№ 13 (4244)
апрель 2008

Образование

В поисках общего языка…

В Москве прошел финал 6-ой Международной олимпиады «Полиглот Плюс»

На церемонии награждения победителей
Сколько языков должен знать современный человек? «Английский — это обязательно, без него сейчас никуда, еще, конечно, хорошо бы французский или немецкий…» — начинаем мы рассуждать, как бы забыв о существовании еще одного языка, который должен знать в России каждый человек, претендующий на звание образованного — наш родной, русский язык. Традиционно олимпиады, в рамках которых школьники соревновались в знании иностранных языков, проводились отдельно друг от друга. Отделялась от них и олимпиада по русскому языку. Сейчас начали понимать, что знания одного языка, как правило, уже недостаточно абитуриентам ведущих вузов. Объединить конкурсы по владению разными языками и дать возможность продемонстрировать свои знания лучшим школьникам из России и СНГ — вот задачи, которые ставил перед собой факультет иностранных языков и регионоведения МГУ имени М.В. Ломоносова, когда 6 лет тому назад в сотрудничестве с Фондом поддержки и развития образования, Московской экономической школой и Российской академией образования начал проводить Международную олимпиаду «Полиглот».

Особая роль в разработке идеи и ее практическом воплощении принадлежит именно факультету иностранных языков и регионоведения: декан ФИЯР, доктор филологических наук, профессор С.Г. Тер-Минасова, доктор филологических наук, профессор М.В. Вербицкая, кандидат педагогических наук, доцент факультета И.Г. Муратова, доктор педагогических наук, профессор Е.Н. Соловова и многие другие преподаватели факультета не только стояли у истоков этого важного проекта, но на протяжении всех лет играли ведущую роль в его организации и развитии.

Сегодня олимпиада «Полиглот Плюс» дает возможность попробовать свои силы школьникам, интересующимся как филологией, так и точными, общественными науками, а также театральным искусством. Ведь еще в прошлом году она из чисто языковой превратилась в многопрофильную: к направлению «Филология» добавились направления «Математика», «Обществознание», «Театр» (под патронажем Московской школы экономики и Малого театра).

В этом году в олимпиаде приняли участие более 7000 школьников из 64 городов и населенных пунктов России, из них около 5000 человек — по направлению «Филология».

Полуфинальные состязания по направлению «Филология» состоялись 28 марта в Москве. Школьники соревновались в шести секциях: полиглоты, русская словесность, русский язык как иностранный, английский язык, немецкий язык и французский язык.

Гуманитарная олимпиада имела несколько принципиальных отличий от других подобных соревнований. Во-первых, как уже было отмечено, важной составляющей частью является соревнование по русскому языку. При этом проверяется не только то, насколько грамотно участники умеют писать (навык, которому уделяется много внимания в большинстве школ), но и их способность к творческой деятельности на родном языке. Оценивались как формальная сторона письменных работ и устных презентаций, так и их содержание, то есть то, насколько школьники умеют мыслить и выражать свои мысли на родном языке.

Другой отличительной чертой стало то, что школьники могли соревноваться во владении не только одним языком (русским, английским, немецким, французским), но и двумя или тремя. Данная категория участников — полиглоты — и дала имя олимпиаде. Все участники были поделены на 4 возрастные категории: 5–6 классы, 7–8 классы, 9–10 классы, 11 классы и студенты дипломной программы международного бакалавриата.

Среди членов жюри были представители четырех стран. В его состав вошли преподаватели и профессора факультета иностранных языков и регионоведения, представители отдела культурных связей посольства США в России, Венского института германистики, а также Образовательного центра им. Гёте в Москве.

Критерии оценки в рамках этой секции также не ограничивались проверкой грамотности, произношения, словарного запаса и грамматики конкурсантов. Проверялись способности рассуждать, а также социокультурные и коммуникативные навыки участников. В рамках полуфинала участникам олимпиады было предложено сначала пообщаться с партнером (другим участником) на заданную тему. В письменной же части школьники работали над аргументированным сочинением, доказывающим или опровергающим определенный тезис. В качестве стимула для размышлений участникам демонстрировался видеофрагмент, связанный с темой сочинения. При оценке работ жюри учитывало в первую очередь содержательную сторону. Грамотность играла важное, но не решающее значение. Ведь в реальной жизни гораздо больше будет цениться тот человек, который умеет формулировать креативные и оригинальные идеи, а не тот, который без единой языковой ошибки говорит глупости или повторяет когда-то заученные и всем известные истины.

Финал прошел на базе Московской экономической школы и Московской школы экономики МГУ 29 марта. Участники вместе готовили презентации на такие темы, как «Будущее начинается с меня», «Будущее начинается там, где я живу», «Будущее начинается с семьи».

Нельзя не отметить высокий уровень поддержки олимпиады со стороны государственных, образовательных и коммерческих организаций. Среди почетных гостей была В.Н. Иванова, заместитель председателя Комитета по образованию и науке Государственной Думы РФ. Лучшие российские и европейские издательства наградили победителей своими книгами, а туристические и образовательные компании предоставили им возможность съездить на учебу в страну, язык которой они изучают.

Победители во всех направлениях собрались в Интеллектуальном центре — Фундаментальной библиотеке МГУ имени М.В. Ломоносова на «Форум будущих лидеров», где продемонстрировали свое видение будущего России. Деятели науки и культуры, представители банковской и спортивной элиты поздравили победителей и вручили им грамоты.

Глядя на счастливые лица и сияющие улыбки участников, можно подвести итог олимпиады — праздник удался. Не зря в течение шести лет преподаватели МЭШ и факультета иностранных языков и регионоведения МГУ отдавали так много сил, времени, таланта этой уникальной программе. Ее основатели тоже получили награды. В очередной раз была подчеркнута важность знания родного языка и изучения иностранных, но еще более важно то, что созрело понимание: эти знания должны сочетаться с творческим и незаурядным мышлением. Именно этим всегда была сильна наша страна, и, судя по итогам олимпиады, будет славиться в ближайшее время.

Алексей Коренев, студент 4 курса ФИЯР

Первая полоса

Повестка дня

Лекторий МГУ

Вести МГУ

Пресс-служба

Крупным планом

Спорт

Наука и практика

Образование

Новости Москвы

На главную страницу