№ 35 (4184)
ноябрь 2006

Рубрику ведет
Надежда Пупышева

Русский язык и современность

Слово — это не только единица речи человека, но основной признак сознательной, разумной жизни, однако опасения внушает тенденция последних 15–20 лет: речевая культура многих граждан России деградируют в той геометрической прогрессии, в которой происходит развитие техники. Сегодня все чаще слышишь многозначительные «о’кей», «вау», «клево» вместо «замечательно», «великолепно». Действительно, так проще, а еще проще выражать все оттенки впечатлений от происходящего потоком непечатных слов. Даже пожилые люди зачастую пользуются таким «сленгом», не отставая от «современности». Не стоит забывать и о бесконечно паразитирующих оборотах «как бы», «куда-то туда», о немыслимом звучании числительных, когда их стараются склонять. Мы забываем, что язык, речь — это наш мир, отраженный в слове. Человек судит об интеллекте, образованности, воспитании собеседника именно по тому, что и как говорит последний.

Что же происходит с русским языком? Необходимо ли введение соответствующего предмета в обязательную образовательную программу различных вузовских специальностей? (К примеру, до 1917 года риторика была обязательным предметом в системе образования.)


1. Есть ли на вашем факультете курс русского языка и культуры речи? Нужен ли он в рамках образовательной программы?
2. Охарактеризуйте современное состояние русского языка. Каковы, на ваш взгляд, тенденции (если они есть) в преобразовании русского языка, речи? К чему они могут привести?
3. Грамотность — это трудно достижимый «результат» и / или обычный «атрибут» образованного человека?
4. Люди какой профессии, прежде всего, нуждаются в грамотной речи, письме?
5. Слово — это цель или средство? Велико ли значение слова в современном мире?

1. Математика — это ход рассуждений, и ни риторику, ни культуру речи математическими формулами не опишешь. Введение на нашем факультете в обязательную программу курса такого рода, думаю, ни к чему хорошему не приведет. Студенты будут относиться к нему, как к непонятному и ненужному предмету, отнимающему их личное время. Другое дело, когда студент хочет прослушать этот курс по собственному желанию. Думаю, невозможно заставить любить русский язык, стремиться быть грамотнее человека, которому это, по его мнению, не нужно.
2. Сейчас проблема языка заключается в том, что все большее количество людей разделяет мнение: зачем выражаться грамотно и кто придумал эти риторики? Молодежь пытается (как ей кажется) избавить себя от «тяжелых цепей» грамотной речи, выражаться проще и яснее. Хотя на самом деле она просто попадает в некое болото, сковывая себя еще больше, затаптывая то, что было нужно еще предыдущему поколению. К сожалению, неграмотность стала выставляться напоказ: «Превед, Медвед». Ради чего? Ради смеха. Один придумал — другие повторяют. Думаю, из-за такого слепого подражания психологически принудительно происходит деградация речи.
Поколение, которое не знает ни Чапаева, ни Лермонтова, ни Платонова, зато знает поименно всех игроков знаменитых футбольных команд. Это ли население великой земли Русской? Нет. Это поколение «Пепси». Последующие поколения будут еще хуже, если многие люди сейчас не одумаются. Мало того, что русский язык запрещают к употреблению во многих странах (в Латвии, Литве, Украине, Туркмении), мы еще и сами его растираем изнутри в порошок. Кто знает, во что может трансформироваться «великий и могучий русский язык», когда вместо тысячи словосочетаний и предложений достаточно будет сказать одно-единственное «cool».
3. Грамотность — это необходимый атрибут любого образованного человека. Причем как грамотность речи, так и грамотность письма. По сути, она есть результат развития человека в детском возрасте, его воспитания, влияния окружения. Далеко не каждый ребенок в детстве может правильно расставить свои приоритеты без помощи родителей.
4. В первую очередь нужно «пускать» грамотную речь в массы. Через людей, занимающихся распространением информации: телеведущих, актеров, писателей, исполнителей и т. д. Тогда другие люди будут окружены грамотной речью, будут непроизвольно впитывать ее, подражать ей. Ни в коем случае нельзя давить на массы, упрекать в неграмотности направо и налево. Это ни к чему хорошему не приведет. Отдельную группу должны составлять учителя и преподаватели: именно они вслед за родителями являются продолжателями строения «фундамента» человека.
5. Слово уже давно стало не целью, а средством. И средством даже не передачи эмоций, чувств, а лишь передачи некоторой фиксированной информации (вполне бессмысленной во многих случаях). В книгах современных авторов нет уже ничего, кроме перечисления событий. Книги стали строиться без идей, на чистом воздухе. Да и сам язык книг перестал быть изящным, необычным, став лишь абсолютно подвластным «времени», которое, в свою очередь, ориентируется на поколение «Пепси»…

