17 (4037)
апрель 2003

«А в небе голубом...»

История воздухоплавания начинается с 5 июня 1783 года. Именно в этот день тепловой шар, или аэростат, сконструированный братьями Этьеном и Жозефом Монгольфье, поднялся на высоту почти 500 метров и продержался в воздухе около 10 минут, пролетев при этом примерно 2 км. Через 20 лет французский воздухоплаватель Гарнерен совершил первый официально зарегистрированный полет в России. Уже 20 сентября 1803 года Гернерен и Обер поднялись в небо над Москвой. В этом году исполнится 200 лет воздухоплаванию над Москвой.

Воздухоплавание было активно поддержано научной общественностью. В 1804 году по инициативе Академии наук во славу русской науки был осуществлен полет на воздушном шаре: "Главный предмет сего путешествия состоял в том, чтобы узнать с большей точностью о физическом состоянии атмосферы и о составляющих ее частях". Аэростат был оснащен научной аппаратурой (барометрами, термометрами, электрометрами, компасом, хронометром, хрустальной призмой). В полете удалось провести некоторые опыты, в частности было выяснено, что на каждые 100 м высоты температура падает на 0,75 градуса. С помощью призмы определялась видимость предметов на земле. После этого полеты на воздушном шаре с научными целями возобновились только в конце XIX века. В 1887 году поднялся над землей Д.И.Менделеев. А чуть раньше, в декабре 1880 года, по инициативе Дмитрия Ивановича был основан специальный (VII) воздухоплавательный отдел Русского технического общества. Отдел занимался метеонаблюдениями с использованием воздушных шаров в течение нескольких лет.

Возрождение современного воздухоплавания относится к середине прошлого века и связано с программой НАСА по развитию и использованию тепловых аэростатов. В настоящее время в мире выпускается более 600 аэростатов ежегодно. В 1988 году в СССР несколько организаций приступили к проектированию и выпуску тепловых аэростатов. Первый аэростат, спроектированный и построенный в современной России, поднялся в воздух на Тушинском аэродроме 28 июля 1989 года более чем через 100 лет после первых полетов аэростатов в России. Первые спортивные соревнования и фиесты (встречи воздухоплавателей) начали проводиться в России с 1990 года. В настоящее время центром воздухоплавания является Федерация воздухоплавания России и Национальный аэроклуб (НАК) им. В.Чкалова. Ежегодно проводятся спортивные соревнования - чемпионаты России, Кубок России, европейские и мировые первенства (последние - под эгидой Международной авиационной федерации ФАИ). В настоящее время общее количество тепловых аэростатов России не превышает 100 (для сравнения в США их насчитывается более 7000, а в Германии - более 1500). Действующих же пилотов тепловых аэростатов в России всего 30-40 человек - меньше, чем космонавтов.

Автор впервые поднялся в небо над Антарктидой в 1999 году. Это были первые в истории полеты теплового аэростата над Антарктидой. В январе 2000 года тепловой аэростат впервые в истории был поднят над Южным географическим полюсом Земли (см.: "Московский университет, №14 (3902), 2000, апрель). В 2002 году автор стал официально зарегистрированным пилотом теплового аэростата, участвовал во всех российских спортивных мероприятиях года (чемпионат России, Кубок России и др.), а на открытом чемпионате Украины по воздухоплаванию стал вторым призером. Вспоминая Д.И.Менделеева и возрождая забытые университетские традиции, следует иметь в виду, что мы живем в начале третьего тысячелетия. В связи с этим использование тепловых аэростатов в качестве новых форм и методов получения научной информации в наше время не столь эффективно, как во времена Д.И.Менделеева. В то же время при широком развитии различных (в том числе аэрокосмических) дистанционных методов исследования научное использование тепловых аэростатов окончательно не утратило своего потенциала. Полет на тепловом аэростате просто не использовался, не реализовывался как форма научного познания. Однако в настоящее время возможно рассматривать полеты на тепловых аэростатах, воздухоплавание, прежде всего, как новую форму обучения. Пока не существует ни в одном университете мира, обучения в полетах на тепловых аэростатах. По отношению к географическим дисциплинам можно отметить некоторые философские, психологические и методические особенности полетов как формы образования.

Созерцание, наблюдение. В фундаментальной работе выдающегося географа А.Гумбольдта "Космос" первая глава посвящена созерцанию природы. Важно прочувствовать особенности рельефа, гидрографической сети, строения и состояния атмосферы и т.д. Состояние позитивного эмоционального возбуждения (восторга) многократно усиливает эффективность восприятия окружающего мира, в том числе его природных особенностей.

Расширение горизонтов. Объекты географических исследований рассматриваются с новой точки зрения. При подъеме в небо горизонт фактически отступает, символически это отражает философские возможности расширения познания, позволяет реально ощутить скрытый потенциал познания. Получается непривычный экстремально-оригинальный взгляд на природу со стороны, что всегда полезно. Человек на время лишается привычной и надежной опоры, что создает совершенно новую среду обитания, стимулирует возможности организма к выживанию и функционированию в новой системе измерения. Появляется новое измерение реального мира и его содержаний, осознаются новые возможности, способы и пути его познания. И если раньше образование не считалось законченным, если в него не включалось продолжительное путешествие, то, вероятно, полеты на тепловых аэростатах в процессе университетского образования являются некоторым аналогом таких путешествий, расширяющих возможности познания. Собственно говоря, наша Земля - тоже шар, на котором человечество летает вокруг Солнца, поэтому воздухоплавание - это бессознательно для человечества вполне естественно.

Целостность восприятия. Подъем над землей символически отражает возможность подняться над проблемой, мыслить широко. Появляется целостное восприятие окружающего (в том числе природного) мира. В связи с этим можно впомнить о полетах Д.И.Менделеева, периодическая таблица химических элементов которого является замечательным завершением глубочайшего научного синтеза. Также можно вспомнить, что А.Вегенер, известный разработкой основ глобальной тектоники плит, также полярный исследователь и аэронавт. Их объединяет, кроме полетов над землей, мировоззренческая широта, целостность восприятия мира. Отсюда глубокие обобщения, открытия на стыке наук и т.д.

В 2002 году во время Чемпионата России по воздухоплаванию в Дмитровском районе Московской области были проведены экспериментальные полеты со студентами географического факультета. Состояние восторга (что не часто получается в аудиториях) - неплохая оценка перспектив новой формы университетского образования.

Возможно есть смысл организовать в МГУ Клуб воздухоплавателей, центр по подготовке пилотов тепловых аэростатов и приобрести тепловой аэростат с символикой Московского университета. Это открывает возможности проведения эффективных рекламных акций, украшения праздничных мероприятий (таких, например, как 250-летний юбилей университета), осуществления научно-образовательных полетов в районах полевых студенческих практик и учебных полигонов (например, в районе Сатинского полигона, где летнюю практику по геоморфологии, гидрологии, метеорологии, биогеографии и т.д., проходят студенты географического факультета и факультета почвоведения), а также участия команды МГУ в российских и международных спортивных соревнованиях по воздухоплаванию. Иными словами эта тема интересная и перспективная как в отношении образовательного процесса, так и с позиций развития новых спортивных видов, осуществления красочных праздничных и эффективных рекламных мероприятий. У МГУ появляется возможность и в этом стать первым и ведущим вузом в России.

В.М.Федоров,
ведущий научный сотрудник
географического факультета МГУ

 

Первая полоса

Пресс-служба

Новости ректората

Вести МГУ

 Межвузовское информационное агентство

О нас

Юбилей

Мир новостей

Это интересно

Фестиваль

Конкурс

Отдых

Наш календарь

На главную страницу