№ 33 (4224)
ноябрь 2007

Рубрику ведет
Надежда Пупышева

Геология как образ мысли

Начало рубрики в № 31

Мы продолжаем знакомство с отдельными факультетами МГУ имени М.В. Ломоносова. В этот раз поговорим о геологах. Стоит сразу отметить, что выбор для тематики рубрики того или иного факультета определяется не моей личной симпатией (хотя субъективизм, конечно, нельзя исключать), а активностью представителей данного факультета.

Итак, геологический факультет МГУ основан в 1938 году, хотя минералогия в университете преподается уже более двух столетий. Чем искренне удивляют геологи? Можно ответить по-одесски: «Вы были на 8 этаже сектора «А» Главного здания МГУ в начале учебного года или в преддверии сессий?» Зрелище непередаваемое: студенты (причем не только геологи) на лавочках за столами, на подоконниках, даже на полу изучают минералы и горные породы из специальных ящичков. Не дай Бог, уже выученная порода (на вид, по свойствам) будет в другом ящике иного цвета, с примесями каких-либо минералов. Тогда многие, так скажем, начинающие геологи доходят до точки кипения, что сопровождается примерно такой фразой (честно, сама слышала): «Народ, у кого есть еще глинистые сланцы? Дайте мне их все!» Сравнительный метод оказывается в итоге очень действенным. Если честно, в таковых ситуациях особое сочувствие окружающих заслуживают студенты, которые поступали на геофак просто потому, что не нужно было сдавать никакого профильного предмета, так как вступительные испытания состоят из письменного и устного экзаменов по математике и сочинения.

После первой же полевой практики (а база геологического факультета находится в Крыму) студенты начинают разговаривать с теми же породами не на «вы» и шепотом, но уверенно на «ты».

Считается, что геология — это образ жизни, хотя, вероятнее, это и есть сама жизнь. Поговорим с выпускниками геологического факультета МГУ.


1. Почему при поступлении вы выбрали именно геологический факультет МГУ?
2. Специфика обучения, нужно ли что-то менять?
3. Расскажите о наиболее курьезных случаях, произошедших с вами за период обучения?
4. Кто наиболее запомнился среди профессорско-преподавательского состава? Чем?
5. Что бы вы хотели сказать / пожелать факультету, руководству университета?

1. Отличной рекламой для абитуриентов факультета являются крымские геологические практики. На момент поступления на геологический факультет меня интересовала палеонтология и все, что с нею связано: динозавры, ракушки и пр. Геология же как наука практически не волновала. После первого курса интересы радикально поменялись, и я перевелась с кафедры палеонтологии на кафедру динамической геологии.
2. Было интересно, причем интереснее всего в сессию. Факультет (да и весь университет) наполняется жизнью, все бегают, суетятся, борются за собственную успеваемость. Увлекательными, конечно, были и занятия по специальности (геологические дисциплины), опять же выездные практики, которые отлично дополняют процесс обучения.
3. На первом курсе в одном из геологических маршрутов мы взобрались на гору, посмотрели объекты и начали спускаться. Склон был градусов под 30. Я то ли оступилась, то ли споткнулась, и меня понесло с ускорением вниз (бегом), а наш автобус стоял как раз на дороге у подножья этой горы. Не по собственной воле сбежав со склона, я впечаталась аккурат в этот автобус, из которого выбежал водитель и, едва ли сдерживая смех, поинтересовался моим самочувствием. Всю дорогу, что мы ехали к базе, я умирала от смеха с разбитой губою, однокурсники тоже радовались!
4. У нас на факультете очень много достойных преподавателей, качественных, как я их называю. На моей кафедре хотелось бы отметить Антона Сергеевича Красильникова, Людмилу Викторовну Панину, Михаила Григорьевича Ломизе, Александра Аркадьевича Зарщикова, Всеволода Николаевича Вадковского, Михаила Георгиевича Талицкого. С других кафедр очень много прекрасных преподавателей работали с нашей группой, например, Илья Валерьевич Шалимов (отличный преподаватель исторической геологии и руководитель крымских практик), Василий Олегович Япаскурт (петрограф и тоже отличный преподаватель), Татьяна Алексеевна Филицина (просто супер, из кого угодно человека сделает!). Всех не перечесть, очень много прекрасных преподавателей трудится на нашем факультете!
5. Спасибо огромное руководству МГУ, преподавательскому составу университета за ваш труд, результатом которого стали все мы — выпускники МГУ! Хотелось бы только, чтоб конкретно на геологическом факультете (не знаю, как обстоит дело на других факультетах) руководство кафедр немного больше уделяло внимания своим студентам, в том числе в их трудоустройстве! С пожеланиями здоровья и научных открытий

Евгения Гусева, выпуск 2005 года, кафедра динамической геологии, сейчас работает в ГЕОХИ РАН

