24 (4044)
июнь 2003

Парад теноров в МГУ

В завершение официальной части заседания Совета Ученых советов МГУ всех собравшихся в Актовом зале ждал сюрприз - замечательный концерт с участием Владислава Пьевко. Известнейший российский тенор при поддержки фонда Ирины Архиповой представил свою новую блистательную программу "Парад теноров".

Взору восхищенных зрителей предстал действительно блистательный парад известных певцов и артистов: солистов московских театров, лауреатов международных музыкальных конкурсов, в том числе лауреатов премии им. Ирины Архиповой Михаила Урусова, Александра Богданова, Константина Толстоброва, Нурлана Бекмухомбетова и Народного артиста Советского Союза Владислава Пьевко. Аккомпанировал этой звездной пятерке их бессменный пианист Дмитрий Сибирцев.

Артисты исполнили популярные арии из опер, несколько неаполитанских песен, а также русские романсы, за что были вознаграждены бурными овациями и цветами. Каждое выступление было необычайно ярким и эмоциональным, а совместные номера встречались просто-таки всеобщим ликованием!

Когда концерт подошел к концу, артистов еще долго не отпускали со сцены! Зрители были в восторге! Думаю, сами звезды тоже получили огромное удовольствие.

Мы благодарим за чудесный концерт Фонд Ирины Архиповой и Международный союз музыкальных деятелей России. Хочется надеяться, что такие концерты в МГУ будут проводиться чаще!

Ира Филимошкина

 

Звуки рояля под сводами Дворца науки

В нашем университете многое уникально - уровень подготовки студентов, научные школы, выдающиеся достижения исследователей. И всегда университетская жизнь была неотделима от искусства. Особое место в ней занимает музыка. В стенах МГУ проходили и проходят концерты многих выдающихся исполнителей. По самым строгим меркам можно оценивать и достижения наших музыкантов-любителей. Вспомним хотя бы прославленный университетский Академический хор - старейший не только среди любительских, но и среди профессиональных светских хоров нашей страны. Есть у нас и камерный оркестр, и органный класс, и вокальный, и даже театр старинной музыки.

Уникальным явлением можно назвать и фортепьянный класс МГУ.

В 1936 году молодая пианистка Ундина Дубова пришла в Московский университет, куда ее пригласили создать класс для пианистов-любителей, студентов университета. После четырех лет занятий в Ленинградской консерватории под руководством известного пианиста и педагога Л. В. Николаева она продолжила свою учебу в Москве, где и окончила курс по классу Генриха Густавовича Нейгауза - одного из самых замечательных музыкантов ушедшего столетия. И проработала она в нашем университете почти полвека, до последних дней своей жизни.

Ундина Михайловна была блестящим педагогом. Она обладала удивительным даром - прослушав ученика, мгновенно и абсолютно точно выделить главные недостатки в его игре и указать приемы их устранения. Если ученик упорно работал, то в результате такого воздействия на "ключевые точки" исполнение буквально на глазах оживало, наполнялось яркими красками.

Важнейшим приемом ее работы было погружение ученика в глубины таких исполнительских задач, которые заставляли его преодолевать "сопротивление материала", порой весьма значительное. Только преодолевая немалые трудности, можно двигаться вперед быстрыми темпами - в этом Ундина Михайловна была убеждена. Требования к ученикам она предъявляла очень высокие - никаких скидок на любительский характер занятий. "Самодеятельностью я не занимаюсь!" - часто слышали на занятиях мы, ее ученики.

Генрих Густавович Нейгауз много лет внимательно следил за жизнью класса и находил время, чтобы послушать воспитанников своей ученицы, которых называл своими "музыкальными внуками".

На протяжении десятилетий концерты класса становились заметными событиями не только университетского, но и городского масштаба. Слушатели этих концертов заполняли малый зал Центрального дома работников искусств, Октябрьский зал Дома союзов, Малый зал консерватории… В их памяти остались масштабные монографические программы, посвященные творчеству Бетховена, Шопена, Листа, Рахманинова, Скрябина, советских композиторов, а также отдельным жанрам или формам - вальсу, рондо в фортепьянной музыке, фортепьянным дуэтам. Класс получил звание народного коллектива, а У.М. Дубова-Сергеева стала заслуженным деятелем искусств РСФСР. Игру лучших учеников класса записывали для радио и телевидения, и некоторые записи были сохранены как фондовые. Не раз случалось им выступать и за рубежом.

Прошли годы, нет уже ни Ундины Михайловны, ни ее прямой преемницы Натальи Андреевны Мутли. Но класс, носящий теперь имя У. М. Дубовой-Сергеевой, жив и продолжает радовать посетителей концертов своими успехами. В 1995 году руководство им приняла на себя Ольга Игоревна Потехина. Ученица известного пианиста, профессора А. Л. Иохелеса, представителя другой замечательной пианистической школы нашей страны - школы Константина Николаевича Игумнова, она вместе с тем восприняла традиции других направлений в искусстве фортепьянного исполнительства.

