но и созданы условия для того, чтобы в науку пришли молодые талантливые ученые, начали развиваться новые научные направления.

В последние годы в МГУ получен ряд выдающихся результатов в различных областях науки, свидетельствующих о высочайшем научном потенциале Московского университета.

Ежегодно МГУ, побеждая в различных научных конкурсах, программах, выигрывая гранты, включая международные, получает средства, в три–четыре раза превышающие бюджет, выделяемый университету по разделу «наука». Только в текущем году учеными университета в рамках конкурса по федеральной программе «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития науки и техники» получено почти 400 млн. руб.

В течение последних шести лет за счет заработанных университетом внебюджетных средств в МГУ проводится конкурс научных проектов по межфакультетской тематике. Концентрация усилий ученых разных специальностей для решения важнейших задач, лежащих на стыке наук, привела к новым значительным результатам. Общая сумма выделенных на эти проекты внебюджетных средств приближается к 100 млн. руб.

В научных подразделениях Московского университета расширяется инновационная активность. Ряд научных разработок уже нашел применение в создании современных технологий.

Университет осуществляет широкомасштабную программу оснащения факультетов, институтов, кафедр, лабораторий новым научным оборудованием. Закуплена и введена в эксплуатацию первая партия оборудования на 37 млн. евро. В настоящее время реализуется закупка новой партии оборудования на 700 млн. руб.

Новая вычислительная техника позволила создать в Московском университете систему супервычислителей, которая по суммарной производительности (почти полторы тысячи миллиардов операций в секунду) выводит нас в число лидеров этого направления в России.

За последние годы университет сделал колоссальный рывок в развитии своей инфраструктуры. Введен в строй корпус «Б», в котором разместился ряд новых факультетов и научных лабораторий, построено здание Архива, осуществлены масштабные ремонтные работы, включая очистку фасадов, замену коммуникаций, всей кровли над основными зданиями. Приобрел новый вид сквер у памятника Ломоносову. Преобразился наш спортивный комплекс: к имеющимся спортивным площадкам добавился стадион с подтрибунными помещениями, площадь которых составляет около 1 тыс. кв. м, реконструирован манеж. Полностью отремонтирован и переоборудован комплекс университетских столовых. Наши общежития площадью 280 тыс. кв. м отремонтированы на три четверти. Проведен ремонт практически всех основных аудиторий университета. Реконструирован корпус мастерских физического факультета, в котором теперь разместился современный центр коллективного пользования уникальным научным оборудованием.

Воплощается в жизнь крупная программа строительства жилья для сотрудников университета. Построены дома на проспекте Вернадского, Веерной улице. Уже более ста сотрудников получили по этим и другим адресам новые квартиры, и среди них немало молодых специалистов, оставленных на работу по решению Ученого совета МГУ. Начато строительство двух жилых домов по Ломоносовскому проспекту, планируется строительство жилого дома на Красной Пресне, скоро начнется строительство жилого квартала у метро «Университет».

Главным в развитии Московского университета является впечатляющее развитие новой территории. Это – поистине будущее Московского университета. Уже построено, практически за год, великолепное здание Интеллектуального центра – Фундаментальной библиотеки МГУ. Наша уникальная, крупнейшая университетская библиотека сможет, наконец, не только достойно разместить свои богатейшие собрания, но и обслуживать читателей с использованием самых современных библиотечных технологий. В этом здании разместились и оборудованные по последнему слову техники читальные залы, и книгохранилища на пять миллионов томов, и впервые созданный в университете Музей истории МГУ с обширной и интересной экспозицией, Актовый зал, залы заседаний Ученого совета МГУ, конференц-залы.

Этот дворец стал настоящим украшением Москвы, системообразующим зданием новой территории МГУ. Следующий этап – ввод к середине 2007 года университетского Медицинского центра площадью 44 тыс. кв. м и оснащение его новейшим оборудованием, а также строительство новых учебных корпусов площадью более 100 тыс. кв. м каждый, которые откроют для многих факультетов большие перспективы развития. Еще два корпуса для гуманитарных факультетов общей площадью более 100 тыс. кв. м строятся и на уже освоенной территории на Ленинских горах, рядом с I и II учебными корпусами. Идет реконструкция еще нескольких корпусов.

Правительство РФ выделило в этом году 42 млн. долларов на реконструкцию комплекса зданий МГУ на Моховой. Ведутся масштабные работы, которые должны завершиться в 2006 году.

Бюджет Московского университета утверждается законом РФ отдельной строкой. Это требует от нас больших усилий по отстаиванию его в объеме, необходимом для успешной работы университета. Благодаря нашим действиям, бюджет МГУ значительно возрастал год от года. Так, в 2004 году он был утвержден в размере 3,2 млрд. руб., в 2005 году – уже 4 млрд., а на 2006 год запланировано более 5 млрд. руб.

В 2004 году дополнительно к бюджету университет заработал внебюджетных средств на сумму почти 2,5 млрд. руб. Кроме того, за счет нашей активности мы получили дополнительно в 2004 году 1 млрд. руб. на покупку оборудования, реконструкцию зданий на Моховой и другие цели. Таким образом, дополнительно к запланированному мы получили практически еще один бюджет.

Сотрудники Московского университета напрямую ощущают это на себе. В 2004 году они получили 21 надбавку дополнительно к зарплате на общую сумму 819 млн. руб. В 2005 году за 10 месяцев выплачено 18 надбавок на сумму почти 800 млн. руб. Все студенты и аспиранты получали надбавку к стипендии, в 2004 году – на сумму 78 млн. руб., за 10 месяцев 2005 года – 90 млн. руб.

