25-26 (4045)
июль 2003

«О состоянии и действиях Московского университета»

Доклад ректора МГУ академика В.А. Садовничего
о деятельности МГУ в 2002/2003 учебном году
на заседании Совета Ученых советов
Московского университета 17 июня 2003 года

Глубокоуважаемые коллеги!

Высокие гости!

В этом зале, вот уже в одиннадцатый раз, в соответствии с духом и буквой Устава Московского университета, ректор отчитывается перед самым представительным собранием профессоров, преподавателей, сотрудников и студентов о важнейших этапах деятельности университета за прошедший год.

Совет Учёных советов - это наш высший коллективный орган, на который в силу автономии Московского университета возложена особая ответственность за выбор стратегии развития. Мы должны внимательно проанализировать нынешнее положение дел, найти точные ответы на вызовы времени и наметить верные пути движения вперёд.

Представляемый вашему вниманию доклад о нашей работе за год призван осветить картину современного состояния университета и сформулировать новые задачи.

Начну я с краткого рассказа о том, каким был Московский университет в завершающемся учебном году и что сделано нового в последнее время. Говоря о достижениях Московского университета, я всегда испытываю большую гордость, которую, как я надеюсь, разделяют все присутствующие. За всем этим стоит труд профессоров, преподавателей, сотрудников, а также студентов, аспирантов, это результат работы каждого из нас.

Отчётный период - это второй год после избрания меня в третий раз ректором Московского университета, год продолжения реализации предложенной мною Программы развития МГУ. Хочу отметить, что всё, что выдвигалось нами ранее, и те задачи развития университета, которые мы ставили, в целом успешно выполнялись. Надеюсь, что и намеченные нами сегодня цели будут достигнуты.

Прошедший год был годом подготовки, принятия и реализации крупных, можно сказать, стратегических решений по развитию университета. Выбранная нами линия совместить подготовку к 250-летнему юбилею основания Московского университета с его мощным развитием уже дала свои плоды. Судите сами. Издан Указ Президента РФ о 250-летнем юбилее Московского университета и о создании Оргкомитета во главе с председателем Правительства. Насколько я могу судить, такой уровень решения является уникальным в мире. Правительством утверждена широкая программа подготовки к юбилею. 30 августа 2002 года состоялось первое заседание Оргкомитета в Главном здании Московского университета. Вышло распоряжение Правительства от 28 июля 2002 г. о закупке на 37 млн. евро оборудования для ученых университета. Второе распоряжение Правительства от 17 февраля 2003 года о дальнейшем развитии университета как особо ценного объекта России, крупнейшего российского и международного центра образования, науки и культуры, и в связи с подготовкой к 250-летию его основания является принципиально важным для университета. В нем содержится решение важнейшего вопроса о финансировании МГУ, исходя из соотношения "1 преподаватель на 4 студента очной формы обучения", предусматривается ежегодное выделение лимитов капитальных вложений на реконструкцию и строительство комплекса зданий на новой территории, в том числе библиотеки. В этом же Постановлении предусмотрено на 2003-2005 годы использование иностранных кредитов на финансирование закупок научных и ученых приборов. Наконец, в этом же Постановлении решается вопрос об обеспечении деятельности филиалов МГУ.

На этом мы остановимся в перечне постановлений, решений и сформулируем важнейшие, принципиальные наши достижения.

Впервые в истории Московского университета нам утверждено соотношение "один преподаватель на четыре студента" и, тем самым, фактически, нам утверждено удвоение численности профессорско-преподавательского состава.

Начато и полным ходом идет строительство фундаментальной библиотеки общей площадью 55000 кв. м и с ориентировочной стоимостью 50 млн. долл. Библиотека будет содержать книжный фонд на 5 млн. томов, иметь 3000 читательских мест, залы для конференций и лекций на 1200, 300 и 100 мест, Музей истории Московского университета. Окончание строительства - январь 2005 года, а к декабрю этого года должен уже быть сооружен весь каркас здания.

Осуществлена закладка и идет строительство жилого дом, целиком для профессорско-преподавательского состава, в том числе молодых специалистов университета, на проспекте Вернадского.

Началось строительство жилого квартала на новой территории. Часть жилья, принадлежащего МГУ, будет продана и, тем самым, осуществлено частичное финансирование строительства библиотеки. За счет бюджета города осуществлен вывод предприятий с новой территории университета, а также идет строительство всей инфраструктуры.

Началась поставка нового научного оборудования, закупленного в счет германского кредита на 37 млн. евро. Часть оборудования уже поступила. Вчера на факультете ВМиК состоялась презентация, и уже начала работать мощнейшая супервычислительная машина. Аналогов такого вычислителя в вузах России нет.

Закуплена и идет процесс внедрения современной административно-финансовой системы "Scala". Есть уверенность, что в ближайшее время университет перейдет на современную форму компьютеризированного управления.

Разработано ТЭО реконструкции зданий на Моховой. В этом и следующем году будут осуществляться необходимые работы. Очищены здания физического и химического факультетов, произведен ремонт общежитий, аудиторий и лабораторий. Введен в эксплуатацию корпус "Б". На его ввод потребовалось 20 млн. руб. В корпусе идут занятия факультетов биоинженерии и биоинформатики, факультета наук о материалах, проводятся научные исследования. Заканчивается реконструкция (и затем он будет введен в строй) корпуса социологического факультета. В результате его площадь будет увеличена почти вдвое. Расчищена площадка и идут подготовительные работы на месте строительства корпуса экономического факультета. Закончена реконструкция старого здания библиотеки на Моховой.

