22 (4083)
июнь 2004

МГУ: итоги за год

В среду, 16 июня, состоялось Заседание Совета Учёных советов МГУ. Основным вопросом повестки дня был отчётный доклад ректора Московского университета "О состоянии и действиях МГУ в 2003/2004 учебном году" (полный текст доклада читайте на стр. 5-8).

В прениях по докладу выступили представители различных факультетов и подразделений МГУ. Все они подчёркивали необходимость продолжения созидательных процессов в жизни как Московского университета, так и Российского образования вообще, сохранения, а не разрушения существующей системы образования.

На заседании также был затронут вопрос коррекции Устава Московского университета. Анализ существующего Устава показал, что он не соответствует сегодняшним реалиям, при его разработке не было полность учтено развитие российского законодательства.

В ходе прений был поднят вопрос о необходимости строительства новых зданий под общежития университета. Виктор Антонович рассказал о проекте использования территории, на которой расположены корпуса ФДС МГУ. Этот проект получил поддержку правительства Москвы. Рядом с существующими корпусами планируется построить 2–3 новых, тем самым увеличив количество мест для проживания студентов в этом студенческом городке в два раза.

В конце заседания ректор сказал: "Впереди очень трудный год, но мы преодолеем все трудности. Успехов всем нам!"

Ольга Тришкина

Заседание Учёного совета

Очередное заседание Учёного совета, последнее в этом учебном году и последнее перед Советом Учёных советов, состоялось в понедельник, 7 июня.

Для справки: Учёный совет МГУ – выборный коллегиальный орган, осуществляющий текущее управление МГУ. В Учёный совет МГУ входят: ректор, который является председателем Учёного совета (заместитель председателя – проректор В.В. Белокуров), представители факультетов, НИИ, общеуниверситетских учебных и научных центров, других структурных подразделений, проректоры, главный учёный секретарь Учёного совета МГУ. Учёный секретарь Учёного совета – О.В. Раевская. Срок полномочий Учёного совета МГУ – пять лет. В ведении Учёного совета находятся важнейшие вопросы развития МГУ, его учебной и научной деятельности, международных связей; он вносит предложения по изменению Устава МГУ и дополнения к нему; утверждает Правила приёма в МГУ; ежегодно рассматривает проект бюджета МГУ, заслушивает отчёт о финансовой деятельности МГУ. Заседания Учёного совета проводятся не реже одного раза в два месяца.

Декан факультета фундаментальной медицины Всеволод Арсеньевич Ткачук выступил с научным докладом на тему: "Генные и клеточные технологии в современной медицине". Докладчик рассказал о достижениях биохимии конца ХХ века, выделив особо новое перспективное направление – использование стволовых клеток костного мозга для репарации тканей.

Далее ректор Московского университета В.А. Садовничий сделал доклад, в котором, в соответствии с Уставом университета, представил вниманию собравшихся основные положения своего выступления на Совете Учёных советов.

Оперные голоса нашего века

В Актовом зале Московского государственного университета им. М.В.Ломоносова 16 июня состоялся концерт "Басы XXI века", прошедший в рамках цикла вечеров "Ректор Московского университета представляет…".

Перед началом концерта В.А. Садовничий от имени Учёного совета МГУ вручил Владиславу Пьявко диплом Почётного профессора Московского университета за выдающийся вклад в развитие отечественной и мировой культуры и за пропаганду российского музыкального искусства. Великий тенор России заверил, что оправдает высокое звание, пообещав, что все новые интересные выступления будут проверены на аудитории Московского университета. А также обязался передать в дар строящейся фундаментальной библиотеке экземпляры книг из издательства Фонда Ирины Архиповой.

Далее всех присутствующих поразили красотой и мощью своего голоса выдающиеся басы нашей страны: Андрей Антонов, Александр Киселев, Михаил Гужов, Виталий Ефанов, Владимир Байков. Аккомпанировал им Дмитрий Сибирцев. Вёл вечер Владислав Пьявко. Прозвучали арии из опер, романсы и другие музыкальные произведения.

Ольга Тришкина

Владислав Пьявко

Выдающийся тенор XX века. Родился в г. Красноярске, окончил Коломенское военно-инженерное ракетно-артиллерийское училище, ГИТИС им. А.В. Луначарского. С 1965 г. поёт на сцене Большого театра. С 1989 г. – солист Государственной немецкой оперы, с 1992 г. – действительный член Академии творчества СССР. С 2001 г. В. Пьявко – первый вице-президент Международного союза музыкальных деятелей. Выступал на многих известных площадках мира. Солист государственного академического Большого театра Российской Федерации. Заслуженный и народный артист СССР, народный артист Кыргызстана. Награждён орденом "За заслуги перед Отечеством" IV степени и 7 медалями. Имеет несколько медалей за исполнение труднейшей теноровой партии в опере "Гульельмо Ратклифф". Его репертуар насчитывает около 25 ведущих оперных партий, более 500 камерных произведений. Живёт и работает в Москве.

