№
24 (4044)
июнь 2003 |
Российские
и американские студенты о профессиональном успехе
Сейчас большое внимание уделяется в России вопросу о профессиональном успехе. Некоторые считают, что россияне копируют американский успех, другие, что Америка навязывает нам свое понимание успеха. Но, как бы то ни было, мы задались целью узнать, а что сами американцы думают об успехе, что является для них успехом. Для этого мы опросили студентов одного из американских университетов.
Для начала сделаем небольшой экскурс в существо проблемы. Не секрет, что понятие "успех" в России и США складывалось в различных социокультурных условиях, и потому имеет разные истории своего рождения и развития. В США это давняя история, берущая свое начало в протестантизме, который зародился в Европе в XVI веке. Современный американский тип идеологии успеха сформирован именно протестантизмом. В США ученые уделяют большое внимание проблеме успеха: начиная от успехов в работе и учебе и кончая успехами в семейной жизни.
В России понятие "успех" корнями уходит аж в домонгольскую Русь. У нас проблемой успеха стали заниматься более предметно и детально в последнее десятилетие, с началом перестройки. Это связано с тем, что успех высоко значим в условиях конкуренции, когда идет борьба за рабочее место, за продвижение по карьерной лестнице. Изменение социально-экономических условий в России сделало актуальным стремление к достижению индивидуального успеха в профессиональной сфере деятельности, поскольку для каждого человека стал ощутимым эффект от успешности его деятельности.
Как правило, в современной научной литературе, категория успеха измеряется параметрами материальных средств, общественного признания заслуг и/или карьеры и самореализации или внутреннего удовлетворения. Кроме того, значимым параметром является достижение власти.
Американская модель успеха сложилась в системе ценностей протестантизма: с помощью упорного труда к богатству как награде за труд и общественной ценности. Критерием успеха является гордость за достижения в труде, а также реальный годовой доход.
В России всегда старались не демонстрировать приобретаемый достаток, напротив, и сейчас, как правило, скрываются источники дополнительных доходов. В советское время обнаружение побочных заработков могло принести человеку крупные неприятности, и потому сложилась устойчивая привычка на всякий случай "прибедняться" и выглядеть как можно более скромно. До конца 1980-х годов у студентов желание "заработать много денег" занимало в иерархии жизненных целей одно из последних мест.
Однако коренные экономические перемены и, прежде всего, процессы приватизации и отпуск цен, способствовали созданию атмосферы свободы в сфере труда. К середине 19 90-х годов одной из значимых жизненных ориентаций студентов в России становится стремление к материальному успеху. Хотя такой резкий поворот в оценке роли материальной составляющей успеха некоторые исследователи связывают с тем, что нередко деньги рассматриваются россиянами не столько как символ и критерий успеха, сколько как страховка, условие удовлетворения потребностей, средство избежать тревоги.
В США общественное признание является сутью успеха. Современные американцы озабочены мнением о них, чтобы о них думали как о преуспевающих людях. В России такие критерии успеха, как признание и известность, воспринимаются в большинстве случаев как нравственно подозрительные, даже оцениваются негативно.
К середине 1990-х в России возрастает роль творческой самореализации личности. У американцев с конца 1980-ых годов, как отмечает американский ученый Д. Янкелович, стремление к самореализации постепенно также становится ведущим мотивом деятельности, отодвигая на задний план победы в конкурентной борьбе и успешность формальной карьеры.
Что касается влияния религиозных ценностей, то протестантское вероисповедание в применении к сфере труда - это практически синоним успеха. В православии вещественный успех просто не предусмотрен. Поэтому, если и можно говорить о "российской модели успеха", как отмечают некоторые исследователи, то она покрывается двумя словами: безупречное служение, духовное преуспеяние.
Длительное господство крепостного права в России и внеэкономические формы принуждения неизбежно вели к морально-психологическому отчуждению от труда, к тому, что работа рассматривалась, как повинность. "От трудов праведных не наживешь палат каменных," - таков мотив русской трудовой этики. Она усиливалась и православной этикой, основной мотив которой "молись и кайся", в отличие от протестантской "молись и трудись", где труд был непременным условием служения богу и основой жизни вообще.
Однако вернемся к ответам американских студентов. Оказывается, что большинство американских студентов ассоциируют успех с материальным успехом. На втором месте по значимости стоит деловой успех, на третьем - общественное признание. Однако, как показывают наши данные, понимание материального успеха у американских и у российских студентов разное. Если российские студенты понимают под материальным успехом деньги, то американские студенты власть и деньги, причем власть немного лидирует в этой связке.
Российские студенты связывают общественное признание с высокой квалификацией, а американцы с деньгами. Полученный результат можно интерпретировать так, что в США общественное признание приходит к тому, у кого много денег, а в России к тому, у кого высокая квалификация. В русской культуре стремление к самосовершенствованию ценится преимущественно в межличностном общении, а не в официальных или публичных отношениях. Особо ценится мастерство (высокая квалификация), позволяющее решать конкретные жизненные проблемы, - искусство врача, учителя, юриста и т.д. Если смог помочь решить жизненную проблему, то тебе гарантируется признание и передача тебя из рук в руки своим близким и знакомым. Отметим также, что у россиян общественное признание имеет в полтора раза большую значимость, чем у американцев. Эти результаты не подтверждают бытующее мнение в части студентов, что для россиян менее важно общественное признание, чем для американцев.
Отметим существенную разницу у американских и российских студентов в понимании успеха в деле. Важно на наш взгляд то, что у американцев здесь доминирует квалификация, а у россиян - творчество. Это, скорее всего, говорит о том, что американские студенты являются приверженцами инструкции, написанных правил профессии, а российские полагаются на интуицию, творчески подходят к ситуации.
Таким образом, можно утверждать, что российский профессиональный успех не является точной копией американского профессионального успеха.
Е.В.Щепкина, кандидат
социологических наук, научный сотрудник ЦСИ МГУ
|