№ 33 (4224) |
Факультету педагогического образования — 10 летСегодня юбилей — большая дата, Е.Н. Чугунова, сотрудник ФПО
Здравствуйте! Я студентка 2 курса геологического факультета и 1 курса факультета педагогического образования. Анна Фетисова
Все мы, возвращаясь мысленно в школьные и студенческие годы, трепетно говорим о блестящих преподавателях, много сделавших для успешного освоения нами знаний. И неохотно вспоминаем других, возможно, очень компетентных в предмете, но не сумевших зажечь в нас интерес к нему. Специальная педагогическая подготовка студентов и аспирантов особенно важна, поскольку преподавание любой дисциплины — тонкое искусство, сложнейшая сфера человеческой деятельности, где даже отличное владение содержанием предмета само по себе еще не гарантирует успеха. Настоящий преподаватель обязан не только глубоко изучить свою область науки, но и обладать серьезными знаниями по психологии, педагогике, дидактике, частной методике, образовательным технологиям. Ему следует воспитать в себе и такие обязательные качества, как культура речи, артистизм поведения, коммуникабельность, ибо каждое занятие с учащимися — в определенном смысле «театр одного актера — преподавателя». Глубоко ошибочным является расхожее мнение: мол, любой выпускник университета, если сам захочет или жизнь заставит, за 3–4 года самостоятельно всему научится «методом проб и ошибок» и станет классным педагогом. Даже если согласиться с этим, не слишком ли негуманно уготовить его ученикам роль «подопытных кроликов» в эксперименте самообучения? Метод «бросания в воду для обучения плавать» никогда не мог конкурировать с целенаправленной подготовкой под квалифицированным руководством. Конечно, того, кто не хочет или не способен к педагогической работе, невозможно, да и не нужно насильно приобщать к таинствам этого мастерства. Но тому, кто чувствует в преподавании свое призвание, мы обязаны помочь быстрее и безболезненнее (и для него, и для его учеников) преодолеть тернистый путь становления педагога. Жизнь в новые «перестроечные» времена показала, что трудовая карьера многих выпускников — в условиях отсутствия распределения, проблем с трудоустройством, перманентного кризиса производственной сферы — рано или поздно оказывается связанной с преподаванием. Тем более, что серьезные кадровые проблемы возникли у средней и высшей школы, особенно у ведущих университетов в связи с «утечкой мозгов». Вопросом жизни или смерти системы образования стала активная подготовка новых высоко квалифицированных научно-педагогических кадров и их «закрепление на Родине». В Московском университете это было своевременно и глубоко осознано ректором МГУ академиком В.А. Садовничим, который выступил инициатором осуществления целого комплекса соответствующих мер. В частности, для полноценного решения проблемы психолого-педагогической подготовки студентов и аспирантов в 1997 г. Ученый совет МГУ одобрил предложение ректора об открытии факультета педагогического образования. Главная цель ФПО МГУ — обеспечение высококачественной подготовки в области содержания, методики и организации учебного процесса в общеобразовательных и профессиональных средних и высших учебных заведениях. Особенностью факультета является то, что на нем занимаются добровольно, по своему желанию, студенты других, «профильных» факультетов МГУ, т. е. параллельно с освоением выбранной области науки. Учебные планы ФПО МГУ предусматривают изучение общетеоретических и прикладных аспектов психологии учебного процесса, актуальных проблем педагогики, основ дидактики и частной методики обучения конкретному учебному предмету, соответствующему профильной научной специальности студента или аспиранта, современных образовательных (компьютерных, информатизационных, мультимедийных и др.) технологий. Занимающиеся на ФПО осваивают основы преподавательского мастерства (режиссура педагогического процесса, техника речи, актерское мастерство и т. п.), проходят педагогическую практику, получают общекультурную и специальную подготовку (включая историю цивилизации, науки и культуры, религиоведение, управление, организацию и экономику образования, законодательство в области образования и др.). Студенты и аспиранты, выполнившие всю программу обучения на ФПО, получают диплом государственного образца о присвоении, соответственно, квалификации «Преподаватель» или «Преподаватель высшей школы». Важным является то обстоятельство, что все студенты и аспиранты, обучающиеся в МГУ на бюджетных местах, могут заниматься на ФПО МГУ бесплатно. На ФПО открыта магистратура «Управление образованием», аспирантура по частным методикам учебных предметов. Работает докторский диссертационный совет по педагогическим наукам, выходит журнал «Вестник Московского университета. Серия “Педагогическое образование”». Не забываем мы и о нашем долге помогать практическим работникам образования: в рамках программы «МГУ — школе» осуществляется пропаганда передового научно-педагогического опыта и современных образовательных технологий, работают курсы повышения профессионального уровня и педагогической квалификации учителей, открыт бесплатный консультационный сайт для школьников и учителей, проживающих вдали от научно-педагогических центров и т. д. Н.Х. Розов, профессор, декан ФПО
Самой значимой для зарождения (или возрождения) педагогического факультета была идея о восстановлении статуса классического университета. Этой идеей жили все те, кто стоял у истоков открытия ФПО. В.А. Садовничий писал: «Создание этого факультета является возрождением классической университетской традиции педагогического образования студентов».