"О состоянии и действиях Московского университета"

Доклад ректора МГУ академика В.А. Садовничего о деятельности МГУ в 2003-2004 учебном году на заседании Совета Ученых советов Московского университета 16 июня 2004 года

Высокие гости!

В соответствии с духом и буквой Устава Московского университета, ректор в двенадцатый раз представляет собранию профессоров, преподавателей, сотрудников и студентов отчёт о важнейших этапах деятельности университета за прошедший год.

Совет Учёных советов – это наш высший коллективный орган, на который в силу автономии Московского университета возложена особая ответственность за выбор стратегии развития. Мы должны внимательно проанализировать нынешнее положение дел, найти точные ответы на вызовы времени и наметить верные пути движения вперёд.

Представляемый вашему вниманию доклад о нашей работе за год призван осветить картину современного состояния университета и сформулировать новые задачи.

Начну я с краткого рассказа о том, каким был Московский университет в завершающемся учебном году, и что сделано нового в последнее время. Говоря о достижениях Московского университета, я всегда испытываю большую гордость, которую, как я надеюсь, разделяют все присутствующие. За всем этим стоит труд профессоров, преподавателей, сотрудников, а также студентов, аспирантов, это результат работы каждого из нас.

Отчётный период – это третий год реализации предложенной мною на выборах ректора Московского университета в две тысячи первом году Программы развития МГУ.

Хочу отметить, что всё, что выдвигалось нами ранее, те задачи развития университета, которые мы ставили, в целом успешно выполнялись. Уверен, что и намеченные нами сегодня цели будут достигнуты.

Прошедший год был годом подготовки, принятия и реализации крупных, можно сказать, стратегических решений по развитию университета. Выбранная нами линия совместить подготовку к 250-летнему юбилею основания Московского университета с его мощным развитием уже принесла ощутимые результаты.

Очень важно, что подготовке к юбилею университета придаётся государственное значение. Издан указ Президента РФ. Состоялись два заседания Оргкомитета, на которых были приняты важные правительственные решения. Одобрена концепция развития новых территорий университета с помощью привлечения инвестиций. Решён вопрос о финансировании МГУ, исходя из соотношения "один преподаватель на четыре студента", выделены определённые капитальные вложения на реконструкцию и строительство на новой территории и территории на Моховой. Было закуплено оборудование по германскому кредиту. В ближайшее время состоится третье заседание оргкомитета, на котором будут подведены итоги огромной выполненной работы и поставлены задачи на оставшееся до юбилея время.

Говоря о развитии университета на новой территории, следует сказать, что, когда всё будет реализовано, то этот проект по масштабам практически будет сравним с проектом строительства МГУ в 50-ые годы.

Судите сами: в ближайшее время будет построено грандиозное здание фундаментальной библиотеки, университетский медицинский центр, два учебных корпуса, жильё. А затем – огромный комплекс научных корпусов, спортивных сооружений, а в центре, начиная от библиотеки и до границы нашей территории у станции метро "Проспект Вернадского", пройдёт живописная "Татьянина аллея".

За последний год буквально на глазах выросло здание новой фундаментальной библиотеки МГУ.

К сентябрю строительные работы будут закончены, а оставшиеся до юбилея месяцы будут посвящены интерьерам и наладке технологического оборудования библиотеки. Новая библиотека МГУ станет крупным научно-просветительским центром, открытым для всей страны, с книгохранилищем в 5 млн. томов, многими читальными залами на 3 тысячи мест, музеем истории Московского университета, конференц-залами с самой современной инфраструктурой. В здании библиотеки будет новый актовый зал, даже больший, чем тот, в котором мы находимся сейчас, зал заседаний Учёного совета почти на 200 мест. Интерьеры библиотеки будут выполнены по индивидуальным проектам.

В ближайшее время за счёт средств города начнётся строительство здания университетского медицинского центра, который станет клинической базой для факультета фундаментальной медицины. В нём будут представлены самые передовые направления медицины 21 века.

Строительство клиники не только послужит развитию медицинской науки и образования, но и решит важную социальную задачу: сотрудники университета смогут воспользоваться последними достижениями медицины.

На новой территории начнётся также строительство двух новых учебных корпусов, каждый площадью 65 тыс. кв. м, в которые переедут некоторые факультеты.

Строительство библиотеки и учебных корпусов – часть инвестиционного проекта, по которому ведётся также строительство жилого квартала "Шуваловский" на новой территории МГУ.

За счёт бюджета города осуществляется вывод предприятий с новой территории университета, строится подземный переход, а также создаётся инфраструктура нового комплекса.

