№ 13 (4244)
апрель 2008

Повестка дня

Доклад ректора МГУ академика В.А. Садовничего на заседании Совета Ученых советов — Конференции МГУ
24 марта 2008 года

Глубокоуважаемые коллеги!

Мы проводим традиционное заседание Совета Ученых советов, на котором, в соответствии с буквой и духом нашего Устава, ректор выступает с докладом о деятельности Московского университета.

Обычно на этом заседании представляется отчет о том, что сделано в университете за год. И сегодня Московскому университету есть, что предъявить обществу. Прошлый год отмечен крупными свершениями в развитии университета, значительными достижениями во всех сферах нашей деятельности. И об этом будет идти речь. Но начать свой доклад я хочу с анализа сегодняшней ситуации и тех стратегических задач, которые стоят перед нами.

Президентом страны поставлена задача разработки концепции долгосрочного социально-экономического развития России до 2020 года, согласно которой российскую экономику ждет устойчивое развитие почти по всем параметрам. ВВП страны за 12 лет должен увеличиться в 2,3 раза.

Весь промежуток с 2008 по 2020 год в стратегии разбит на три отрезка, условно называемые «пятилетками». Первый этап (2008–2012) характеризуется расширением конкурентных преимуществ страны в «традиционных секторах», то есть энергетике, добыче природных ресурсов и транспорте. Рост ВВП в этот период составит 35–36 процентов. В следующую пятилетку (2013–2017) состоится технологический рывок. Экономика страны вырастет на 37–39 процентов, причем в основном за счет информационных, нано- и биотехнологий, которые и станут новым локомотивом развития. Третий период — это закрепление предыдущих успехов. Экономический рост упадет до 19–22 процентов, зато планируемая инфляция составит всего 3 процента в год.

Прорывы ожидаются и в социальной сфере.

В течение первой пятилетки государство будет усиленно инвестировать в образование и здравоохранение. Будет построено 15 университетских кампусов. Предстоит добиться международной аккредитации российских образовательных программ. Появятся новые стандарты образования.


Итак, провозглашен курс на построение инновационной экономики, которая будет базироваться на самых передовых научных достижениях, высоких технологиях. Главное условие построения экономики знаний в России — ее кадровое обеспечение. Без преувеличения можно сказать, что все стратегии будущего начинаются сегодня в университетских аудиториях.

На Московском университете как лидере российского высшего образования лежит особая ответственность. Именно нам предстоит внести решающий вклад в реализацию тех задач, которые стоят перед высшей школой. Именно мы являемся опорой для других вузов. Московский университет обладает уникальным потенциалом, позволяющим адекватно ответить на все вызовы времени.

Давайте обсудим, как мы должны действовать в этих условиях.

На протяжении последних нескольких лет мы с вами работали над концепцией развития университета, каждый факультет и институт представил план развития своего подразделения, которые составляют основу стратегического плана развития Московского университета.

Ставя вопрос о разработке концепции развития Московского университета на долгосрочную перспективу, я опираюсь на опыт такого планирования, который у нас уже имеется.

Напомню: в 1996 году мы приняли программу «Московский университет на пороге XXI века», в 2001 году, учтя накопленный опыт и новые реалии, мы утвердили план «Московский университет в начале XXI века». Наконец, в 2005 году мы уже смогли сформулировать свою программу вполне конкретно и определенно — «Московский университет: к устойчивому развитию». Это фактически план действий на период до 2010 года, основные задачи которого — рост потенциала университета, интенсивное освоение нашей новой территории за Ломоносовским проспектом.

Я напомнил об этих программах прежде всего для того, чтобы подчеркнуть их преемственность, системный характер развития Московского университета.

В своем докладе я обозначу стратегические позиции нашей концепции долгосрочного развития. Мы должны принять такой документ, который определит облик университета через 10 лет. В разработке его детального содержания должен принять участие весь коллектив МГУ. Этому вопросу будет посвящено специальное заседание Ученого совета.

Основная стратегическая задача этого документа — обеспечить возможность подготовки высококвалифицированных специалистов, активно владеющих фундаментальными знаниями. Ведь это — наше главное преимущество.

Наши планы должны учитывать и реальную ситуацию в образовании. Сегодня реформа в разгаре. О необходимости кардинальной реформы системы образования говорят уже давно, приводя разные доводы. Прежде всего, утверждают, что выполнение поставленной задачи экономического роста в стране и структурные изменения в российской экономике не обеспечены необходимыми квалифицированными кадрами, и что этот дефицит будет только увеличиваться. Хотя никто не представил реальных расчетов потребностей в кадрах различных отраслей экономики, но вывод о том, что надо интенсивно реформировать систему образования, уже сделали.

Часто говорят, что нынешняя система образования готовит людей к «уже ушедшей» экономике. Поэтому, дескать, увеличивается разрыв между качеством образования, растущими требованиями со стороны работодателей к знаниям работников и их способностью творчески применять эти знания в реальных условиях.

Поскольку сейчас России принадлежит малая часть мирового рынка образования (десятые доли процента), то кое-кто делает вывод о неконкурентоспособности нашей высшей школы. Чиновники считают, что это связано в первую очередь с качеством образования, которое, на их взгляд, не выдерживает международной конкуренции.

По мнению тех, кто инициирует такие реформы, сегодня российское высшее образование — это институт социальной консервации в гораздо большей степени, чем институт для подготовки к будущей жизни.

И как же нам предлагают реформировать образование? Оказывается, все очень просто. Достаточно скопировать нынешнюю европейскую систему, причем в наиболее примитивной форме.

Наблюдается интересная закономерность. За последние 15 лет неоднократно менялись авторы реформ, но неизменными остаются идеи реформирования, направленные на прямое следование зарубежным образцам, а это чревато утратой очевидных, признаваемых во всем мире достижений отечественного образования. Заметим, что западные страны сами не стремятся ломать свои системы образования, отказываться от собственных достижений.

Удивительно. Никто не доказал, что российская система образования плохая, что она хуже, чем на Западе. Больше говорят о том, что она должна быть иной, причем именно такой, какой она нужна не нам, а кому-то другому. Парадокс: Россия — единственная страна, которая ругает свое образование только потому, что оно, с позволения сказать, не такое, «как у людей»!

Хочу быть правильно понятым. Мы не против изменений в образовании. Более того, считаем их необходимыми. Но совершаться они должны после серьезного научного анализа с тщательным расчетом всех последствий. Почему бы не прислушаться к словам известного публициста XIX века Николая Яковлевича Данилевского: «Образование не насаждается по произволу, как меняется форма одежды или вводится то или иное административное устройство. Его следовало бы не насаждать извне, а развивать изнутри. Ход его был бы медленнее, но зато вернее и плодотворнее».

