апрель 2003

Факультету почвоведения - 30 лет

Факультет почвоведения Московского университета имени М.В.Ломоносова был образован 10 апреля 1973 года приказом ректора МГУ академика Р.В.Хохлова. Ведущая роль в организации факультета принадлежала профессору, члену-корреспонденту АН СССР (ныне академику РАН) Глебу Всеволодовичу Добровольскому, ставшему первым деканом нового факультета и возглавлявшему его в течение более 15 лет.

Организация факультета почвоведения явилась признанием большого значения науки о почве в университетском образовании и высокой оценкой деятельности почвоведов Московского университета. Однако почвоведение в нашем университете имеет долгую историю, восходя своими корнями к его основателю - Михаилу Васильевичу Ломоносову. Именно перу этого гениального естествоиспытателя принадлежат первые научные труды по вопросам, касающимся почвоведения. Появление самостоятельного факультета почвоведения в МГУ явилось закономерным результатом длительной истории развития этой науки в стенах Московского университета.

Первые сведения о почве в университетском преподавании были сообщены профессором натуральной истории М.И.Афониным в курсе "сельскохозяйственного домоводства" в 1770г. В дальнейшем этот курс читали профессор А.А.Антонский-Прокопович, а также выдающиеся профессора Московского университета М.Г.Павлов и Я.А.Линовский. В это время почвоведение еще не оформилось в качестве самостоятельной науки, и почвенные вопросы обсуждались главным образом в рамках сельскохозяйственной науки на кафедре сельского хозяйства, замененной в 1863г. кафедрой агрохимии, а в 1884г. - кафедрой агрономии. Их руководителями были профессора Н.И.Железнов (1847-1853), Я.Н.Калиновский (1853-1872), Н.Е.Лясковский (1872-1890).

Возникновение кафедры почвоведения в Московском университете связано с именем Алексея Николаевича Сабанина, заведовавшего кафедрой агрономии с 1890 по 1920 гг. Он скончался раньше открытия кафедры почвоведения, однако в организации этой кафедры ему принадлежит выдающаяся роль. Кафедра почвоведения была открыта на естественном отделении физико-математического факультета Московского университета в 1922 году в результате разделения кафедры агрономии на две кафедры: почвоведения и агрохимии. Кафедру почвоведения возглавил ученик А.Н.Сабанина профессор В.В.Геммерлинг, кафедру агрохимии - профессор А.Н.Лебедев. Открывшаяся в Московском университете кафедра почвоведения была первой подобной кафедрой в системе университетского образования.

В апреле 1930г. на базе физико-математического факультета был образован физико-механический факультет с несколькими отделениями и биологический факультет с отделениями - зоологическим, ботаническим и почвенно-географическим. В 1931г. вместо факультетов были образованы отделения, в том числе почвенное.

В 1933 году Московский университет вновь вернулся к факультетской структуре, и было образовано 5 факультетов, в том числе почвенно-географический. В 1938г. почвенно-географический факультет был разделен, в результате чего были образованы факультеты географический и геолого-почвенный с кафедрами геологии, почвоведения и грунтоведения и институтом почвоведения.

В 1949г. почвенное отделение геолого-почвенного факультета было переведено на биологический факультет, который с этого времени был преобразован в биолого-почвенный факультет.

В 1973г. был образован самостоятельный факультет почвоведения. Его деканом стал член-корр. АН СССР профессор Глеб Всеволодович Добровольский. В 1989 году его сменил на этом посту профессор Анатолий Данилович Воронин. С 1995 года по настоящее время деканом факультета почвоведения является член-корр. РАН профессор Сергей Алексеевич Шоба.

После открытия в 1922 году самостоятельной кафедры почвоведение в университете продолжало бурно развиваться. Возникали новые научные направления, что находило отражение в создании новых кафедр в рамках почвенного отделения. В 1939 году была организована кафедра географии почв, в 1943 - кафедра физики и мелиорации почв. В этом же году была открыта кафедра химии почв, просуществовавшая до 1948 года. Развитие исследований почвенной биоты и необходимость подготовки специалистов соответствующего профиля обусловили открытие кафедры биологии почв (1953г.); в 1955 году была открыта кафедра общего земледелия. В 1974г. была вновь открыта кафедра химии почв. В 1982 году была основана кафедра эрозии почв.

Необходимость развития исследований в области оценки и инвентаризации почвенных ресурсов, почвенно-экологического нормирования, совершенствования информационной базы почвоведения определила создание двух новых кафедр на факультете почвоведения, открытых в 2002 году: кафедры земельных ресурсов и оценки почв и кафедры агроинформатики.

На факультете работают более 40 докторов наук (из них 25 профессоров), 115 кандидатов наук. На факультете обучаются около 450 студентов и 110 аспирантов.

В составе факультета почвоведения 10 кафедр: общего почвоведения, химии почв, биологии почв, географии почв, физики и мелиорации почв, эрозии почв, агрохимии, общего земледелия, земельных ресурсов и оценки почв, агроинформатики, а также лаборатория радиоэкологии. При факультете состоит учебно-опытный центр "Чашниково" в Солнечногорском районе Московской области. Факультет почвоведения является головной организацией Учебно-методического объединения университетов России по почвоведению, а его декан профессор С.А.Шоба - его председателем.

Учебный план факультета позволяет готовить специалистов, отвечающих современным требованиям. Студенты получают подготовку по широкому кругу дисциплин. Подготовка по специальности базируется на курсах почвоведения, физики почв, химии почв, биологии почв, агрохимии и др. Значительная часть учебного времени отведена специальным курсам, читаемым по кафедрам, и подготовке дипломной работы. Большое внимание уделено изучению основ информатики, математического моделирования природных и в особенности почвенных процессов; студенты глубоко осваивают современные информационные технологии.

Обучение на факультете позволяет получить подготовку в области фундаментальных проблем экологии и почвоведения, таких, как теория процессов почвообразования, экология и геохимия почв, организация почвенного покрова биосферы, экология почвенных микроорганизмов, мелиорация почв, агрохимия, основы землепользования, защита почв от эрозии, современные инструментальные методы анализа почв и др.

Большое внимание уделено экологической части образования. В учебный план включены такие дисциплины, как "Экология", "Основы учения об окружающей среде", "Биологический круговорот", "Биологическая диагностика почв".

Очень важную роль в подготовке играют учебные полевые практики. Под Москвой, в почвенно-экологическом центре факультета "Чашниково", студенты проходят практику по ботанике, геологии, геодезии, а также по почвоведению, физике почв, земледелию, эрозии и охране почв и полевым методам исследования почв.

Факультет почвоведения - один из ведущих научных центров в своей области. Сотрудники факультета плодотворно разрабатывают крупные научные проблемы в различных областях почвоведения и экологии. Ученые факультета активно работают в Докучаевском обществе почвоведов России. Академик Г.В.Добровольский является президентом, а член-корр. РАН С.А.Шоба - первым вице-президентом Общества. Многие профессора факультета являются председателями комиссий и подкомиссий Общества, членами его Центрального совета.

Профессор А.С.Владыченский,