И еще одна хорошая новость. На старой территории сооружено за счет внебюджетных средств университета современное здание архива МГУ. Наконец, архив разместится в современном приспособленном здании.

Позвольте на этом также остановиться в рассказе о наших главных делах, связанных с развитием инфраструктуры университета и сделанных фактически за прошедший год. О некоторых других наших достижениях и о проблемах будет сказано ниже.

Но все-таки нельзя не сказать еще об одном крупнейшем нашем успехе - сохранении за МГУ отдельной строки в бюджете страны. Как-то я, видимо, в эмоциональном порыве, сказал: если бы мы не сделали больше ничего, а только это - отстояли самостоятельность университета в главном вопросе, то и тогда можно было бы сказать, что год прошел не зря.

Напомню ситуацию. Правительственная комиссия по оптимизации бюджетных расходов приняла решение о лишении МГУ статуса главного распорядителя бюджетных средств. Я не согласился с этим и выступил с аргументированным возражением на самом заседании Правительства. Я доказывал, что Московский университет, РАН самой историей утверждены в этом статусе. Правительство согласилось с этим.

Вопрос встал, как это сделать? Закон о бюджетном кодексе РФ исключает такую возможность. Наши усилия были поддержаны и после заседания Правительства. По этому вопросу 16 депутатов Государственной Думы, два сенатора внесли закон о поправке в бюджетный кодекс. Этот закон позволяет быть главными распорядителями бюджетных средств наиболее значимым бюджетным учреждениям науки, образования и культуры. Закон одобрен Советом Думы и в ближайшие дни будет рассматриваться на заседании Государственной Думы.

В этом году мы уже сохранили отдельную строку финансирования. Это большой успех Московского университета.

Мы убеждены, что вопросы стратегии развития Московского университета во многом определяют и развитие нашей системы образования. Так было на протяжении всей 250-летней истории университета. Но все-таки можно отметить три момента, когда страна поддержала Московский университет особенно мощно и определенно. Первый - учреждение Московского университета. Ломоносов тогда попросил на содержание университета 10 тысяч рублей ежегодно. Сенат предупредительно постановил "отпускать 15 тысяч, дабы университет преумножением достойных профессоров и учителей наиболее в лучшее состояние приходил". В результате в последующие 100-150 лет Московский университет сыграл выдающуюся роль в развитии культуры и образования государства.

Второй момент - строительство нового комплекса на Ленинских (Воробьевых) горах в 1953 году. Написавшие записку о развитии Московского университета тогдашний ректор академик Александр Николаевич Несмеянов и ныне здравствующий Юрий Андреевич Жданов даже не ожидали, что Правительством страны будет сделан такой широкомасштабный шаг. Достаточно сказать, что кроме строительства комплекса зданий тогда было на валюту закуплено все новейшее в мире оборудование. В результате Московский университет сыграл выдающуюся роль в развитии научно-технического потенциала тогдашней страны. Приведем только одну цифру: 12% всех научных открытий огромного государства принадлежало ученым университета. Мощный ракетно-ядерный потенциал страны был создан во многом учеными Московского университета.

Третий момент - сегодняшний. Люди Московского университета благодарны Президенту и Правительству за столь большую поддержку в нашем развитии.

Московский университет по праву сохраняет свои позиции лидера университетского образования и крупнейшего научного центра. Мы обеспечиваем преподавание на высочайшем уровне и практически по всем основным современным направлениям естественных и гуманитарных наук. Последние годы - годы роста популярности университета и престижа учёбы в нём.

Судите сами: средний конкурс увеличивается год от года и составляет сегодня почти 6 человек на место. Неуклонно растёт число иностранных учащихся, в течение года их обучается около 5000 человек. За прошедший год в Московском университете побывало более 8000 тыс. иностранных граждан. Нас посетили лидеры крупнейших государств мира.

В декабре мы принимали всю высшую школу России - прошел VII съезд Российского союза ректоров, на котором выступил Президент РФ В. В. Путин. Съезд обсудил важнейшие вопросы образования и высшей школы России.

Выступление Президента РФ В. В. Путина, некоторые другие выступления, наш доклад на съезде "Высшая школа России: традиции и современность" помещены во втором издании книги "Образование, которое мы можем потерять". Первое издание вызвало заметный резонанс в мировом образовательном и научном сообществе, о чем не так давно писал журнал "Nature".

Университет по праву стал крупнейшим просветительским центром страны. Мы поддерживаем контакты с тысячами школ по всей стране. Лекторий МГУ ежемесячно собирает в Главном здании свыше тысячи слушателей.

Автономия университета, закрепленная в нашем Уставе, позволила сохранить в целости всю собственность и землю. У МГУ около двух тысяч гектаров земли, более 1000 зданий общей площадью свыше 1 млн. кв. м. Московским университетом совместно с Минимуществом РФ создано "Территориальное агентство по управлению имуществом МГУ им. М. В. Ломоносова", которое призвано обеспечить сохранность нашей собственности. Подобных агентств в вузах России нет, аналог был создан только при Академии наук.