Сейчас происходят серьезные изменения образовательного законодательства. Только за четыре последних года Государственной Думой было принято более 20 федеральных законов в сфере образования и науки. Из них 10 — в 2007 году. Конечно, это разные законы. Среди них есть такие, которые явно способствуют улучшению системы образования, а есть и вызывающие наше беспокойство.

Новые законы разграничивают полномочия между уровнями власти, устанавливают уровни профессионального образования, вводят ЕГЭ, новые государственные образовательные стандарты, регламентируют участие работодателей в профессиональном образовании и деятельность фондов целевого капитала.

Можно только приветствовать закон «Об интеграции образования и науки», в соответствии с которым научные организации и учреждения высшего профессионального образования могут теперь взаимно использовать свои кадры и материально-техническую базу безвозмездно, не платя за это дополнительные налоги в бюджет. С целью реализации этих положений разработана (с нашим участием) концепция образовательной деятельности Российской академии наук, которая будет приниматься на ближайшем заседании президиума Академии наук.


Государственной Думой после долгих дебатов был принят закон «Об автономных учреждениях». Первоначальный вариант был для нас совершенно неприемлемым. В результате по предложению Российского союза ректоров в него было внесено более 80 поправок. Каким-то высшим учебным заведениям новый правовой статус показался заманчивым, и на сегодняшний день 18 вузов приняли решение превратиться в АУ. Причем среди них не только малоизвестные вузы, но и крупные классические университеты — Кубанский и Казанский, Санкт-Петербургские «ЛЭТИ», «ЛИТМО», Московский экономико-статистический и др. Это, конечно, право данных вузов.

Но, по нашему мнению, автономные учреждения, несмотря на свое название, гораздо дальше от собственно университетской автономии, которая сформировалась у вузов. По закону ими руководит наблюдательный совет, в котором представители учебного заведения составляют не более трети, причем ректор и его заместители не могут в него входить.

Ученый совет, т. е. ведущие ученые и преподаватели университета, становятся фактически отстраненными от управления вузом. В таких условиях неизбежна потеря фундаментальности науки и образования, и даже возникает риск возможной приватизации.

Большинство высших учебных заведений сейчас бюджетные. При этом они могут подпасть под статьи нового Бюджетного кодекса, согласно которому все доходы от имущества, от платных услуг и иной приносящей доход деятельности, т. е. все внебюджетные доходы бюджетного вуза становятся доходами государства. Университеты тем самым лишаются стимула вести платное образование и хоздоговорные работы.

Профильный комитет Государственной Думы считает, что требования к государственным бюджетным учреждениям-вузам будут и далее становиться все более строгими. Тем самым их как бы подталкивают к переходу в иной статус — автономные учреждения, которые наделены достаточно большой свободой в распоряжении средствами, и уже не через казначейство. Государство при этом снимает с себя субсидиарную ответственность.

Мы исходим из того, что государство, которое хочет обеспечить научную базу для инновационного прорыва, не может оставаться просто наблюдателем процессов, происходящих в науке, образовании и культуре. Оно должно активно и целенаправленно действовать в этой сфере посредством эффективных прозрачных механизмов. Институт бюджетных учебных учреждений для этого абсолютно необходим.

Может быть, здесь самое время вспомнить Аристотеля, который говорил: «Образование есть функция государства, осуществляемая им для вполне определенных и конкретных целей…, ибо образование и воспитание создают соответствующие характеры людей: демократическое образование служит демократии и воссоздает ее структурные порядки; олигархическое — столь же неумолимо развивает олигархическую линию…, причем лучшее образование обеспечивает и лучший вид строя».


После многочисленных возражений, в том числе и Московского университета, введение в действие нового Бюджетного кодекса было приостановлено до принятия Федерального закона «О бюджетных учреждениях».

Проект закона, а также поправки, приводящие его в соответствие с системой действующего законодательства, в инициативном порядке разработал Российский Союз ректоров. Хочу с удовлетворением отметить, что специалисты Московского университета приняли самое активное участие в подготовке этого законопроекта.

В нем определяется юридический статус бюджетных учреждений, закрепляются государственные гарантии их финансовой стабильности. При этом предусматривается возможность получения ими платы за услуги как дополнительного стимула для инноваций и развития.

Выше уже говорилось, что был принят закон «О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций». Такие целевые накопительные фонды (так называемые эндаументы) имеются практически во всех развитых университетах мира. Московский университет в связи с этим законом проделал важную работу. Подсчитано: для того, чтобы такой фонд эффективно работал в будущем, а это именно фонд будущего Московского университета, он должен накопить несколько сот миллионов долларов. Есть в уставе фонда золотое правило: его средства не расходуются; используются только его проценты исключительно на развитие университета. Я уверен, что выпускники Московского университета, неравнодушные к судьбе своей альма-матер, откликнутся активным участием.

Можно без преувеличения сказать, что 2007 год стал знаковым в реформировании российской системы образования. Хотя принятые законы резко меняют привычные для нас принципы организации образовательной деятельности, но благодаря активной позиции Московского университета они приняты все-таки в таком виде, который при условии усердной работы позволяет сохранить высокий уровень образования. У Московского университета достаточно внутренних резервов, потенциала и возможностей, чтобы успешно работать в новых условиях, минимизировать негативные последствия и возможные риски непродуманных положений реформы. В первую очередь это касается Единого государственного экзамена, двухуровневой системы образования.

В этом году мы должны будем засчитывать нашим абитуриентам результаты ЕГЭ по двум предметам — русскому языку и математике. В то же время, по нашему настоянию, мы имеем возможность проводить наши экзамены, как и все предыдущие годы. Однако, начиная с 2009 года, по всем предметам мы должны будем засчитывать результаты ЕГЭ. Права проводить наши собственные, дополнительные к ЕГЭ, экзамены мы будем, как и ранее, добиваться.

В качестве альтернативы ЕГЭ для вузов всей страны по нашей инициативе создана специальная система отбора талантливых ребят — олимпиады и конкурсы для школьников. Это движение координируется созданным при Российском союзе ректоров Российским советом олимпиад школьников, возглавить который поручено мне. Уже в этом году мы сможем при приеме засчитывать результаты не только региональных этапов Всероссийской олимпиады школьников, олимпиад «Ломоносов» и «Покори Воробьевы горы», но и ряда других. В прошлом году их победители составили примерно половину нового приема, и это число должно расти. Конкурс был, как и все последние годы, высоким — почти 6 человек на место.

В 2007 году мы стали хозяевами 39-й Международной химической олимпиады для школьников, участниками которой были делегации из почти 70 стран всех континентов. За олимпиадным движением — будущее, и нам предстоит определить его перспективы, сохранив лидирующую роль Московского университета.

