25-26 (4045)
июль 2003

Первый декан механико-математического факультета
профессор Владимир Васильевич Голубев
(1933-1935 и 1944-1952)

В этом году свое 70-летие отмечает механико-математический факультет МГУ. Факультет был образован в 1933 году и состоял из трех подразделений: математики, механики и астрономии.

В связи с юбилеем мы хотим представить читателям деканов механико-математического факультета, возглавлявших его за эти 70 лет.

В первые годы Советской власти в обстановке гражданской войны, разрухи вопросы просвещения и образования были для правительства важнейшими. Отдел высших учебных заведений Наркомпроса возглавлял профессор физико-математического факультета П.К.Штернберг В начале июня 1918 года было созвано первое Всероссийское совещание высших учебных заведений. Программу работы совещания подготовили П.К.Штернберг и А.В.Луначарский. В обстановке острых дискуссий были выработаны важнейшие тезисы документа - "Положение о вузах".

2 августа 1918 года был опубликован декрет Советского правительства "О правилах приема в высшие учебные заведения РСФСР", по которым молодежи с 16 лет разрешалось поступать в высшие школы, в том числе университеты, без аттестатов о высшем образовании. Отменялись запрет на обучение в вузах женщин и плата за обучение. Выходцам из рабочих и крестьян обеспечивались стипендии и общежития. Вскоре при вузах стали открываться рабочие факультеты. В Московском университете рабфак был открыт в 1919 году.

Напряженное искание нового типа просвещения и образования состояло из череды проб и ошибок, перегибов и находок. Новый состав студентов, естественно, требовал непрерывного изменения и пересмотра учебных планов и программ. Лекционный метод обучения отодвигался на последний план. Его посчитали устаревшим. Полагали, что студенты смогут самостоятельно работать с учебными курсами и серьезными книгами. Однако для большинства студентов это оказалось мифом.

Зачеты, вступительные и переводные экзамены были отменены, контролировать знания у тысяч формально зачисленных студентов было почти невозможно. В результате подобного эксперимента квалифицированные лекторы, крупные специалисты оказались как бы "не у дел". Но все же сотни студентов, зарабатывая на жизнь, выполняли учебные программы и, обладая глубокими знаниями, вскоре пополнили ряды ученых.

В 1929 году в многотиражке университета стали появляться статьи, авторы которых пытались доказать непопулярность и ненужность университетов. Завязалась острая дискуссия. Ряд ученых гневно обрушивался на ликвидаторов университетского образования.

Дирекция Московского университета заняла правильную позицию, направив в Наркомпрос четко мотивированную рекомендацию: дать решительный отпор вредным требованиям части университетской общественности ликвидировать пока два факультета - биологический и физико-математический. Здесь же критиковались недостатки бригадно-лабораторного метода с его обезличенной системой учета индивидуальных знаний студента. Позиция дирекции Московского университета получила необходимую поддержку Наркомпроса.

Осенью 1932 года последовало решительное вмешательство руководящих органов государства в дела высшей школы: постановление ЦИК СССР от 19 сентября 1932 года "Об учебных программах и режиме в высшей школе и техникумах" обозначило поворотный момент в истории нашей высшей школы. Отмечалось неудовлетворительное качество подготовки специалистов. Ставилась задача усиления роли теоретического образования в университетах и вузах. Основным методом преподавания были признаны лекции специалистов. Коллективные зачеты были запрещены. Вводились вступительные и семестровые экзамены, дипломные работы. Вмешательство студенчества в работу кафедр, деканатов и дирекции исключалось. Восстанавливались защиты кандидатских и докторских диссертаций.

На основании постановления Коллегии НКП от 4 апреля 1933 года с 1 мая 1933 года университеты были переведены на факультетскую систему. Приказом по МГУ взамен отделений в Московском университете было создано шесть факультетов, в том числе механико-математический. Деканом был назначен известный математик и механик профессор В.В.Голубев. В процессе организации первого десятка кафедр появилась и кафедра аэродинамики, заведующим которой стал также Владимир Васильевич Голубев.