А в планах правительства Москвы – углубление всего участка Ломоносовского проспекта, разграничивающего наши территории. По затратам всё это сравнимо со строительством учебных корпусов и библиотеки.

То, что сделано в последние годы Правительством Москвы и лично Ю.М. Лужковым для развития Московского университета, навсегда войдёт в историю России.

Нами завершено строительство жилого дома на проспекте Вернадского для сотрудников университета, в том числе молодых специалистов, с самой современной планировкой квартир.

Кроме того, мы ещё получили квартиры в домах на улице Веерной в Матвеевском, на Давыдковской улице и в некоторых других районах.

Благодаря этому к юбилею университета около двух сотен университетских работников улучшат свои жилищные условия. Сейчас мы вместе с профсоюзной организацией завершаем рассмотрение списков, представленных факультетами и другими подразделениями. В ближайшие дни наши сотрудники уже смогут смотреть предложенные квартиры и получать их.

Много сделано для развития материальной базы университета как основы фундаментальных научных исследований и образования. В ближайшие месяцы завершается реализация контракта на поставку нового научного оборудования, закупленного в счёт германского кредита на 37 млн. евро.

В результате этих поставок мы получили новейшее и высококлассное оборудование, которое позволяет обеспечить высокий уровень научных исследований в различных областях современной науки.

Глубокоуважаемые коллеги! Московский университет сегодня – один из крупнейших университетов мира, в котором сосредоточен мощнейший интеллектуальный потенциал.

В настоящее время в университете 29 факультетов, 15 институтов, 344 кафедры, 255 отделов и отдельных лабораторий, работает свыше 21 тысячи сотрудников.

С 1992 года в университете образовано 10 новых факультетов, восьми из них предоставлены новые площади или отдельные корпуса.

В начале 2004 года в МГУ создан новый факультет – Московская школа экономики. Наш план – сделать эту школу ведущей не только у нас в стране, но и в мире. В школе будут читать лекции как наши, так и известные зарубежные учёные. Сейчас школе предоставлено хорошее помещение, уже решены все организационные вопросы.

Учёным советом Московского университета только в этом учебном году принято решение о создании 14 новых кафедр и 3 лабораторий.

Среди работающих сейчас в МГУ – 5,5 тысяч профессоров и преподавателей и около 5 тысяч научных сотрудников. Из них почти 3 тысячи – доктора наук и более 5,5 тысяч – кандидаты наук. В университете работают более 300 академиков и членов-корреспондентов РАН и отраслевых академий.

В МГУ сегодня обучается более 41 тысячи студентов, аспирантов, слушателей и стажёров, из них более 4,5 тысяч аспирантов и докторантов.

Автономия университета, закреплённая в нашем Уставе, позволила сохранить в целости всю собственность и землю. У МГУ около 2 тысяч гектаров земли, более 1000 зданий общей площадью свыше 1 млн. кв. м. Сейчас в университете завершена работа по составлению реестра всего имущества.

Балансовая стоимость имущества (основных средств) МГУ в 2004 году возросла по сравнению с 1 января 2003 года с 5 млрд. 847 млн. рублей до 9 млрд. 983 млн. рублей. Впереди – кропотливая работа по получению документов о государственной регистрации в соответствии с новыми законами прав МГУ на имущество.

Известность Московского университета распространяется за пределы нашей галактики.

На небесной карте одна из малых планет, открытая недавно, названа в честь МГУ UNIVERMOSCOW. И теперь имя Московского университета всегда будет значиться во всех атласах малых планет.

Московский университет по праву сохраняет свои позиции лидера университетского образования и крупнейшего научного центра. Мы обеспечиваем преподавание на высочайшем уровне и практически по всем основным современным направлениям естественных и гуманитарных наук. Последние годы – годы роста популярности университета и престижа учёбы в нём.

Судите сами: средний конкурс увеличивается год от года и составляет сегодня почти 6 человек на место. Неуклонно растёт число иностранных учащихся – в течение года по разным программам обучается около 5 тысяч человек. За прошедший год в Московском университете побывало более 8 тысяч иностранных граждан. Согласно рейтингам Министерства образования, наш университет с большим отрывом ежегодно занимает первое место.

Развитие университета не ограничивалось открытием новых факультетов, кафедр и лабораторий. В МГУ открывались новые учебные программы в рамках старых и новых специальностей. Только за истекший учебный год было открыто более 10 специальностей и направлений. По пяти из них были открыты новые учебные программы.

В 2003 году было открыто 58 программ дополнительного образования. К настоящему времени система дополнительного образования МГУ включает весь спектр направлений и форм обучения.

Учёными Московского университета и в прошлом году получен ряд научных результатов мирового уровня. Приведу только несколько примеров.