В 2007 году законодательно был провозглашен переход к двухуровневой системе образования по схеме «бакалавр-магистр», но сама возможность пятилетней подготовки специалистов по нашему настоянию была сохранена. Подготовлены проекты федеральных государственных образовательных стандартов третьего поколения, опирающиеся на такие термины, как «компетенция», «модуль», «зачетные единицы», «образовательные траектории» и даже «дублинские дескрипторы».

И то, что 2007 год был объявлен Годом русского языка, не остановило наших чиновников, которые ретиво насаждали «кальки» с болонской терминологии, стремясь стать более «болонскими», чем сами европейцы. Подобное внедрение незнакомых для большинства иностранных терминов наблюдается всякий раз, когда хотят подавить способность критически осмыслить цели нововведений. Малопонятные, нечетко определенные термины затушевывают смысл нововведения. Все мы хорошо помним, как появилось и быстро стало одним из самых распространенных слов русского языка слово «ваучер».

Многие изменения, происходящие в системе высшего образования России, вызваны присоединением к Болонской декларации, цель которой — унификация систем образования европейских стран.

Позвольте еще раз сказать, что, какие бы слова о положительном влиянии Болонской декларации на нашу систему образования ни произносились, специалисты хорошо понимают, что причины ее появления лежат не во внутренней логике развития системы образования европейских государств, а в экономико-политической ситуации сегодняшней Европы. В Европейский союз устремилось много стран, находящихся, как их политкорректно называют, в «переходной фазе» своего развития. Их задача — воспользоваться мощью экономики наиболее развитых государств Европы и направить туда свои трудовые ресурсы. Разве у России такая цель?!

Унифицироваться по-болонски означает, в частности, принять и нам действующие в Болонском пространстве стандарты и программы. Историки, правда, бьют тревогу: в этих программах история России начинается с XV века, а то, что было до XV века, изучается как история Украины. Так образование лихо смешивают с геополитикой.

Как я уже говорил, мы решительно за интеграцию образовательных систем, за вдумчивое и серьезное сближение, за обогащение полезным опытом. В ноябре в МГУ прошла 17-я Генеральная ассамблея Ассоциации университетов европейских столиц UNICA, которая объединяет более сорока университетов из тридцати с лишним европейских стран. МГУ — единственный университет стран СНГ, входящий в эту Ассоциацию.

На Ассамблее были подписаны меморандум и соглашение о сотрудничестве между UNICA и Российским союзом ректоров. В этом соглашении было отмечено, что положения Болонской декларации должны адаптироваться к условиям национальных образовательных систем. Подчеркну, что это соглашение подписали все ректоры столичных европейских университетов. Это и есть блестящий пример интеграции с европейским образованием.

Я убежден в том, что подготовка бакалавров — а это скоро начнут делать и техникумы — не должна стать главной задачей Московского университета. Его предназначение в другом — давать образование самого высокого уровня, готовить специалистов, магистров, аспирантов, докторантов. Именно так уникальный потенциал его ученых и профессоров, его мощная инфраструктура и современная научно-приборная база смогут использоваться наиболее эффективно.

Переход на двухуровневую систему чреват еще одной проблемой, с которой столкнется большинство факультетов. Те традиционные названия квалификаций, к которым мы привыкли, — «математик», «физик», «химик», «филолог», «историк» и т. п. — становятся квалификациями бакалавров. А для специалитета — в новой терминологии это называется моноуровнем — придется обозначать специальности иначе. Как это сделать, какой принцип категоризации научного знания взять за основу, обозначая наши специальности, пока неясно.

Это предстоит всерьез обсуждать всем вместе и решать не каждому факультету отдельно, а системно, в университетском масштабе. Как, собственно, надо поступать и во многих других случаях.

В связи с этим хочу обратить внимание на одну из насущных проблем нашей внутриуниверситетской жизни. К сожалению, мы не всегда используем преимущества университета с его поли- и междисциплинарностью и часто проигрываем из-за этой разобщенности.

Мировая наука интенсивно интегрируется (например, те же нанотехнологии), расширяются области взаимодействия наук, социально-экономические и гуманитарные дисциплины быстро математизируются; в свою очередь, все естествознание, может быть, и не так быстро, но гуманитаризируется.

Может быть, при подготовке специалиста в виде эксперимента обратиться к такому опыту, когда в его обучении принимают равноправное участие различные факультеты.


Глубокоуважаемые коллеги!

Я хочу сообщить одну важную новость. Уже подготовлен и на днях будет подписан Президентский указ, разрешающий Московскому и Санкт-Петербургскому университетам самостоятельно устанавливать образовательные стандарты и требования для реализации программ высшего профессионального образования. После этого у нас будет несколько другая ситуация с выбором академической траектории, чем у остальных вузов.

Год назад на Совете советов мы проводили чтения Устава, которому предстояло пройти еще ряд согласований. Сейчас долгий путь нашего Устава завершен, и он находится на подписании у Председателя Правительства РФ (Устав утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации № 223 от 28 марта 2008 года — «МУ»).

Другая важная информация: скоро ожидается окончание работы над Федеральным законом «Об особом статусе МГУ и СПбГУ». Принятие этого закона будет означать, что де факто признаваемое особое положение Московского университета в системе образования станет таковым де юре.


Даже из того, что я сказал, видно, как много нового в образовательном законодательстве: новые законы, поправки к ним… Во всей этой законотворческой деятельности не очень просто ориентироваться. Поэтому Московский университет и Российский союз ректоров выступил с инициативой свести все законодательство об образовании в единый Кодекс об образовании. Сейчас над ним идет активная работа. Это будет единый законодательный акт, регламентирующий весь комплекс бюджетных, налоговых, административных, финансовых, гражданских и трудовых взаимоотношений в образовательной сфере.

Рынок образовательных услуг — как в российском, так и в мировом масштабе — сопровождается острой конкуренцией. Она усугубляется демографическим фактором. В России в 2010 году количество абитуриентов по сравнению с 2006-м годом сократится вдвое. Соответственно, возникнет острая конкурентная борьба за абитуриента.

С российской конкуренцией все вроде бы ясно: Московский университет заслуженно занимает в отечественных рейтингах первую строчку. Что касается мировых рейтингов, то позиция МГУ, как и других российских вузов, не может устроить отечественное образовательное сообщество. Исключительно узкое представительство российских вузов в глобальных рейтингах объясняется тем, какие критерии оценки, процедуры сбора, обработки и анализа информации положены в их основу. Они явно недостаточно внимания уделяют различным аспектам качества образования.

Все мы помним, что по результатам международного рейтинга 1997 года МГУ был на втором месте в мире, и еще 11 российских вузов занимали лидирующие позиции. Что могло произойти в Московском университете и этих вузах или в мире за 10 лет, чтобы переместить нас на отдаленные позиции последнего рейтинга «The Times»? Даже если предположить невероятное — мы стремительно падали вниз, а другие университеты с некоторой космической скоростью летели вверх, все равно такого разрыва, который отмечается в современных зарубежных рейтингах, не получится.