Тимофей Подобедов, 4 курс, механико-математический факультет

1. На факультете ВМиК такого курса нет. Его присутствие в обязательной программе вряд ли может быть оправданно, так как большинству студентов, как во время обучения, так и в последующей жизни, вполне достаточно знаний и навыков, полученных в школе. Но присутствие этого предмета в качестве факультативного курса вполне может оказаться полезным для тех, кто или не получил достаточных знаний в школе, или же по каким-то причинам хочет поднять уровень культуры свой речи.
2. В молодежной среде сложилась такая ситуация, что абсолютное большинство текстов пишется студентами не на бумаге, а за компьютером и в Интернете, где русский язык сильно отличается от того, что мы привыкли видеть в книгах и журналах. Основное отличие «интернетовского» языка в том, что он максимально приближен к фонетике и наделен большим количеством сокращений и упрощений, что в некоторой мере приближает его к профессиональным жаргонам. Эти упрощения и сокращения проникают со страниц сайтов в повседневную жизнь и вместе с большим количеством заимствованных слов достаточно сильно меняют русский язык. Постепенно язык начнет впитывать все больше и больше слов из иностранных языков, из лексики Интернет-сообществ. Устная речь будет изменяться более динамично, нежели письменная. Эти изменения в языке, конечно, сделают его более удобным для тех, кто активно использует информационные технологии. Тем не менее, не стоит забывать и о том, что любые изменения языка неизбежно приведут к конфликту между приверженцами «старого» и «нового» стиля.
3. Несмотря ни на что, грамотность остается необходимым качеством образованного человека. Если с отсутствием умения грамотно писать можно бороться при помощи компьютерных программ, то неграмотно говорящему человеку будет очень не просто в жизни.
4. Таких профессий очень много. Люди, которым приходится вести те или иные переговоры, должны обладать достаточной грамотностью. К этой группе можно добавить всех, кто работает с людьми и в средствах массовой информации.
5. С увеличением влияния средств массовой информации (а оно будет продолжать расти) значение слова будет также неуклонно возрастать. Не стоит недооценивать значение слова и для рекламных технологий, которые также играют довольно существенную роль в мире.

