23 (4043)
июнь 2003

Визит делегации университета им. Гумбольдтов

Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова 11 июня посетила делегация университета им. Гумбольдтов (Берлин). В составе делегации были президент Гумбольдтского университета проф. др. Млынек, проф. др. Мюллер Пройскер, проф. др. Кюхлер, др. Гудрун Ершов, Хеннелоре Грюнеберг. Делегация посетила Международный лазерный центр, Ботанический сад МГУ, встретилась со студентами Российско-германского института. В завершение визита состоялась встреча делегации Гумбольдтского университета с ректором Московского университета академиком Виктором Антоновичем Садовничим. Ректор МГУ рассказал о состоянии дел в Московском университете, о проектах, которые претворяются в жизнь в связи с приближающимся 250-летием основания МГУ. Во время встречи был подписано дополнение к рабочей программе, которая была разработана и утверждена нашими университетами ранее. Президент Гумбольдтского университета выразил надежду, что сотрудничество между нашими вузами будет продолжаться и в дальнейшем, тем более, что у Московского и Гумбольдтского университетов много общего: их значение для своих стран и значимость на мировом уровне, их местоположение в столицах государств и т.п.

 

Научный доклад на Ученом совете МГУ

Ученым советом МГУ, состоявшимся 9 июня, был заслушан научный доклад Вячеслава Всеволодовича Иванова "Языковая ситуация мира и классификация языков". Это человек, которого по праву можно назвать легендой нашего времени: действительный член Российской Академии наук, директор Института мировой культуры МГУ, член Американской академии наук и искусств, иностранный член Британской академии, член Американского философского общества, почетный член Американского лингвистического общества. Но что еще более впечатляет - человек, который был другом Андрея Сахарова и Иосифа Бродского, Михаила Бахтина и Романа Якобсона, Льва Ландау.

Вначале доклада Вячеслав Всеволодович остановился на проблеме сокращения языкового разнообразия в XXI в. Согласно прогнозу современных ученных из 6 тыс. существующих ныне на земле языков к концу столетия останется только 600. Первое место с большим отрывом будет занимать китайский (мандаринский) язык. На нем будет говорить 1,3 млн. человек. На втором месте стоит хинди со сферой распространения более чем на полмиллиона человек. Только за ними третье и четвертое место делят английский и испанский. Далее идут арабский и русский соответственно. Но, что более существенно, из языков, входящих в первую десятку, только китайский и арабский не относятся к индоевропейской языковой семье. Таким образом, абсолютное доминирование получает именно эта языковая группа.

Для успеха в современном мире необходимо знание только базового языка, используемого в стране. Неудивительно, что, к примеру, молодые этнические индейцы в Америке отказываются изучать преподаваемый в школах национальный язык. А вот о чем свидетельствуют последние данные, полученные в ходе исследований по нейролингвистике. Обычно у носителей двух языков (билингвов) их размещение поделено между двумя полушариями головного мозга. Причем, доминантное полушарие занимает наиболее активно используемый язык. Т.е. даже у людей, пытающихся сохранить свой родной, но менее востребованный в повседневной жизни язык, происходит его вытеснение в недоминантное полушарие. Практически каждый месяц в той или иной части света умирает последний носитель какого-то редкого языка. По словам Вячеслава Всеволодовича, он сам был свидетелем, по меньшей мере, двух таких случаев. И, по-видимому, составленное им в каждом из случаев описание языка является последним, что мы о нем имеем.

Интересное положение сложилось на американских континентах с испанским языком. Этот язык не только не вымирает, но наоборот получает все большее распространение. Если в Южной Америке уже сейчас можно говорить об образовании новых самостоятельных языков из диалектов испанского, то в США происходит заметное расширение сферы использования испанского. Это происходит из-за того, что основной прирост населения в этой стране идет за счет испано-, а не англо-говорящего населения. Характерным показателем этого можно считать то, что в течение и сразу после последних президентских выборов Джоржу В.Бушу много пришлось говорить по-испански.

