3 (4064)
январь 2004

Gaudeamus igitur, Juvenes dum sumus!

1. Татьянин день: исторический очерк.

В первое столетие существования Московского университета его основные корпоративные торжества были приурочены к дням рождения, именинам, коронации правящих монархов (например, инаугурация университета проходила 26 апреля 1755 г. – на другой день после праздника дня коронации императрицы Елизаветы Петровны) либо совпадали с важными этапами учебного процесса (торжественные акты в июне/июле по случаю окончания учебного года с награждениями отличившихся студентов).

12 января, «Татьянин день» – день утверждения указа об основании Московского университета. Сохранилась легенда о том, почему И.И.Шувалов выбрал именно 12 января для получения от императрицы Елизаветы подписи на указе об учреждении Московского университета: «Сказывают, что Шувалов нарочно выбрал этот день для поднесения государыне проекта; 12 января, на память св. великомученицы Татьяны, была именинница мать его: он хотел обрадовать её новым назначением своим в должность куратора русского университета».

Но помимо желания сделать приятное своей матери, Шувалов мог знать и старинное (по месяцесловам и святцам) осмысление имени «Татьяна» русской церковью. Имя Татиана (старинная форма), теперь Татьяна, происходит этимологически от латинского Tatius – имени сабинского царя, или от греческого tatto – устанавливать, определять, назначать. В Православном календаре имя это пояснено так – учредительница.

Однако как главный университетский праздник Татьянин день стал отмечаться только со второй половины XIX века. Каждый год 12 января в церкви торжественно служили молебен с акафистом св. мученице Татиане – небесной покровительнице Московского университета. По свидетельству очевидцев, согласно традиции, праздник начинался с самого утра торжественной службой в университетской церкви. «Присутствовало всё начальство, преподаватели, студенты, гости. Служил архиерей. Пел студенческий хор. Пахло ладаном, духами…

После службы и «многолетия» все переходили в большой актовый зал. Ряды стульев занимались профессурой и приглашёнными. Все были в мундирах, фраках. У многих на груди звёзды, ленты через плечо. За колоннами зеленели сюртуки студентов. Ректор произносил речь; зачитывался годовой отчёт и начиналась раздача медалей… Оркестр играл туш. Медалистов поздравляли, они сконфуженно благодарили…

После гимна собравшиеся кричали «ура», и важные лица, снисходительно улыбаясь, удалялись».

Официальная часть праздника заканчивалась пением «Гаудеамуса».

В конце 50-х годов стало, по словам профессора Б.Н.Чичерина, входить в обычай празднование 12 января на публичных обедах. Обеды эти устраивались, как правило, по предварительной подписке.

Помимо профессуры, студенчества, в отмечании Татьяниного дня принимали участие бывшие студенты Московского университета – адвокаты, врачи, инженеры, крупные и мелкие чиновники, купечество, фабриканты, причём такие встречи поначалу состоялись в Твери, Санкт-Петербурге, и уже в 1859 году – в Москве. По традиции собирались в ресторане «Эрмитаж», у «Яра», в Большой Московской гостинице. Молодёжь в это время гуляла по всем большим улицам. Центром служил Тверской бульвар, куда часам к 11-12 стекалось по нескольку сот студентов. Образовывался хор, и в морозном воздухе бодро и весело звучали молодые голоса. Пение сменялось играми. Тут же на бульваре устраивались чехарда, снежки…

Московский университет и Татьянинская домовая церковь в 1848г.

 

В ходе ускоряющегося процесса демократизации состава университетского студенчества, а главное, с расширением освободительного движения в капиталистической России, «Татьянин день» все более ощутимо становится днём студенческой свободы, днём своеволия и даже широкого разгула. Нередко такая студенческая гульба в «Татьянин день» ознаменовывалась и крепким подпитием, и пением шуточных песен, и бурными речами, и выкрикиванием пожеланий, проклятий, лозунгов, а также устройством так называемых кошачьих концертов (например, перед зданием редакции реакционной газеты «Московские ведомости» в 80–90-е годы и в начале XX столетия). Особенно шумно вели себя 12 января студенты-первокурсники. Поступив осенью в университет, они в день Татьяны как бы проходили своеобразное посвящение в студенты. Такая чисто студенческая вольница начиналась с середины дня, после торжественного богослужения в церкви св. Татьяны и университетского акта. Она неоднократно была описана в очерковой, повествовательной, мемуарной, юмористической литературе.

