№ 35 (4226)
ноябрь 2007

Твоя жизнь, студент

«Студлидер физфака–2007», или Природа против воспитания

«В природе, знаете, нет зеркального отражения. И называется это свойство хиральностью. Так вот, МГУ — это единственное место на Земле, где все нехирально…» — завершила свое «Самое смелое слово о Московском университете» студентка физического факультета 1 курса Диана Гришина — одна из 60 участников третьего, заключительного тура конкурса «Студлидер физфака–2007».

Ставший традиционным ежегодный «Студлидер» проводится силами профкома физфака уже пятый раз подряд. Причем в этом году к участию допускались лишь студенты 1–3 курсов — дети, как их ласково окрестили организаторы. По результатам первого заочного, второго — очного туров конкурса в заключительный выездной из примерно 80 студентов вышли 60. Тут-то и началось все самое, так скажем, игрушечно-ватно-подушечно мягкое. В течение двух с половиной дней (26–28 октября) не понаслышке знакомый многим пансионат «Литвиново» следил за жизнью представителей МГУ, периодически удивляясь возможностям человеческого существа, в частности его фантазии.

Все ради воплощения идей и фантазий
26 октября
Отъезд, или Скорость — не наш конек


В начале четвертого у физического факультета, как и было запланировано, стояли два автобуса. Довольные дети (так и будем величать участников «Студлидера») и постоянно бегающие организаторы придавали уверенности, что отъезд в «Литвиново» все-таки состоится вовремя. После того как и через час картина не изменилась (хотя багаж был уже полностью упакован и загружен), пришло понимание, что Эверест изначального четкого плана (буквально по минутам были расписаны все мероприятия конкурса) нам уже не покорить…

Дальше — больше. После отъезда на комментарий «а зачем вы выезжаете на Минское шоссе? Лучше по Киевскому», водитель одного из автобусов, добавив еще большего позитива происходящему, сказал: «Да я вообще туда первый раз еду! Какую схему дали — так и еду».

Первые победы, или Глаза еще горят

В Доме детского творчества пансионата «Литвиново» в начале девятого вечера официально стартовал третий тур «Студлидера». Стартовал, надо заметить, весьма гуманно: каждый из детей получил свой порядковый номер (от единицы до шестидесяти), который, а также то, что олицетворяет каждого участника конкурса, надо было изобразить маркерами на белой футболке. «В этих футболках вы будете ходить все время», — человечно констатировала факт заместитель председателя профкома студентов физфака Маргарита Дубасова. Кто-то рисовал не поддающуюся объяснению абстракцию, кто-то — милых зверюшек, смайлики и т. д. Одна из участниц написала «на спине» своей футболки: «Узнай о моих желаниях». Последовавшее объяснение обезоруживало: «Я поступила на физфак изучать мир, но еще не изучила себя. Поэтому я хочу познать себя».

После демонстрации художественных способностей дети разбрелись по трем аудиториям для представления так называемого домашнего задания, над которым участники работали еще в Москве. Заданий собственно было три, а проводились они на призы газеты «Московский университет»: разработать эмблему и придумать слоган для профкома физфака, придумать слоган для продвижения имиджа МГУ, подготовить небольшой рассказ на тему «Самое смелое слово о Московском университете». Отрадно, что именно «Самое смелое слово» вызвало наибольший ажиотаж среди участников «Студлидера».

Что ж, смелости у юных студентов физфака хоть отбавляй. Студент 2 курса Сергей Волков, к примеру, говорил: «Долго думая, я пришел к выводу, что самое смелое слово о МГУ — “лучший” (к такому выводу, кстати, пришли многие участники конкурса — «МУ»)… Может, кто-то считает, что МГУ — лучший университет, потому что у нас лучший ректор? Чтобы носить звание лучшего, надо быть им во всем». «Печально, что в последнее время МГУ становится не лучшим среди лучших, а лучшим среди худших», — рассуждал студент 2 курса Евгений Смирнов.