Ученым советом Московского университета только в этом учебном году принято решение о создании 10 новых кафедр и 2 лабораторий. А за последние шесть лет было создано 52 кафедры и 24 лаборатории, при этом упразднены 14 лабораторий и одна кафедра. С 1992 года в университете образовано 10 новых факультетов, восьми из них предоставлены новые площади или отдельные корпуса.

Среди важных решений последнего года - создание нового факультета - факультета мировой политики и Института проблем информационной безопасности.

В целом за годы своего функционирования программа продвинула по должности почти тысячу наших коллег и снизила пик в распределении по возрасту профессорско-преподавательского состава на 10 лет. Сегодня он составляет 50 лет, вместо 60 лет до программы. Как показали результаты нашего обследования, эта программа имела ещё один важный эффект: благодаря реальной перспективе профессионального роста, наши молодые сотрудники стали быстрее готовить и защищать докторские диссертации.

Другая программа - стипендии для талантливых молодых (до 33 лет) преподавателей и научных сотрудников. Действует она уже три года. В этом году после серьёзной экспертизы в результате конкурсного отбора присуждено 100 стипендий. Заметим, что эти стипендии введены за счёт собственных внебюджетных средств университета.

При особой поддержке факультетов они за несколько лет, мы надеемся, смогут выполнить важные для науки исследования.

С прошлого года Московскому университету придан статус базовой организации СНГ в подготовке и переподготовке специалистов в области фундаментальных естественных наук. СНГ остаётся одним из наших важнейших приоритетов.

Остановлюсь на основных тенденциях образовательной политики в современном мире и России с проекцией на плоскость МГУ.

Центральной проблемой нынешнего этапа является проблема финансирования. Причем это характерно не только для нашей страны, но для всех развитых стран мира. В большинстве стран ведутся сейчас дискуссии о том, как в условиях снижения государственной поддержки сохранить необходимый уровень образования, где можно найти дополнительные источники финансирования. При этом в большинстве стран четко разделяется проблема необходимости государственной поддержки фундаментального образования и использование растущего спроса на образовательные услуги, которые диктуются развитием рынка. Поэтому, при всех призывах поиска дополнительных источников финансирования, ни одна из развитых стран не отказалась от прямого государственного финансирования образования.

На сегодняшний день три ведущие страны (Франция, Англия и Германия) в области образования имеют бюджетное финансирование выше 80%, США является единственной из стран с развитым образованием, где уровень бюджетного финансирования ниже 50%. Причем формы бюджетного финансирования достаточно разнообразны.

Таким образом, образовательные услуги во всех странах рассматриваются здесь, прежде всего, как фактор именно дополнительного внебюджетного финансирования при стабильном финансировании фундаментальной науки и фундаментального образования.

В России сегодня темпы сокращения бюджетного финансирования одни из самых высоких в мире. Реально образование находится в ситуации постоянного недофинансирования, что объективно наносит удар именно по фундаментальному образованию. Проявляется это в создании образовательных структур (университетов, высших школ, академий и пр.), которые концентрируют у себя именно нефундаментальные, "рыночные" специальности, не требующие серьезных вложений, но быстро дающие финансовый результат. Таким образом, качество и эффективность образования порой сводятся к экономической целесообразности и получению сиюминутной выгоды.

Подсчитано, что средний уровень потребностей в ресурсах составляет около 2000 долларов в год на студента. Бюджетное финансирование в среднем составляет 500 долларов и примерно 500 долларов поступает из внебюджетных источников. Т.е. финансирование составляет 40%-50% от уровня "рационального бюджета" вузов. При сохранении наметившихся темпов роста бюджетного финансирования его, возможно, удастся удвоить во второй половине десятилетия, однако большего от бюджета ждать невозможно. Это означает, что сегодня образование в России уже не имеет необходимой ресурсной базы и необходимо искать новые источники финансирования.

В этой связи несколько слов о так называемых государственных именных финансовых обязательствах. Предусматривается, что чем лучше абитуриент сдаст Единый госэкзамен, тем больше будет сумма ГИФО, и, в конечном счете, сумма ГИФО реально превысит суммы, выделяемые сегодня государством для студентов бюджетного отделения. Понятно, что эти расчеты на одного студента не соответствуют реальным затратам вузов, а уж тем более классических университетов. В самом деле, согласно последнему приказу по министерству, минимальный уровень ГИФО составляет всего 700 руб. на обучение в год.

Таким образом, во-первых, проблема из плоскости поддержки государством образования и особенно образования фундаментального, "тяжелого", связанного с затратами на лаборатории, практику и пр., переводится в плоскость самоокупаемости, которой легче достигнуть в затребованных рынком профессиях.

Во-вторых, фактически это означает массовый переход к платному образованию, если речь не идет о таких вузах, в которых хватит суммы одного ГИФО. В результате пострадают люди, не имеющие возможности доплачивать. И даже если они имеют высшее ГИФО, им, может быть, придется выбирать более дешевые вузы. Более того, это уже ситуация неконституционная. Согласно Конституции РФ, каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получать высшее образование.

Нам также представляется, что не является бесспорной связь ГИФО с единым государственным экзаменом. Основной аргумент за введение ЕГЭ - это повышение объективности школьных оценок и независимость от субъективности учителей школ; это борьба против коррупции в вузах; это психологический комфорт, связанный с уменьшением времени на экзамены.