С 1 сентября 2004 года выделяются дополнительные средства в размере 25% стипендиального фонда для особо нуждающихся студентов.

Важная часть социальной программы – культурно-массовая, физкультурная и оздоровительная работа со студентами. В 2004 году в студенческих спортивно-оздоровительных лагерях отдохнули почти две тысячи студентов, а в 2005 году – около двух с половиной тысяч.

Важно, что для реализации социальной программы, включая детский отдых, культурные мероприятия, материальную помощь людям, привлекаются внебюджетные средства. Суммарные социальные выплаты из внебюджетных средств составили в 2004 году около 10,9 млн. руб., а за первое полугодие 2005 года – свыше 14 млн. руб.

Все наши достижения стали возможны благодаря автономии Московского университета, закрепленной в нашем Уставе.

Последние годы в развитии университета – это годы подготовки и празднования 250-летия Московского университета.

Был издан Указ Президента РФ о праздновании 250-летия МГУ, означавший, что юбилею университета придается государственное значение. Состоялось несколько заседаний Оргкомитета под руководством Председателя Правительства и министра образования и науки, были приняты 6 распоряжений Правительства РФ, которые утвердили программу подготовки к юбилею. В числе важнейших мер, отметивших это историческое событие, – установленное для Московского университета соотношение «один преподаватель к четырем студентам», позволившее МГУ решить важнейшую проблему сохранения имеющейся штатной численности сотрудников.

Накануне юбилея был запущен первый университетский спутник «Татьяна», аппаратура которого изготовлена специалистами МГУ. Он и сейчас выполняет обширную научную и образовательную программу, связанную с исследованиями физических процессов в космическом пространстве.

К юбилею МГУ реализовал крупные издательские проекты. Главный из них – «Классический университетский учебник», который включает 250 лучших учебников, написанных ведущими учеными и преподавателями университета. Уже выпущено 170 учебников общим тиражом свыше 600 тысяч экземпляров. Вышли также уникальные книги – трехтомная «Летопись Московского университета», биографические словари «Ученые Московского университета – действительные члены и члены-корреспонденты РАН. 1755–2004» и «Профессора Московского университета. 1755–2004», факультетские энциклопедии и многие другие издания.

У МГУ теперь есть гимн, флаг, герб – геральдические знаки и важные статусные атрибуты, материальные свидетельства нашей истории, которые будут служить важному делу воспитания чувства любви к родному университету.

Были проведены сотни научных мероприятий – научных конференций и симпозиумов, выставок научных достижений, конкурсов научных работ и т. д., ставших своего рода смотром достижений ученых МГУ. Наиболее крупные из них – юбилейные Ломоносовские чтения, Съезд выпускников МГУ, на котором была организована Ассоциация выпускников Московского университета, совместная научная сессия Общего собрания РАН и Ученого совета МГУ, Международная научная конференция «250 лет МГУ им. М.В. Ломоносова», на которой была принята Московская декларация «О роли фундаментальной науки и образования в современном мире», открытие Интеллектуального центра – Фундаментальной библиотеки МГУ с участием Президента РФ, торжественное заседание в Государственном Кремлевском Дворце 25 января.

Празднование 250-летия МГУ подтвердило высокий авторитет Московского университета в стране и за рубежом. В эти дни фактически состоялся мировой форум научного и образовательного сообщества. В юбилейных торжествах участвовали представители 217 зарубежных учебных и научных центров и организаций из 90 стран, более 400 ректоров университетов России. Всего в праздничных мероприятиях приняло участие более 10 тысяч человек. Только спонсорский вклад в подготовку юбилея и реализацию различных программ Московского университета оценивается почти в 80 млн. руб. В дар университету была передана уникальная коллекция агатов, аметистов, находящаяся сейчас в Музее истории МГУ.

Люди Московского университета восприняли юбилей МГУ как свой личный праздник. Практически все сотрудники получили благодарственное письмо ректора, студенты – юбилейный студенческий билет. Более шести с половиной тысяч человек были награждены юбилейным нагрудным знаком «250 лет МГУ им. М.В. Ломоносова», более трехсот человек – нагрудным знаком «Почетный работник высшего профессионального образования Российской Федерации», более пятисот – Почетной грамотой Министерства образования и науки, около ста пятидесяти сотрудников МГУ награждены орденами, медалями и другими Государственными наградами Российской Федерации.

Судьба Московского университета тысячами нитей неразрывно связана с судьбой отечественной системы образования, науки и культуры, жизнью сотен тысяч людей, с историей нашего общества и государства. Символично, что день учреждения Московского университета – Татьянин день – Указом Президента России с этого года объявлен общероссийским праздником – Днем российского студенчества. Это не только высокая честь и заслуженная дань великому прошлому Московского университета, но и государственный и общественный кредит доверия университету на будущее.

За Московским университетом – 250 лет славной истории выдающихся свершений. Весь положительный опыт прошлого, наши традиции, которые мы бережно храним, должны помочь нам в решении новых задач, которые ставит перед университетом время.

На заседаниях Ученых советов подразделений были разработаны и приняты концепции развития факультетов и институтов. Исходя из них, определяется и стратегия развития университета. Ключевым ее звеном является освоение новой территории.