Конечно, ангажированные рейтинги — это элемент борьбы за раздел мирового рынка образования. Мы убеждены, что МГУ, да и ряд других вузов России занимают гораздо более высокие позиции в мировой образовательной табели о рангах и заслуживают соответствующего признания мирового сообщества. Необходим рейтинг ведущих университетов мира, основанный на современных представлениях о качестве образования. Мы предложили концепцию такого рейтинга, и он сейчас разрабатывается совместно с рейтинговым агентством «РейтОР».

В основу положено понимание качества образования как комплексной характеристики деятельности вуза, основанной на общественном признании уровня учебной и научной работы, компетентности преподавательского состава, наличия современной материально-технической базы и востребованности выпускников на рынке труда.

В качестве наиболее значимого показателя общественного признания учебной деятельности вуза можно рассматривать число основных образовательных программ (факультетов и кафедр). Общественное признание научной деятельности можно измерять на основе оценки числа открытий и изобретений, а также международных наград его сотрудников. Подчеркну, что, например, по числу полученных Филдсовских премий (а это в области математики практически уровень Нобелевской премии) мы опережаем такие университеты, как Беркли и Принстон, а эти университеты, в свою очередь, входят в десятку лучших университетов мира по Шанхайскому рейтингу.

В прошлом году мы сравнили учебные планы, т. е. содержание образования, МГУ и примерно пятидесяти ведущих университетов мира по естественнонаучным дисциплинам. Это сравнение показало, что из всей совокупности учебных курсов, читаемых во всех университетах, в МГУ читается две трети, тогда как в каждом из сравниваемых университетов читается не более половины этих курсов.

Сейчас мы проводим аналогичное сравнение по дисциплинам гуманитарного цикла.

Результаты такого анализа содержания образования вполне могут стать хорошей основой для составления рейтингов вузов.


Позвольте мне остановиться и на ряде других важных вопросов.
В стратегическим плане развития Московского университета, о котором я уже говорил, обозначена важность продвижения дистанционных образовательных технологий по всем уровням образовательных программ. В 2007 году мы утвердили концепцию развития дистанционного образования МГУ. В рамках реализации инновационного проекта разработан комплект методического обеспечения этого вида обучения. В настоящее время открыто более 140 подобных программ 26 подразделений МГУ. В прошлом учебном году с применением дистанционных образовательных технологий обучалось около 6 тысяч человек из различных регионов России и стран мира. В текущем учебном году этот показатель достигает 10 тысяч.

Создан общеуниверситетский интернет-портал Школы дистанционного образования МГУ. Можно сказать, что дистанционные технологии уже успешно внедрены в программы подготовки абитуриентов и в программы дополнительного образования.

Особое внимание сейчас следует обратить на дистанционную форму специальных курсов для студентов и аспирантов МГУ. Это не только усилит образовательную компоненту университета, но и создаст основу для ее использования в России и за рубежом.


В последнее время особенно востребованным в университетском образовании стало знание иностранных языков. Это дело общеуниверситетское, оно касается всех без исключения факультетов. Положение иностранного языка как учебного предмета в университете особое. Иностранный язык — это единственная дисциплина, которая преподается на всех факультетах в течение всего периода обучения, и именно здесь результаты наиболее разительно расходятся с надеждами. Конечно, существует целый комплекс проблем, начиная со специфики самого предмета: каждый из нас на собственном опыте знает, что учить иностранный язык — это совсем не то, что учить любой другой предмет. Но главное — в университете нет единой системы учебно-методического и организационного обеспечения преподавания языков, и нам необходимо в ближайшее время создать такую систему.

Завершая академический блок доклада, хочу сформулировать основные задачи, стоящие перед нами в этой сфере.

Московский университет должен обеспечить доступное качественное образование.

К слову о доступности. По сегодняшним оценкам, расходы на одного студента в России в 5 раз меньше, чем в США, и в 2,5 раза меньше, чем в Великобритании, Германии и Японии. Поэтому один из тех путей реформирования, которые предлагаются, — привлечь в сферу образования дополнительные внебюджетные ресурсы и сменить модель бюджетного финансирования: перейти от сегодняшнего сметного финансирования к нормативно-подушевому. При этом финансироваться из государственного бюджета будет лишь часть студентов. Остальные должны будут платить за свое образование, и это станет основой бюджета вуза. Таковы планы.

Поэтому мы и выступаем за сохранение доступности качественного образования для всех талантливых молодых людей.

Московский университет при этом должен сохранить все преимущества классического университетского образования, с его поли- и междисциплинарностью как основой подготовки высококвалифицированных специалистов и формирования всесторонне развитой личности.

Мы должны максимально полно и эффективно использовать уникальный интеллектуальный потенциал МГУ.

Главное — сохранить фундаментальность как основополагающий принцип нашего образования. Фундаментальность для нас не самоцель, но решающий фактор адекватного реагирования на вызовы времени. Все признают, что новой экономике нужны люди, способные самостоятельно оценивать ситуацию и принимать ответственные решения. Необходимое условие подготовки таких специалистов — фундаментальность образования. Поэтому в новых условиях роль фундаментальности не только не ослабевает, но, наоборот, возрастает.

Об этом, в частности, убедительно свидетельствуют отклики выпускников мехмата, которые занимают руководящие посты — замечу: не в науке, а в банковской, консалтинговой, издательской и других сферах бизнеса. Они отмечают, что в профессиональной деятельности им прежде всего пригодились не столько конкретные знания, сколько, цитирую, «разработанный интеллект», «системное мышление», «мощная тренировка мозгов, позволяющая быстро находить и использовать ситуативно необходимую информацию, приобретать нужные навыки». Вот мнение руководителя департамента аналитики крупнейшей международной компании по недвижимости: «Образование, которое дает мехмат, фундаментально; по сути, тебя учат думать, что очень полезно в жизни вообще и в бизнесе в частности…; выпускник мехмата может работать в любой сфере», «быстрая обучаемость позволяет адаптироваться в любой среде».

Я привел в качестве примера слова выпускников мехмата, но точно так же говорят выпускники большинства наших факультетов.

Рынок рабочей силы не должен выступать прямо и непосредственно в роли регулятора образования. Эта мысль содержится в докладе Международной комиссии по образованию для XXI века «Образование: сокрытое сокровище», представленном в ЮНЕСКО. В этом докладе отмечается, что в новых социально-экономических условиях должно разрешиться противоречие, которое всегда существовало между фундаментальным образованием и профессиональным обучением. Ориентация на узких профессионалов отражает уровень понимания социальной защищенности личности в предыдущие десятилетия.

