19 (4080)
май 2004

Кубок по программированию

14 мая в рамках выставки «Связь - Экспокомм 2004», проводившейся 11 – 15 мая в московском Экспоцентре на Красной Пресне, состоялось награждение финалистов Открытого Кубка по программированию, который прошёл в конце апреля в Московском государственном университете им. М.В. Ломоносова при поддержке Ассоциации CBOSS.

Несмотря на холодную погоду, в Экспоцентре было очень много зрителей. Проводились различные конкурсы, розыгрыши призов, танцевальные выступления и шоу-программы, что создавало яркую и красочную атмосферу всеобщей оживлённости и заинтересованности.

Участие компании в подобной выставке означает, что она занимает признанное место на международном рынке информационных технологий, а также вносит значительный вклад в развитие систем коммуникации и предоставляет услуги связи на качественно высоком уровне. Ассоциация CBOSS – крупный российский производитель программного обеспечения, лидер российского сегмента рынка информационных технологий для телекоммуникационной отрасли.

Становится доброй традицией то, что ежегодно Ассоциация CBOSS проводит Кубок по программированию в стенах Московского университета, стимулируя тем самым молодых специалистов к развитию своего таланта и получению новых знаний, давая им возможность занять достойное место на рынке труда и получить перспективную и интересную работу. В кубке принимали участие команды из пяти городов – Москвы, Санкт-Петербурга, Новосибирска, Саратова и Петрозаводска.

В основе правил проведения Открытого Кубка по программированию лежат правила проведения международных студенческих командных олимпиад и чемпионатов мира по программированию (АСМ). Команды состояли из трёх человек, участвовать могли студенты и аспиранты, но в этом году в соревновании Кубка принимала участие и сборная школьников из Саратова, которая выступила весьма достойно и показала отличный результат – 10 место.

В церемонии вручения дипломов финалистам приняли участие начальник Управления дополнительного образования Московского государственного университета А.В. Михалёв и первый вице-президент CBOSS А.В. Ивахин. Значение проведения данного мероприятия для Московского университета сложно переоценить. Важность события заключается в том, что основные призовые места Кубка уже не первый раз занимают наши студенты, и это повышает статус МГУ во всём мире.

По результатам проведённого первенства дипломы первой степени были вручены шести командам, решившим наибольшее количество задач при минимальном штрафном времени. Были особо отмечены команды МГУ – MSU Improbable Team, занявшая 1 место (П.И. Митричев, П.В. Наливайко, В.М. Рычев) и MSU Special Edition, занявшая 3 место (А.В. Халявин, А.Ю. Румянцев, Д.Н. Орлов) за оригинальные методы решения поставленных задач. Дипломов второй и третьей степени удостоились ещё 12 команд из разных городов. В личном первенстве дипломы первой степени не присуждались. Дипломом третьей степени был персонально отмечен студент МГУ Илья Межиров.

Заслуженным достижением для Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова является то, что его студенты и выпускники могут уверенно участвовать в подобных соревнованиях и победителями выходить на международную арену в области быстроразвивающихся информационных технологий.

Ольга Юрченко

От Москвы до самых до окраин, или
как помочь российскому учителю

Школьный учитель – очень непростая профессия, тем более у нас в России. С одной стороны, учитель всегда среди детей, в гуще школьных событий, он – воспитатель, педагог. С другой стороны, постоянно меняющиеся стандарты и программы, многообразие учебников (которые, однако, на периферии купить трудно) заставляют учителя постоянно повышать свою профессиональную квалификацию, чтобы соответствовать требованиям современной школы.

Творческий учитель всегда стремится идти в ногу со временем. Но чем дальше от Москвы и областных центров, тем сложнее получать оперативную информацию о достижениях в педагогике, а также в профильной области знаний, знакомиться с творческими находками своих коллег.

Ясно представляя эти трудности учительской работы, факультет педагогического образования МГУ и педагогическое объединение «Первое сентября» решили «приблизиться» к школьному учителю, организовав повышение профессиональной квалификации в режиме дистанционного обучения. В качестве участников пилотного проекта таких курсов повышения квалификации были выбраны учителя информатики и информационных технологий.

Было решено, что дистанционная форма обучения будет опираться на обычную (а не электронную) почту, и связано это с тем, что предварительный опрос учителей информатики, проведенный газетой «Информатика», показал: практически 90% школьных учителей самого «информационного и технологичного» предмета не имеют свободного выхода в Интернет. Принимая во внимание этот печальный факт, все материалы дистанционных курсов были опубликованы на страницах газеты «Информатика».