Это – в первую очередь строительство новых учебных корпусов, создание новых межфакультетских лабораторий, расширение направлений подготовки специалистов и научной тематики. Сейчас общая площадь аудиторного фонда Московского университета составляет 300 тыс. кв. м. Притом, что в МГУ обучается 41 тысяча человек, университет испытывает острую необходимость в расширении площадей для занятий. Строительство корпусов на новой территории позволит увеличить площадь для учебного процесса в два раза.

Решение этой грандиозной задачи в ближайшие годы выведет Московский университет в число крупнейших университетов мира. Сохраняя при этом фундаментальность и высокий уровень образовательных стандартов, МГУ займет достойное место среди бесспорных лидеров университетского образования в мире.

В области образовательной деятельности сегодня главное – создание действенной системы поиска талантов и обеспечение равного доступа к качественному университетскому образованию, повышение уровня образования и сохранение его фундаментальности с учетом современного состояния и тенденций развития науки, совершенствование системы дополнительного образования с целью наиболее адекватного ответа на запросы общества.

Действующая лицензия предполагает обучение в МГУ до 40 тысяч студентов очной формы обучения. В то же время потенциал университета позволяет увеличить контингент студентов до 100 тысяч человек, прежде всего за счет увеличения приема на контрактные формы обучения, второго и дополнительного образования, повышения квалификации, стажировок, других образовательных услуг, в том числе путем развития системы льготных образовательных кредитов.

Количественный рост для нас не самоцель. Задача состоит в том, чтобы у каждого молодого человека, стремящегося в университете к фундаментальным знаниям, была возможность получить качественную подготовку, отвечающую современному уровню развития науки. При этом мы должны сохранить все преимущества вариативного, разностороннего и, самое главное, не обезличенного отбора абитуриентов. Поиск талантливых ребят по всей России – наша прямая обязанность. И, конечно, один из главных приоритетов для нас – бесплатность образования, гарантированная Конституцией.

Мы должны шире развернуть и возглавить олимпиадное движение в стране. Необходимо более активно участвовать в повышении уровня региональных олимпиад и в привлечении в МГУ их победителей, существенно расширить географию новых олимпиад «Ломоносов» и «Покори Воробьевы горы» и сделать их поистине всероссийскими.

Мы должны сделать МГУ более популярным и необходимым людям. Важная роль в этом отводится дополнительному образованию, которое призвано более широко открыть университет обществу. Именно на этом пути мы сможем реализовать важнейший принцип современности «образование для всех». Необходимо создать в университете центр дистанционного образования, различные центры помощи и консультирования. Следует создать условия, при которых знания и опыт наших медиков, юристов, психологов, ученых других специальностей смогут быть востребованы теми, кто в этом нуждается. Начать можно с активной работы с учительством, создания авторитетных центров повышения квалификации учителей, переквалификации, организации летних курсов по всем университетским предметам. Вообще, школа – прямая забота Московского университета. И эту работу надо начинать уже сейчас.

Московский университет должен представлять собой гармоничное сочетание традиционных факультетов, составляющих, так сказать, ядро университета, готовящих все более широкий круг специалистов с фундаментальным образованием, с системой школ, программ, проектов, центров, в которых ведется практически индивидуальная подготовка небольшого количества студентов по наиболее актуальным направлениям науки, в соответствии с меняющимися потребностями общества. Выстраивание такой системы, непрерывный поиск нового – одна из главных перспектив развития университета. Московский университет обязан в любой области, где мы можем быть лидерами – в математике и физике, биологии и химии, филологии и истории, других науках – не откладывая, вести такую специальную подготовку либо на специализированных потоках, либо в новых, созданных для этого структурных подразделениях. Все выпускаемые нами специалисты должны соответствовать высшим мировым стандартам.

Время требует новых форм взаимодействия университета с промышленностью и бизнесом. Одна из интересных перспектив – создание совместно с ведущими российскими компаниями так называемых корпоративных университетов, готовящих высококлассных менеджеров и специалистов по прорывным, новейшим технологиям на базе фундаментального университетского образования. В современных условиях наши выпускники должны уметь ставить задачи, управлять процессами, просчитывать последствия.

Современная парадигма образования – «образование для устойчивого развития» – требует подготовки эффективных специалистов, умеющих принимать решения и добиваться успеха.

В условиях реформирования российской системы образования Московский университет должен сохранить свою активную принципиальную позицию, причем не только оппонируя непродуманным предлагаемым решениям, но и выдвигая свои предложения в области образовательной политики, в том числе в связи с интеграцией России в единое мировое образовательное пространство. Важно усилить роль университета, профессиональных сообществ при обсуждении предложений по структуре и содержанию основных образовательных программ, по созданию новых государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования при обязательном сохранении их фундаментальной составляющей.

В области научной и научно-инновационной деятельности мы должны сосредоточить усилия на решении наиболее крупных, определяющих развитие науки задач, шире использовать имеющиеся в университете возможности междисциплинарных исследований.

Наступило время, когда Московский университет может и должен сформулировать ряд крупных, амбициозных научных проектов (например, «Здоровье нации», «Космос», «Природа разума» и другие), имеющих определяющее значение для развития науки и жизни общества в целом, и сконцентрировать на этих проектах талантливых исследователей и материальные ресурсы. Наша политика поддержки научной молодежи, конкурсного финансирования междисциплинарных проектов, переоснащения лабораторий новейшим оборудованием, интеграция с Академией наук должна быть направлена в первую очередь на осуществление таких проектов.

