41 (4059)
декабрь 2003

Студент вчера

На сегодняшний день студент, пожалуй, один из самых необычных представителей человечества. Его рост и развитие не такие, как раньше. Количество студентов во всём мире на сегодняшний день превышает 85 млн. А ведь какие-то 700 лет назад их было всего несколько тысяч.

Как гласит история, до XI-XII веков в Европе царила почти поголовная безграмотность. И даже священнослужители не хотели проводить время за изучением грамматики. А если перешагнуть по временному отрезку на пару веков назад, то мы увидим, что умение читать и писать – это не что иное, как колдовство. Сам Карл Великий (742 – 814), завоевавший большую часть Европы, так до конца своей жизни и не научился складывать буквы в слова, а папа Григорий I прямо говорил, что невежество – мать благочестия. В общем, все шло просто великолепно, люди не портили себе за книгами ни зрение, ни гордую осанку, пока в XI веке совершенно некстати не случился экономический подъем. И тут всем торговцам понадобились помощники, которые знали бы азы математики, представителям власти – современные юристы. Конечно, при монастырях давно существовали школы и скриптории, где переписывались старинные рукописи и учили читать и писать (такому счастью можно было научиться за три года), но было таких грамотеев очень немного. К концу XI века в Европе выделилось несколько городов, ставших центрами различных наук. Тур славился преподавателями медицины, Камбрэ – математики, Болонья – права. Вокруг каждого учителя складывался свой круг последователей, и вот около 1080 г. несколько болонских школ права объединились в одно целое. Так возник первый в мире университет (кстати, назывались первые вузы «студиями»). Верховодили в первых университетах студенты (называвшиеся «схоларами» или «школярами»): студенческое братство нанимало преподавателей (профессоров), составляло правила, по которым жила студия, и даже избирало ректора, обязательно студента, причем почему-то холостого. Студии подобного типа появляются несколько позднее в Ферраре, Падуе и других городах, составив «южный» тип университетов. Посмотрев на царившую в соседней Италии студенческую вольницу и прозорливо прикинув, что от студентов все равно нигде не будет спасения, французские учителя решили сформировать университет самостоятельно, не дожидаясь, пока это сделают школяры. Так около 1180 г. на основе объединения нескольких коллегий преподавателей возник Парижский университет. В XIII веке появляются студии в Оксфорде, Кембридже, Саламанке. Всего к началу XIV века в Европе их насчитывалось18, в XV веке – уже 65, в XVI – 76.

Слово «факультет» буквально обозначает «способность». В средневековом университете существовало четыре факультета. Младший – артистический (факультет artes liberales, то есть «свободных искусств»), где изучались риторика, логика, грамматика, арифметика, геометрия, астрономия и музыка; старшие – медицинский, факультет права (современный юридический, который, как и в наше время, пользовался большой популярностью: там обучалось около 50% студентов) и богословский (здесь обучались очень долго: около 15 лет, тогда как на всех остальных – 5 - 8 лет). В описаниях идей и задач университета наиболее часто употребляются такие понятия, как атмосфера мысли (Ньюмен); интеллигент духа (Ортега-и-Гассет); интеллектуальная совесть (Ясперс); поле, вкус (Бурдье). Обучение в университете велось на латыни. Университеты отличались друг от друга размерами: от нескольких сотен до 7000 (Париж) и даже 10000 учеников (Болонья), а также специализацией. Несмотря на то, что одни и те же факультеты были практически везде, считалось, что каждый университет отличен в какой-либо особой науке.

Занятия проходили в форме лекций. Лектор менял их изложение каждый год и никогда не носил с собой шпаргалок. В Парижском университете пошли еще дальше – статут 1355 г. обязывал магистров читать лекции в таком темпе, чтобы школяры не успевали их записывать, так как считалось, что это развивает память и заставляет их думать самих. В университете существовала также должность тьютора – наставника, обычно студента старшего факультета, помогавшего младшим товарищам в освоении материала.

В средневековом университете существовали следующие ученые степени: бакалавр, лицентиат и магистр. Лекции состояли из чтения и комментирования текстов, предусмотренных официальной программой, целью которой была передача материала. Показать применение этого материала можно было на диспуте, которые устраивались примерно раз в неделю, и средневековый диспут был похож на современный научный доклад: с оппонентами и рецензентами. Ознакомление с материалом происходило, правда, ранее, во время лекций. Победа на диспуте сразу же возводила человека в ранг лицентиата (ученая степень). Учебные помещения ничем не отличались от современных: стол для преподавателя и парты для учеников. Своих помещений преподаватели не имели, и поэтому занятия иной раз проходили и под открытом небом.

В университете существовали «нации» или землячества, возглавляемые выборными деканами. Со временем понятия «нации» и «факультета» сливаются, поэтому сегодня декан возглавляет факультет. В 1240 году магистры получили право избирать ректора – главу университета… Эта должность была крайне почетна: во время торжественных шествий он шел сразу за архиепископом и непременно входил в состав различных официальных делегаций, например, к королю или к Папе Римскому. Ректор оберегал своих студентов, в результате чего студенты не облагались налогами и сборами, и суд над провинившимися проходил за дверями, закрытыми для властей университета. Ректору подчинялись преподаватели, объединенные в коллегии по родам занятий, имевшие ученые степени: у юристов – доктора, у представителей свободных искусств – магистры. Университет же в целом представлял собой объединение школяров и профессуры.

Надо сказать, что стать студентом было намного проще, чем сейчас. Вступительные экзамены отсутствовали, достаточно было доложиться университетским властям, а затем записаться к какому-либо преподавателю в его школу и заплатить вступительный взнос. У каждого преподавателя в среднем было 25 студентов. А ограничение по количеству преподавателей никто не ставил: главное, чтобы ты заплатил. Отношения между учеником и учителем были теснее: магистр был как бы наставником, он следил за поведением и успехами на научном поприще. Студенты были разные: те, кто победнее, часто нанимались к более богатым или попрошайничали на улицах (что не считалось зазорным, и даже был составлен свод «правил» по этому роду занятий).

Конечно, существовали университеты, предназначенные для богатых студентов. Жили они всегда при университете, но здесь специально отводилось место для рабов и прислуги. Однако основную массу студенчества составляли выходцы из средних слоев общества: дети торговцев, ремесленников, врачей, юристов и учителей. Обучение было единственным способом пробить себе путь, поэтому многие стремились получить образование у самых квалифицированных преподавателей.

Интересен тот факт, что только четыре студента из десяти заканчивали обучение, а получал ученую степень всего лишь один. Выпускник мог стать священнослужителем, правоведом, врачом или ученым.

Учебный год начинался первого октября и продолжался до июня, прерываясь многочисленными праздниками.

А что касается каникул, то появление их в университетской жизни имело суровую причину – чуму. Именно она каждое лето выкашивала значительную часть городского населения Европы, и, чтобы хоть в какой-то мере избежать эпидемии, магистры придумали… каникулы.

О.Тришкина
В статье использованы данные Интернета

 

Первая полоса

К 250-летию МГУ

Пресс-служба

Вести МГУ

Конкурсы, гранты, стипендии

Образование

Юбилей кафедры

Дела профсоюзные

Мир новостей

Взгляд на мир

Наш календарь

На главную страницу