Но наиболее интригующая ситуация в современной лингвистике сложилась с поиском некоего праязыка человечества, так называемого "языка Адама и Евы". Именно эта часть доклада вызвала наибольшее количество вопросов слушателей. Сейчас на земле насчитывается около 400 языковых семей. Так, к индоевропейской или ностратической (от лат. nostra - "наша") семье относятся славянские, балтийские, германские, романские, иранские языки. К семитской - еврейский, арабский, ассирийский. В алтайскую языковую семью входят тюркская, монгольская, корейская и японская группы языков. Все эти языковые семьи ученые возводят к 11 гипотетическим макросемьям. Необходимо отметить, что последние данные в области молекулярной биологии и генетики дают им соответствие. Подтверждаются они и археологическими изысканиями. Наконец, на основе этих 11 макросемей ученые пытаются реконструировать праязык, на котором могло говорить 70-100 тыс. лет назад население Африки. Почему Африки? Это предположение основывается на гипотезе о зарождении современного человека в этом регионе земного шара. Грань же зарождения языка следует, по-видимому, расположить где-то между архаичным человеком и неандертальцем.

После доклада Вячеславу Всеволодовичу был задан целый ряд вопросов, на которые докладчик дал исчерпывающие ответы.

Илья Пономарев

 

Делегация из Казахстана в МГУ

Десятого июня МГУ посетила казахская делегация во главе с председателем Мажилиса Парламента Республики Казахстан Туякбай Жармахан Айтбайулы. Делегатов приветствовал в зале заседаний Ученого совета ректор МГУ В.А.Садовничий.

Виктор Антонович выразил удовлетворение развитостью научного и педагогического сотрудничества между Московским университетом и казахскими образовательными центрами. Он отметил, что казахские учащиеся составляют вторую по численности диаспору иностранных учащихся в МГУ. В Казахстане плодотворную работу по подготовке будущих специалистов ведет один из зарубежных филиалов МГУ. По совместному соглашению студенты филиала заканчивают выпускной курс в России. При ИСАА существует Учебно-координационный центр Кавказа и Центральной Азии. В рамках Года Казахстана в Российской Федерации 10-11 апреля прошла международная научно-практическая конференция "Дешт-и-Кипчак и Золотая Орда в становлении культуры евразийских народов".

Туякбай Жармахан Айтбайулы отметил важность развития двухсторонних отношений наших стран в области образования и науки. "Многие наши ученые, политические деятели, - сказал он, - окончили ваш вуз". Но он подчеркнул, что нельзя останавливаться на достигнутом: "Нужны новые отношения, новые контакты под руководством нашего президента". Серьезным шагом в этом направлении стало создание Российско-Казахского университета. Казахская сторона выразила благодарность за поддержку грантами и стипендиями. Это было особенно важно в прошедшем десятилетии, когда многие талантливые ученые и специалисты покидали страну.

Затем обсуждение коснулось такой важной темы, как развитие духовности подрастающего поколения. В этой связи казахская делегация отметила такой положительный момент, как учреждение в их республике Института исламской культуры. Виктор Антонович, со своей стороны, рассказал о создании Свято-Тихвинского православного института в Москве, одним из учредителей которого выступил МГУ. Цель этого учебного заведения, не входящего в структуру МГУ, дать 8 тыс. обучающимся в нем студентам светское духовное образование. Т.е. выпускники этого института становятся не священниками, а современными специалистами, получившими фундаментальную подготовку по основным гуманитарным наукам с акцентом на духовном знании.

В заключение ректор выразил свое полное понимание насущности воспитания духовности у молодежи. В атмосфере смуты, когда многие критикуют ценности, которые вырабатывались поколениями и поколениями наших соотечественников, неудивительно, что многие молодые люди становятся циниками. Особо в этом отношении вырастает роль и ответственность высшей школы.

Илья Пономарев

 

Первая полоса

К 250-летию МГУ

Пресс-служба

Вести МГУ

Конференции

Мир новостей

Наши цифры

Будни и праздники МГУ

Абитуриенту

Отдых

Флюс

Наш календарь

На главную страницу