Хочется от души поблагодарить всех авторов «Смелого слова». Ощущение, что ты пребываешь в приемной комиссии театрального училища, не покидало ни на секунду, пока участники смело рассуждали, читали стихи, показывали миниатюры и даже пели под гитару.

Победителем же «Слова» стала студентка 1 курса Мария Скрябина, рассказавшая о перипетиях студенческой жизни, о проблеме человеческого выбора. Читайте «Смелое слово об МГУ» участников конкурса в следующем номере газеты «Московский университет» в рубрике «Личное мнение».

В конкурсе «Эмблема и слоган профкома физфака» победила студентка 2 курса Яна Лежнина («Профком студентов — правильный вектор»). В свою очередь студент 3 курса Михаил Власов придумал лучший слоган для продвижения имиджа МГУ («МГУ — моя главная удача»), продумав целую презентацию для различных социальных слоев населения.

А мы, как говорится, продолжаем. Вечером полных сил и стремления конкурсантов разбили на группы, предложив каждой по вопросу на обсуждение: роль старосты в группе, загруженность студента учебой (сколько часов надо учиться), нужно ли всем студентам разрешать работать, должен ли студент оценивать качество работы преподавателя. Последовавшую общую полемику под председательством заместителя декана физфака по учебной работе В.Н. Аксенова, заведующей учебной частью физфака Т.В. Юровой, начальников 1 и 2 курсов Н.Н. Брандта и А.П. Орешко, соответственно, председателя профкома физфака Е.С. Денисова впору окрестить «Пух и перья». Дельные замечания студентов, что «число учебных часов нас устраивает, но стоит более равномерно распределить семинары, практикумы и лекции», негодование по поводу необходимости столь значительного числа занятий по программированию на 1 курсе перемежались с резонными утверждениями В.Н. Аксенова, что нередко студенты лекции за занятия не считают и что на физфаке лишь 19 небольших аудиторий и два лингафонных класса, пригодных для семинарских занятий. «Ваши конструктивные замечания помогут нам в нашей работе», — подытожил В.Н. Аксенов. Не менее категоричным в обсуждении проблемы работающего студента был А.П. Орешко: «Можно совмещать все. Неизвестно, что получится на выходе. Учеба — это главная работа студента». Ситуация накалялась, а студенты продолжали сыпать доводами: «Если студенту нужны деньги, он все равно будет работать». Спасибо В.Н. Аксенову, разрядившему обстановку: «Покажите мне человека, которому не нужны деньги. Я с удовольствием встану среди ночи и посмотрю на него».

27 октября
«Я четыре раза “козел”, и я не знаю, что это значит!»


Организаторы любого мероприятия, как известно, работают без перерывов, буквально на износ. Исключением не стал и «Студлидер». В районе часу-двух ночи стартовал так называемый инструктаж психологов — О. Питецкого, С. Кабанова и В. Князева.

Утро для участников конкурса началось с зарядки, причем по самым гуманным соображениям ведущий Григорий Мулявко ее не начинал, пока не собрались все дети. Затем в течение всего дня претворялся в жизнь мега-план психологов, столь подробно разъясненный организаторам ночью. Стоит отметить, что второй день конкурса стал наиболее эмоционально емким, особенно конкурс «ЗУБЫ» и эстафета «ПЫС». В целом они строились по единому принципу. Участникам выдавались путевые листы с указаниями, в какой последовательности и на какую точку (где их уже поджидали организаторы, окрещенные комиссарами) они должны прибыть. На точке получали задание: показать китайский боевик, исполнить тематический балет, сочинить на заданные рифмы стихотворение, влюбить в себя ведущего, напугать его или накормить и т. д. Воображению и находчивости участников можно было только позавидовать. Как вам такие фразы: «Верните нам 90-е. Мы построим новый рай: гастарбайтер, уезжай!» или «слово» В.В. Путина: «Планируется бюджет до 2125 года. Потом я буду баллотироваться на 135 срок». Интересно, что оценки участникам выставлялись не в виде чисел и даже не в виде символов, а в виде животных (козел, мул, обезьяна и т. д.) в конкурсе «ЗУБЫ» и в виде различных слов (от «солнце» до «мир») на эстафете «ПЫС». На вопрос, нравятся ли вам конкурсы, одна из участниц ответила: «Да, очень. Только меня убивают эти животные». Тем временем, другой участник рассуждал: «Белка — это по-любому неудачник. А собака, наверное, тот, кто много говорит и ничего не делает». В негласном конкурсе «Фраза дня» победила студентка 1 курса Вера Прокопьева, с надрывом в голосе недоумевавшая: «Я четыре раза “козел”, и я не знаю, что это значит!» Но ни психологи, ни организаторы так и не развеяли сомнений участников и не объяснили им значений столь милых оценок. Что ж, не станем раскрывать секреты, иначе «Студлидер–2008» может стать менее увлекательным.