Вскоре было введено правило избрания деканов собранием факультета. 15 марта 1935 года деканом механико-математического факультета был избран математик профессор Л.А.Тумаркин. Он пробыл деканом до 9 апреля 1939 г.

Второй и третий раз В.В.Голубев стал деканом механико-математического факультета уже в результате выборов. Член-корреспондент АН СССР, заслуженный деятель науки РСФСР В.В.Голубев работал деканом с 1944 по 1952 гг.. "Многие лучшие дела свершались благодаря его кипучей энергии и организаторскому умению, его глубоко продуманным замыслам", - писали в газете "Московский университет 27 октября 1967 года.

Обладая высоким авторитетом и среди математиков, и среди механиков, а также среди астрономов, В.В.Голубев умел ненавязчиво, но неуклонно проводить четкую линию требовательности к учащимся и к лекторам, добиваясь компактного, доходчивого изложения сложных вопросов программы. Надо добавить, что В.В.Голубев заведовал ещё кафедрой высшей математики в ВВИА им. Н.Е.Жуковского и имел звание генерал-майора авиационно-инженерной службы. Может быть, отчасти этим объяснялась вполне оправданная требовательность, четкость и строгость в работе В.В.Голубева на посту декана факультета. Именно в годы руководства механико-математическим факультетом В.В.Голубевым в 1948 году Профком МГУ присудил факультету переходящее Красное знамя и Почетную грамоту. В эти же годы научная активность студентов, среди которых появлялись и фронтовики, по инициативе молодежи мехмата получила организационное оформление. В 1945 году было создано Научно-студенческое общество (НСО). От ученых куратором Общества стал заведующий кафедрой небесной механики профессор Н.Д.Моисеев.

Будучи деканом механико-математического факультета, В.В.Голубев, в первую очередь, стремился улучшить качество и доходчивость преподавания. Он не жалел времени на проведение хорошо продуманных конференций, где обсуждалась и вырабатывалась методика преподавания точных наук. Так, весной 1946 года была проведена научно-методическая конференция на мехмате, основной задачей которой было пересмотреть учебные планы с целью сокращения часов обязательной учебной нагрузки студентов. Декан Голубев внимательно изучил протоколы конференции и написал статью "О методической работе факультета", рукопись которой сохранилась.

Формирование числа дисциплин и их программ в те годы зависело от многих факторов: прежде всего от запросов тех предприятий, например, ЦАГИ, куда попадали многие выпускники-механики, а также от уровня преподавания механико-математических дисциплин в лучших вузах страны, ибо и туда распределялись наши выпускники. Кроме того, кафедры были заинтересованы сохранить на полной ставке квалифицированного ученого, а для этого максимально загрузить его лекциями. Перекройка учебных планов, а это значит, перекройка каждого курса и его программы требовала от деканата углубленной вдумчивой работы, чреватой полемикой на факультете. Такой род деятельности не оплачивался и был как бы личной инициативой декана.

Владимир Васильевич пропагандировал свои методические взгляды там, где это было, кстати. Даже в частных разговорах. В беседе с одним из молодых профессоров, он сказал: "Вы знаете, что смысл лекций состоит не в том, чтобы рассказать в них всё, что мы знаем о предмете, а в том, чтобы ввести слушателей в мир новых идей, заинтересовать их и закрепить этот интерес. Для этой цели, следует изложить сравнительно немногое так, чтобы этот материал улегся в голове студента и помогал ему без труда двигаться на основе уже усвоенного". (Из воспоминаний Б.В.Гнегенко).

А вот фрагмент воспоминаний о В.В.Голубеве профессора А.А.Космодемьянского: "…Для лекции нужно критически отобрать только самое лучшее. Ограничивайте себя в материале. Ведь Вы не печатаете в журналах всё, что думаете? Правда?"