В современной педагогике как одной из высших форм мышления определяющим является умение мыслить творчески, развивать свою индивидуальность, воспитывать честь и достоинство личности, формировать гуманистическую направленность всей своей жизнедеятельности. Именно тогда оттачивается настоящий профессионализм, рождается мастерство, интегрируются все стороны знания о человеке в целостности и гармонии. Поэтому на педагогическом факультете радостно удивляет широта, разнообразие и оригинальность предлагаемых студентам и магистрантам курсов: от мудрости вековой культуры до новейших технологий. Эмоционально окрасить и «оживить» учебную программу помогают такие нестандартные спецкурсы, как «Гуманитарная математика» (Н.Х. Розов), «Режиссура и культура урока» (Д.Э. Шноль) и др. Всегда с особым вниманием принимаются студентами «открытые лекции» известных педагогов. Запомнились встречи с академиком Ш.А. Амонашвили, профессором, автором многих учебников Л.Г. Петерсон, народным учителем России М.А. Комлевой. Темы и уровень выпускных квалификационных работ часто по уровню исследования и масштабу научного осмысления больше напоминают кандидатские диссертации. Этому, несомненно, способствует и тот факт, что ребята заканчивают два факультета и имеют уникальную возможность профессионального общения с самыми интересными профессорами университета в разных полях образовательного пространства. Особого внимания заслуживает деятельность Диссертационного совета, так как наличие в совете звезд науки превращает каждую защиту диссертации в ярчайшую научную дискуссию, присутствуя на которой, невольно чувствуешь рождение нового, постигаешь красоту научного исследования, поиска, творчества. Конечно, есть в этой структуре свои сложности. Например, у ребят практически не остается времени для более активного участия в насыщенной интересными мероприятиями студенческой общественной и культурной жизни университета. Совершенно потрясающе начинал свою работу студенческий педагогический клуб, но недостаток времени не позволил развивать ее дальше. Но лучшие успевают все. Особый оттенок и инновационный характер носит деятельность магистратуры. Переплетение разных культур, традиций, менталитетов невольно оказывает влияние на образовательный процесс, тем самым, повышая качество подготовки магистрантов. Факультет прожил первые 10 лет. Это и много, и мало. Важно одно: эти первые шаги были весьма успешными. В.Г. Александрова, доктор педагогических наук, профессор
— Нет, ну ты что, я со своим еле справляюсь, а еще и отдохнуть, и повеселиться хочется. — Ну, всего одно занятие. Не понравится — уйдешь. — Да как же пойду, если я не являюсь его студенткой? — Не переживай. Никто документы проверять не станет. Вход свободный. А вечером я уже спрашивала, на какие лекции мой товарищ ходит еще и можно ли мне с ним. На что он показал мне расписание и говорит: «выбирай, что нравится и удобно — и ходи. Здесь индивидуальное расписание и рекомендации в каком порядке лучше слушать основные курсы». И уже в конце ноября я бежала писать заявление с просьбой принять меня на факультет, а в связи с этим иметь некоторые бонусы, а именно: возможность посещать некоторые особенно популярные курсы, на которых желающих была масса, а потому без заявления их не пройти. И я увлеклась — сначала тем, что вокруг меня было много новых людей, которые смотрели на многие вещи совсем по-другому (студенты других, не только естественных факультетов), и какой-то потрясающей доброжелательностью, исходящей от преподавателей. Сфера же знаний была тоже принципиально новой — гуманитарной. Дальше — больше. Меня стала привлекать конкретная информация: почему и как. А подход Н.Ф. Талызиной (курс педагогической психологии) меня вообще потряс до глубины души. Я его тут же начала использовать применительно к деятельности на моем основном факультете. Это было, конечно, сложнее, чем просто зубрить, зато каждый может догадаться о последствиях: и углубление знаний, и более полное осознание того, что происходит, и развитие способности к творческому мышлению. Вообще, там было полно потрясающих курсов. Каждый раз, когда я приходила в новом семестре и выбирала себе дисциплины, глаза разбегались, и я все время думала: «Как же жаль, что я пришла будучи студенткой уже четвертого курса, а не второго». Дело в том, что обучение на ФПО необходимо закончить не позже, чем на основном факультете. Тем не менее я никак не могла пропустить курс «Религиоведение» (проф. С.В. Девятова), где обсуждалась не только история и развитие религий, но и их взаимоотношение с научным знанием и научным миром. «Основы публичного выступления» (А.В. Скибинский, А.В. Каслина) не только расширили кругозор, но и добавили уверенности в себе. На курс «Основа перевода с иностранного языка» (проф. О.Я. Кабанова) я пошла не только из-за страсти к языкам, но и потому, что мне трудно было представить, что перевод с любого незнакомого языка возможен. Оказывается — еще как, правда, усилий требует, но это уж — как любое дело. На курсе «Новые информационные технологии в учебном процессе» (проф. Н.Х. Розов, преп. С.