Необходимо повышать роль олимпиад, творческих конкурсов, искать талантливых абитуриентов.

Как бы не получилось, что в результате не до конца продуманных мер будет нанесен существенный вред не просто системе образования как таковой, то есть системе по обучению индивида, но фундаментальной науке, основанной на фундаментальном образовании и, как следствие, вред развитию страны в целом.

МГУ изначально занимал трезвую критичную позицию и в отчетном году после целого ряда моих выступлений, в том числе на Съезде ректоров и на слушаниях в Государственной Думе, на РОСРО, в масс-медиа. Как нам кажется, общественное мнение в стране стало более взвешенным и критичным.

По итогам эксперимента состоялись совместные слушания Федерального Собрания, Государственной Думы и Комитета по образованию и науке, на которых были выработаны рекомендации по итогам второго года эксперимента, где обращено внимание на ряд, недостатков. Приведем только один из них: фактически возникает новая методика подготовки к экзаменам, которая в большей мере связана с формальной стороной тестирования в ущерб глубине этих знаний и развитию творческого мышления.

И еще. Интересно привести всего одну выдержку из письма школьной учительницы математики школы села Долиновка Камчатской области Валентины Александровны Гордеевой. Это письмо опубликовано в журнале "Математика в школе" № 5 за 2003 год. Валентина Александровна пишет: "Двадцать два года я работаю учителем математики. И все это время идут школьные реформы... Очень хочется спросить: "Когда это кончится?". Конечно, мы люди маленькие, многого не понимаем. Но пусть нам объяснят внятно, для чего все эти нововведения. А мы поймем и поддержим...

"По моему, ЕГЭ, -пишется в письме, - это огромное недоверие школьному учителю, унижение учителя. А правильно ли он оценку поставил? А вот какие его медалисты "липовые". Но ведь школьные оценки более объективны. Мы знаем ученика много лет, знаем его способности, интересы, прилежание. Итоговая оценка - это не только результат экзамена".

Нам кажется, что задуматься над этим письмом стоит всем.

Аналогичная ситуация сложилась с принятием школьных стандартов. Именно активная позиция руководства университета приостановила процесс данной стандартизации. Хотя одновременно с этим необходимо указать на нашу пассивность, а также пассивность ряда УМО. Так можно оказаться вообще в стороне от этого принципиально важного процесса.

О Болонской декларации.

Утверждение, что наша система образования - одна из лучших в мире, справедливо. Но так же верно, что страна меняется и с ней должна меняться система образования. Весь вопрос в том, как система образования должна меняться? Чтобы осознанно выбирать, надо реально представлять, из чего делается выбор. Частично на этот вопрос я попытался ответить, говоря о фундаментальности образования. Теперь взглянем на тот же вопрос с позиции обсуждаемой сейчас модели переустройства российской высшей школы. В Болонской декларации, подписанной 19 июня 1999 г., предложен новый вариант организации высшего образования. Речь идет о двухступенчатой системе высшего образования. Первая ступень - бакалавр со сроком обучения 3-4 года - "должна быть востребованной на европейском рынке труда как квалификация соответствующего уровня". Вторая ступень предполагает магистратуру, возможно, 1-2 года, а потом, быть может, защиту степени доктора философии.

Противников интеграции системы образования России в международное образовательное пространство нет. Но есть разница в подходах к ее осуществлению. Этот процесс двусторонний. Мы можем не менее настойчиво предлагать партнерам брать на вооружение наш опыт. Мы должны защищать интересы системы образования России.

Если мы разумно организуем на государственном уровне взаимодействие нашей высшей школы с высшими школами названных стран и регионов, то существенно динамизируем и расширим участие России в студенческой и преподавательской мобильности как в Европе, так и в мире. И притом с немалой выгодой для себя.

Уважаемые коллеги!

В университете в целом осознается сложность ситуации как с финансированием, так и с необходимостью поиска новых источников доходов. Причем, мы неоднократно говорили, что таким источником выступает, например, не аренда, которая лежит на поверхности зарабатывания денег, а в первую очередь дополнительные образовательные услуги. Не случайно была создана соответствующая структура в виде факультета дополнительного образования, который и должен выступить эффективным координатором такой работы.

Для университета стратегически верной является нацеленность на развитие образовательных услуг, в том числе и прикладного значения, которые могут быть реализованы на базе фундаментального образования, будь то естественно-математические или гуманитарные науки. При этом наше главное преимущество в использовании возможностей университета как единого целого.

У нас пока еще сохраняются достаточно жесткие границы между факультетами и даже кафедрами, что приводит к излишней специализации образовательной подготовки и потере универсальности как признака классического университетского образования. Факультетами плохо используются интеграционные особенности университета. Студенты должны иметь возможность слушать лекции на других факультетах, получать там оценки, которые могли бы в какой-то форме либо засчитываться на базовом факультете, либо вноситься как дополнительные во вкладыш.

Мы слабо используем современные образовательные технологии. Необходимо целенаправленно внедрять новые технологии в учебный процесс, предусматривая современные формы организации обучения. Необходима некая форма ревизии эффективности использования закупаемой техники, ее внедренности прежде всего в образовательный процесс.

