№ 35 (4184)
ноябрь 2006

Что делать, если сын принес в дневнике «двойку»? Как на это реагировать родителям: ругать, наказывать, лишать чего-то или выяснить, в чем причина неудачи?..

Оценка — весьма субъективная вещь. Ребенок может все знать, но плохо себя вести (и поэтому заработать плохую оценку). Или другой вариант: учитель считает, что ребенок может ответить лучше, и занижает ему балл. Бывает и так: у школьника стойкая репутация троечника, и на большее он рассчитывать не может. Кроме того, есть медлительные дети. Они не могут с ходу ответить на вопрос. Это особенность организации их деятельности. А учитель может поставить ему «2» или «3», считая, что он не знает урока. Но при этом ребенок может быть способным и знать предмет. Часто ребенок резко ухудшает свои учебные показатели перед болезнью, а когда приходит в школу после болезни, узнает, что у него завтра и послезавтра — контрольные (а он проболел две недели). Учитель не всегда считается с этим. Педагог должен понимать и то, что плохая оценка может нанести тяжелую психологическую травму: ведь в начальной школе одноклассники относятся к ребенку так же, как учитель. А отношение учителя выражается в его оценках. Поэтому в первом полугодии 1-го класса учитель не имеет права ставить оценки. Но ему очень сложно от этого отказаться. Иногда он использует «заменители» в виде значков, звездочек. Но для ребенка это все равно оценка. И дети это очень быстро понимают.

Конечно, отметка — это самый простой способ оценивания. Ведь если ее не ставить, нужно объяснять, что ученик не понял, что не получилось. А так учитель оценивает ребенка в целом. Представьте себе ситуацию, когда вам каждый день ставят «тройки». К сожалению, плохие оценки бывают той последней каплей, которая толкает детей к суициду. Поэтому преподавателю стоит помнить, что плохая отметка — достаточно серьезная вещь, и не стоит злоупотреблять ею.

И родителям не стоит делать трагедию из «двоек» или «троек». Нужно обязательно поговорить с ребенком. Если он говорит, что ему было непонятно, он не сумел собраться, не успел, ему нужно помочь (а не ругать).

Самая порочная реакция — жестокие наказания со стороны родителей. Какое-то время из страха ребенок может учиться. Но страх рождает высокую тревожность. И ребенок, который боится получить плохую оценку, может учиться плохо потому, что страх сковывает его. Чаще всего родители ругают ребенка, кричат, угрожают, лишают самого любимого. Это неэффективный путь. Вы ссоритесь с ребенком, а значит, он имеет право на вас обидеться. А обида заслоняет чувство вины, дает оправдание.

Ремень — это исключительный вариант. Этого делать нельзя никогда. Хотя многие родители говорят: меня пороли, но я же вырос. Исследования психологов показывают, что взрослые, которых били в детстве, потом бьют своих детей. Человек ожесточается, когда его наказывают таким образом. Существует связь между психическим здоровьем взрослого человека и его детскими переживаниями. Если ребенок боится своих родителей, не может им довериться, то почему он будет доверять чужим людям? Как правило, у таких детей заниженная самооценка, у них трудности в общении и со сверстниками, и со взрослыми. При этом родители должны понимать, что годам к 10–11 жестокость, которую они направляли на ребенка, может рикошетом вернуться к ним. Лет до десяти ребенок полностью зависит от взрослых. Он еще не понимает, что на самом деле взрослому нужен его успех. Когда он становится подростком, у него появляются другие ценности, авторитет родителей не довлеет над ним (важнее взаимодействие со сверстниками, их мнение), и тогда его может затянуть любая компания, в которой он способен стать лидером. А охоту к школе ему уже отбили, потому что ставили плохие оценки и ругали за них. Человек, который не чувствует, что такое удача, не может стремиться к ней.

inauka.ru

Первая полоса

Пресс-служба

Новости науки

Повестка дня

Уголок потребителя

Дела профсоюзные

Вести МГУ

Студентка

На пользу науке

Личное мнение

Новости Москвы

На главную страницу