23-24 (4084-4085)
июнь 2004

СЕРЕБРЯНЫЙ ВЕК АННЫ АХМАТОВОЙ
(к 115-летию со дня рождения)

Именно сын двух гениальных поэтов того времени – Николая Гумилёва и Анны Ахматовой – известный в научном мире историк и этнограф Лев Николаевич Гумилёв назвал тот противоречивый век, в котором жили его родители, Серебряным веком русской поэзии.

Ахматова, так же, как и Н. Гумилёв, О. Мандельштам, В. Нарбут, М. Зенкевич и др. принадлежала к так называемому «Цеху поэтов», который объединил акмеистов – так они себя называли.

Акмеисты поставили себе цель – реформировать символизм. Символисты направляли свои основные силы в область неведомого, были близки с мистикой, философией оккультизма. Принимая все основные положения символизма, акмеисты стремились достичь в своём творчестве художественной правды и твёрдого, непосредственного и ясного взгляда на жизнь. Акмеисты указывали, что непознанное нельзя познать по самому смыслу этого слова. Отсюда стремление акмеистов освободить литературу от тех неясностей, которые культивировались символистами. Их желанием было во что бы то ни стало вернуть литературу к жизни, к человеку, к природе. Каждый из акмеистов старался внести в свою поэзию элементы земного бытия в зависимости от своих индивидуальных интересов.

Анна Ахматова стремилась в этом смысле к углублённым любовным переживаниям. Она как поэт с чрезвычайно сильным поэтическим дарованием старалась сделать свою поэзию конкретной, чёткой и интимной. Только яркий, самобытный и сильный талант Ахматовой позволил поднять своё, сугубо личное, автобиографическое до высоты общечеловеческого.

Крайне тяжёлая, многогранная, насыщенная событиями жизнь поэтессы, её чёткое, прямое и ясное отношение к событиям этой жизни и жизни общества, подняли её творчество на небывалую высоту.

Стихи Ахматовой (их духовный, психологический смысл, драматизм и т. д.), несомненно, менялись в зависимости от времени. Но то, что принято называть формой, – останется до самого конца гармонической, классически ясной. Анна Ахматова – поэт пушкинской школы.

Ахматова обладала поразительной внешностью, которая сразу же выделяла её среди окружающих. Её современник, поэт Георгий Адамович, познакомившийся с ней ещё в молодости, вспоминает: «Теперь, в воспоминаниях о ней, её иногда называют красавицей: нет, красавицей она не была. Но она была больше, чем красавица, лучше, чем красавица. Никогда не приходилось мне видеть женщину, лицо и весь облик которой повсюду, среди любых красавиц, выделялся бы своей выразительностью, неподдельной одухотворенностью, чем-то сразу приковывавшим внимание. Позднее в её наружности отчётливее обозначился оттенок трагический... когда она, стоя на эстраде... казалось, облагораживала и возвышала всё, что было вокруг...»

Облик Ахматовой просился на портрет; художники, что называется, «наперебой» писали её: А. Модильяни, Н. Альтман, О. Кардовская и многие другие. Кардовская записала в дневнике: «Я любовалась красивыми линиями и овалом лица Ахматовой и думала о том, как должно быть трудно людям, связанным с этим совершенным существом родственными узами… Художникам она доставляет радость любования – и за то спасибо!»

И сейчас, как и всегда, говоря о жизни и творчестве великих художников и поэтов, не ставлю себе целью подробно описывать все жизненные перипетии и нюансы творчества. Приведу в память о ней те стихи, которые особенно врезались в мою память и стали неразделимы для меня с её личностью как человека и как поэта. Стихи возьму по одному из нескольких её книг.

Из книги «ВЕЧЕР».

СЕРОГЛАЗЫЙ КОРОЛЬ
Слава тебе безысходная боль!
Умер вчера сероглазый король.

Вечер осенний был душен и ал,
Муж мой, вернувшись, спокойно сказал:

«Знаешь, с охоты его принесли,
Тело у старого дуба нашли.

Жаль королеву. Такой молодой!..
За ночь одну она стала седой».

Трубку свою на камине нашёл.
И на работу ночную ушёл.

Дочку мою я сейчас разбужу,
В серые глазки её погляжу.

А за окном шелестят тополя:
«Нет на земле твоего короля…»

Из книги «ЧЁТКИ»

***

Ты знаешь, я томлюсь в неволе,
О смерти господа моля.
Но всё мне памятна до боли
Тверская скудная земля.

Журавль у ветхого колодца,
Над ним, как кипень, облака,
В полях скрипучие воротца,
И запах хлеба, и тоска.

И те неяркие просторы,
Где даже голос ветра слаб,
И осуждающие взоры
Спокойных, загорелых баб.

Из книги «БЕЛАЯ СТАЯ»

***

Широк и жёлт вечерний свет,
Нежна апрельская прохлада.
Ты опоздал на много лет,
Но всё-таки тебе я рада.

Сюда ко мне поближе сядь,
Гляди весёлыми глазами:
Вот эта синяя тетрадь –
С моими детскими стихами.

Прости, что я жила скорбя
И солнцу радовалась мало.
Прости, прости, что за тебя
Я слишком многих принимала.

Из книги «ТРОСТНИК»

МУЗА

Когда я ночью жду её прихода,
Жизнь, кажется, висит на волоске.
Что почести, что юность, что свобода
Пред милой гостьей с дудочкой в руке.
И вот вошла. Откинув покрывало,
Внимательно взглянула на меня.
Ей говорю: «Ты ль Данту диктовала
Страницы Ада?» Отвечает: «Я!».

Из цикла «ЛУНА В ЗЕНИТЕ»

***

Когда лежит луна ломтём чарджуйской дыни
На краешке стола, и духота кругом,
Когда закрыта дверь и заколдован дом
Воздушной веткой голубых глициний,
И в чашке глиняной холодная вода,
И полотенца снег, и свечка восковая
Горит, как в детстве, мотыльков сзывая,
Грохочет тишина, моих не слыша слов, –
Тогда из черноты рембрандтовских углов
Склубится что-то вдруг и спрячется туда же,
Но я не встрепенусь, не испугаюсь даже…
Здесь одиночество меня поймало в сети.
Хозяйкин чёрный кот глядит, как глаз столетий,
И в зеркале двойник не хочет мне помочь.
Я буду сладко спать. Спокойной ночи, ночь.

Впрочем, каждый находит и ещё найдёт свои любимые стихи и строки в творческом наследии поэта Анны Андреевны Ахматовой.

Конечно же, и я, обожающая её поэзию, просто не могла не написать стихотворение, посвящённое великой русской поэтессе. Оно, несомненно, отражает моё непосредственное восприятие её творчества, и сейчас, в дни памяти поэта, самое время вспомнить о нём.

А.А. АХМАТОВОЙ

Возник рассвет из ярких вспышек
Твоих чудес.
Я словно поднимаюсь выше
Самих небес.
Я будто опускаюсь ниже
Самих глубин…
Здесь, в комнате с оконной нишей,
Как вздох один,
Как всплеск один,
Как ощущенье
Судеб иных…
Твои стихи, как отпущенье
Грехов земных!
1995 г.

Татьяна Кайсарова,
сотрудник Центра СМИ МГУ,
член СП

Первая полоса

К 250-летию МГУ

Пресс-служба

Вести МГУ

Вести ректората

Образование

Отдых

Громкие имена

Мир творчества

  Взгляд на мир

Наш календарь

"01"

На главную страницу