Сейчас ситуация меняется. Реально защищенным в социальном отношении может быть лишь широкообразованный человек, способный гибко перестраивать направление и содержание своей деятельности в связи со сменой технологий и требований рынка. Узкопрофессиональная подготовка в какой-либо области должна постепенно уходить из системы образования, переходя в сферу производства и иной профессиональной деятельности.

Фундаментальное образование обеспечивается прежде всего благодаря развитию научных исследований. Образование в Московском университете неотделимо от науки, которая развивается динамично и эффективно.

В последние пять лет Московский университет сделал небывалый рывок в создании современной учебно-научной материальной базы. В несколько этапов мы оснастили практически все подразделения новейшим дорогостоящим оборудованием, которое позволило вести исследования на самом современном уровне.

Всего за это время приобретено более пятисот единиц уникального современного оборудования на общую сумму около 5 миллиардов рублей.

Важно, что это сопровождается модернизацией и обновлением учебных практикумов, на которые мы и впредь будем выделять значительные средства.

Настало время скорректировать нашу политику в области оснащения учебно-научным оборудованием. Надо понимать, что мы не можем объять необъятное. Пора сосредоточить усилия на закупке такого оборудования, которое дополняет уже имеющееся, с учетом Центров коллективного пользования в МГУ и вне его, с помощью которого университет сможет совершить качественный скачок и выйти в лидеры в том или ином приоритетном направлении науки.

Приведу пример. Университет приобрел клеточный сортер и флуоресцентный микроскоп с инкубатором для стволовых клеток. Это первые приборы такого типа в России. В результате нашим медикам удалось разработать технологию клеточной терапии сердечно-сосудистых заболеваний и получить — также впервые в России — разрешение Росздравнадзора на выделение и выращивание стволовых клеток для клинических испытаний в 13 ведущих медицинских центрах Москвы.

Еще один пример реализации этой стратегии — приобретение Московским университетом двух мощных супервычислителей. Они позволят перейти к принципиально новому уровню исследований во многих областях науки. Это суперкомпьютер производства компании IBM со скоростью вычислений 28 терафлоп, т. е. 28 триллионов операций в секунду. Он установлен на факультете ВМиК.

Предмет нашей особой гордости — суперкомпьютер мощностью 60 терафлоп, результат совместной работы Московского университета, Института программных систем РАН и компании «Т-платформы». При его создании была использована самая современная в мире элементная база. Запуск этого суперкомпьютера принципиально изменяет ситуацию с высокопроизводительными вычислениями в России. Еще недавно мы уступали по производительности лучшим образцам мировой вычислительной техники в тысячи раз, а теперь этот разрыв сокращен до минимума. Наш суперкомпьютер отличается от первого в мире по производительности в 10 раз, а от второго — всего в три раза.

Мы назвали наш суперкомпьютер «Чебышев» — в честь великого русского математика, выпускника Московского университета. Недавно в НИВЦе состоялось его торжественное открытие, в котором принял участие Председатель Государственной Думы Б.В. Грызлов.

Интересно, что этот супервычислитель стоит в том самом зале, где 50 лет назад была установлена первая вычислительная машина Московского университета «Стрела», но по быстродействию он превосходит ее в тридцать миллиардов раз!


Современное развитие науки выдвигает на повестку дня задачи небывалой сложности, с большим количеством параметров, которые требуют огромных численных расчетов. К таким задачам, над которыми сегодня, используя супервычислители, активно работают ученые Московского университета, можно отнести астрономические и космофизические исследования, изучение физических и химических свойств наноструктур, создание новых лекарств, криптографию, математическое моделирование геологических процессов и климатических изменений и многие другие.

Ученые МГУ работают во всех приоритетных направлениях и добиваются значительных результатов.

Начну с космических исследований.

Как вы помните, в юбилейный для университета год мы запустили наш спутник «Татьяна», который дал обширную научную информацию и активно использовался в учебном процессе. В скором времени состоится запуск еще трех спутников, созданных с участием ученых МГУ, в том числе спутник «Татьяна-2», а также спутники с участием университетов Индии, Мексики и Южной Кореи.

Таким образом, в МГУ заложен солидный фундамент развития будущей национальной системы космического образования. Учитывая наш опыт в космических проектах и реальные достижения в области создания университетских спутников, можно утверждать, что МГУ может взять на себя роль лидера в этом важном для страны направлении.

Как вы знаете, недалеко от Кисловодска продолжается сооружение университетской обсерватории, которая будет оснащена мощнейшим телескопом стоимостью 14 миллионов долларов. Это дает представление о цене современных научных исследований.

Результаты его работы впереди, в настоящее время функционирует мобильная система телескопов-роботов, получившая название МАСТЕР. Она не только автоматически снимает и автоматически обрабатывает изображение, но и вырабатывает стратегию наблюдений. С использованием роботов-телескопов уже открыто три сверхновые звезды, что особенно важно потому, что сверхновые — это основа для изучения так называемой темной энергии. В 2012 г. США для этой цели запускают орбитальный телескоп стоимостью около миллиарда долларов. А наш МАСТЕР уже работает.

В последнее время во всем мире особое внимание привлекает такое перспективное направление исследований, как нанотехнологии. Правительством РФ принята Федеральная целевая программа «Развитие инфраструктуры наноиндустрии», которая является одним из основных инструментов государственной политики в сфере нанотехнологий.

Ученые Московского университета были пионерами в этой области. Много новых результатов получено и в последнее время. Среди них, например, развитие элементной базы углеродной наноэлектроники и создание искусственных нанобиоволокон и нанокомпозитных биоматериалов для восстановительной хирургии и трансплантологии.

Сейчас в МГУ создается межфакультетский учебно-технологический корпус площадью около 40 тыс. кв. метров. Начальная партия оборудования стоимостью 134 миллиона рублей уже приобретена. Это будет прекрасная площадка, имеющая так называемые «чистые комнаты» для отработки в почти промышленных масштабах новых технологий, созданных учеными университета, и обучения будущих специалистов-нанотехнологов.

В этом научно-образовательном центре необходимо вести подготовку талантливых выпускников Московского университета и других вузов страны через магистратуру, аспирантуру, докторантуру, институт постдоков. Тем самым мы сконцентрируем в одном месте, подобно тому, как это делается в США, авторитетнейших в этой области ученых и молодых талантливых исследователей. Такому коллективу, оснащенному к тому же современным научным оборудованием, по плечу любые самые сложные задачи. Такие интегрированные центры необходимо создавать и в других перспективных научных направлениях, ориентируя их на решение крупных, значимых проблем.

Мощным импульсом развития работ явилось создание в МГУ Центра коллективного пользования «Технологии получения новых наноструктурированных материалов и их комплексное исследование» и особенно беспрецедентное пополнение ЦКП новейшим оборудованием. Сейчас наша главная задача — обеспечить эффективное использование этого оборудования.