Университет должен выступать центром создания сценариев и прогнозов развития науки и высшего образования в мире и в России, предлагая данный продукт всей системе образования. В условиях модернизации он может выступить с программой определения места системы высшего образования в России и оценкой в связи с этим необходимых изменений в системе образования для сохранения и развития государства.

В этой связи заслуживает внимания идея создать в Московском университете институт продвинутых исследований, изучив, например, опыт Медицинского института им. Ховарда Хьюза (США). В таком институте могли бы проводиться исследования по целому ряду университетских специальностей, а его стипендии могли бы присуждаться лучшим студентам и аспирантам МГУ. На наш взгляд, финансирование такого института могло бы осуществляться ведущими бизнес-фирмами, ориентированными на развитие нашей страны. Возглавляться такой институт мог бы независимым Ученым советом, состоящим из выдающихся ученых.

Возможно, эта идея близка к идее построения Корпоративных университетов, возникших на западе в начале 60-х годов прошлого столетия. Сейчас таких Корпоративных университетов в мире более двух тысяч, а к 2005 году их число может превысить число вузов.

Дорогие коллеги!

Конечно, мы и дальше будем последовательно отстаивать свои позиции, защищать отечественную систему образования. Однако, в связи с тем, как складывается положение в системе образования, да и вокруг неё, я хотел бы обратить ваше внимание на то, что нам надо быть готовыми к серьёзным переменам, которые могут произойти через некоторое время. Эти перемены коснутся как набора студентов, так и финансирования образовательного процесса и научных исследований.

Уже сейчас мы должны задуматься над тем, как нам, возможно, придётся работать в новых условиях, как сохранить университет, сохранить его уникальный научный потенциал и обеспечить его устойчивое развитие.

Позвольте перейти теперь к краткому рассказу об основных итогах нашей работы за прошедший год по направлениям.

Начну я с нашей академической деятельности.

Образовательный процесс в Московском университете основывается на фундаментальном естественнонаучном и гуманитарном знании. Объективным свидетельством престижа и востребованности университетского образования является постоянно растущий высокий конкурс. В 2002 году количество абитуриентов составило почти 20 тысяч человек, что больше, чем в прошлом году. В среднем конкурс по МГУ составил 5,8 человек на место. Суммарный контингент по дневной форме обучения составил более 24 тысяч студентов. Необходимо особо отметить тенденцию роста конкурса в МГУ, которая продолжается уже одиннадцатый год.

Важной составной частью отбора лучших абитуриентов являются региональные олимпиады МГУ. В этом 2002 году в них приняло участие около двенадцати тысяч человек - на тысячу человек больше, чем в прошлом. География региональных олимпиад чрезвычайно широка. Центрами проведения наших региональных олимпиад стали и Якутск, и Архангельск, и Улан-Удэ, и Братск, и Брянск, и многие другие регионы России.

Как же проходили приёмные экзамены в июле в самом университете? Для достижения максимальной объективности на экзаменах большинство из них (включая русский язык, литературу, математику, иностранный язык, биологию, химию и др.) проводится в письменной форме. А варианты выбираются с помощью лототрона, т.е. случайно, за несколько минут до самого экзамена.

Несколько слов о выпуске и наших выпускниках в 2002 г. Обратимся к статистике.

Ещё о нескольких вопросах нашей академической политики. Приоритетной для нас остаётся воспитательная работа со студентами. Это и научные конференции студентов и аспирантов. Десятый год подряд с большим успехом проходит Международная конференция по фундаментальным наукам "Ломоносов". Только в этом году её участниками стали около 4,5 тысяч студентов, причём более 850 студентов из СНГ и дальнего зарубежья. Дополнительного внимания требует и воспитательная работа в общежитии. Большую роль в деле воспитания молодежи играют ветеранские организации. Тем не менее, нам необходимо активизировать работу по воспитанию патриотизма, принципов высокой нравственности и гражданственности.

Особой заботы требуют наши школьники - те, кто учатся в школе-интернате им. А. Н. Колмогорова. Эта школа готовит нам значительный контингент будущих студентов, и мы стараемся многое сделать, чтобы талантливые ребята учились у хороших педагогов и в хороших условиях. Нам собственными силами удалось отремонтировать общежитие, актовый зал и основной корпус СУНЦ. Президент РФ В. В. Путин обратил личное внимание на нашу школу-интернат и оказал ей реальную финансовую поддержку.

О филиалах МГУ.

Начну с филиала в Севастополе. Он работает с сентября 2000 г. Там обучается более 600 студентов. На днях окончательно решен вопрос о статусе филиала на основе межправительственного соглашения, подписанного в Киеве в присутствии Президентов РФ и Украины. Сейчас необходимо решать вопрос бюджетного финансирования филиала.

Теперь о Казахстанском филиале. Филиал работает уже третий год и можно подвести некоторые предварительные итоги. Филиал стал признанным и престижным учебным заведением, авторитет которого неизменно растет. С 1 сентября в филиале будут обучаться 300 студентов по 4 специальностям. Впервые на постсоветском пространстве в филиале открыта специальность "Русский язык и филология" не за счет России, а за счет Казахстана. Все студенты обучаются за счет грантов Республики Казахстан.

Позвольте выразить слова благодарности тем профессорам и преподавателям, которые ведут преподавательскую работу в филиалах, выезжают читать лекции и проводят семинары. Тем самым они делают большое дело для будущего России.