1. Потому что именно туда с детства мечтал поступить.
2. На момент моего обучения (1993–1999 гг.) меня в общем устраивал объем геологических специальностей, преподаваемых нашей группе на факультете.
3. После третьего курса опоздал с возвращением с полевых работ на Камчатке и не попал на военную кафедру. Теперь по билету — рядовой, размер противогаза — 6 и т. п.
4. Н.В. Короновский — интересными лекциями по общей геологии. А.Ф. Читалин, который вел у нас Уральскую практику, — человечностью, талантом преподавателя (способностью легко и понятно объяснять сложные вещи), а также умением легко обучать студентов без муштры. В.С. Милев — неутомимым нравом и любовью к дисциплине. О.А. Мазарович — кажущейся строгостью, которая помогала освоить сложный предмет — геологию СССР. А.Н. Реймерс — как начальник курса. Все сотрудники геофака, на самом деле, большие молодцы. Без каждого из них одним специалистом было бы меньше.
5. Чтобы новые предметы не вводились за счет сокращения геологических дисциплин, а также не сокращался срок обучения специалистов геологических специальностей. Чтобы старая геологическая школа возрождалась, и не было ориентировки на западную систему образования, ибо наша лучше. Руководству университета желаю крепче держаться, не поддаваясь на нововведения.

Антон Полещук, выпуск 1998 года, сейчас работает в Геологическом институте РАН

1. Обучение в МГУ стало закономерным этапом продолжавшегося образования по геологической линии. Мысль посвятить себя геологической отрасли туманно начала проявлять себя еще в школе, классе в 6–7, где ей пришлось состязаться с потенциально возможными вариантами поступления на ин’яз в МГИМО и юридический. Однако уже к окончанию 8-летки перевес оказался именно на стороне геологии как отрасли достаточно обширной с точки зрения творческого поиска, максимального приложения своих знаний, способностей и максимально приближенной к природе. Поэтому поступление в геологоразведочный техникум стало замечательным подарком, созданным «своими руками» (точнее, мозгами) для себя любимой и шокирующей неожиданностью для родителей.
Поступление в МГУ по окончании геологоразведочного техникума позволило не только увидеть геологическую отрасль с сугубо научной точки зрения, но и расширить диапазон и без того уже обширных геологических интересов.
2, 4. Приятной особенностью, обнаруженной за все время обучения в МГУ, явилось то, что вся система обучения и научно-исследовательской деятельности построена по принципу «Учись сам. Не можешь — научим, не хочешь — ну, извини… Иди с миром, но потом не обижайся». Первоклассный уровень подготовки профессорско-преподавательского состава завораживал и создавал стимул в движении все дальше и выше. В ходе лекций начитывался основной материал, но доступный уровень изложения преподавателем некоторых сложных вещей, деликатность, сопряженная с волевой настойчивостью учителя, в некоторых случаях совершенно оригинальный юмор и способность загипнотизировать своим предметом всю аудиторию делали этот материал и сами лекции поистине уникальными. В связи с этим, конечно же, запомнились на долгие годы лекции профессора Говорова по высшей математике, профессора Н.В. Короновского — по общей геологии, В.В. Старостина и В.И. Авдонина — по геологии месторождений полезных ископаемых (МПИ), академика В.Е. Хаина — по общей и региональной геотектонике. У каждого преподавателя был свой особенный стиль ведения лекций и изложения материала (до сих пор храню лекции по геологии МПИ с записанными «в автомате» шутками и незлобивыми приколами В.В. Старостина).
Система обучения в МГУ по своей сути уникальна. В распоряжение студента предоставляется настолько емкий банк данных в виде фондов, архивов, библиотек, опытных лабораторий, консультаций преподавателей (причем не обязательно «родной» кафедры), что не воспользоваться всем этим на тернистом пути обучения просто глупо. МГУ держит высокую планку качества, и его выпускников ценят во многих отраслях.
5. В целом университету, родному геологическому факультету, своей кафедре «Общей и динамической геологии» и всем-всем-всем преподавателям хочется пожелать, конечно же, дальнейшего процветания, разнообразнейших перспектив деятельности и побольше студентов, из которых умело приложенные знания способны сделать Человеков и полноценных Homo Sapiens.

Ксения Юрченко, выпуск 1998 года, сейчас работает геологом 1 категории в ООО «Славнефть-НПЦ»

По какому бы вектору ни развивалось человечество, геологи, видимо, будут востребованы если не всегда, то в обозримом будущем точно. Хочется верить, что именно геологи совсем скоро придумают возможность разведки и добычи необходимых ископаемых без излишнего «ковыряния недр», как окрестил этот процесс один уважаемый профессор.
Судя не только по ответам выпускников геологического факультета, геология — это образ мысли. Удачи и терпения подрастающему поколению специалистов геофака!

Первая полоса

Вести МГУ

Пресс-служба

Эхо фестиваля

Юбилей факультета

Студентка

На пользу науке

Личное мнение

Новости Москвы

На главную страницу