Необходимо разработать программы поддержки тех ученых Московского университета, которые получили крупные научные результаты, замеченные в мировом сообществе. Их достижения должны обсуждаться на Ученых советах, а сами исследователи – получать всемерную поддержку.

Требует расширения координация инновационной деятельности. Большую роль в этом призваны сыграть Научный парк и Центр трансфера технологий, а также вновь созданные структуры – корпоративные университеты. При этом следует сконцентрировать усилия на развитии так называемых критических технологий в рамках приоритетных научных направлений. Выдающиеся результаты ученых Московского университета в таких областях, как изучение человека, исследование космоса, информационные технологии, нано- и биотехнологии и других, должны быть доведены до практических применений.

Московский университет может взять на себя инициативу проведения первых в России фестивалей науки. Эти форумы способны решить две задачи – объединение усилий ученых на решении важнейших высокотехнологичных задач и демонстрация обществу последних достижений и возможностей науки.

Состояние науки и образования сегодня требует интенсивного развития научной инфраструктуры. Учебный процесс и исследования наших ученых необходимо проводить на самом современном оборудовании. Программа оснащения университета новейшим учебно-научным оборудованием должна быть продолжена.

В ближайшие годы будет завершена первая очередь освоения новой территории, включающая в себя библиотеку, Медицинский центр, учебные корпуса. Следует незамедлительно переходить к реализации второй очереди, основу которой составят корпуса для междисциплинарных научных исследований в прорывных направлениях. Таким образом, на новой территории, на второй линии за учебными корпусами, вырастут здания для межфакультетских лабораторий, в том числе содержащие так называемые «чистые комнаты», оснащенные новейшим оборудованием.

Для осуществления такой грандиозной образовательной и научной деятельности необходима современная информационная структура университета. К настоящему времени завершено создание первой очереди информационной системы управления университетом. Впереди – огромная работа всего университета по переходу на современные способы организации управления.

Главное в университете – его люди: профессора, преподаватели, научные сотрудники, все работающие в нем, аспиранты и студенты. Кадровая политика Московского университета, наши социальные программы будут направлены на создание таких условий, при которых каждый мог бы наиболее полно реализовать свой потенциал, каждый член университетского коллектива чувствовал бы себя защищенным. Это относится ко всем возрастным категориям.

Помимо существующих программ поддержки молодых ученых и преподавателей («100+100», «100 стипендий», «постдоки»), необходимо развивать для них и новые программы, включающие научные стажировки, премии за конкретные научные результаты и т. д.

Для преподавателей и сотрудников среднего возраста также должны быть разработаны специальные программы, предполагающие командирование на научные конференции, в ведущие научные центры для выполнения совместных исследований и другие формы материального поощрения. В частности, предлагается ввести 150 премий значительного размера для поощрения студентов, аспирантов, преподавателей, научных сотрудников, профессоров, добившихся конкретных выдающихся результатов в последние год или два.

Предмет нашей особой заботы – заслуженные работники. Университет может и должен достойно отметить их многолетний самоотверженный труд.

В ближайшие годы мы завершим строительство еще нескольких жилых домов, и новые квартиры получит значительное число наших сотрудников.

Впереди реализация еще одной важной задачи – строительство новых общежитий для студентов, нового студенческого городка на месте уже устаревших пятиэтажек за Мичуринским проспектом. Соответствующее предложение и технико-экономическое обоснование уже разрабатываются. Завершение этого проекта создаст нашим студентам условия, достойные лучшего университета страны.

В области международных связей необходимо укреплять сотрудничество с ведущими университетами мира и другими учебно-научными центрами, международными образовательными организациями для расширения академической мобильности студентов, аспирантов, преподавателей и научных сотрудников. На каждом факультете и в институте следует разработать и утвердить на Ученых советах программу зарубежных стажировок, подкрепленную соответствующим финансированием из внебюджетных средств.

Мы должны довести число иностранных студентов до четверти всех обучающихся в МГУ, обращая особое внимание на подготовку на высших ступенях образования – в магистратуре и аспирантуре, на привлечение студентов из стран СНГ, а также на открытие новых филиалов за рубежом.

Поставленные задачи могут быть успешно решены при условии совершенствования системы управления и демократизации всех сторон жизни университета.

Одним из шагов в этом направлении призван стать такой коллективный орган, как профессорские собрания на факультетах и в институтах, которые должны аккумулировать лучшие идеи и предложения, касающиеся жизни кафедры, факультета и университета в целом, и вырабатывать в ходе их обсуждения общественное мнение.

Грандиозные перемены в жизни Московского университета требуют внесения изменений в наш Устав. Ученому совету предстоит большая работа по подготовке проекта новой редакции Устава для принятия его Советом Ученых советов (Конференцией) МГУ.

Основу университета составляют его студенты, которые должны быть окружены в его стенах любовью и заботой и иметь возможность впитать вместе с науками особый, незабываемый дух Alma mater. Заслуживает всемерной поддержки развитие студенческого самоуправления и расширение участия студентов в жизни университета. Им под силу проведение конференций «Ломоносов», Татьяниного дня – Дня российского студенчества, студенческих фестивалей и многих других мероприятий.

Студенческие инициативы по оказанию конкретной помощи регионам, школам, детским домам, приютам – серьезный шаг в гражданском становлении молодых. Одним из конкретных дел может стать проведение студенческих практик в регионах, оказание им шефской помощи по правовым, административным и другим вопросам.