В качестве лекторов в проекте участвовали авторы школьных учебников по информатике – доктор педагогических наук, профессор Екатеринбургского госуниверситета А.Г. Гейн (курс «Методика преподавания современного курса информатики») и доктор физико-математических наук, профессор Пермского госуниверситета С.В. Русаков (курс «Олимпиады по базовому курсу информатики»). Каждый дистанционный курс включал 8 лекций и 2 контрольные работы, которые слушатели отправляли для проверки в Рабочую группу курсов повышения квалификации.

Слушатели, получившие зачёт по обеим контрольным работам и успешно выполнившие выпускную работу (в своём образовательном учреждении) получили удостоверение о прохождении краткосрочных курсов повышения квалификации.

Когда мы задумывали этот проект, мы понимали, что он нужен школьному учителю. Но сколько будет слушателей, сколько учителей подадут заявку на участие в этих курсах?

Мы решили, что если по каждому проекту будет хотя бы 30 слушателей – будем считать, что наш первый, пилотный проект удачен. Из маленьких родников рождается большая река. Но наши прогнозы оказались перекрыты: заявки на курсы прислали более 300 учителей!

Всем слушателям были высланы специально подготовленные тридцатидвухстраничные номера газеты «Информатика», в которых содержался тот минимум базовых знаний, который давал возможность успешно освоить предлагаемые курсы.

Отслеживать работу слушателей мы могли по их ответам на контрольные задания. И уже первый срез показал, что не все изъявившие желание учиться могут параллельно с работой справляться с предложенными заданиями. Часть слушателей просто не прислала ответы на первую контрольную работу. И всё же до конца курсов дошли более 170 учителей! (Отметим, что курсы начались в сентябре 2003 г. и закончились в апреле 2004 г.)

Мы гордимся этим. Ведь если посмотреть на географию курсов, то можно отметить, что дошли до конца те учителя, которые впервые получили возможность участвовать в подобном мероприятии, находясь дома. Удостоверение получили учителя из села Хаптагай Мегинокангаласского улуса, (Республика Саха), посёлка Шеркалы (Тюменская область, Октябрьский район), посёлка Октябрьский (Алтайский край, Змеиногорский район), из Красноярской, Челябинской, Свердловской, Иркутской и других областей, из Башкортостана и Татарии, из Алтайского края и Ямало-Ненецкой автономной области, и из многих других областей нашей страны, некоторые из которых даже не обозначены на картах стандартного масштаба.

Стоит отдельно сказать о высоком уровне выпускных работ. Мы были приятно удивлены творческим подходом, который показали большинство слушателей. Перечислим несколько названий выпускных работ, которые выполнены обычными школьными учителями из маленьких посёлков труднодоступных горных Алтайских сел:
- Методика проведения и содержание занятий по теме «Информация и информационные технологии» в разноуровневых группах среднего учебного заведения;
- Методика проведения интегрированных уроков физики и информатики в 8 классе;
- Школьная олимпиада по информатике среди учащихся 8-х классов. Содержание и методика проведения практического и теоретического туров олимпиады;
- Содержание и методика проведения школьного мероприятия «Компьютер против безработицы» с учащимися 9-х – 10-х классов;
- Методика обучения информатике по программе «Здоровьесберегающие технологии в образовании» на примере проведения уроков по теме «Модели ограниченного и неограниченного роста».

Просто удивительно, откуда берутся силы у наших учителей, чтобы в дополнение к основным обязанностям выполнять такие качественные работы?

Проект «Курсы повышения квалификации учителей средней школы» в следующем учебном году будет расширен. При участии Педагогического объединения «Первое сентября» на базе профильных газет будут организованы курсы для учителей литературы, биологии, французского языка, информатики, для школьных психологов, учителей начальной школы, для работников школьных библиотек и дошкольных учебных заведений.

Мы обращаемся к преподавателям всех факультетов, к тем, кто неравнодушен к проблемам средней школы. Если у Вас есть педагогические находки, методические разработки, интересные задачи, которыми вы бы хотели поделиться с учителями, приходите на факультет педагогического образования, ваш интерес будет поддержан.

Отдельно мы выражаем признательность всем сотрудникам Педагогического объединения «Первое сентября», принимавшим участие в организации и проведении пилотного проекта «Курсы повышения квалификации учителей информатики и информационных технологий», генеральному директору Педагогического объединения «Первое сентября» Артёму Соловейчику и главному редактору газеты «Информатика» Сергею Островскому.

И. Фалина, доцент факультета педагогического образования МГУ.

Первая полоса

К 250-летию МГУ

Пресс-служба

Новости ректората

Вести МГУ

  Мир творчества

Взгляд на мир

Образование

Новости науки

Наши цифры

Спорт в МГУ

Флюс

Наш календарь

На главную страницу