В институте им. Белозерского в 2003 г. обнаружено явление ликвидации внутриклеточных органелл митохондрий в тех случаях, когда под действием определённых факторов они превращаются из поставщиков энергии в её потребителей. В результате митохондрии собираются вблизи клеточного ядра и распадаются на более мелкие мембранные пузырьки. Эта область окружается новой мембраной, и образовавшийся мешок с остатками митохондрий выбрасывается из клетки. Это новое явление названо термином "митоптоз", по аналогии с апоптозом – клеточным самоубийством.

На международной орбитальной гамма-обсерватории "ИНТЕГРАЛ" учёные ГАИШ открыли несколько новых чёрных дыр. Причём некоторые из них обнаруживают пока необъяснённое явление – отстреливание части падающего на них вещества со скоростью, близкой к скорости света.

Кроме приведённых примеров важных фундаментальных открытий, я хотел бы привести один из результатов, имеющих большое прикладное значение. Учёные физического факультета создали специальный полимерный гидрогель для блокирования водопритоков в добывающей нефтяной скважине.

После закачки в скважину раствор ассоциирующего полимера сам находит области скважины, откуда поступает вода, и избирательно образует там прочную гелевую "пробку", блокирующую приток воды. При этом никаких препятствий току нефти не создаётся.

К сказанному добавим, что наши Ломоносовские премии стали престижными научными наградами в стране.

Университет по праву стал крупнейшим просветительским центром России. Мы поддерживаем контакты с тысячами школ по всей стране.

Лекторий МГУ ежемесячно собирает в Главном здании свыше тысячи слушателей.

Подготовку кадров высшей квалификации нельзя рассматривать в отрыве от действующей в Московском университете системы поддержки молодых учёных и преподавателей.

Это и активно действующая так называемая программа "100 + 100".

В целом, за прошедшие с её начала 13 лет поддержку получили 544 сотрудника МГУ, из них 209 стали профессорами и 335 доцентами. Мы уже говорили о положительном эффекте этой программы для возрастного распределения профессорско-преподавательского состава. Пик в этом распределении сдвинулся на 10 лет и приходится сегодня на 50 лет, вместо 60 лет до программы. Благодаря реальной перспективе профессионального роста наши молодые сотрудники стали быстрее готовить и защищать докторские диссертации.

Это и присуждение 100 стипендий, теперь уже по 6 тысяч рублей в месяц, для талантливых молодых (до 33 лет) преподавателей и научных сотрудников. Уже четвёртый год мы таким образом поддерживаем молодёжь за счёт собственных внебюджетных средств университета.

Продолжает развиваться программа постдоков – приём в докторантуру молодых талантливых исследователей, недавно защитивших кандидатские диссертации, что даёт им возможность продолжать исследования в научных коллективах университета. Эту возможность надо шире использовать.

Дорогие коллеги! Система образования продолжает подвергаться суровым испытаниям. Конечно, мы и дальше будем последовательно отстаивать свои позиции, защищать отечественную систему образования. Однако в связи с тем, как складывается положение в системе образования, да и вокруг неё, я хотел бы обратить ваше внимание на то, что нам надо быть готовыми к серьёзным переменам, которые могут произойти через некоторое время. Эти перемены коснутся как набора студентов, так и финансирования образовательного процесса и научных исследований. Уже сейчас мы должны задуматься над тем, как нам, возможно, придётся работать в новых условиях, как сохранить университет, сохранить его уникальный научный потенциал и обеспечить его устойчивое развитие.

Подчеркнём, что вопросы государственной политики в области фундаментальной и прикладной науки, а также в области подготовки научных кадров на протяжении прошедшего года находились в центре внимания высших государственных органов.

9 февраля 2004 г. состоялось очередное заседание Совета при Президенте РФ по науке и высоким технологиям, посвящённое кадровым проблемам научной сферы. Доклад на этом совете было поручено сделать мне, что я рассматриваю как высокое доверие, оказанное Московскому университету.

24 февраля 2004 г. состоялось совместное заседание Совета безопасности и президиума Госсовета Российской Федерации, которое было посвящено развитию национальной инновационной системы.

Анализируя принятые по итогам этих заседаний решения, можно сделать вывод о том, что в этих документах поставлена задача сформировать комплексную и целенаправленную политику в области образования, науки и научной деятельности. Признаётся, что необходимо адресное финансирование приоритетных направлений фундаментальных научных исследований. Поддержка ведущих научных школ и интеграция науки и образования рассматриваются в этих документах как основа воспроизводства высококвалифицированных научных кадров и решения крупномасштабных научных задач. Важнейшая задача, поставленная в решениях, – преодоление отрицательной тенденции старения научных кадров в стране, а также международной миграции, за счёт создания благоприятных материальных и карьерных условий для молодёжи в науке, оснащения ведущих научных подразделений новейшим научным оборудованием, приборами и материалами. Конечно, всё это возможно только при условии расширения инвестиций в науку. И это главное.