Мы не понимали их волнений?

Кульминацией второго конкурсного дня стал мини-концерт «Шедевры рок-н-ролла», подготовленный силами шести отрядов, на которые по результатам конкурсов «ЗУБЫ» были разбиты участники. По сути, на сцене киноконцертного зала «Литвиново» дети инсценировали выбранную музыкальную композицию. Уже после второго «клипа» многие зрители, видимо, задались вопросом: «Что же все-таки тревожит участников?» или «Почему именно такой сюжет выбран?». Кто знает, может быть, в следующем году на «Студлидер» будут приглашены редакторы, чтобы хоть немного сдерживать неуемное творчество конкурсантов. Хотя, как известно, в борьбе природы против воспитания побеждает обычно природа.

Немного опасаясь представлять очередной «клип» концерта, ведущий Сергей Кабанов резонно спросил: «Мне интересно, следующий отряд тоже кого-нибудь убьет?..» Благо, последовавшие выступления были более гуманны. Кульминацией же концерта стал клип «Колобок» (по мотивам известной сказки). Милейший получился «Колобок», но до того стремительно бегущий, что, как сказал С. Кабанов, детям на ночь его показывать, видимо, не стоит.

28 октября
Прощай, былая свежесть. ДОЛ или ВУЛ?


Заключительный конкурсный день вновь начался с зарядки, придавшей-таки бодрости изрядно утомленным участникам «Студлидера». А на протяжении практически всего дня конкурсанты разрабатывали стратегию работы двух виртуальных физических факультетов (теоретики и экспериментаторы). Игра так и называлась — «Факультет». Команда каждого факультета состояла из трех групп: деканат, учебный отдел, студенты. Участники разрабатывали по четырем вопросам (нужны ли начальники курсов, функционирование официального форума, методика проведения письменных экзаменов, стоит ли проводить традиционные посвящения в студенты) резолюции, учитывающие интересы представителей деканата, учебного отдела, студентов. В поисках здорового компромисса участники консультировались с реальными представителями учебной части физфака, спорили, рассуждали, доказывали. Как сказал после финальной презентации резолюций конкурсантов В.Н. Аксенов, «вы хотите быть немного святее Папы Римского». Конечно, любая модель, которая строится по отношению к жизни, всегда приближенная. Но попытка немного вникнуть в непроходимые, на первый взгляд, дебри особенностей функционирования пусть виртуального, но факультета стала довольно ценным опытом для конкурсантов.

Тем временем воскресный вечер переставал быть томным. Организаторы подсчитывали баллы участников, пытаясь выявить победителя — лидера физфака этого года. А ощущение всей справедливости афоризма, автор которого неизвестен, что «Литвиново» — это не детский оздоровительный лагерь (ДОЛ), а взрослый угробительный (ВУЛ), овладевало, вероятно, многими. Кстати, на совет своих коллег вернуться в Москву конкурсантка Анна Медведева (1 курс, ГАИШ), повредившая не только ногу, безальтернативно ответила: «Нет, я буду до конца конкурса!»

