22 (4083)
июнь 2004

ТВОРЧЕСТВО ДИЕГО ВЕЛАСКЕСА – ВЕРШИНА ИСПАНСКОЙ ЖИВОПИСИ XVII в.

(К 405-летию со дня рождения художника)

Уже пять лет прошло с тех пор, как я писала о Диего Веласкесе в связи с 400-летием со дня его рождения. Однако сейчас решила написать ещё раз и несколько подробней о творчестве этого удивительного испанского художника XVII века, покорившего мир своим искусством. По сей день его произведения являются вершиной испанской живописи. Огромный запас знаний, включающий античную историю и культуру, итальянское Возрождение и современное ему барокко плюс национальная самобытность и всё то новое, что внёс Веласкес в искусство живописи благодаря своему таланту, позволили художнику достичь вершины мировой культуры.

Великолепный портретист, исполнитель жанровых картин и картин на исторические темы – создаётся впечатление, что мастер хочет доказать всему миру и себе, в первую очередь, своё истинное превосходство по всем параметрам живописного мастерства.

В Севилье, где он родился в 1599 году, Веласкес обучается живописи в мастерский Эрреры Старшего и Ф. Пачеко. В 1617 г. он получает звание мастера и открывает собственную мастерскую. Работая в Севилье, художник пишет сцены из народной жизни, героями которых становятся нищие и служанки, бедные торговцы и уличные музыканты. Появляются картины: «Завтрак», «Водонос» и другие. Кроме этого он создаёт ряд картин на библейские темы («Христос в Эммаусе», «Христос в доме Марфы и Марии»).

Переехав в Мадрид, в 1623 году Диего Веласкес становится королевским живописцем. Он создаёт портреты королевских особ и придворных. Счастливая возможность познакомиться при дворе с королевской коллекцией живописи – картинами Рафаэля, Леонардо да Винчи, Тициана и других прославленных мастеров только пополняет интеллектуальный багаж мастера.

В 1628 г. в Мадриде, художник знакомится с Рубенсом. Живописцы общались около девяти месяцев – Веласкес сопровождал Рубенса во всех его поездках. Именно Рубенс подсказал Веласкесу сюжет картины «Вакх», на которой художник изобразил бродяг, пирующих в обществе Вакха и фавнов. Эта картина произвела большое впечатление на короля, и он наградил Веласкеса золотой медалью и дал ему разрешение на поездку в Италию.

Год в Италии обогатил художника более подробным знакомством с творчеством великих мастеров итальянского Возрождения. К этому периоду относится его картина «Кузница Вулкана» – мифологическая композиция, полная ощущения реальной жизни. В историческом жанре художник пишет картину «Сдача Бреды» – картина становится лучшей из самых значительных произведений европейской живописи в историческом жанре.

В Мадриде, при дворе короля, великий Веласкес создаёт целую галерею портретов, изображающих различных представителей испанского общества. Кроме королевских особ и знатных людей испанского общества, Веласкес пишет королевских шутов и карликов. Глядя на портреты, зритель ощущает себя как бы рядом с изображённым человеком, в одном воздушном и временном пространстве с ним.

В 1649 г. Веласкес по поручению короля снова едет в Италию. В Риме им написан «Портрет папы Иннокентия Х», который был выставлен в Пантеоне и вызвал единодушное восхищение. Благодаря этой работе Веласкеса в 1650 году принимают в Академию Святого Луки. Там же в Италии он пишет картину «Венера перед зеркалом». Композиция картины весьма необычна: редкой красоты обнажённая женщина (Венера) лежит спиной к зрителю, облокотившись на изгиб ложа. Слева картины, в тени, амур держит зеркало, отражающее таинственно-прекрасное лицо богини. Подобную картину нельзя забыть. Такая встреча с прекрасным запоминается на всю жизнь.

Веласкес – великий наблюдатель. Творчески он необыкновенно плодотворен. Некоторая его отстранённость не даёт зрителю почувствовать, как бьётся его сердце. Однако как раз эта отстранённость позволяет ему принимать невидимые космические вибрации, благодаря которым его живопись становится совершенной.

Каждый талантливый человек пытается в момент творчества достичь подобной отстранённости, уходя на другой уровень энергетических вибраций, благодаря которым он пишет или создаёт нечто неповторимое.

Однако далеко не всем это удаётся.

Диего Веласкесу это удавалось в полной мере.

Татьяна Кайсарова, сотрудник Центра СМИ МГУ

Первая полоса

К 250-летию МГУ

Пресс-служба

Мир науки

Вести МГУ

Памятные даты

Громкие имена

Твоя жизнь, студент

Юбилей факультета

Неравнодушный взгляд

Спорт в МГУ

Наш календарь

На главную страницу