23-24 (4084-4085)
июнь 2004

«Мы не играем – мы так живём» (в пансионате «Университетский»)

Раньше такую поездку назвали бы «Рейд газеты «Московский университет» в детский оздоровительный лагерь», так как мы фотографировали всё, что попадалось на глаза, общались с директором и с главными действующими лицами – детьми.

Пансионат «Университетский» расположен недалеко от Звенигорода, около 80 км. от Москвы. Там могут отдыхать дети сотрудников университета, сами сотрудники, а также студенты и аспиранты.

Но начнём по порядку. В этот день светило солнце, а столбик термометра приближался к отметке + 25С. Погода как раз для поездок на природу. После жаркой и душной Москвы воздух пансионата показался мне живительной влагой, которую нельзя испить…

Территория небольшая. Но на ней умещаются два жилых корпуса, административный, столовая, спортивные площадки, различные карусели, терраса, скамеечки… всё как полагается. Пансионат окружён лесом.

Сначала было очень тихо, даже показалось, что «виновников» торжества куда-то спрятали. Но это время мы использовали, чтобы запечатлеть всё для интересующихся потомков и изучить территорию. Также познакомились со здешним порядком. Как и положено, дети разделены на отряды, только не обычным образом, а по аналогии с университетом. Сам лагерь носит название «Звёздный университет». Все отряды в нём – это факультеты, на каждом над детьми – студентами главенствуют два декана (чтобы присматривать было проще). Факультетов всего шесть: экологический, сказочный, журналистики, спортивный, театральный, музыкальный. Распределение на факультеты – по возрасту, отдыхают здесь дети от 7 до 15 лет. «Студенты» сдают вступительные, текущие и выпускные экзамены. Только предметы не такие, как в настоящем университете, а, например, основы звёздостановления, дружбология, обаятика, честеведение и специализация факультетов. Не обходится и без зачётов: «коллектив и я», «творчество и я», «природа и я», «отношение к самому себе», «я и труд». По каждому предмету выставляется оценка по результатам сессии (смены). Также по итогам определённых конкурсов выплачивается для каждого факультета стипендия: первое место – 100 % стипендия, второе – 50 %, третье – 25 %. Стипендия представляет собой специальные карточки, которые можно потратить на что-либо (например, поднять утром флаг пансионата). Ещё проводятся различные семинары (которые включают в себя ролевые игры, конкурсы, обсуждение насущных проблем, чтение стихов и т.д.), лекции (посвящённые легендам Востока, Дню независимости России). Функционируют лаборатории бисероплитения, современного танца, мягкой игрушки, макраме и вязания, театральная студия, самбо, туристический кружок, игровой городок… В общем, происходит масса всего интересного, и, что самое замечательное, центром событий являются всегда дети! О структуре «университета» рассказали мне некоторые из его «сотрудников».

А затем появились сами дети!!! Правда, сначала они испугались моего огромного фотоаппарата… но потом забыли о нём и стали позировать. При этом постоянно просили сфотографировать их стенгазеты, их самих; начали показывать мне свои комнаты, не забывая просить запечатлеть их именно в этой комнате, а не в другой, так как «там живёт другой факультет». Начинали рассказывать: какие у них проходили конкурсы, и какраспределились призовые места; чем они занимаются, что умеют; показывали свои кровати… «Спас» меня мой директор, сказав, что такими темпами меня можно будет оставить до следующего дня.

Потом нас кормили. Было вкусно. За соседним столом раздавался голос: «Сделали тишину! Приятного аппетита!.. За столом надо есть, а не болтать!». Но это не были команды, требующие беспрекословного подчинения: при этом дети что-то спрашивали у «деканов», общались между собой. Не было жёсткого разграничения на начальника и подчинённых.

Стоит сказать, что здешние деканы и преподаватели пытаются научить детей, если можно так сказать, «культуре жизни». Это свой мирок, который по аналогии с настоящим университетом, лепит из тебя Человека (если лепится). Но не только учат, а ещё и глубоко вникают в проблемы каждого студента. По сути, декан там – «нянька» на несколько недель.

Встав из-за стола и продолжив своё путешествие, мы повстречали одного из преподавателей, который рассказал, что пансионат живёт особой жизнью. Это страна, основанная по принципу демократии, и дети здесь используют своё право голоса. Например, на одном из конкурсов пропели критикующую частушку по поводу неоконченного ремонта.

Но больше всего меня поразили стенгазеты и доска объявлений. На каждой факультетской газете был написан гимн факультета, а также рассказывалось, что произойдёт сегодня за день, кого надо поблагодарить («за изготовление хвостиков для выступления») или поздравить («за исполнение роли в сказке»). На доске объявлений мне запомнился раздел «Криминал»: «Никита получил ранение – подвернул ногу, когда играл в футбол»… Ещё на стенах находились своеобразные разделы: «как открыть дверь», «как мыться в банный день», «НЛО в наше время», разделы, посвящённые К. Колумбу, Ж. Кусто, В. Путину. Только прошу помнить, что всё это делали сами учащиеся.

И конечно, надо сказать про график настроения. Это – плакат (для каждого факультета свой) с таблицей, в которую занесены все имена и фамилии «студентов» (горизонталь) и дни – числа месяца (вертикаль). На пересечении каждый из студентов изо дня в день (или как хочется) рисует рожицу, закрашивает в определённый цвет квадратик или что-то пишет. Изображённое является показателем его настроения. Оно оценивается, например, по четырёхбалльной системе: отлично, хорошо, не очень, плохо или по трёхбалльной: отлично, так себе, плоховато.

Пока я всё рассматривала и расспрашивала, наступил тихий час. Детей не оставили просто так засыпать – им включили интересную сказку! Сама бы послушала…только надо было уезжать… А так не хотелось!

Необычный дух пансионата заставляет задуматься о мире, который строят цветы жизни – дети. Отдыхая в пансионате, они не просто живут в отряде, они понимают, как мне сказала одна девочка, что «каждый из нас любит свой факультет… а ещё мы не играем – мы так живём». И так хочется, чтобы каждый из нас не просто играл какую-то роль, а, глядя на детей, отдавал миру самого себя, получая взамен всю его красоту.

Ольга Тришкина

Первая полоса

К 250-летию МГУ

Пресс-служба

Вести МГУ

Вести ректората

Образование

Отдых

Громкие имена

Мир творчества

  Взгляд на мир

Наш календарь

"01"

На главную страницу