Анастасия Битюцкая, победитель в номинации «Аналитическое задание»
Непредсказуемая судьба кубка «Студлидер физфака–2007»

Немного грустным, как это бывает, когда завершается что-то увлекательное, но торжественным заключительным аккордом стало вручение наград победителям конкурса «Студлидер физфака–2007». В номинации «Творческий подход» победил Кирилл Семенов, в номинации «Рациональность» — Алексей Баданов (1 курс), «Трудолюбие» — Григорий Ханбекян (1 курс), «Идейность» — Константин Кудинов (3 курс), «Выбор участников» — Мария Майорова (2 курс). Анна Харламова (1 курс) выиграла в номинации «Организатор», а Евгений Смирнов (2 курс) — «За волю к победе».

В свою очередь, лучшим проектом (творческий конкурс первого (заочного) тура «Студлидера») стала работа Александры Новиковой. Анастасия Битюцкая победила в номинации «Аналитическое задание».

Традиционный кубок студенческого лидера физфака в этом году так и не был вручен, благополучно вернувшись в Москву. Причин тому, как оказалось, немало. Если кратко, то по сумме набранных баллов победителей было несколько… Будем верить, что данный прецедент, нарушающий традицию, не станет традицией на будущий год. Хотя все зависит от самих конкурсантов.

Как сказал, закрывая конкурс, В.Н. Аксенов: «Ваши возможности существенно выше, но они не всегда реализуются… Праздник удался!»

Постскриптум. Настоящая жизнь намного интереснее фантазий

В заключение попробуем ответить на вопрос: «Действительно ли конкурс “Студлидер физфака” нужно проводить?» Официально цель конкурса состояла в «обучении студентов физического факультета основам организационной работы в общественных организациях с учетом специфики физического факультета МГУ». Были сформулированы и его задачи: «отбор активных студентов, разделяющих базовые ценности физического факультета и желающих принимать непосредственное участие в организации традиционных (а, в будущем, может и новых) студенческих мероприятий на факультете, знакомство студентов младших курсов с деятельностью профкома и других студенческих общественных организаций».

На вопрос, понравился ли вам конкурс, и нужно ли его проводить, начальник 1 курса Н.Н. Брандт ответил: «Замечательный конкурс, даже неожиданно, если честно. Недостатки, конечно, есть, но их действительно очень мало. Студлидер — это хорошая возможность для студентов отдохнуть, проявить себя. Пользу из конкурса извлек и я лично. Потому что услышал от студентов немало о том, что они резонно считают необходимым менять в образовательной программе. Интересно и то, как они смотрят на позицию учебной части».

«МУ»: — А вы действительно будете что-то менять? Некоторые студенты говорят, что на прошлом / позапрошлом «Студлидере» они также говорили о том, что их не устраивает, но изменений не происходит до сих пор.

Н.Н. Брандт: — Что-то изменить — можно, но со временем, а что-то поменять — крайне сложно. И это зачастую не зависит напрямую от учебной части.

«МУ»: — Почему вы против того, чтобы студент работал?

В.Н. Аксенов: — Мы не против того, чтобы студент работал. Мы против того, чтобы студент считал само собой разумеющимся, что он должен работать, а все остальное при этом нужно отодвинуть на второй план. Есть люди, которые успевают и хорошо учиться, и достойно работать. Они всегда вызывали у меня большое уважение.

Итак, конкурс «Студлидер физфака» нужен, да и работать студенту никто не запрещает. После некоторых раздумий и попыток выяснить у самих студентов, почему же они состоят в профкоме, получилось, что профком — это своего рода семья, где можно и от души пошалить, и плодотворно поработать.

Надежда Пупышева, наш корр.
Фото Владимира Горощенко

Первая полоса

Вести МГУ

Конференции

Пресс-служба

Эхо фестиваля

Твоя жизнь, студент

Инновационный университет

Студентка

Личное мнение

Новости Москвы

На главную страницу