Алексей Калиниченко, 5 курс, ВмиК

1. Да, на нашем факультете есть курс русского языка, включающий в себя и элементы курса культуры речи. Я считаю, что в рамках образовательной программы такой курс нужен, если его преподают грамотные педагоги, любящие свой предмет, способные донести до студентов необходимость уважительного отношения к языку и дать им возможность увидеть красоту и гармонию языка и речи.
В первую очередь, курс нужен для того, чтобы студенты обратили внимание на свою речь — правильно и логично ли они говорят, уместны и точны ли слова, используемые для выражения мыслей. Было бы интересно, если бы студентам показали, что стоит за простыми привычными словами, что даже каждая буква алфавита славянской азбуки имеет свой символический смысл.
2. Современное состояние языка нельзя назвать критическим, но сейчас явно не золотой и не серебряный век.
В самом начале при активном вхождении «албанского» языка в нашу жизнь возникали кое-какие неприятные подозрения по поводу будущего. Сейчас, мне кажется, самая явная негативная тенденция — включение в обиход иностранных слов. Если используются слова, аналогов которым нет, или которые несут немного другое значение, то можно воспринимать это как обогащение языка. Но предпочтение иностранных синонимов русским, которое в настоящее время все чаще встречается не только в научном лексиконе, но и в разговорной речи — именно та область, в которой требуется пересмотреть отношение к языку. Помимо обилия заимствованных слов к ярким тенденциям преобразования современного языка можно отнести обилие заимствованных слов, ошибки в разговорной речи (которые закрепляются), ограниченность словарного запаса. У многих отсутствует стремление учить язык, познавать его гармонию и историю, а потому и нет желания следить за собственной речью, ведь именно из повседневной речи складывается современный язык. Если не работать над своей речью, язык не только не останется в том состоянии, как сейчас, он деградирует (станет менее разнообразным и выразительным, упростятся конструкции, закрепятся и станут нормой ошибки).
3. Я считаю, что грамотность — это неотъемлемый атрибут образованного человека. Для того чтобы достичь ее высокого уровня, необходимо над этим работать. Конечно, большой вклад в формирование грамотности вносит общество, в котором живет человек — семья, друзья, образовательные учреждения. Однако именно от человека зависит, насколько он будет успешен в повышении своего уровня грамотности. Поэтому в рамках университетского курса стоит формировать у студента познавательную активность и показывать сферы, в которых он может себя проявить, ресурсы, из которых он самостоятельно может почерпнуть информацию.
4. Если у человека нет потребности грамотно выражать свои мысли, то он не нуждается в повышении своего уровня грамотности. Но некоторые люди в силу занимаемой ими должности просто не имеют права неграмотно говорить и писать. К ним, в первую очередь, относятся учителя и преподаватели любых специальностей, журналисты и политики, так как информация, исходящая от них (в том числе и неправильно произнесенные слова) запоминается. Грамотная речь, на мой взгляд, должна быть у водителей, продавцов, обслуживающего персонала — у всех тех, чья речь проходит через восприятие большого количества людей каждый день.
Подытожив, можно выделить два фактора необходимости владения грамотной речью и письмом — частота общения и авторитет говорящего. Запоминаются независимо от сознания слова, слышимые изо дня в день, и слова, исходящие от авторитетного человека.
5. В современном мире значение слова огромно. Как я уже говорила, велико и значение буквы, только мы об этом не задумываемся или не знаем этого. Слово — это средство выражения мысли. От того, насколько тщательно, точно оно подобрано, зависит правильное понимание смысла сообщения и возникновение симпатии между говорящим и слушающим. Если, выбирая языковые средства и слова, мы будем руководствоваться уважением к языку, то речь станет не только более эстетичной, но и доступной по внутреннему смыслу другим.
Слово может быть и целью. Скорее даже забота о слове: восприятие слова как ценность, как богатство.

Ксения Фоминых, 5 курс, факультет биоинженерии и биоинформатики

1. Курс культуры речи преподается в основном для гидрометпотока (кафедры гидрологии суши, метеорологии, океанологии), так как считается, что студенты этих кафедр утрачивают способность грамотно общаться из-за погружения в математические и физические уравнения. Очень жаль, что данный курс читается не для всего факультета, так как красиво выражать собственные мысли, правильно строить речь — это навыки, приобретаемые со временем, на практике. Думаю, что введение курса культуры речи, включая соответствующие семинары, способно повысить уровень образованности и уверенности в себе студентов и будет только приветствоваться работодателями.
2. Современное состояние — это засорение языка «модными» словами и выражениями. К сожалению, я не могу охарактеризовать состояние языка полноценно, но грамматические и синтаксические ошибки встречаются с завидным постоянством не только в моих сочинениях, но и в письменных работах многих людей. Тем не менее, стоит отдать должное А.С. Пушкину, который упростил наш язык, сделав его более «легким», а то бы пришлось говорить языком Н.М. Карамзина и Г.Р. Державина — тяжелыми и витиеватыми фразами.
3. Грамотность чаще всего бывает врожденной. Если этого нет, она становится трудно достижимым «результатом» (но при желании достижимым). В общественном понимании человек, получивший образование не ниже среднего, должен или обязан писать грамотно, так как он опосредованно является соучастником нашей жизни. Важно, чтобы каждый человек понимал это, стараясь поддерживать собственный уровень грамотности и повышать его.
4. В первую очередь, грамотными должны быть ораторы (не имеет значение какой профессии). Слушатели являются своего рода «губкой», впитывая не только доносимую до них информацию, но и невольно перенимая какие-либо особенности речи говорящего (к примеру, ее логичность, плавность).
5. Думаю, слово — это средство для достижения цели. Язык изобретен с целью быть услышанным, поэтому нужно умело пользоваться всеми его достоинствами. Действительно, навряд ли кто-то откажется «быть во всеоружии» с противоположным полом или получить материальную компенсацию за четко выраженную мысль, обоснованное решение. От осмысленного и хорошо поставленного разговора на интересную тему также мало кто откажется.