Воспитание молодежи в совместных делах в духе преданности Университету и Отечеству – залог преемственности поколений и гарантия того, что и в будущем Московский университет останется флагманом отечественного образования и надеждой России.


Московский университет уже сейчас занимает лидирующие позиции в мировом образовательном пространстве. В нем создана стабильная и комфортная обстановка. Университет оказывает серьезное влияние на политику в области образования и науки в стране. В ближайшее время Московский университет, укрепляя свой международный авторитет, откроет новые филиалы в других странах.

Будущее МГУ определяется тем, насколько быстро и успешно мы сможем реализовать намеченные планы нашего дальнейшего развития.

Мы обязаны подняться на качественно новую ступень развития образования, осваивать и эффективно использовать все возможности, предоставляемые новейшими технологиями. Мы должны обеспечить непрерывное фундаментальное образование высочайшего уровня, отвечающее современным потребностям как общества в целом, так и отдельно взятой личности.

Мы обязаны создать такие условия для научной деятельности, которые позволяют сохранять и развивать научные школы, добиваться выдающихся новых научных результатов.

Мы обязаны создать инновационную инфраструктуру, способную превращать эти результаты в новейшие технологии.

Мы обязаны вести себя активно, наступательно на мировом рынке образовательных услуг, укреплять позиции МГУ как признанного в мире лидера университетского образования с большим числом иностранных учащихся.

Мы обязаны сделать университет более открытым обществу. Помогая обществу, мы можем рассчитывать на ответную помощь и поддержку.

Мы обязаны улучшить управление университетом, опираясь на демократизацию университетской жизни и добиваясь оптимизации управленческой деятельности.

МГУ занимает свое, особое место в образовании, в науке, в жизни общества. И эта уникальная роль Московского университета, его место в неформальной табели о рангах принадлежат ему не по праву первородства, а по заслугам всех, кто работал и учился в Московском университете, его замечательных профессоров и преподавателей, выдающихся ученых, всех его выпускников, прославивших университет. Сегодня все мы продолжаем святое дело служения образованию, науке и культуре, служения Отечеству, которое нам завещали наши великие предшественники. От нашей верности традициям, помноженной на творческий поиск нового и самоотверженную работу, зависит устойчивое развитие Московского университета, его будущее, будущее науки и образования России.

ПОЛОЖЕНИЕ О ПОРЯДКЕ ПРОВЕДЕНИЯ ВЫБОРОВ РЕКТОРА МОСКОВСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА ИМ. М.В.ЛОМОНОСОВА

1. Выборы ректора МГУ проводятся в соответствии с законом Российской Федерации «Об образовании», Федеральным законом «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», Указами Президента РФ «Об особо ценных объектах культурного наследия народов Российской Федерации», «О Московском государственном университете им. М.В. Ломоносова», Уставом МГУ им. М.В. Ломоносова и настоящим Положением. Ректором МГУ может быть избран профессор, проработавший по основному месту работы в Московском университете не менее пяти последних лет. Выборы ректора проводятся на заседании Совета Ученых советов (Конференции) МГУ путем тайного голосования.

2. Выборы ректора МГУ в соответствии с решением Ученого совета МГУ проводятся 18 ноября 2005 года на заседании Совета Ученых советов (Конференции) МГУ. Совет Ученых советов МГУ полномочен проводить выборы ректора, если на его заседании присутствует более 50% списочного состава Совета Ученых советов МГУ.

3. Подготовку и проведение выборов ректора МГУ, а также контроль за соблюдением настоящего Положения осуществляет комиссия по проведению выборов ректора, созданная по решению Ученого совета МГУ. Право выдвижения кандидатов на должность ректора МГУ принадлежит факультетам и институтам Московского университета. Выписки из протоколов заседаний, письменное заявление кандидата о согласии участвовать в выборах и его программа деятельности представляются в комиссию по проведению выборов ректора МГУ не позднее 11 ноября 2005 года.

4. 11 ноября 2005 года комиссия по проведению выборов ректора МГУ проверяет соответствие порядка выдвижения кандидата требованиям настоящего Положения и принимает решение о регистрации кандидата либо об отказе в регистрации. По итогам регистрации кандидатов комиссия составляет соответствующий протокол. Список кандидатов на должность ректора МГУ доводится через средства массовой информации Московского университета до сведения коллектива МГУ. Каждому зарегистрированному кандидату на должность ректора МГУ комиссией по проведению выборов выдается удостоверение.

5. Время с 12 ноября по 16 ноября 2005 года предоставляется кандидатам для разъяснения в коллективе Московского университета своей программы деятельности. Комиссия по проведению выборов ректора МГУ обеспечивает всем зарегистрированным кандидатам равные возможности доступа к средствам массовой информации Московского университета.