Другие русские университеты тоже имели свои праздничные дни. Но уже примерно с 80–90-х годов XIX в. московский «Татьянин день» как праздник студенческой вольности стал отмечаться учащимися всех университетов России, а также студентами других высших учебных заведений, Высших женских курсов, всей русской интеллигенцией.

Однако постепенно, с дальнейшим углублением социального кризиса, поляризации классовых интересов и развитием революционного движения в начале XX в., корпоративные вузовские традиции ослабевают, и после февральской буржуазной и октябрьской пролетарской революций в 1917 г., с отделением церкви от государства и школы от церкви, Татьянин день исчезает из календаря университетских памятных дат. Бывшие домовые храмы переоборудуются в дома культуры и клубы при высших учебных заведениях, становятся очагами чисто светских форм общественной жизни. Здание Татьянинской церкви на Большой Никитской ул. в течение долгих лет служило клубом – культурным центром для многих студенческих поколений. Однако такой его статус не мог не быть временным, и в момент очередного потрясшего страну социально-экономического кризиса, появилась возможность восстановить культурно-историческую справедливость и «вернуть Богу богово».

22 января 1995 года в день памяти Святителя Московского Митрополита Филиппа здание было возвращено Церкви. Утром 25 января, в Татьянин день, в 240-летие Московского университета под высокими сводами вновь зазвучал Акафист Святой Татиане. На службе присутствовал ректор университета Виктор Антонович Садовничий, много сделавший для возвращения домового храма. Святейший патриарх Московский и всея Руси Алексий II освятил церковь и в своей речи после молебна отметил, что «роль Московского государственного университета сегодня так же велика, как и в прежние годы. Сегодня закладывается будущее нашего Отечества, и от усилий каждого из нас зависит, какой станет Россия».

Что же касается собственно университетского «Татьянина дня», православно-христианского в своих истоках, и одновременно соборно-светского праздника, то он обретает новую жизнь в наше время, соединяя востребованную современностью дореволюционную культурную традицию с насущными духовными потребностями новых университетских поколений.

2. Из речей в день столетнего юбилея Московского Императорского университета в торжественном собрании 12 января 1855 года.

«…Мы с гордостью можем указать на наших студентов по всем высоким степеням служения государственного, на всех вершинах славы и земного величия. А сколько между питомцами нашими таких безвестных тружеников, сеятелей добра и просвещения, которые, на малых чредах службы, в судах, в училищах, потрудились или продолжают еще смиренный труд свой и теперь! К ним отсюда невольно несется наша мысль и собирает их в одну семью родную.

О! в нынешний день, по всем городам России, на берегах Невы и Волги, Двины Западной и Северной, Днепра и Дона, Урала и Иртыша, в Петербурге, в Харькове, Казани, Киеве, Гельсинфорсе, Дерпте, Одессе, Ярославле, Нежине, Ставрополе, по всем городам губернским и уездным, где только есть какое-нибудь училище, – и в Севастополе, окруженном грозою военной, – какой московский студент не стремился сюда вещим трепетом своего сердца, не побывал с нами мыслию здесь, в колыбели своего воспитания? Сколько заздравных чаш поднято было сегодня за этот рассадник науки!

Для мысленных очей наших нет этих стен – и светлое наше торжество сияет по всей России и длится так же бесконечно, как бесконечна она сама! И на нём в одну торжественную многозначительную думу соединяется вся наша бесчисленная Университетская семья, воспитавшая силы ума и духа в этой Русской колыбели науки».

Ординарный профессор русской словесности
и педагогии Степан Шевырев

 

3. Из речей в Государственном историческом музее на открытии выставки «Россия, Православие, Культура», посвящённой 2000-летию Рождества Христова и наступлению третьего тысячелетия, ноябрь 2000г.