Примеры таких кулуарных разговоров, пропагандирующих квалифицированный метод чтения лекций, описанных в воспоминаниях коллег В.В.Голубева, можно было бы умножить. Он "болел" методическими проблемами, будучи великим мастером глубокого воздействия на слушателей.

Сохранялась еще одна интереснейшая рукопись В.В.Голубева - "Индивидуальный план, организация и методы подготовки научно-педагогических кадров через аспирантуру". Голубев обращает внимание на то, что не всякий специалист может успешно вести педагогическую работу без соответствующей подготовки. В заметке вскрываются недостатки подготовки аспирантов к будущей научной и педагогической работе. В.В.Голубев заостряет вопрос на неопределенности цели подготовки специалиста через аспирантуру. Статья В.В.Голубева не походит на перечень рекомендаций и пожеланий, а как все его литературные произведения читается на одном дыхании, с волнением. Вот один из фрагментов этой методической статьи: "Основная цель, которую мы должны преследовать в подготовке аспиранта, это - добиться такого положения, при котором для него научная работа станет основным его делом, основным содержанием его жизни. Если аспирант смотрит на научную работу так: отсидел 6 или 8 часов, а потом все научные интересы и вопросы снял с себя и повесил на гвоздь, как рабочий халат, до следующего посещения института, то из него никакого ученого не выйдет… Для ученого его научная работа - это, как зубная боль, - научная мысль непрерывно сидит где-то в голове. От нее и рад бы другой раз избавиться, забыть её, но не можешь, потому что она о себе непрерывно напоминает. Если руководителю удалось добиться того, что мысль о научном вопросе стала для аспиранта неотвязною мыслью, от которой он не может отделаться, пока не выяснит вопрос до конца - руководитель достиг цели: из его аспиранта выйдет научный работник. Он будет работать в лаборатории или за письменным столом, или пойдет со знакомою барышнею в театр - все равно где-то в подсознании у него неотступно будет сидеть мысль о научном вопросе. Это значит, что он действительно вошел во вкус научного исследования".

О многосторонней деятельности В.В.Голубева на посту первого декана механико-математического факультета можно судить по высказываниям его заместителя по руководству деканатом А.Ю.Ишлинского: "Работая с Голубевым, я особенно ощущал четкость, ясность и решительность действий Владимира Васильевича по наведению порядка на факультете, развитию факультетских кафедр и лабораторий, созданию институтов математики и механики. Внешне строгий, подчас колючий, он был ярым противником безделья и косности. Вместе с тем Владимир Васильевич никому не навязывал своей воли, дела решались демократично и быстро, однако, обычно так, как он и предлагал. Он немедленно давал разумный совет тем, кто приходил к нему за помощью".

Можно было бы приводить многие примеры, когда Голубев помогал в трудных обстоятельствах сотрудникам или брал на себя расходы похорон.

Ученик и последователь В.В.Голубева проф. А.А.Космодемьянский написал прекрасный очерк "Владимир Васильевич Голубев - его Жизнь и научная деятельность", в котором приведено много изречений Голубева, ставших затем крылатыми. На всех торжественных собраниях, вечерах самодеятельности Владимир Васильевич был желанным и признанным лидером.

Накануне 200-летия Московского университета Владимир Васильевич Голубев ушел из жизни, успев написать о механиках университета замечательный очерк. Студенты А.А.Дерибас и В.Н.Кузнецов, ныне известные механики, выразили общую скорбь словами:

"В юбилейном вихре небывалом
Ощутишь вдруг в сердце пустоту:
Голубев..., чье имя означало
Блеск, гармонию и красоту".

 

Первая полоса

К 250-летию МГУ

Пресс-служба

Вести МГУ

Повестка дня

Юбилей факультета

Будни и праздники МГУ

Наши цифры

Кунсткамера

Отдых

Флюс

Наш календарь

На главную страницу