Продолжает своё становление и центр МГУ в СУНИ (США) и СУНИ в МГУ. На днях состоялась моя встреча с руководством СУНИ о дальнейшем развитии центра и его постепенной трансформации в филиал. Открыта совместная аспирантура Пекинского и Московского университетов. Открыт филиал МГУ в Швейцарии.

В сфере дополнительного образования в МГУ мы уже имеем сложившуюся систему, охватившую практически все направления этой работы.

В 2002 г. в МГУ было открыто 60 программ дополнительного образования; более 21 тысячи специалистов прошли повышение квалификации и переподготовку в МГУ за счёт бюджета и на договорной основе.

Важная задача в этой области - развитие технологий дистанционного образования.

Деятельность университета невозможна без предоставления творческой свободы факультетам в выборе новых образовательных программ, создания новых государственных стандартов, которые должны охватить большую часть основных направлений современного образования. Определяющую роль здесь играет УМО по классическому университетскому образованию, которое функционирует на базе МГУ уже 15 лет. Всего активно работает 19 учебно-методических советов, которые возглавляют наши деканы. Эти советы разработали только за последние два года образовательные стандарты и учебные планы по 64 специальностям и 35 направлениям (бакалавры и магистры). Впервые МГУ издал солидный семитомник, который фактически вобрал в себя все учебно-методическое обеспечение классического университетского образования России. И мы, конечно, должны учитывать предложения факультетов о разных новациях в этой области.

Следует сказать, что главная задача - сохранение высокого качества образования. Мы не должны поддаваться давлению обстоятельств. Да, сегодня наши профессора и преподаватели получают мало, и многие из них вынуждены искать дополнительную работу. Но надо помнить, что главным для профессора МГУ должна быть его работа со студентами, его служение Московскому университету. И это, кстати, традиция большинства ведущих университетов мира.

Теперь о научной деятельности.

В своей научной политике в Московском университете мы исходим из того, что приоритетное развитие фундаментальной науки в ведущих университетах страны в настоящее время имеет стратегическое значение, поскольку без фундаментальных знаний в различных областях науки невозможно подготовить специалистов, которые смогут ответить на вызовы, стоящие перед обществом в начале XXI века.

Определяющая роль фундаментальной науки отмечалась на совместном заседании Совета по науке и высоким технологиям при Президенте РФ, Совета безопасности и Президиума Госсовета 20 марта 2002 года. Этот тезис содержался и в выступлении Президента РФ на VII съезде Российского союза ректоров.

Традиционно для МГУ основная часть научной тематики приходится на долю фундаментальных исследований. Третий год Московский университет из своих внебюджетных средств присуждает гранты для поддержки междисциплинарных проектов.

В 2002 году в Московском университете было проведено около 230 научных конференций (в том числе и ряд крупных международных и всероссийских). Большое число конференций планируется провести и в 2003 году.

В 2002 году, впервые за многие годы, университет совершил настоящий прорыв в переоснащении факультетов и институтов новым научным оборудованием. Как уже говорилось, Правительством нам выделено 37 млн. евро на приобретение и установку научного оборудования для Московского университета.

В связи с этим серьёзными задачами для подразделений университета должны стать приём и размещение получаемого оборудования, его сохранность и эффективное использование. Мы очень надеемся, что закупка научного оборудования для Московского университета Правительством РФ будет продолжена и в последующие два года.

Университет обратился в Правительство РФ с просьбой о выделении еще 70 млн. дол. в 2004-2005 гг. Председатель Правительства РФ дал поручение соответствующим министерствам подготовить проект распоряжения по этому вопросу. В настоящее время на эту сумму подготовлена полная спецификация оборудования и технико-экономическое обоснование. В прошедшем году Московский университет приобретал оборудование не только за счёт средств, выделенных ему государством по кредиту. На покупку научного оборудования факультетами и институтами из централизованных внебюджетных средств было выделено более 200 млн. руб.

В этом году Московский университет добился большого успеха при выборах в Российскую Академию наук. В этот раз выбрано новых 10 академиков и 9 членов-корреспондентов, работающих в МГУ. Поздравим избранных в Академию наших коллег.

Теперь коротко об информатизации и "интернетном климате" в МГУ.

Московский университет является одним из самых значимых держателей информационных ресурсов в России. Это делает его привлекательным партнером для многих российских и зарубежных образовательных и научных учреждений и организаций. К этим ресурсам можно и нужно обеспечить как бесплатный, так и платный доступ. Наличие такого богатства подразумевает необходимость формирования инфраструктуры для его хранения, наполнения и обеспечения широкого массового и специализированного доступа.

Сейчас мы работаем над тем, чтобы увеличить пропускную способность основных компонентов сети МГУ до 10 гигабит в секунду. Это станет надёжной средой для развития различных форм дистанционного обучения, проведения видеоконференций, для реализации совместных проектов по супервычислениям, а также позволит эффективно запустить разрабатываемую информационную систему МГУ в целом. Сейчас над этой системой работает солидный коллектив разработчиков из нашего НИВЦа при участии компании "Эксиджен". Предполагается, что система должна заработать в январе 2004 года.

О международной деятельности.