Новые научные направления требуют новых нестандартных подходов и в подготовке кадров. В прошлом году мы впервые в России провели интернет-олимпиаду «Нанотехнологии — прорыв в будущее». Итоги олимпиады впечатляют: более тысячи участников, больше половины из них студенты, средний возраст участников — 20 лет.

В ближайшее время пройдет вторая интернет-олимпиада по нанотехнологиям.

Нашим ученым нужно не просто решать поставленные задачи, но и самим ставить задачи на перспективу, исходя из того, как мы понимаем стратегические интересы страны. Например, Московский университет вполне мог бы стать базой для создания лекарств новых поколений. На наших супервычислителях мы способны математически смоделировать и решить сложнейшие физические задачи взаимодействия молекул, чтобы найти подходящие молекулярные структуры. Ученые химического факультета могут синтезировать такое вещество. Ученые-биологи — проверить его физиологическое действие. Ученые факультета фундаментальной медицины — провести клинические испытания. Юристы и экономисты — обеспечить его регистрацию и маркетинг. Я считаю, что это вполне по силам университету и ставлю это как одну из ближайших задач.

Две недели назад в Подмосковье при участии избранного Президента РФ Д.А. Медведева состоялось открытие санно-бобслейного комплекса. В основе проекта его строительства — вычисления ученых Московского университета. Работа была чрезвычайно сложной. Была рассчитана геометрия оси желоба, профили виражей и динамика движения спортивных снарядов. Таким образом, был создан первый санно-бобслейный комплекс в России.

В ближайшее время России предстоит работа над двумя масштабными проектами, требующими серьезной научной проработки: транспортный путь через Россию (наземный, воздушный и водный), соединяющий Европу с Азией, и изучение глобального изменения климата. Мы могли бы активно участвовать в решении этих суперзадач.

Приведу еще один пример крупного инновационного проекта национального значения. Недавно Правительство Российской Федерации и Национальный Олимпийский комитет обратились к МГУ с просьбой возглавить работы по экологическому обоснованию строительства олимпийских объектов в Сочи. Дело профессиональной чести наших ученых — достойно ответить на это обращение.

Ученые Московского университета должны активнее участвовать в экспертизе различных проектов и подготовке аналитических материалов для государственных органов федерального уровня. Уже сегодня практические разработки ученых МГУ по проблемам административной реформы, управления различными отраслями экономики востребованы многими государственными органами, в том числе Министерством здравоохранения и социального развития, Министерством экономического развития и торговли и др.


В последние годы перед Московским университетом стоит еще одна задача, сопряженная с научными исследованиями, — развитие инновационной деятельности.

Ученые МГУ успешно сотрудничают со многими компаниями, выполняя исследования и разработки, направленные на создание таких технологий. Один из примеров — создание совместно с компанией «Русский алюминий» лаборатории фундаментальных исследований проблем получения алюминия. Сейчас на базе этой лаборатории создается межфакультетский Учебный научно-технологический центр электрохимического материаловедения.

Для внедрения университетских научных разработок за последние три года в Научном парке МГУ было создано около 70 небольших компаний, главным образом в области химии и новых материалов, биотехнологии и фармацевтики, экологии и рационального природопользования, производства научного оборудования. Среди них — ООО «Тактил», которое ведет разработку технологий изготовления и применения эндоскопических приборов, способных осуществлять тактильную диагностику различных заболеваний; ООО «Деко-геофизика», которое создает программное обеспечение для обработки геофизических данных при поиске месторождений углеводорода и инженерных изысканиях.

В инновационной деятельности наиболее очевидной становится связь университета с работодателями. Здесь тоже сделано немало. На VIII Съезде Российского союза ректоров было подписано соглашение о стратегическом партнерстве с четырьмя крупными объединениями работодателей: Торгово-промышленной палатой, Союзом промышленников и предпринимателей, ассоциациями «Деловая Россия» и «Опора России». Недавно мы подписали еще одно соглашение — с Союзом машинострои-телей.

Связь с работодателями — это и наши 5 корпоративных университетов, которые успешно развиваются, являя собой пример инноваций в образовательном процессе.

В прошлом году нами завершена реализация проекта «Формирование системы инновационного образования в МГУ имени М.В. Ломоносова в рамках национального проекта “Образование”». Итоги были подведены Общественной экспертной комиссией, которая признала, что в результате в МГУ сформирована устойчивая и развивающаяся система инновационного образования. Что это означает? Созданы и введены в учебный процесс 79 инновационных магистерских программ; значительно укреплено материально-техническое оснащение: закуплено уникальное научное оборудование, расширен и модернизирован аудиторный фонд.

Становятся традицией Фестивали науки, которые проводит Московский университет. Эту инновационную идею Московский университет предложил впервые в России. Первый Фестиваль мы проводили в 2006 году своими силами. В нем приняло участие 25 тысяч человек. Второй Фестиваль — в прошлом году — уже был общемосковским. Он собрал более ста тысяч человек. Третий Фестиваль станет всероссийским. В нем будут участвовать университеты, научные институты и музеи, государственные научные центры и крупнейшие наукограды страны. Это еще один пример того, как Московский университет выполняет свою просветительскую миссию в новых современных формах.

Нельзя не сказать и о блестящем проекте «Лекторий МГУ». В течение 10 лет лекции выдающихся ученых прослушали более 50 тысяч человек. Успех лектория превзошел все наши ожидания.


Важнейшая задача стратегического развития Московского университета — укрепление авторитета в мировом образовательном пространстве. Мы должны занять на международной арене такие позиции, которые соответствуют нашим реальным достижениям в образовательной и научной сфере. Здесь нам есть и чем отчитаться, и над чем работать.

Делегация МГУ активно работала на седьмом международном форуме «Петербургский диалог» в Висбадене осенью 2007 г. при участии Президента РФ В.В. Путина и Федерального канцлера Германии А. Меркель. Там были отмечены совместные проекты Московского университета и немецких партнеров, среди которых — сотрудничество факультета фундаментальной медицины МГУ и Центра европейского здравоохранения по организации совместного диагностического центра на базе клиники МГУ, международная программа факультета журналистики МГУ и Института публицистики и коммуникации Свободного университета Берлина. Было подписано соглашение между Высшей школой бизнеса МГУ и Европейской школой бизнеса, занимающей верхние строчки рейтинга немецких вузов. В начале марта учащиеся этой программы уже приступили к занятиям.

Важным событием международного значения стал Форум ректоров высших учебных заведений Российской Федерации и Китайской Народной Республики, прошедший в сентябре 2007 года. Этот форум внес в историю мирового образования пример того, как две крупнейшие страны, обладающие мощным образовательным потенциалом, способны вместе обсуждать проблемы образования и науки.