Дарья Чиркова, 5 курс, географический факультет

1. На факультете глобальных процессов есть общий курс русского языка и культуры речи. Поскольку факультет готовит специалистов в области международных отношений, то, думаю, студентам просто необходимы глубокие знания из области культуры речи. Это связано, с одной стороны, с публичным характером предстоящей работы. С другой (что мне кажется наиболее важным) — с тем, что специалисты подобного профиля, как, впрочем, и все выпускники МГУ, «обречены» стать носителями русского литературного языка.
2. Язык — живой организм, в котором постоянно происходят преобразования. Глобализация обусловила вхождение в различные языки иноязычных слов научно-технической, экономической тематики. Русский язык не является исключением. Хотелось бы отметить и другую тенденцию: ускорение процесса эволюции русского языка. Подтверждение тому — сокращение произношения слов, огромное количество неологизмов и пр. Не стоит забывать и о вхождении в обиход множества диалектных и жаргонных слов. Последствия этих явлений трудно предсказуемы. Не думаю, что искусственное вмешательство в жизнь языка может в корне изменить ситуацию. Однако правильное произношение и словоупотребление в СМИ будут способствовать повышению уровня владения языком населения.
3. Следует разграничить разные истолкования понятия грамотности. Если имеется в виду высокая оценка в школьном аттестате, то это обычный «атрибут», если мы говорим о грамотной и изящной речи носителя родного языка — это цель, к которой нужно стремиться всю жизнь, работая не покладая рук.
4. Считаю, что люди, выступающие по радио, телевидению, чьи статьи мы читаем в газетах и журналах, должны стать образцом владения родной речью. Это в равной мере относится и к писателям, переводчикам, а также к политикам, ученым, дипломатам, предпринимателям, представителям власти, социологам. Хотя, на мой взгляд, каждому гражданину следует бережно обращаться с родным языком.
5. Значение слова незыблемо испокон веков. Достаточно вспомнить школу софистов. Двусмысленность может порождать конфликты. Поэтому слово — очень «скользкий» инструмент в достижении цели, и относиться к нему нужно с уважением.

Иван Белоусов, 1 курс, факультет глобальных процессов

Поиск ответов на вопросы, кто ответственен за современное состояние русского языка и кто должен «исправлять» сложившуюся ситуацию, ни к чему конкретному не приведет. Тем не менее, каждому стоит, видимо, задуматься над тем, чтобы сберечь наш великий язык (язык А.С. Пушкина, Л.Н. Толстого, А.П. Чехова) для грядущих поколений. Пожалуй, ни один язык мира не может сравниться с русским по широте морфологических и синтаксических возможностей в выражении самых тонких, слабо уловимых оттенков чувств и переживаний. Даже привычное слово «обаятельный» происходит от древнерусского «баяти» — умеющий красиво и грамотно говорить.

Итак, мы — то, что содержится в нашей речи. Ведь как говорил грузинский поэт XII века Ш. Руставели: «Из кувшина выливается то, что содержится в нем».

Первая полоса

Пресс-служба

Новости науки

Повестка дня

Уголок потребителя

Дела профсоюзные

Вести МГУ

Студентка

На пользу науке

Личное мнение

Новости Москвы

На главную страницу