А. Кругликов) нас еще до начала курса попросили написать пожелания, что бы мы хотели узнать. Оно и понятно — современные информационные технологии развиваются стремительно, все меняется каждый день, но со многим мы каждый день сталкиваемся, а время ограничено; так что не хотелось бы слушать то, что все знают. А если остались индивидуальные вопросы, которые не вошли в курс, то преподаватель был готов и проконсультировать, и помочь. О «Режиссуре педагогического процесса» (преп. Д.Э. Шноль) вообще очень сложно рассказывать: в этом надо принимать участие — придумывать, писать стихи, решать задачи, учиться чувствовать и передавать различные эмоции, проявлять инициативу, смекалку, учиться коммуникации и сотрудничеству. Содержание курса «Гендерное образование» (доц. И.В. Костикова) порой поражало воображение и заставляло вздрагивать: как все же многообразен мир и какая масса в нем механизмов, формирующих наше настоящее. И хорошо бы иметь ввиду последствия этих механизмов (сформированных веками), когда мы сами станем применять их к нашим воспитанникам и нашим детям. Может сложиться впечатление, что на дополнительных и факультативных курсах все так увлекательно, чтобы привлечь слушателей, но, по ощущениям, все преподаватели действительно любят свое дело, являясь первоклассными специалистами, и не жалеют вечернего времени (занятия проходят с 18.00 до 21.00 каждый день кроме воскресенья), чтобы поделиться с нами своими знаниями и умениями. И даже на основных курсах, которые проходят в лекционной форме, устанавливается очень доброжелательная и располагающая к взаимодействию с преподавателем обстановка: у меня пропал выработанный годами страх задавать вопросы уже спустя двадцать минут после начала первой лекции («Общая психология» — проф. С.Д. Смирнов). На остальных курсах страх, что показательно, так и не вернулся. Преподаватели не только из-за кафедры рассказывают, как надо (учить детей, передавать свои знания, чтобы они эффективно усваивались, как не только увлечь учеников, но принести им максимальную пользу; они на каждом занятии демонстрируют это на собственном примере. Профессионализм преподавателей проявляется и при возникновении конфликтных ситуаций. Здесь, как и везде, они случаются: то ли студент попадется заносчивый, то ли преподаватель что из виду упустит — все мы люди, но не было такого, чтобы не находили они разрешения и кто-то оставался непонятым, обиженным или, как нередко бывает, несправедливо наказанным. Казалось бы — сплошной праздник. Так оно во многом и есть: с каждым семестром я старалась выкраивать побольше времени, чтобы посещать занятия. «Только не говори, что ты сегодня снова занята», — обычная реплика для моих друзей в то время. Но это, конечно, не все. Чтобы получить диплом государственного образца о дополнительном к высшему образовании, необходимо прослушать несколько специальных курсов, пройти практику в школе и написать диплом. Это все исключительно индивидуально, но лично я получила дополнительное удовольствие не только от того, что лучше стала понимать свой основной предмет (ведь школьники задают вопросы, на которые надо отвечать) и получила возможность применить на практике свои новые знания и навыки, но и от того, что преподаватели делились профессиональными секретами мастерства, при помощи которых они завоевывали наши сердца на моем родном физфаке. Например: «Не задерживайте студентов после звонка» (особенно, если предстоит большая перемена). И диплом после практики писался с увлечением: хотелось сделать что-то пусть небольшое, но полезное — то, что может пригодиться в первую очередь современным школьникам. Я же хоть и выбрала себе иное профессиональное направление, но успешно использую знания, полученные мной здесь. Многие из них надежно отложились в памяти и не тянут на дно «мертвым грузом высшего образования», а все время применяются мною в работе с людьми, общении с детьми, заставляют более критично смотреть на содержание моей профессиональной деятельности. А приятель, который мне «устроил свидание» с факультетом, так и остался, продолжая свое обучение в аспирантуре. В этом году факультету исполняется десять лет. Я искренне желаю ему дальнейшего процветания и всем его сотрудникам — творческих успехов: вы делаете большое и очень важное дело. А все заинтересовавшиеся могут получить более подробную информацию на сайте http://fpo.msu.ru. А еще лучше — загляните на второй этаж, северный вход второго учебного корпуса и все увидите собственными глазами. Карина Звездун (выпускница физического факультета и факультета педагогического образования 2004 г.)
Вечер. Мои занятия на родном факультете закончились. Однако будучи студентом первого курса, домой возвращаться я не торопился. Во время одной из своих «экскурсий» по МГУ я посетил 2 учебный корпус. Здесь и произошло мое первое знакомство с педфаком. И кто бы знал тогда, что этот путь, но уже без колебаний и размышлений, я буду проделывать по 3, а то и по 4 раза в неделю! Алексей Коротков, студент факультета педагогического образования
Выпускникам ФПОСегодня вас хотим поздравить, М.В. Пшеничнюк
Факультету педагогического образования 10 лет! Поздравляю всех, кто участвует в работе этого замечательного факультета, и желаю дальнейших успехов. Заодно поздравляю себя с тем, что оказалась в этом процессе в качестве учащейся. С.Ю. Успенская преподаватель МИЭМ |
||||||