14 (4034)
апрель 2003

Студенческая хоровая весна - 2003

Что такое "Фестос"? Это ежегодный фестиваль студенческого творчества, который проводится в Москве уже в 10-й раз!

Что такое "Фестос"? Это творчество во всех его проявлениях! Номинаций масса: "Бальный танец" и "Фольклорная академия", "Инструментальная музыка" и "Весенний кубок КВН", "Тележурналистика" и "Студенческий РОК". Конкурсы проходят на разных площадках Москвы, жюри фестиваля "не покладая рук" смотрит, смотрит и оценивает… Чтобы описать все, не хватило бы и целой газеты (фестиваль проводится с 26 марта по 25 апреля). Я расскажу только об одной из номинаций - "Студенческая хоровая весна". Выбрать именно эту номинацию я решила вот почему: об увлечении молодежи роком или, например, жанром КВН известно всем. А вот о том, что до сих пор, несмотря на все жизненные трудности, продолжает существовать большое количество студенческих хоровых коллективов, знают, пожалуй, немногие. На "Фестосе" на суд жюри представили результаты своего труда 27 певческих коллективов различных учебных заведений Москвы (в том числе и хор МГУ под руководством М.С.Аскерова, один из старейших в Москве). Вдумайтесь в эту цифру - 27! Кто бы мог подумать, что сейчас столько студенческого народа увлекается хоровым пением в Первопрестольной.

Захотелось поговорить с кем-то, кто знает всю эту "кухню" изнутри. Решаюсь задать несколько вопросов председателю творческой комиссии фестиваля заслуженному деятелю искусств России В.Л.Живову (который, между прочим, уже 35 лет является руководителем одного из ведущих хоровых коллективов столицы - хора МГТУ им. Н.Э.Баумана "Gaudeamus").

- Владимир Леонидович, что вы можете сказать о распространенности хорового пения в студенческой среде?

- Университеты и другие учебные заведения всегда были центрами светского хорового пения. Издавна ни одно студенческое собрание, а тем более застолье не обходилось без совместного пения. Ведь пение, и в том числе хоровое, - самый доступный вид музицирования. В отличие от других его видов оно не требует ни большой специальной подготовки, ни инструмента. Инструмент пения - голос - всегда в нашем распоряжении, а координация между слухом и голосом, недостатки которой часто принимают за отсутствие музыкального слуха, в хоре легко исправляется. К тому же человек, поющий в хоре, испытывает особое удовольствие от совместного пения. В хоровом исполнительстве воедино сливаются музыка и слово, а значит, возможности понятийного и художественного воздействия значительно усиливаются. Всё это делает хоровое пение самым массовым и демократическим видом музыкального творчества.

- А в последнее время что-нибудь изменилось в пристрастии студентов к пению?

- Именно сейчас лучшие представители студенческой молодежи, перенасытившись различными формами развлекательной продукции современной поп-культуры, начинают проявлять интерес к серьезной музыке, поэзии, настоящему искусству. Одна из характерных примет трех последних десятилетий - возникновение в вузах студенческих камерных хоров - небольших мобильных хоровых ансамблей. Они обладают качествами, присущими камерным исполнителям: особой тонкостью, отточенностью и детализацией исполнительских нюансов, тембровой, динамической и ритмической гибкостью.

- Известно, что хоровое пение появляется в Московском университете еще в ХYIII в. К первой четверти ХIX в. относятся блистательные выступления хора Московского университета на его торжественных актах, музыку к которым сочинял университетский композитор Данила Кашин, а слова - воспитанники университета З.Буринский и А.Мерзляков. Огромную популярность среди российского студенчества любительское хоровое пение приобрело во второй половине XIX века. Но каждый период имел свои особенности. А как обстояло дело со студенческими хорами, когда Вы только начинали свою деятельность?

- В 1960-70 годы были особенно популярны ВИА (вокально-инструментальные ансамбли). Могу сказать, что, стремясь привлечь студентов в хор, мы иногда прибегали к "хитрости". Первое объявление о записи в хор было "замаскировано" - студенты приглашались в "вокальный ансамбль" (с названием типа "Бригантина", "Фантазеры"). А втянувшись в хоровое пение, ребята уже не оставляли его.

- Я думаю, что пение в хоре должно влиять на ценностные ориентиры, образ жизни молодого человека в целом. Что, по Вашему мнению, хор может дать современному молодому человеку?

- Хоровое пение оказывается весьма привлекательным для человека, серьезно им занимающегося: совершенствуется не только музыкальный слух, но и память, развиваются музыкальные способности, интерес к художественным ценностям. Проявляются такие черты характера, как коллективизм, дисциплинированность, трудолюбие. Я уже не говорю о таких привлекательных моментах, как простое человеческое общение ребят из хора, совместное проведение досуга, послерепетиционные "посиделки", концерты, поездки (некоторые коллективы приглашаются на выступления за рубеж).

- Таким образом, хор - это не просто вид студенческого досуга?

- Думаю, что в нынешних условиях эстетической, этической смятенности, сумятицы, утраты критериев и ориентиров как никогда велика роль и миссия художественных любительских коллективов, существующих в некоторых университетах благодаря мудрости их ректоров, которые понимают, что здесь в студенчестве воспитывают вкус к истинным художественным, эстетическим и этическим ценностям.

Ольга Кулакова

 

Первая полоса

К 250-летию МГУ

Новости ректората

Вести МГУ

Знай наших

Конференции

Культура

Будни и праздники МГУ

ЦСИ МГУ

У нас в гостях

Спорт

Отдых

Наш календарь

На главную страницу