«…Согласимся, что православная культура исторически явилась важнейшим составляющим университетской культуры. И это на фоне веротерпимости в нашей многоконфессиональной стране, когда один из параграфов студенческого устава конца XVIII века гласил: «Паче же всего университетский питомец из природных россиян должен знать катехизис Греко-Российской церкви, а иноверный должен сведущ быть в истинах религии по его исповеданию». Может быть, поэтому церковный православный праздник Татьянин день и стал общероссийским днём студенчества».

Ректор Московского государственного университета им. М.В.Ломоносова,
академик В.А.Садовничий

 

4. «Это был беззаботно-шумный, гулящий день…»

…Из воспоминаний доктора Померанцева

В Татьянин день компания студентов заказала владельцу экипажного заведения карету, запряженную цугом для разъездов по Москве. Владелец, отлично зная, что с заказчиков-студентов, да ещё с таких, которые даже задаток давали «в складчину», кроме задатка ничего больше не получить, приказал рабочим запрячь лошадей в самую что ни на есть старую и поломанную карету. «С пьяных глаз и такая сойдёт» – так, по-видимому, рассуждал хозяин этой допотопной колымаги.

В назначенный час студенты явились за каретой. Поналезло в неё народу, сколько могла в себя вместить эта колымага... Кому не хватало места внутри, те стали на запятки, более предприимчивые уселись верхом на лошадей. Нечего и говорить о том, что компания ещё накануне изрядно подвыпила да и с собой в карету не забыла захватить целую батарею бутылок.

День тогда как раз был очень морозный, и студенты, севшие верхом на лошадей, поверх шапок понадевали башлыки. В таком виде карета помчалась по улицам Москвы. Едут студенты, а прохожие, в особенности простонародье и бабы, останавливаются и крестятся. Думали, что чудотворную икону какую везут.

Подъезжает компания к ресторану «Эрмитаж». А там уже столько народу понабилось, что больше никого не пускают. Но не попавшие внутрь ресторана додумались до следующего. Откуда-то достали бочек, старых столов, табуретов, и тут на тротуаре устроили второе «летнее» отделение «Эрмитажа». Когда к этому импровизированному ресторану подъехала карета с пьяной компанией, на площади поднялся форменный галдеж и чуть не драка. Каждому хотелось попасть в карету, покататься на таком оригинальном выезде. Пока делали остановку у «Эрмитажа»,– некоторые из студентов стали напаивать кучера кареты и, в конце концов, так напоили, что он предпочёл остаться отсыпаться на тротуаре, чем опять лезть на своё место на козлы. На его место быстро нашли заместителей из среды добровольцев-студентов. Двое из них взобрались на козлы, взяли в руки вожжи, и карета тронулась по направлению к Тверской. Теперь в неё понабилось столько пассажиров, что о холоде и думать позабыли, до того было жарко в карете.

Едет такой оригинальный выезд по Тверской, вызывая, разумеется, всеобщее внимание прохожих, как вдруг, когда карета подъезжала к Садовой, в ней что-то хрустнуло, потом послышались крики сидящих в карете, и карета остановилась.

Оказалось, что не в меру перегруженная древняя колымага не выдержала всей тяжести сидящих в ней студентов. Дно вывалилось, и ноги пассажиров очутились на снегу. Собравшаяся в огромном количестве толпа громко смеялась, любуясь на такое невиданное зрелище.

После короткого переполоха студенты нашли, что приключение это очень оригинально, и решили идти внутри кареты до самого «Яра» пешком. Сказано–сделано. Карета медленно тронулась в путь, а её пассажиры шли внутри неё. Прохожие с недоумением смотрели на такой способ передвижения, замечая десятки ног, которые торчали на том месте, где полагается быть дну кареты.