Наглядно убедиться в успехах класса можно было, например, побывав на двух недавних концертах фортепьянного класса в большом зале Культурного центра МГУ. Один из них был посвящен памяти У. М. Дубовой-Сергеевой. Ее ученики - теперь профессора и преподаватели МГУ - выступали в нем вместе с учениками О. И. Потехиной. Во втором концерте сегодняшние студенты и аспиранты представили слушателям труднейшую и интереснейшую программу: Брамс, Лист, Рахманинов, Дебюсси…

Нельзя не отметить яркое исполнение полной драматизма первой части Второй сонаты С. В. Рахманинова студентом-математиком Алексеем Черниковым. Интересную попытку проникнуть в тайны импрессионистской звукописи в пьесе К. Дебюсси "Остров радости" сделал второкурсник географического факультета Павел Чистяков. Просветленно и поэтично прозвучала "Элегия" Г. Форэ для виолончели и фортепьяно - виолончелисту, студенту консерватории Михаилу Калиничеву аккомпанировала второкурсница факультета ВМиК Ольга Баринова. А ее сокурсница Ольга Клёмина исполнила две пьесы собственного сочинения.

Начиная с 1994 г., в голландском городе Утрехте раз в два года проходит конкурс пианистов-любителей - студентов университетов разных стран. Конкурс предъявляет к участникам очень высокие требования, ставя перед ними труднейшие исполнительские задачи - достаточно сказать, что финальный тур предусматривает исполнение фортепьянных концертов в сопровождении оркестра. И воспитанники фортепьянного класса МГУ прекрасно показали себя на этих состязаниях. Вот что говорится о них в письме, присланном директором Культурного центра Университета г. Утрехта, секретарем жюри Международного студенческого фортепьянного конкурса Яном Гутхартом ректору МГУ В. А. Садовничему: "…Все эти участники являются учениками Ольги Потехиной. Я считаю, что она проделывает огромную работу… Три раза среди финалистов были москвичи. В 2000 г. бывший студент Дмитрий Первушин получил третью премию, а в последнем конкурсе в октябре 2002 г. лауреатом третьей премии была Александра Орехова (географический факультет). Лауреатом первой премии стал Алексей Черников (механико-математический факультет)… В этом письме я хотел бы поздравить Вас и студентов, получивших премии у нас в Утрехте, а также их педагога Ольгу Потехину".

Среди достижений коллектива стоит вспомнить и его недавнее выступление на 10-м Московском фестивале студенческого творчества "Фестос", где наши участники успешно конкурировали со студентами музыкальных специальностей - воспитанниками МПГУ и Российской академии музыки им. Гнесиных. В заключительном концерте фестиваля, проходившем в концертном зале "Гнесинский", играли все три лауреата, представлявшие фортепьянный класс МГУ. С большим успехом Александра Орехова исполнила первую часть Второй сонаты А. Н. Скрябина, Алексей Черников - "Русскую" из музыки И. Ф. Стравинского к балету "Петрушка", а 15-я Венгерская рапсодия Ф. Листа в исполнении студента мехмата Дмитрия Новикова была встречена поистине восторженно. Руководитель класса О. И. Потехина была отмечена медалью юбилейного фестиваля.

Но закончить на этой оптимистической ноте, к сожалению, нельзя. Условия работы класса в наши дни явно не соответствуют его уровню и той роли, которую он может и должен играть в культурной жизни университета. Вообще-то класс большого внимания к себе не требует - нужно, чтобы у него были постоянные часы и помещение для занятий, исправный и своевременно настраиваемый рояль. К сожалению, последнее время коллектив не был обеспечен даже этим минимумом. (Трудно в это поверить, но ученики сумели подготовиться к фестивалю, занимаясь на инструменте со сломанной педалью!) Впрочем, совсем недавно руководство университета стало уделять классу больше внимания, и это нельзя не приветствовать.

Очень огорчает отсутствие публичной пропаганды деятельности наших университетских пианистов. Мало выступлений за пределами МГУ (и тем более -за пределами Москвы), не видно посвященных классу публикаций. Неудивительно, что в наши дни он известен гораздо меньше, чем в прошлом. Нет информации, значит, мало общественного интереса. Если о классе знают мало, то могут думать, что там, по выражению Ундины Михайловны, "чижика" играют.

Наше непростое время требует, чтобы мы с особой бережностью хранили все лучшее, что осталось у нас от прошлых лет. Фортепьянный класс - неотъемлемая черта облика нашего университета. Он заслуживает всяческой поддержки со стороны руководства МГУ и администрации университетского Культурного центра. Университет приближается к 250-летнему рубежу своей истории. Такие даты - это всегда подведение итогов. Всем должно быть ясно: класс достоин Московского университета, и мы вправе им гордиться.

А.В. Гетлинг,
доктор физико-математических наук,
НИИЯФ МГУ

 

Первая полоса

К 250-летию МГУ

Пресс-служба

Вести МГУ

Мир науки

Абитуриенту

Жизнь после МГУ

Мир новостей

Наши цифры

Культура

Уголок потребителя

Отдых

Флюс

Наш календарь

На главную страницу