Осенью состоялся и Второй Форум творческой и научной интеллигенции государств-участников СНГ, который прошел в Астане и на котором председательствовать было поручено Московскому университету. Наряду с представителями культурной и научно-образовательной элиты в форуме приняли участие представители профильных ведомств и организаций государств СНГ, а также международных творческих и общественных организаций Содружества и ЮНЕСКО.

Существенно усиливаются позиции Московского университета в странах СНГ. Мы начали с Черноморского филиала в Севастополе, и вслед за этим в трех столицах стран Содружества один за другим открылись наши филиалы: в Астане, Ташкенте, Баку. Сейчас там учатся по программам МГУ на русском языке почти две тысячи студентов. Будут открыты и другие филиалы.

При всех успехах нашего международного сотрудничества не могу не отметить и то, что не может не беспокоить, над чем надо работать особенно активно. Число иностранных учащихся в МГУ на сегодняшний день — без малого три тысячи человек, при этом собственно студентов — около двух тысяч. Откуда эти иностранцы? Большей частью — из стран СНГ, из Украины и Казахстана.

Что касается международной академической мобильности, то из Московского университета уезжают за границу в командировки, на стажировки, на учебу и т. п. вдвое чаще, чем приезжают из-за границы к нам.


Глубокоуважаемое собрание!
В январе 2008 года по итогам заседания Президентского совета по науке, технологиям и образованию Президент России В.В. Путин дал крайне важное для всего образовательного сообщества поручение о комплексной поддержке программ фундаментальных научных исследований в университетских центрах и высших учебных заведениях, мерах социальной поддержки молодых ученых и преподавателей, в том числе о решении их жилищных проблем. Это имеет особое значение в контексте принятия крупной Федеральной целевой программы «Научно-педагогические кадры инновационной России», которая будет иметь большое значение для Московского университета, да собственно университет много сделал и для ее разработки.

Кстати, в МГУ уже давно много делается для поддержки молодых: и программа «100+100», и система постдоков, и сто стипендий Ученого совета для молодых талантливых ученых и преподавателей, и конкурс научных грантов на спонсорские средства. В этом ряду стоит и прием на работу в МГУ перспективных иногородних выпускников аспирантуры.

До прошлого года мы ежегодно оставляли на работу решением Ученого совета около десяти молодых специалистов. Вы все знаете, в чем здесь главная проблема: МГУ предоставляет общежитие, молодые сотрудники обязуются решить жилищный вопрос, факультет обязуется им в этом помочь. При этом всем: и университету, и факультету, и вчерашнему аспиранту ясно, что ставка делается в первую очередь на получение жилья от МГУ, хотя по документам ответственность за это берет на себя факультет или молодой работник. За последние пять лет мы оставили решением Ученого совета 87 иногородних выпускников аспирантуры.

МГУ выделяет в своей жилищной программе отдельной строчкой жилье для молодых специалистов. На сегодняшний день 35 таких сотрудников МГУ получили или скоро получат квартиру от МГУ. К слову, в ближайшее время мы рассмотрим вопрос о предоставлении новых квартир сотрудникам университета, среди которых будут и молодые специалисты. А всего за несколько прошедших лет более 150 сотрудников университета получили бесплатное благоустроенное жилье по так называемому коммерческому найму.

Семь лет назад мы создали систему постдоков. Принимаем в докторантуру наиболее талантливых выпускников аспирантуры, успешно — в срок или досрочно — защитивших кандидатскую диссертацию. Как показывает мировой опыт, это возраст наибольшей научной продуктивности. Многие наши ведущие научные школы предоставляют молодым особые условия для научной деятельности. Немосквичам это позволяет урегулировать вопрос проживания. Ежегодно по рекомендации Ученых советов факультетов после тщательного отбора мы оставляли примерно 10 постдоков, а в этом году — уже 15.

Все эти усилия направлены на то, чтобы в МГУ шла талантливая молодежь. Им принадлежит будущее Московского университета.

Сейчас, в том числе и по нашей инициативе, обсуждается вопрос о введении в стране премии Президента Российской Федерации для молодых ученых.


А теперь о нашем бюджете, о наших доходах и расходах. В 2007 году наша строка в бюджете составляла 6,3 миллиарда руб.

Дополнительно к этому мы получили еще около миллиарда рублей, выиграв конкурс по программе «Инновационный университет».

Бюджетное финансирование МГУ по разделу «Наука» в прошлом году составило 590 миллионов руб.

В результате платной образовательной деятельности, грантов, программ, хоздоговорных работ в дополнение к строке государственного бюджета МГУ самостоятельно заработал почти в полтора раза больше — 9,2 миллиарда руб.

В этом месте я хотел бы сделать небольшое отступление. Раньше мы как о заоблачной мечте говорили с завистью о том, что у американских университетов годовые бюджеты по миллиарду долларов. Интересный вопрос: а сколько всего Московский университет получил в прошлом году? Если сложить все бюджетные и внебюджетные деньги, а также средства инвестиционных проектов, привлеченные в университет, то получится более миллиарда долларов.

Значительная часть этих средств направляется на оплату труда и поддержание инфраструктуры. В 2007 году сотрудники университета получили 24 надбавки дополнительно к зарплате на общую сумму 1 миллиард 358 миллионов руб. Студенты и аспиранты — 10 надбавок к стипендии на сумму 170 миллионов руб. Кроме того, по-прежнему оказывалась поддержка особо нуждающимся студентам.

Как и каждый год, в 2007 году мы провели большие ремонтно-восстановительные работы, на которые было израсходовано 390 миллионов рублей.

Отремонтированы значительные площади общежитий, аудиторного фонда, здания на Моховой и Главный корпус на Ленинских горах, инженерные системы. Проделана большая работа по благоустройству территорий МГУ и по противопожарной безопасности, в частности, по обновлению пожарной сигнализации. Мы фактически построили новый пансионат в Звенигороде. Те, кто там был, знают, что это первоклассный комплекс, где можно и отдыхать, и проводить конференции. Сейчас ведутся работы, и уже к лету должен быть воссоздан второй корпус университетского дома отдыха в Красновидово, который по удобствам не будет уступать лучшим здравницам Подмосковья. Я думаю, что многие захотят и смогут отдохнуть в этом живописном месте на берегу Можайского водохранилища.

Значительная часть внебюджетных средств университета направляется на различные социальные программы, включая детский отдых, спортивно-оздоровительные лагеря для студентов, культурные мероприятия, материальную помощь и различные премии. Суммарные социальные выплаты в 2007 году составили 60 миллионов рублей.