6. Голосование на выборах ректора МГУ проводится на заседании Совета Ученых советов (Конференции) МГУ 18 ноября 2005 года. Форма и текст избирательного бюллетеня утверждаются комиссией по проведению выборов. Число избирательных бюллетеней должно быть равно списочному составу членов Совета Ученых советов МГУ. На обороте каждого избирательного бюллетеня ставятся подписи председателя и секретаря комиссии. Каждый член Совета Ученых советов голосует лично, голосование за других лиц не допускается. Избирательные бюллетени выдаются персонально членам Совета Ученых советов по предъявлении служебного удостоверения или другого документа, удостоверяющего их личность. Члены Совета Ученых советов расписываются в получении избирательного бюллетеня. Заполнение избирательного бюллетеня производится в специально оборудованных местах для тайного голосования. Подсчет голосов членов Совета Ученых советов начинается сразу после окончания голосования и проводится без перерыва до установления итогов голосования. Перед началом подсчета голосов председатель комиссии по выборам ректора МГУ совместно с другими членами комиссии подсчитывает и погашает неиспользованные избирательные бюллетени, оглашает их число, которое заносится в протокол комиссии. Затем на основании списков членов Совета Ученых советов МГУ устанавливается число членов Совета Ученых советов МГУ, получивших избирательные бюллетени, и, соответственно, число выданных избирательных бюллетеней. Эти данные оглашаются и заносятся в протокол. После этого председатель комиссии и секретарь комиссии проверяют сохранность пломб на урнах для голосования и вскрывают их. Подсчет голосов осуществляется членами комиссии по выборам ректора МГУ на основе избирательных бюллетеней, находившихся в урнах для голосования. При подсчете голосов комиссия по выборам ректора МГУ признает недействительными бюллетени, по которым невозможно установить волеизъявление членов Совета Ученых советов МГУ, в том числе бюллетени, в которых оставлены фамилии более одного кандидата, а также избирательные бюллетени неустановленной формы. К ним относятся бюллетени, изготовленные не по установленному комиссией по проведению выборов ректора МГУ образцу, иной по сравнению с утвержденным текст, а также бюллетени, не заверенные подписью председателя и секретаря комиссии. Эти бюллетени отделяются от остальных, и их число указывается в протоколе. После подсчета голосов членов Совета Ученых советов МГУ комиссия по проведению выборов ректора МГУ составляет протокол об итогах голосования. В протоколе об итогах голосования указываются следующие данные: общее число списочного состава членов Совета Ученых советов МГУ; число зарегистрировавшихся членов Совета Ученых советов МГУ; число выданных избирательных бюллетеней; число погашенных избирательных бюллетеней; число бюллетеней, оказавшихся в урнах для голосования; число действительных избирательных бюллетеней; число бюллетеней, признанных недействительными; число голосов, поданных за каждого кандидата, включенного в избирательный бюллетень.

Далее в протоколе указывается одно из следующих решений:

– признание избранным кандидата на должность ректора МГУ;

– признание выборов несостоявшимися.

Протокол подписывается всеми присутствующими членами комиссии по проведению выборов ректора МГУ и утверждается Советом Ученых советов МГУ.

7. Голосование считается состоявшимся, если в нем приняло участие (получили бюллетени для голосования) более 50% списочного состава Совета Ученых советов МГУ. Избранным считается кандидат, который получил более 50% голосов от числа членов Совета Ученых советов МГУ, принявших участие в голосовании. Число членов Совета Ученых советов МГУ, принявших участие в голосовании, определяется по числу избирательных бюллетеней, обнаруженных в урнах для голосования. В случае, если в выборах участвуют один или два кандидата и ни один из них не получил необходимого для избрания числа голосов, выборы признаются несостоявшимися, и Совет Ученых советов МГУ назначает проведение повторных выборов ректора МГУ. В случае, если в выборах участвуют три или более кандидатов и ни один из них не получил необходимого для избрания числа голосов, на том же заседании Совета Ученых советов МГУ проводится второй тур голосования. Во втором туре голосования участвуют два кандидата, получившие в первом туре голосования наибольшее число голосов. В случае, если во втором туре ни один из кандидатов не получит необходимого для избрания числа голосов, выборы признаются несостоявшимися, и Совет Ученых советов назначает проведение повторных выборов.

8. Ректор Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова, избранный в соответствии с настоящим Положением, вступает в должность в торжественной обстановке 21 ноября 2005 года. Комиссия по выборам выдает ректору МГУ удостоверение о его избрании. Действующий ректор Московского университета исполняет свои полномочия до вступления в должность вновь избранного ректора МГУ.

О нашем студенте замолвлено слово

О чем студенческий профактив беседовал с ректором МГУ В.А. Садовничим?

Первого ноября в рамках Учебы студенческого актива университета состоялась учебно-практическая конференция «Студенческие профсоюзы, их роль и место в жизни МГУ» с участием ректора Московского университета. Подробнее о самой учебе мы расскажем вам в следующих номерах, а сегодня остановимся именно на диалоге В.А. Садовничего со студентами.


Учеба студенческого профактива – дело традиционное, происходящее каждый год, но в этом году студенческая комиссия профкома МГУ реализовала новую идею – учебно-практическую конференцию. Конференции это уже не эстафета по передаче знаний от старшего поколения новому активу – это реальный диалог и живая дискуссия по волнующим всех темам. И особенно важно то, что в стороне от дискуссии не осталось высшее руководство университета. В.А. Садовничий нашел возможность отложить другие важные дела и выделил несколько часов своего времени на общение с самыми активными студентами МГУ.

Не остались в долгу и инициаторы встречи: студенты готовились к ней целый день, подробно обсуждая и прорабатывая вопросы, которые им хотелось бы поднять перед ректором университета. Ректора МГУ студенты встречали не с пустыми руками: более двадцати человек выстроились в колонну по пути Виктора Антоновича от машины до входа в конференц-зал с плакатами, на которых были кратко изложены итоги работы Студенческой комиссии за последний год. Среди них – и организация отдыха студентов в период зимних и летних каникул (несмотря на неблагоприятные изменения законодательства), и адресная выплата материальной помощи, и участие профкома в юбилейных мероприятиях, и многое другое. Особенно хочется отметить, что в этом году заместитель председателя ОПК МГУ по работе со студентами В.Л. Марченко избран в Президиум Студенческого координационного Совета ЦК Профсоюза образования и науки РФ. МГУ – единственный университет страны, за которым место в Президиуме закреплено персонально!

