№ 41 (4146) |
Среди мировК 150-летию со дня рождения поэта И.Ф. Анненского (1855–1909)И.Ф. Анненский родился в Омске – на окраине Российской Империи, куда судьба забросила семью довольно крупного административного деятеля Ф.Н. Анненского. Спустя несколько лет Анненские переехали в Томск, а в 1860 г. вернулись в Петербург.
Не повторяя прочитанное и не оглядываясь, я старалась успевать записывать. Уже сейчас мне определенно кажется, что тогда я как бы попала в некий ритмический тоннель, в котором творилось уже мое стихотворение. Оно тоже было о зиме, о снеге, о грусти… Такие вот чудеса, а может и не чудеса вовсе, творит с нами истинная поэзия. О результате – судить вам. *** Не заманит пороша Колкой пылью своей – Поля снежная ноша С каждым днем тяжелей. Все плотней покрывало Над застывшей рекой. Сердце верить устало В этот белый покой. И тревожно от скуки Плотно свьюженных дней, Оттого, что разлуки Все длинней и длинней, Что зима недвижима, Словно дым в холода, Лес полоскою грима, Возле самого льда; Оттого, что неслышно, В щели дней и ночей, Снег слетает на крыши Неприметный, ничей. Было бы лишним говорить сейчас о том, что стихи И. Анненского влияли, влияют и будут влиять на новые и новые поколения русских поэтов, на русскую поэзию вообще. Его произведения явились подсознательной основой для творчества А. Ахматовой и Б. Пастернака. Именно его юные современники – поэты-акмеисты – возвели Анненского-поэта в ранг классика. Анна Ахматова называла Анненского единственным своим учителем, а лично знакомый с ним Николай Гумилев – «последним из царскосельских лебедей». Магия его стихов пробуждает творческий импульс поэта и приводит к внутреннему очищению у сопереживающего читателя. Прежде чем перейти к высказываниям самого И. Анненского, в которых он выражает свое представление о поэзии, дает ключ к ее пониманию, прочтите еще одно его стихотворение. Чуткий мир Не мерещится ль вам иногда, Когда сумерки ходят по дому – Тут же возле иная среда, Где живем мы совсем по-другому? С тенью тень там так мягко слилась, Там бывает такая минута, Что лучами незримыми глаз Мы уходим друг в друга как будто. И движеньем спугнуть этот миг Мы боимся, иль словом нарушить, Заставляя далекое слушать. Точно ухом кто возле приник, И едва запылает свеча, Чуткий мир уступает без боя, Лишь из глаз по наклонам луча Тени в пламя сбегут голубое. Анненский видел в читателе со-творца, в символе – связующее звено между поэтом и публикой: «Музыка символов, – писал он, – поднимает чуткость читателя: она делает его как бы вторым, отраженным поэтом…». «Поэзия имеет гипнотическую функцию. Одна из ее целей – внушить другим через влияние словесное, но близкое к музыкальному, свое мировосприятие и миропонимание. Главное средство такого внушения – символика. Поэтому никакой другой, кроме как символической, поэзия не была, да и быть не может». «Создания поэзии проецируются в бесконечность. Души проникают в них отовсюду, причудливо пролагая по этим облачным дворцам вечно новые галереи, и они могут блуждать там веками, встречаясь только случайно…». «Поэтические мысли – это импульсы, наполняемые историческим и философским содержанием каждой новой эпохи. Поэзия может быть осмыслена лишь как нескончаемая эволюция текста, как явление, развивающееся во времени…». Анненский-поэт – это явление, не нашедшее аналогов при его жизни, да и после нее. Не надо сравнивать его с другими поэтами Серебряного века, хотя несомненно влияние его поэзии на их творчество. Поэзия и до сих пор никем не превзойденная работа в области перевода Евклида, Горация, Гете, «парнасцев» и др. – далеко не все, что осталось потомкам после 54-х лет жизни И. Анненского. Не менее значимое место, чем поэзия, занимают в его творчестве превосходные педагогические статьи, а также блестящая импрессионистическая, интуитивная литературная критика, в которой он, стремясь к истолкованию художественного произведения, сознательно продолжает в себе творчество автора. Его литературно-критические статьи собраны в двух «Книгах отражений». Поэт скончался от сердечного приступа на Царскосельском вокзале 30 ноября 1909 года. Иннокентий Анненский сумел не только утвердить свой принцип поэтического творчества, но и повлиял на весь путь русской поэзии. Татьяна Кайсарова, сотрудник Центра СМИ МГУ, член СП России |
||