Студенческое гулянье на Тверском бульваре

 

Всё бы кончилось ко всеобщему удовольствию. Но, увы, когда карета выехала или скорее «вышла» на Петербургское шоссе, добровольцы-ямщики со свистом и гиканьем стали погонять лошадей. Пьяны ли они были или решили подшутить над бежавшими в карете товарищами – только карета помчалась. Сколько ни кричали несчастные пассажиры, которым пришлось бежать во всю прыть внутри кареты, сколько ни умоляли «кучеров» остановиться – те и в ус себе не дули и только сильнее погоняли лошадей. К счастью, лошади были такие же древние, как и карета, и не могли бежать резво, а то бы не сдобровать находящимся в карете. Но все же несчастным студентам пришлось бежать своеобразной рысью вплоть до самого «Яра». Весь хмель вылетел у них из головы после такой оригинальной прогулки. Но это не помешало им после краткого отдыха опять приняться за должное. (1914г.)

…Монолог из-под стола бывшего студента по случаю университетского праздника в ресторане «Эрмитаж».

«Позвольте, почему везде ноги? Ни одного лица и одни ноги! Все вверх ногами стали? Почему ноги? И почему здесь темно? Ах, под столом?! Понимаю! Понимаю! Протестующую личность под стол спрятали? Неудобно вам?! Неудобно?! Подлецы! Подлецы! Ну, да я и под столом ходить буду. Желаете, я со всех сапоги снимать буду? Всех босяками сделаю? Всех! «На дне», значит я! Отлично! Вот нога! Сейчас сниму сапог. Раз!

Ах, и вы под стол? Вы какого выпуска? Ах, 83-го?! А я 87-го. Очень приятно познакомиться! Желаете со мной на брудершафт пить? «На дне»! Ха-ха-ха! «На дне»! Хотите, мы отсюда Горькому телеграмму пошлём? Бумаги нет? Всё равно! На полу пишите! Сюда пусть телеграфист придёт и отстукает. Пишите! Пишите на полу! Желаете, я сейчас с четверенек встану и стол опрокину? Пусть, подлецы, не пьют, когда ближний, когда брат во тьме на четвереньках ходит. Подлецы!

На каком основании меня за ногу? Ах, вытащили?! Покорнейше вас благодарю! Не желаю домой! Мой дом – вселенная. Пусти, я вот этого поцелую, который говорит! Браво! Браво! Хочу кричать – и кричу!

…Желаете, я на Глашеньке женюсь? Да! И женюсь! Разведусь с женой. Она у меня умная, она поймёт, передовая женщина! Жена у меня ангел! А я с ней разведусь. Непременно разведусь! А Глашенька теперь небось в богадельне. А я, – мне все равно! Я должен! Я и в богадельню приду, в ноги ей поклонюсь. Как Нехлюдов в «Воскресении» у Толстого! Да! Послать Толстому телеграмму: «Развожусь с женой, женюсь на Глашеньке. Уррра!» …А жена, мне это всё равно, что она там скажет! Жена – буржуазка! Обстановка, лошади, – презираю! Моя жена – человечество! Мой ребенок – будущее! А!

Торжество в ресторане «Эрмитаж» 12 января 1882г.
Рисунок Николая Чехова.
По мнению специалистов,
в верхнем левом углу он изобразил своего брата,
студента медицинского факультета А.П.Чехова с бокалом в руке

 

А Татьянин день – это не только праздник радости для русской интеллигенции. Это день итогов! Это наш «судный день»! Как блудные сыновья, приходим мы в этот день к нашей святой Татьяне, и она смотрит на нас мученическими, полными скорби глазами: «Что сделали вы, рабы лукавые и ленивые, из своих талантов?» Альма матер! Альма матер!

Господа! Старик у вас просит внимания. Вы не смотрите, что я моложав. Я хорошо сохранился… Вы над стариком смеяться? Дожил! Над человеком шестидесятых годов! Осрамлен! Унижен! Согласен шубу надеть! И калоши надену! Я всё надену, я всё сделаю, что скажут! Я стар, я из ума выжил! Смеются! Едем! Посмеялись. Над шестидесятыми-то годами…

…Позвольте, по какому случаю дома? Сударыня… Ах, вы моя жена? Очень приятно!.. Желаете со мной на брудершафт выпить? Высшие женские курсы и все такое прочее…» («В Татьянин день». 1905г. По В.М.Дорошевичу.)