Началась конференция с выступления председателя ОПК МГУ И.Б. Котлобовского, который предоставил слово представителям Студенческой комиссии. Было сделано четыре доклада, каждый из которых затрагивал вопросы, являющиеся основополагающими для студенческой жизни всего университета. В.Л. Марченко рассказал о правовых и социальных гарантиях законодательства РФ для учащихся и о социальном партнерстве как об основном методе работы профсоюза по реализации этих гарантий. О.Ю. Миронюк (физический факультет) осветила социальные программы ОПК МГУ и подробно остановилась на разработанной и функционирующей более 10 лет в МГУ системе адресной помощи студентам. Тема выступления Н.Ю. Чаплина (юридический факультет) звучала как «Значение внеучебной и воспитательной работы для Московского университета. Место профсоюзов в этой работе». Кстати, Н.Ю. Чаплин – единственный член Федеральной аккредитационной коллегии, представляющий учащихся России. И.А. Куров (факультет ВМиК) предложил критерии оценки эффективности использования целевых бюджетных средств, поступающих в Московский университет для работы со студентами.

Двумя важнейшими вопросами, всегда интересующими студентов, являются функционирование столовых и общежитий МГУ. Было решено, что специально созданные в рамках студенческой комиссии группы студентов возьмут на себя координацию взаимодействия администрации и учащихся по решению тех или иных вопросов. Координатором группы по питанию назначен Д.И. Казаков (социологический факультет), а группы по общежитиям – А.Ю. Чабанова (экономический факультет). Состоялась первая встреча актива с начальником Управления общежитиями МГУ А.А. Водолазским, запланирован круглый стол с директором комбината питания Л.П. Киселевой.

Учитывая особую значимость для студентов вопросов учебно-правовой направленности, при подготовке к конференции студенческой комиссией ОПК инициированы встречи с проректором МГУ В.В. Мироновым и его заместителем В.А. Трифоновым. По итогам этих встреч было решено много вопросов, а также была сформирована стипендиальная группа при ОПК МГУ, которая будет входить в стипендиальную комиссию МГУ. Именно к представителям этой группы могут обратиться студенты, у которых возникают вопросы по назначениям и выплатам академических или социальных стипендий.

В своем ответном выступлении В.А. Садовничий отметил важность встречи со студентами и серьезность интересующих их проблем. Основным событием конференции стали ответы ректора на вопросы студентов. Они подразделялись на несколько категорий. Ряд вопросов касался государственных реформ в области образования. Во-первых, это введение адресных выплат стипендий отличникам и остро нуждающимся студентам, сокращение стипендий остальным студентам, а также сокращение бюджетных мест для студентов. Как оказалось, такая программа уже разрабатывается Правительством, но о сроках ее принятия пока говорить рано. По поводу реформы военного образования Виктор Антонович отметил, что МГУ удалось сохранить у себя военную кафедру, и пообещал, что места на ней хватит для всех желающих. Не изменится и отдельный статус МГУ в государственном бюджете: университет и впредь будет финансироваться отдельной строкой.

Второй блок вопросов был посвящен жизни студентов в университете. Ректор пообещал, что построенная в этом году Фундаментальная библиотека начнет полностью функционировать уже в конце этого года, чтобы студенты МГУ смогли полноценно подготовиться к зимней сессии. Виктор Антонович также пообещал открыть в ближайшее время университетский профилакторий, который функционировал много лет, но последнее время был закрыт на ремонт. При этом сначала он будет работать не на полную мощность, чтобы можно было выяснить, насколько он востребован и необходим. Был задан вопрос о работе 202-й поликлиники: в ней проходят лечение как студенты, так и сотрудники университета, и это создает определенные сложности. Ректор пообещал выработать оптимальную схему и обсудить с руководством поликлиники возможность выделения специальных часов приема только для студентов МГУ.

Очень важным вопросом был вопрос о работе Комбината питания и других точек общепита в университете. В.А. Садовничий согласился с тем, что они не совсем справляются со своей задачей, недостаточно удовлетворяя требованиям университета, особенно по стоимости питания. В связи с этим он поддержал предложение Студенческой комиссии создать специальную комиссию из студентов, которая бы следила за качеством питания и обслуживания в столовых университета и вовремя сообщала обо всех нарушениях в их работе.

Несомненно, всех очень волновал вопрос о том, сохранится ли студенческий отдых на зимних и летних каникулах. Тут ректор обрадовал собравшихся, пообещав, что несмотря ни на какие изменения в законодательстве, студенты МГУ всегда будут иметь возможность отдыхать как во время зимних, так и летних каникул!

Возвращаясь к общежитиям, Виктор Антонович сказал, что уже разработан план, по которому вместо семи корпусов ФДС за Мичуринским проспектом будут построены новые современные здания общежитий, в которых смогут разместиться не только те, кто сейчас проживает в ФДС, но и другие студенты: через несколько лет их количество в университете должно существенно возрасти.

О строительстве новых спортивных сооружений и ремонте существующих ректор МГУ сказал, что деньги на это есть, что произведен ремонт уже практически всего спортивного городка и что на новой территории также предусмотрены игровые площадки и несколько спортивных корпусов. При этом университет берется также поддерживать студенческий спорт и финансировать соревнования, проходящие в рамках МГУ.

