25-26 (4045)
июль 2003

Шарик решает все

 

Наверное, самое сложное лето в жизни любого человека - это лето выпускных и вступительных экзаменов. Вот уж когда нет времени подумать об отдыхе и развлечениях. Традиционно вступительные экзамены начинают крупнейшие вузы России во главе с Московским государственным университетом имени М.В. Ломоносова. Ранним утром 2 июля в присутствии проректоров, деканов факультетов и журналистов ректор МГУ академик В.А. Садовничий с помощью лототрона определил темы экзаменационных работ.

 

Номер шара, выпадающего из лототрона, соответствовал номеру запечатанного конверта в сейфе в кабинете ректора. На этот раз решалась судьба абитуриентов исторического, философского факультетов и нового факультета международной политики. В конвертах с номерами были темы сочинений для поступающих на эти факультеты. Такой способ исключает возможность заранее знать темы вступительных сочинений и заданий.

 

Заседание Правления Российского союза ректоров

Состоялось заседание представителей Союза ректоров. В зале заседаний Ученого совета МГУ собрались ректора из многих областей обширной России. И хотя председатель Правления, академик В.А. Садовничий заявил регламент заседания около 1ч. 20 мин., оно продолжалось почти вдвое дольше. Это и понятно. На встрече присутствовал министр образования РФ Владимир Михайлович Филиппов, и у участников была возможность задать ему животрепещущие вопросы российского образования.

Основным вопросом повестки дня было обсуждение проекта Общей части Кодекса РФ об образовании. Можно считать бесспорным, что развитие образовательной системы в недрах государственных структур требует точного определения ее места. Само государство эволюционирует, и это тоже влечет за собой изменения в образовании. Новые законы требуют согласования и унификации. Уже существуют Гражданский, Бюджетный, Налоговый и Трудовой кодексы. Настала пора и Образовательного. Сотрудничество России с другими странами ведет к необходимости учитывать нормы международного права в области образования. Стоит упомянуть, что во Франции сейчас идет полным ходом создание подобного же кодекса.

Идея создания подобного Кодекса в России впервые была выдвинута еще в 1996 г., но работа шла с перерывами. Наконец, в 2000 г. была создана рабочая группа, которой была поручена непосредственная разработка проекта. Над проектом работали 38 специалистов в области образования и образовательного права. На VI Международной научно-практической конференции, прошедшей в 2001 в Москве в РУДН, была одобрена основная Концепция Общей части Кодекса. При Министерстве образования был сформирован авторский коллектив, который подготовил в 2002 г. проект Общей части Кодекса. Он и был представлен внимаю ректоров российских вузов, собравшихся 25 июня 2003 года в МГУ.

По словам В.М. Филиппова, проблема Кодекса, безусловно, достойна того, чтобы выйти с ней на уровень Госсовета. Но вынесение Кодекса на обсуждение в Госсовете планируется не ранее 2005 г. Это сопряжено с необходимостью согласования его первой и второй частей. Последняя же еще находится в работе.

С докладом о ходе подготовки проекта на заседании выступил Николай Николаевич Гриценко - председатель комиссии Российского союза ректоров по законодательной деятельности, ректор Академии труда и социальных отношений.

Листая проект Кодекса, можно заметить, что он в целом отражает уже сложившуюся ситуацию в российских вузах. Это касается стипендий и льгот, столовых и общежитий. Статьей 139 даже предусмотрена возможность введения образовательным учреждением обязательной формы одежды для учащихся. Некоторую туманность формулировок носят п. 3 и 4 Статьи 21 о "ступенях общего" и "уровнях профессионального" образования. Предусматривается сосуществование таких квалификаций как "бакалавр" и "магистр" наряду со знакомым "дипломированный специалист". Аспирантура и докторантура практически остаются в своем нынешнем виде.

Живой интерес и обсуждение вызвало проведение эксперимента по введению ЕГЭ. Участники заседания обсудили уже имеющиеся как положительные, так и отрицательные результаты этого опыта. По ходу работы вырабатываются новые принципы проведения ЕГЭ. Так, кажется разумным разделение экзаменов на профильные и общеобразовательные. Профильные экзамены предполагается оставить прерогативой вуза, в то время как остальные поступающий мог бы сдавать у себя дома. Так, абитуриенту мехмата вовсе не обязательно сдавать экзамен по русскому языку в МГУ, но обязательно по математике. И наоборот, поступающему на филологический факультет, конечно, придется сдавать языковой экзамен только в принимающем вузе. Проведение же самого ЕГЭ возможно только в той школе и в том классе, где проходил обучение выпускник.

Дискуссию вызвало предложение установить стандартную плату за обучение на коммерческой основе. Также были приведены вопиющие факты вмешательства органов внутренних дел в работу приемной комиссии, когда работы абитуриентов без приведения разумных причин, изымаются для проверки на несколько дней. Это серьезно нарушает работу приемной комиссии, не говоря уже о воздействии на родителей поступающих. Министр образования РФ назвал такие действия неприемлемыми и призвал обращаться в таких случаях в суд, сославшись на российское законодательство, по которому никакие государственные структуры не имеют право вмешиваться в работу приемной комиссии вуза.

Илья Пономарев

 

Чеченский университет жив

Совместное заседание Правления Российского союза ректоров и правления Международного фонда восстановления и развития Чеченского государственного университета состоялось 27 июня 2003 года в стенах Московского университета.

Международный фонд восстановления и развития ЧГУ был создан чуть более года назад, и теперь, по словам его президента Александра Александровича Бессмертных, настало время отчитаться о проделанной работе за истекший период. Чеченский государственный университет сегодня - это примерно 10 тысяч студентов (примерно половина из них обучается заочно), 23 тысячи квадратных метров учебных площадей (15 000 из них уже отремонтировано и активно используется), 250 компьютеров, 30 из которых подключены к Интернету. Еще в 2000 году библиотека ЧГУ была полностью разорена, но сегодня благодаря нескольким университетам, в том числе и Московскому, ее фонды пополняются. Сейчас готовится документация для восстановления главного здания ЧГУ. Активную роль в поддержке и помощи университету играет сравнительно недавно созданный фонд восстановления и развития ЧГУ. За прошедшее время он наладил связи с ЮНЕСКО по данному вопросу, помог создать лингофонный кабинет, закончил образование юридического лица, а также наладили работу штаб-квартиры.

Для участия в этой встрече специально приехал ректор Чеченского государственного университета Аднан Дагуевич Хамзаев. Он рассказал правлению фонда и присутствующим на заседании членам Российского союза ректоров об обстановке в ЧГУ на данный момент и о его планах по восстановлению университета. В марте-апреле будущего года в ЧГУ планируется провести первую после войны международную научную конференцию. Свою речь Аднан Дагуевич закончил на оптимистической ноте: несмотря на все сложности, университет встает и набирает силы. При этом он также поблагодарил фонд, и в частности Московский университет, за активную помощь.

Ректоры нескольких московских вузов, также присутствовавших на встрече, выразили свою готовность помочь Чеченскому государственному университету. Многие из них предложили взять к себе на практику студентов старших курсов, аспирантов, докторантов ЧГУ. К тому же они пообещали помочь с литературой и методологическими разработками.

По окончании совместного заседания было решено продолжать деятельность фонда, и после достижения определенных результатов договорились провести его презентацию.

Ольга Конотоп

 

Первая полоса

К 250-летию МГУ

Пресс-служба

Вести МГУ

Повестка дня

Юбилей факультета

Будни и праздники МГУ

Наши цифры

Кунсткамера

Отдых

Флюс

Наш календарь

На главную страницу