Важная составляющая этой задачи – развитие инновационной деятельности в области науки и техники, создание инфраструктурных и экономических условий для быстрого внедрения достижений науки в различные секторы реальной экономики. Понятно, что для повышения инновационной активности требуется развитие правовой базы, принятие законодательства, регламентирующего вопросы интеллектуальной собственности, создание благоприятных условий и стимулов для инновационной деятельности как отдельных учёных, так и научных коллективов.

Поэтому позвольте мне сейчас обратить ваше внимание на ряд важных, принципиальных проблем, касающихся положения дел в образовании и науке. Но, прежде чем говорить о целях и задачах модернизации образования, следует сказать несколько слов о наших традициях и, я бы сказал, исторических преимуществах.

Основным из них была фундаментальность, присущая именно российской и советской системе образования. Другим – привязанность студента к профессору, кафедре, научной школе. К нашим преимуществам, безусловно, можно отнести и отсутствие узко практической выгоды в учебном процессе. Мы готовили и продолжаем готовить личность, специалиста, учёного. Мы знаем, что эти преимущества дали ощутимые результаты. Наша система образования получила признание в мире.

Когда США ощутили, что их система образования непригодна для потребностей такой огромной страны, они создали комиссию по изучению нашего опыта. Причём сделали они это дважды: один раз после запуска первого спутника и полета Гагарина, второй – пять лет назад.

В начале 90-х годов мы потеряли очень многое, и наши потери увеличиваются на фоне роста могущества систем образования в других странах. Мы потеряли высокий статус профессора, учёного. Средний возраст профессора и учёного достиг шестидесяти лет, в то время, как в США он составляет 40 – 45 лет.

Начали терять качество образования. За несколько последних лет количество негосударственных вузов и их филиалов, государственных вузов и их филиалов, зачастую не обеспеченных необходимыми педагогическими кадрами, выросло до небывалой величины – 3200. Число студентов на каждые 10 тысяч человек в России увеличилось до 410. Ни в одной стране мира такого взрывного роста числа вузов нет.

Наметилась очень опасная тенденция: потеря доступности образования, особенно качественного. Не секрет, что очень многие школьники и их родители в отдалённых регионах считают, что в хорошем университете получить бесплатное образование невозможно.

Необоснованно выросла доля платного образования, сейчас в стране 50 % студентов уже платит за своё образование. Напомню в связи с этим, что 43-я статья Конституции РФ говорит, что каждый человек имеет право получения на конкурсной основе бесплатного высшего образования в государственном образовательном учреждении.

Можно и дальше продолжить перечень негативных тенденций последних лет, однако, перейдём к нашим предложениям по сохранению высокого качества нашего образования.

Главное – сохранить в университете фундаментальные принципы в обучении, любой ценой поддерживать высокую планку требований к нашему диплому. В послании Федеральному собранию Президента РФ сказано, что "…содержание образования должно соответствовать самым высоким мировым стандартам. При этом нельзя забывать и о накопленных отечественных преимуществах".

Не менее важно постоянно расширять возможность доступа любого талантливого человека к образованию, независимо от места его проживания.

В связи с этим несколько слов о едином государственном экзамене. Остаюсь на прежней точке зрения: ЕГЭ как единственная форма приёма в высшие учебные заведения неприемлема. Введение ЕГЭ как абсолюта приведёт к изменению принципов обучения. От глубокого образования мы можем уйти просто к натаскиванию, что неизбежно приведёт к потере талантливых людей. Некоторые реформаторы постоянно повторяют, что ЕГЭ создаёт равные требования ко всем поступающим. Мне кажется, что сначала надо создать равные условия для качественного обучения и в далёкой сельской школе и в элитном платном лицее в Москве.

Мы предлагаем создать в стране широкое олимпиадное движение, систему творческих конкурсов. Для этого нужен общероссийский совет по олимпиадам, в который вошли бы крупные учёные, известные деятели культуры, педагоги. Необходимо создать систему интернет-олимпиад, начиная с 6 – 7 классов, и банк данных о талантливой молодёжи во всей стране. Это богатство России, его надо беречь. Такая работа будет исключать случайности в отборе при возможных отдельных неудачах таких учеников и позволит объективно принять в университет наиболее способных. В некоторых странах, например, в Великобритании, осуществляется непрерывный мониторинг успехов молодых талантливых ребят.

Что касается тестирования, то если его проводить по-умному, начиная с младших классов, то это тоже дополнительная информация о школьнике, школе, и она, безусловно, полезна.