Московский университет поставил задачу значительного увеличения числа иностранных учащихся, особенно на договорной основе. В настоящее время их около трех тысяч. Мы должны продолжать увеличивать численность иностранных учащихся, основное внимание уделяя повышению качества приема и обучения иностранных учащихся. Следует сделать более разнообразной географию приема иностранных учащихся.

Международные связи Московского университета и его факультетов активно расширяются. Только в течение 2002-2003 гг. нами заключено и продлено около 100 договоров с зарубежными партнерами, а всего их 350. В этой связи необходима концентрация усилий университета как единого целого на приоритетных направлениях международных связей, выделение ведущих партнеров в различных регионах мира. К юбилею Московского университета мы должны установить устойчивые связи со всеми ведущими университетами мира и организационно обеспечить это сотрудничество.

Московский университет продолжает активные усилия по укреплению позиций на постсоветском пространстве. Одним из результатов нашей последовательной политики явилось то, что в новых правилах приема фактически учтены предложения Московского университета по приему граждан из стран СНГ.

Важнейшее значение для укрепления позиций Московского университета и решения проблем формирования единого образовательного пространства будет иметь II международная научно-практическая конференция "Университеты и общество. Сотрудничество университетов в XXI веке", которая состоится 27-28 ноября 2003 г.

В актив нашей деятельности следует отнести проведение секционного и пленарного заседания Всемирного форума иностранных выпускников российских (советских) вузов (15-16 мая 2003 г.), участие МГУ в мероприятиях года Украины в России и Казахстана в России, проведение Ломоносовских чтений в Германии, другие мероприятия. Все наши мероприятия международной деятельности следует целенаправленно ориентировать на 250-летие Московского университета.

О кадровой политике.

В последние годы наблюдается устойчивый рост численности персонала МГУ. За непростые последние 11 лет Московский университет не только не уменьшил свою численность по основным категориям работающих, но и, в условиях напряженной борьбы за постоянное увеличение бюджета, с 1992 года штат по педагогическому персоналу вырос на 750 человек, а по научному персоналу - на 400 человек. Все это давало нам возможность обеспечивать кадровую потребность вновь открываемых подразделений, поддерживать развитие ведущих научных направлений и педагогических школ.

Это также привело к тому, что соотношение между преподавателями и студентами очной бюджетной формы обучения составило величину 1/4 с учетом так называемой кафедральной науки. Этот показатель в два раза ниже установленного для вузов Российской Федерации. Эту ситуацию неоднократно требовали исправить различные проверяющие Московский университет финансовые органы. В этой связи трудно переоценить значение распоряжения Правительства России о соотношении 1/4, о котором уже говорилось.

В настоящее время силами Управления академической политики и организации учебного процесса, Планово-финансового управления и Управления кадров и кадровой политики в университете проводятся расчеты и анализ штатной численности профессорско-преподавательского состава по университету в целом, факультетам и другим учебным подразделениям МГУ ("модели университета", "модели факультета").

Сразу хочу отметить, что ни о каком предстоящем сокращении научно-педагогических штатов, конечно же, речь не идет. Московский университет, и это отмечалось мною выше, в последние 11 лет только прирастал и количественно и качественно главным своим ресурсом -профессорами, преподавателями и научными сотрудниками. Вместе с тем, нам необходимо построить модель, чтобы знать состояние дел на каждой кафедре, учебном центре, факультете и в МГУ; выверенно вести кадровую политику и выстраивать оптимальную траекторию кадрового развития каждого подразделения МГУ.

Разрешите поделиться с вами первыми результатами проводимого ректоратом анализа. В целом по университету с учетом кафедральной науки (§ 47) как раз получается соотношение 1/4, т.е. то, которое и принято Правительством для МГУ. Повторю, что это огромный успех университета. Однако, не на всех факультетах ситуация благополучна. Для решения этой проблемы как раз и разрабатывается объективная модель университета. Но ни о каком сокращении персонала в МГУ не может быть и речи.

Теперь о финансах.

В соответствии с Уставом Московского университета 9 июня 2003 г. Ученый совет МГУ рассмотрел и одобрил отчет о финансовом положении и деятельности МГУ им. М. В. Ломоносова в 2002 году. Остановлюсь на некоторых основных моментах этого доклада.

Сначала несколько слов о формировании бюджета на 2003 год. Этот процесс, как и в предыдущие годы, был сложным, требующим подготовительной работы в Министерстве финансов, Комитете Государственной Думы, во фракциях. Однако даже в этих труднейших условиях удалось значительно увеличить бюджет: по сравнению с прошлым 2002 годом произошёл рост на 15%.

Теперь о нашем финансовом положении в 2002 году. Финансирование МГУ из федерального бюджета в 2002 году составило почти 2 миллиарда рублей. Остаются проблемы с финансированием науки, только этого финансирования недостаточно, чтобы выплачивать положенную зарплату работникам науки, и мы вынуждены постоянно искать другие возможности. Некоторые средства мы получаем при помощи такого вида нашей деятельности, как участие в различных грантах и программах.