5. Эстафета поколений.

Однако согласимся, что вышеприведенные способы развлечения наших собратьев и их риторика нынче выглядят слишком старомодно. Больший интерес для нас представляет редкое в наши дни и так явственно ощутимое тогда «чувство семьи единой» у членов университетской корпорации. Удивительную теплоту и душевность великого студенческого праздника тонко подметила Елена Лебедева, приведя в своей обстоятельной работе «Дом на Моховой» стихи очевидца и участника «тех Татьяниных дней»:

Потом приказ: «Будите спящих!
Зажечь костры!» – И меж костров
Ты видишь старых, настоящих
Твоих седых профессоров,
Которых слушали вначале.
Ты помнишь, как мы их качали,
Как ватный вырвали рукав
Из шубы доктора всех прав!
Как хохотал старик Ключевский,
Как влез на конный монумент
Максим Максимыч Ковалевский –
Уже толстяк, ещё доцент…

6. О прибавлении ума

В заключение заметим, что не только в праздники вспоминали о св. Татиане. Без домового храма не обходилось ни одно сколь-либо значительное событие в университетской жизни. Сюда приходили и среди повседневных дел и забот. Студенты пели тропарь «о прибавлении ума», молились об успехах в учении.

Молитва перед учением:

«Преблагий Господи, ниспошли нам благодать Духа Твоего Святаго, дарствующего и укрепляющего наши силы, дабы, внимающе преподаваемому нам учению, возросли мы Тебе, нашему Создателю, во славу, родителям же нашим на утешение, Церкви и Отечеству на пользу».

Молитва после учения:

«Благодарим Тебе, Создателю, яко сподобил еси нас благодати Твоея, во ежи внимати учению. Благослови наших начальников, родителей и учителей, ведущих нас к познанию блага, и подаждь нам силу и крепость к продолжению учения сего».

Материал подготовил зав. кафедрой ИСАА
Владислав Ремарчук

Источники: Дмитриев С.С. «Татьянин день»  //  ВМУи. 1995. №6. С.  80-85;
Е.Лебедева. Дом на Моховой  //  Свет Христов просвещает всех. Святая Татиана и Московский университет. Изд-во «Правило веры», М.,  1996. С.  73-187;
В.М.Дорошевич. Собрание сочинений, т.  II. Безвременье. Изд-во Т-ва И.Д.Сытина, 1905;
Татьянин день. Анкета журнала «Заря», №2, 1914г. и др.

Фотоматериалы предоставлены Музеем истории МГУ

 

Всероссийский студенческий праздник «Татьянин день»,
посвященный 249-й годовщине
основания Московского университета.

Программа мероприятий.
24 января
13.00 Торжественное заседание Совета Учёных Советов МГУ с участием почётных гостей, посвящённое 249-летию Московского университета. Актовый зал МГУ
25 января
15.00 – 16.00 «Студенческий огонёк» у ректора МГУ академика В. А. Садовничего. Встреча, фотографирование с гостями – студентами разных университетов. Зал заседаний Учёного совета МГУ
16.00 – 17.00 Театрализованная программа, разлитие медовухи студентам ректоров МГУ. Фойе Дворца культуры МГУ
17.00 – 18.00 Торжественная церемония награждения лучших студента, преподавателя, спортсмена 2003 года. Концертная программа. Большой зал ДК МГУ
18.00 – 20.00 Шоу-программа «Мисс Татьянин день» с Алексеем Кортневым. Большой зал ДК МГУ
18.00 – 20.00 Студенческая дискотека, концертная программа. Фойе первого этажа Главного здания МГУ

Первая полоса

К 250-летию МГУ

Пресс-служба

Приказы и распоряжения по МГУ

Вести МГУ

Будни и праздники МГУ

Татьянин день – 2004

Мир науки

Образование

Наши цифры

Дела профсоюзные

Памятные даты

Взгляд на мир

Отдых

Наш календарь

На главную страницу