Но самый серьезный блок вопросов относился к учебному процессу в университете. В.А. Садовничий не согласился с серьезностью проблемы того, что на многих факультетах нарушается пункт Коллективного договора о максимальном количестве зачетов и экзаменов в сессию (12). По его мнению, в каждом конкретном случае администрация и студенты должны совместно принимать решения, сколько предметов нужно выносить на экзамены. А вот с проблемой преподавания английского языка на естественных факультетах он обещал разобраться, предложив Студенческой комиссии провести анализ ситуации и выработать возможные решения этого давно назревшего вопроса. Он также успокоил студентов физфака и мехмата, обеспокоенных появлением в средствах массовой информации сведений о грядущем резком сокращении набора по математическим и физическим специальностям, заметив, что выпускники этих факультетов наиболее востребованы в отечественном бизнесе и заграницей.

В заключении конференции Виктор Антонович вручил почетные грамоты наиболее активным членам студенческого профсоюзного движения. Их обладателями стали: Данила Казаков – социологический факультет, Родион Панин – химический факультет, Анна Прокопенко – биологический факультет и Алексей Осипов – физический факультет.

В итоге конференция прошла в духе взаимопонимания и взаимоуважения. Была сделана общая фотография ректора со студентами и множество индивидуальных фотографий. Было решено, что, начиная с этого года, проведение подобных конференций станет традиционным. Большое удовлетворение от общения с ректором получили и студенты. В результате было принято решение поддержать кандидатуру Виктора Антоновича Садовничего на выборах ректора Московского университета 18 ноября 2005 г.

В комиссию Ученого Совета МГУ по выборам ректора Московского университета

Обращение

Мы, представители студенческих комиссий профкомов факультетов Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова, по поручению 150 участников учебно-практической конференции «Роль и место студенческих профсоюзов в жизни Московского университета», от имени двадцатичетырехтысячного коллектива студентов и аспирантов – членов нашей профсоюзной организации, делегировавшего нам на это полномочия, считаем:

1. За период 1992–2005 годы Московский университет под руководством ректора В.А. Садовничего убедительно продемонстрировал, что студенчество – это его главный приоритет. Именно для высокой цели формирования нового поколения россиян наш университет стойко преодолевал все лишения постперестроечного периода. Именно ради нас, студентов и аспирантов, преподаватели университета самоотверженно трудятся на невысоких зарплатах и отказывают себе и своим семьям в более достойном уровне жизни.

Мы понимаем, что именно поддержка и авторитет ректора все эти годы сплачивал коллектив Московского университета.

Мы это высоко ценим и поддерживаем!

2. Только благодаря принципиальной позиции нашего ректора В.А. Садовничего, большинству нынешних студентов России удается получать образование за счет государства, а не сидеть на шее у родителей. Зачастую, оставаясь один на один с «реформаторами» высшей школы, В.А. Садовничий проявлял личное мужество и высокую гражданскую позицию, заботясь не о своем личном интересе, а радея за общее важное государственное дело.

Мы это понимаем и берем с него пример!

3. Открытие новых факультетов, строительство научной библиотеки и учебных корпусов, программы поддержки молодых ученых, обновление приборной базы в студенческих практикумах, ежемесячные надбавки к стипендиям, студенческие зимние и летние лагеря, крупнейшая студенческая научная конференция «Ломоносов», традиционные студенческие праздники, ремонт столовых и общежитий, реконструкция спортивных объектов, материальная поддержка нуждающихся, отдельная студенческая поликлиника, финансирование студенческих практик… Список можно продолжать до бесконечности. Он не требует комментариев – это реальные дела ректора МГУ В.А. Садовничего.

Мы гордимся ректором и его делами!
1. Студенческое сообщество Московского государственного университета всецело поддерживает итоги деятельности ректора В.А. Садовничего.

2. Мы выступаем с инициативой выдвинуть кандидатуру академика РАН Виктора Антоновича Садовничего на должность ректора в ноябре 2005 года.


Председатель конференции, председатель ОПК МГУ И.Б. Котлобовский.
Председатель студенческой комиссии ОПК МГУ В.Л. Марченко.
От студенческой комиссии ОПК: Е.В. Лученецкая, О.Ю. Миронюк, Н.Ю. Чаплин, А.Ю. Ломтева.
Уполномоченные представители студенческих комиссий профкомов факультетов МГУ: биоиженерии и биоинформатики – С. Ненчук; биологический – А.В. Прокопенко; вычислительной математики и кибернетики – И.А. Куров; географический – М.А. Зубов; геологический – Н.М. Ревяко; Институт стран Азии и Африки – О.В. Комисарова; исторический – Д.Ю. Манушина; механико – математический – А.Н. Попов; почвоведения – С.А. Махов; психологии – Ю.Е. Выскребенцева; социологический – Д.И. Казаков; государственного управления – А.Ю. Головкина; физический – А.С. Осипов; филологический – И.Г. Титова; философский – Л.Ф. Абубекерова; иностранных языков – О. Леванов; наук о материалах – А.А. Грошева; фундаментальной медицины – И.А. Тулина; химический – Р.В. Панин; экономический – А.Ю. Чабанова; юридический – Н.А. Любутов.

Первая полоса

Редакторская колонка

Вести МГУ

Поздравляем

Мир науки

Повестка дня

Взгляд на мир

Новости Москвы

Спорт

Размышления, максимы, афоризмы

Флюс

На главную страницу