Отдельно остановлюсь на государственных именных финансовых обязательствах (ГИФО) и их связи с ЕГЭ. Нам предлагают один инструмент, якобы способный решить все задачи: оценку школы, школьника, его выпускного и вступительного экзаменов, финансирование учёбы школьника и, наконец, финансирование университета. Ясно, что такого не бывает. Считаю, что необходимо рассмотреть альтернативные варианты распределения финансовых потоков. Следует разработать систему кредитов как государственных, так и банковских, при которой государство берёт на себя долю рисков, систему субвенций, систему государственных заказов и т.д.

В связи с этим ещё раз позвольте процитировать выдержку из послания Президента РФ В.В. Путина Федеральному собранию: "При этом полагаю возможным заключение договора со студентом, который после получения бесплатного образования должен отработать по специальности определённый срок, либо вернуть деньги, затраченные государством на его обучение. И начать, видимо, надо с дефицитных сегодня специальностей. Считаю также, что в интересах отечественного бизнеса участвовать в подготовке необходимых экономике специалистов, используя для этих целей образовательные кредиты. Эта практика уже применяется, нужно её активнее использовать".

Нельзя не сказать и о следующих предложениях, связанных с планируемой модернизацией образования. Это переход на так называемый блочно ориентированный принцип, при котором студент сам выбирает свою, если можно так выразиться, образовательную траекторию, что фактически является отказом от кафедрального принципа обучения, от системы учебных планов на весь период обучения и введение двухуровневой системы обучения: бакалавр, магистр с возможным сокращением срока обучения бакалавра до 3 лет.

На этом пути главная опасность – дефундаментализация образования, потеря стандарта специалиста, а затем (я в этом убеждён), если пойдет этот процесс, и отказ от двухуровневой системы учёных степеней. Я уверен, и эту точку зрения разделяют многие выдающиеся учёные в разных странах, что наличие в нашей стране учёных степеней кандидата и доктора наук – наше национальное достояние.

Понятно, что при таком пути развития образования пострадает наука в университете, она перестанет быть интегрированной в учебный процесс.

Если добавить к сказанному, что в планах модернизации образования есть предложение изменить статус университетов: сделать их вместо государственных учреждений организациями, со всеми вытекающими отсюда последствиями, вплоть до возможного банкротства, то становится абсолютно ясным, что при решении всех этих вопросов необходима серьёзная объективная дискуссия, необходимы экспертные заключения специалистов, в том числе, что очень важно, институтов РАН.

29 апреля 2004 г. на заседании Правительства РФ был рассмотрен и, в основном, одобрен проект федерального закона о внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых нормативных правовых актов в связи с принятием законов о разграничении полномочий между центром и регионами. Этот закон планируется принять во втором чтении на заседании Государственной Думы не позднее 1 июля 2004 г.

Многие изменения коснутся и сферы образования. В частности, из законодательства исключаются нормы и законы, действие которых приостанавливалось при принятии законов о федеральном бюджете. Например, отменяются государственные гарантии финансирования образования в долях к расходной части бюджета, соотношение уровня оплаты труда работников образования и промышленности, льготы по проезду иногородним студентам, различные льготы для образовательных учреждений, денежная компенсация на книгоиздательскую продукцию. В дальнейшем планируется также исключить бюджетное финансирование учебных и производственных практик, выделение средств на повышение квалификации 1 раз в 5 лет и т.д.

Ясно, что, начиная с 2006 года, мы будем находиться в совершенно другой экономической ситуации.

В ближайшие дни, по нашей договорённости, состоится встреча группы ректоров с Председателем Правительства РФ, на которой мы хотим обсудить все эти вопросы.

Московский университет должен работать на опережение. Каждый факультет, каждое подразделение, на мой взгляд, должны активно участвовать в формировании наших предложений, обсуждать эти вопросы на Учёных советах. Через неделю на выездной учёбе с руководителями факультетов и институтов университета мы продолжим поиск оптимальных решений.

Глубокоуважаемые коллеги! Позвольте перейти теперь к краткому рассказу об основных итогах нашей работы за прошедший год по направлениям.

Начну я с нашей академической деятельности. Образовательный процесс в Московском университете основывается на фундаментальном естественнонаучном и гуманитарном знании.

Объективным свидетельством престижа и востребованности университетского образования является постоянно растущий высокий конкурс.

В 2003 году количество абитуриентов достигло почти 20 тысяч человек.

Суммарный контингент студентов по дневной форме обучения превысил 25 тысяч.

Важной составной частью отбора лучших абитуриентов являются олимпиады. В 2003 году олимпиады проводились, как всегда, и на факультетах МГУ, и в регионах. Всего в олимпиадах приняло участие около одиннадцати тысяч человек, из них более 3 тысяч – в региональных – на 300 человек больше, чем в прошлом году.

География региональных олимпиад чрезвычайно широка. Центрами проведения наших региональных олимпиад стали Архангельск, Нефтекамск, Якутск, Нижневартовск, Улан-Удэ, Кызыл, Элиста, Нерюнгри, Снежинск, Саранск, Братск, Брянск и другие регионы России.