Наверное, измерять социальные программы в денежных единицах — не самый правильный подход к их оценке. Ведь смысл и цель этих программ лежат, конечно, не в области финансов. Социальная сфера — это прежде всего сфера заботы — заботы о студентах и преподавателях, об их детях и внуках, и мы здесь многое делаем. Наша социальная поддержка не ограничивается только материальной стороной; не менее важен и моральный аспект. За последние 15 лет 1795 лучших сотрудников МГУ отмечены высшими премиями Московского университета — Ломоносовской и Шуваловской, а также почетными званиями Заслуженных профессоров, Заслуженных преподавателей, Заслуженных научных сотрудников, Заслуженных работников.

Скажу еще об одной нашей инициативе. В Рождественские праздники мы пригласили в университет детей из детских домов и приютов. Они особенно нуждаются в помощи и поддержке. Мы показали им новогоднюю сказку, как положено, с подарками и угощеньем, а их детским домам подарили компьютеры. Таким образом, мы начали очень важное дело, которое обязательно будем продолжать.


Особо хочу сказать о той стороне жизни МГУ, которая на первый взгляд может показаться необязательной, которая не учитывается ни в каких рейтингах и ведомственных отчетах, но без которой Московский университет не был бы самим собой. Без этого не было бы той уникальной атмосферы, которая, я в этом убежден, сплачивает наш коллектив. Это и наши университетские праздники, и встречи с выдающимися деятелями культуры и искусства. Вот уже много лет мы проводим такие встречи в рамках цикла «Ректор Московского университета приглашает…». К нам приходят выдающиеся мастера искусств — гордость нашей культуры. Радость от этих встреч получаем не только мы, но и наши прославленные гости, потому что они видят: музам всегда рады в храме науки.

К сожалению, в последнее время мы сталкиваемся с тем, что моральные нормы, казавшиеся нам, по крайней мере большинству из нас, очевидными и незыблемыми, являются таковыми не для всех. Назрела необходимость вслух говорить о том, что еще недавно казалось само собой разумеющимся, и призывать к порядку тех, кто не считает для себя обязательным соблюдение неписаных норм морали, кто не слышит в себе того «нравственного императива», о котором говорил Кант. Это касается и студентов, и преподавателей.

Каждый первокурсник во время посвящения в студенты Московского университета дает клятву: он обещает любить свой университет, заботиться о нем, дорожить честью университета. Но всегда ли заветы этой клятвы выполняются? И как мы должны реагировать, когда они нарушаются?

Как мы можем, как мы должны поступить в условиях угрозы традиционной морали и нравственности? Может быть, надо повысить статус и силу действия неписаных правил, придав им вид нормативного документа, к примеру, этического кодекса? Или создать специальную комиссию — университетский суд?


Недавно мы создали комиссию по биоэтике. Она станет тем авторитетным научным органом, который возьмет на себя ответственность за высокий уровень преподавания биологических дисциплин, учетывая современные подходы, позволяющие решить проблему экспериментов над животными в учебном процессе. В составе этой комиссии — не только профессора МГУ, но и представители других научных и общественных учреждений, занимающихся этими проблемами.

Я думаю, что проблемы этики — это как раз та тема, которая может и должна быть обсуждена на профессорских собраниях.

Хочу обратиться ко всем факультетам: не забывайте за текущими делами, как бы важны они ни были, о своих студентах. Ведь неслучайно университет называют «альма-матер» — «питающая, кормящая мать». В этой метафоре — великий педагогический завет любить студентов. Любить, как мать любит своих детей.

Задумайтесь: как живут студенты на вашем факультете, на вашей кафедре, как они учатся, как сдают сессию, как питаются и отдыхают, нет ли у них таких проблем, которые вы могли бы помочь им решить. Делаете ли вы все, что можете, чтобы они чувствовали себя полноправными членами университетского коллектива?

Сегодня как никогда важно не дать втянуть студентов в пустые политические баталии, не дать различным силам использовать молодежь в собственных интересах. Мы в ответе за своих студентов не только в академическом плане, но и в психологическом; мы в ответе не только за их знания, но и за их моральное здоровье, за их безопасность, за их место в обществе, за их гражданскую позицию.


Огромную нравственную значимость будет иметь празднование в 2011 году 300-летия со дня рождения Михаила Васильевича Ломоносова, чье имя с большим почетом носит наш Московский университет. Дело огромной важности и чести университета — внести достойный вклад в подготовку и проведение этого праздника в общенациональном масштабе.

Теперь — о нашем главном достижении.

Мы с вами — очевидцы и участники эпохального этапа развития университета.

Масштабный проект освоения новой территории становится реальностью. Здание нашего Интеллектуального центра — Фундаментальной библиотеки — стало не просто украшением Москвы, а действительно центром притяжения всех интеллектуальных сил нашей страны. Мы уже привыкли к тому, что здесь проходят важнейшие мероприятия не только университета, но и города, и страны.

Зажил настоящей университетской жизнью первый учебный корпус — светлый, просторный, красивый. Три факультета переехали в новое здание. В нашем, так сказать «старом», первом гуманитарном корпусе тоже новоселье. Всего 19 университетских подразделений в результате получили новые площади.

Близится к окончанию строительство двух новых учебных корпусов для наших факультетов на старой части университетского кампуса на Ленинских горах. В ближайшее время начнется реконструкция и Главного высотного корпуса.

Завершается введение в строй Медицинского центра Московского университета. Это будет самый современный клинический, научный и учебный комплекс. На выездном совещании неделю назад мэр Москвы Ю.М. Лужков дал указание строителям сделать так, чтобы с сентября этого года наш факультет фундаментальной медицины начал там занятия.

Для сотрудников Московского университета построены жилые дома.

На новой территории начато строительство второго учебного корпуса и здания для школы-интерната, где будут учиться одаренные дети со всей страны. Уже готов проект корпуса для нанотехнологий. Идет проектирование новых общежитий. Я верю, что очень скоро живописная Татьянина аллея станет любимым местом всех студентов и сотрудников университета.

И дело совсем недалекого будущего — когда в туннель уйдет участок Ломоносовского проспекта и обе части нашего кампуса будут соединены красивыми аллеями.


Дорогие коллеги!

Завершить свой доклад я хочу рассказом о шпиле университета. Важный междисциплинарный проект по мониторингу состояния Главного здания МГУ, который был начат в прошлом году, имеет большое значение не только для университета, но и для Москвы в целом, и для всех городов, где ведется строительство высотных домов.

О первых результатах я хочу доложить уважаемому собранию. Так называемые собственные частоты Главного здания не изменились за последние 35 лет. Амплитуда колебаний верхней части шпиля совпадает с расчетной и не превышает 30 см. Вывод такой: Главное здание Московского университета устойчиво.

И это очень символично.
Московский университет стоит твердо!
Он стремительно развивается.
И в этом заслуга всего нашего коллектива!

Первая полоса

Повестка дня

Лекторий МГУ

Вести МГУ

Пресс-служба

Крупным планом

Спорт

Наука и практика

Образование

Новости Москвы

На главную страницу