А теперь о внебюджетном финансировании. Основными статьями доходов здесь были поступления от различных форм платного обучения. Если к этим средствам, полученным в результате платных образовательных услуг, добавить заработанные нами средства по грантам, хоздоговорам и другим источникам, то мы заработали почти бюджет университета. А если к нашей активности отнести и германский кредит в 37 млн. евро, то в результате мы получили дополнительно к бюджету около 150% бюджета. Все это говорит о том, что Московский университет стабильно дополнительно получает сумму, превышающую базовые бюджетные ассигнования. Можно считать это успехом. Однако мы ставим перед собой цель зарабатывать дополнительно два бюджета. Резервы и возможности для этого есть. Эти средства почти целиком были использованы на первоочередные нужды факультетов и подразделений университета (ремонты, практикумы, закупки оборудования).

Все бюджетные средства расходовались строго по назначению: оплата труда, стипендия, коммунальные услуги, капремонт. Это, кстати, в основном подтвердили серьезные проверки КРУ Минфина, а также Счетной палаты РФ, завершающие сейчас работу в Московском университете.

Как вы хорошо знаете, Московскому университету удалось поддерживать высокую среднюю зарплату. Позвольте привести данные о средней заработной плате по образованию и науке в МГУ и по стране за 2002 год. Средняя зарплата ППС в МГУ - 5,6 тыс. руб., средняя по образованию в стране 2,9 тыс. руб., по промышленности 5,2 тыс. руб. Средняя по науке в МГУ 4,8 тыс. руб.

Что было сделано при реализации бюджета? Прежде всего:

1. В 2002 году всего в МГУ введено дополнительно 39,5 штатных единиц, при этом не было ни одного случая изъятия штатных единиц у подразделений. Кроме того, переведено по решению Ученого совета молодых докторов наук в профессора 19 человек, молодых кандидатов наук в доценты - 27 человек.

2. Ежемесячно выплачивается компенсация на книгоиздательскую продукцию педагогическим работникам. При этом профессорско-преподавательскому составу МГУ сохранена социальная надбавка в размере 10% к должностному окладу, которую мы ранее выдавали на приобретение книг.

3. В 2002 г. было выплачено 24 надбавки к заработной плате по образованию за счет бюджета и внебюджетных источников. Работникам науки также были выплачены надбавки за счет бюджета и за счет внебюджетных источников.

4. Выплачены надбавки студентам и аспирантам.

5. Проведена практика студентов за счет бюджета.

6. Проведены зимние и летние спортивно-оздоровительные лагеря. Прошедший год для МГУ стал рекордным за последнее десятилетие по организации отдыха студентов на базах университета. Всего отдохнуло в пансионатах и домах отдыха 2024 студента и сотрудника МГУ.

7. Для 11 000 тысяч детей сотрудников и студентов МГУ были проведены новогодние елки и закуплены подарки за счет МГУ. В нынешнем же году организация отдыха сотрудников существенно осложнилась. Это связано с тем, что в несколько раз уменьшено финансирование санаторно-курортного лечения за счет средств социального страхования.

На заседании Учёного совета, посвященном финансовому отчёту, я рассказал также об использовании централизованных внебюджетных средств, т.е. тех средств, которые сосредотачивались на центре. Все средства, полученные в централизованный фонд, были реинвестированы на решение неотложных задач: коммунальные платежи всего университета, практикумы, на поддержание учебного процесса, на ремонтные работы.

8. Среди других расходов - доплаты научному персоналу, приобретение оборудования, оплата периодики и подписных изданий, уплата налогов, практики студентов, изготовление для факультетов около тысячи удобных и прочных парт, покупка судна для Беломорской станции. За прошедший год также состоялось обновление практикумов для 26 факультетов и семи институтов. Кстати, такое обновление практикумов делается централизованно уже четвёртый год подряд. Можно сказать, что сейчас наши студенты проходят практикумы уже на современном оборудовании.

Уважаемое собрание!

Стало уже традицией ежегодные отчёты ректора заканчивать особыми проектами и задачами Московского университета на ближайшее время.

Они вытекают из программы развития Московского университета, принятой в этом зале Советом Ученых советов. Следует подчеркнуть еще раз, что наши предыдущие планы в основном выполнены или идёт работа по их реализации. К таким особым проектам я бы отнес следующие:

1. Мероприятия по подготовке к 250-летию МГУ. Проведение международных конференций, съезда выпускников, разработка и утверждение университетской символики и наград и др.

2. Строительство нового здания Фундаментальной научной библиотеки МГУ, а также университетской клиники, жилого квартала, дома на проспекте Вернадского.

3. Развитие инфраструктуры университетских здравниц.

4. Строительство корпуса гуманитарных факультетов.

5. Реконструкция комплекса зданий университета на Моховой.

6. Закупка нового научного оборудования для университета.

7. Создание информационной системы сопровождения управления всем комплексом университета.

8. Запуск специального университетского спутника.

9. Издание серии "Классический университетский учебник" и других книг об университете.

Дорогие друзья!

Из сказанного видно, какая огромная работа проделана вами, всем коллективом университета. Всё сделанное по плечу только такому высокоинтеллектуальному сообществу как наш университет. Впереди у нас не менее грандиозные задачи. И их надлежит нам решить. Я уверен, что каждый из нас отдаст все свои силы служению родному университету.

Благодарю за внимание!

Первая полоса

К 250-летию МГУ

Пресс-служба

Вести МГУ

Повестка дня

Юбилей факультета

Будни и праздники МГУ

Наши цифры

Кунсткамера

Отдых

Флюс

Наш календарь

На главную страницу