Как же проходили приёмные экзамены в июле 2003 года в самом университете?

Для достижения максимальной объективности на экзаменах большинство из них (включая русский язык, литературу, математику, иностранный язык, биологию, химию и др.) проводились в письменной форме. А варианты выбирались за несколько минут до самого экзамена с помощью лототрона.

Всего в 2003 году мы приняли в ряды студентов МГУ почти 5,5 тысяч человек, из них 3721 – на бюджетные места, в их числе – 1353 победителя всероссийских, региональных и московских олимпиад. Студентами МГУ стали 89 юношей и девушек из стран СНГ. В 2003 году среди абитуриентов, поступающих в МГУ, почти пятую часть составляли медалисты, их общее число на 350 человек превысило аналогичный показатель прошлого года.

Предстоящий приём будет проходить по новым правилам, в условиях административного проталкивания ЕГЭ. В текущем году для того, чтобы расширить возможность поступления талантливой молодёжи в МГУ, в региональные департаменты образования всех субъектов федерации победителям региональных олимпиад были направлены приглашения поступать в МГУ.

Из 57 регионов получены положительные ответы на наше предложение. Подано 1541 заявление на разные факультеты МГУ, причём неравномерно: на некоторые факультеты по одному – двум заявлениям; на другие конкурс составил 5–7 человек на место. Интересно, что из числа подавших заявления 11 человек являются победителями сразу трёх олимпиад, 98 человек – двух олимпиад.

Абитуриентам из числа победителей результаты олимпиады перезасчитываются высшей оценкой по соответствующему предмету. Остальные предметы из перечня вступительных испытаний они должны сдать в отдельном потоке. В случае неудачи они имеют возможность подать документы и сдавать вступительные испытания в основном потоке на другую специальность.

Число абитуриентов, желающих поступать в МГУ, превысило все ожидания, что ещё раз свидетельствует о престиже Московского университета. Мы получили благодарности почти из всех регионов России. Приглашение в МГУ победителей региональных олимпиад – важнейший шаг, поднимающий его авторитет.

Олимпиады являются важнейшей формой опережающей работы с будущими студентами, и здесь наши резервы огромны. Учитывая это, факультеты должны усилить свою активность, постараться, насколько возможно, занять ведущее положение в организации и проведении всех видов олимпиад. Необходимо увеличить приём и на контрактные места по результатам олимпиад. Мы должны возглавить в стране процесс создания объективной системы олимпиад, поиска талантливой молодёжи.

Несколько слов о наших выпускниках 2003 года.

Обратимся к статистике. В 2003 г. университет окончили 5297 человек, из них с отличием – 1588 человек.

Приоритетной для нас остаётся воспитательная работа со студентами. Подготовка к празднованию 250-летнего юбилея Московского университета и 60-летия Победы даёт нам хорошие возможности активизировать работу по воспитанию патриотизма, высокой нравственности и гражданственности.

В этом году отмечается 45-летие первого в стране студенческого стройотряда. Мы гордимся, что это движение зародилось именно в Московском университете: в 1959 году студенты физического факультета выехали на строительство посёлков на целине. Сегодняшние студенты Московского университета возродили эту традицию. В прошлом году стройотряд МГУ принимал участие в строительстве здания Фундаментальной библиотеки Московского университета и работах по благоустройству территорий университета.

В прошлом году мы столкнулись с острой проблемой призыва выпускников университета в армию. Причина проблемы состояла в том, что факультет военного обучения, получив контрольные цифры призыва выпускников университета по разным военно-учётным специальностям, самостоятельно сформировал соответствующие списки и направил их в военкомат. Поскольку при этом никакого согласования с факультетами не было, то в них попали и выпускники, рекомендованные учёными советами в аспирантуру. Ребята получили повестки, и только после моего обращения к руководству Министерства обороны и неоднократных выступлений в средствах массовой информации положение удалось нормализовать. Такая ситуация больше повторяться не должна.

Хочу быть правильно понятым. Существует закон, и как бы кто к нему не относился, он обязателен для выполнения. Начиная обучаться на военном факультете, студент подписывает контракт, в котором содержатся его обязательства. И он должен их выполнять. Университет же выступает за то, чтобы выпускники, рекомендованные в аспирантуру, могли воспользоваться законной отсрочкой от службы в армии для обучения в аспирантуре.

Предметом нашего особого внимания являются наши филиалы.

Наш Черноморский филиал занимает лидирующие позиции среди высших учебных заведений Украины, в нём обучается 719 студентов, из них 475 – на бюджетной форме обучения и 244 – по контракту. В этом году образован факультет естественных и математических наук, объединивший факультет прикладной математики и информатики с факультетом естественных наук, что должно помочь оптимизировать как сам процесс обучения студентов, так и подбор преподавательских кадров для работы в филиале и снизить финансовую нагрузку на университет.

Казахстанский филиал развивается очень динамично, о чём свидетельствуют мои встречи с президентом Казахстана Н. Назарбаевым. Последняя встреча состоялась всего несколько дней назад. Филиал стал признанным и престижным учебным заведением, авторитет которого неизменно растёт.

Главной задачей сегодня остаётся сохранение высокого качества образования. Мы не должны поддаваться давлению обстоятельств. Да, сегодня наши профессора и преподаватели получают мало, и многие из них вынуждены искать дополнительную работу. Но надо помнить, что главным для профессора МГУ всегда была его работа со студентами, его служение Московскому университету, своей Родине. Эту славную традицию мы обязаны сохранить и передать следующим поколениям.

Теперь о научной деятельности. В своей научной политике в Московском университете мы исходим из того, что приоритетное развитие фундаментальной науки в ведущих университетах страны в настоящее время имеет стратегическое значение, поскольку без фундаментальных знаний в различных областях науки невозможно подготовить специалистов, которые смогут ответить на вызовы, стоящие перед обществом в начале XXI века.

Традиционно для МГУ основная часть научной тематики приходится на долю фундаментальных исследований. В Московском университете более 300 приоритетных направлений фундаментальных научных исследований, охватывающих весь спектр естественных и гуманитарных наук.

В 2003 году учёные МГУ получили для проведения научных исследований по актуальным направлениям науки и техники 1770 грантов от различных российских фондов, министерств, федеральных целевых программ, отечественных конкурсных центров и 240 грантов международных организаций и программ. Всего в 2003 году дополнительное финансирование науки в МГУ составило 494 млн. рублей, что в 2,2 раза превысило сумму бюджетного финансирования (229 млн. рублей). Если же к дополнительному финансированию науки из отечественных источников добавить средства в размере 148 млн. рублей, полученные нашими учёными из зарубежных источников, то показатель превышения дополнительных средств над бюджетными окажется почти трёхкратным.

В прошлом году за счёт собственных средств университета продолжалось финансирование программы Междисциплинарных научных проектов МГУ.

В 2003 году на приобретение научного оборудования для 32 междисциплинарных проектов и на издание подготовленной в их рамках учебно-научной литературы из внебюджетных средств МГУ было выделено 11 млн. 200 тыс. рублей.

В 2003 году в Московском университете было проведено 269 научных конференций (в том числе и ряд крупных международных и всероссийских). Большое число конференций планируется провести и в 2004 году. Одна из серьёзных задач для Московского университета в 2004 году – подготовка к Международной научной конференции "250 лет Московскому государственному университету", которая состоится 24 января 2005 года, и в которой примут участие свыше тысячи наших коллег.

20 – 21 ноября 2003 г. в Московском университете проведено Всероссийское совещание заведующих кафедрами гуманитарных и социально-экономических дисциплин.

26 – 27 ноября Министерство образования совместно с МГУ провело Всероссийскую конференцию "Проблемы современного состояния и перспективы развития классического университетского образования".

Одиннадцатый год подряд в Московском университете с большим успехом проходит Международная научная конференция студентов и аспирантов по фундаментальным наукам "Ломоносов". В этом году её участниками стали около 5 тыс. студентов и аспирантов, из них почти тысяча – из СНГ и дальнего зарубежья. Всего за 10 лет работы в конференции "Ломоносов" приняли участие свыше 25 тысяч молодых людей, для многих из которых конференция стала первым шагом в большую науку.

Авторов лучших научных докладов принимал министр образования и науки.

Как уже говорилось, в течение прошлого года по линии германского кредита университетом было получено новейшее научное оборудование. Оно представляет собой последнее достижение современного приборостроения. Срок выполнения контракта заканчивается летом этого года. Но то, что предусмотрено этим контрактом, – первая часть нашего плана по модернизации и переоснащению экспериментальной базы. Для наиболее полного использования потенциала университета в проведении исследований по приоритетным научным направлениям необходимо приобретение ещё ряда уникальных дорогостоящих приборов. Сейчас нами ведётся работа с Правительством Российской Федерации о выделении средств на дальнейшую закупку оборудования.

Перед подразделениями в настоящее время стоит задача скорейшего запуска поступившего оборудования в эксплуатацию и эффективного, преимущественно коллективного, его использования.

В прошедшем году Московский университет приобретал оборудование не только за счёт средств, выделенных ему государством по кредиту. На покупку научного оборудования факультетами и институтами из централизованных средств было выделено более 40 млн. руб.

В Московском университете имеется богатый опыт научно-инновационной деятельности. Так, например, только в Научном Парке МГУ успешно работают 40 компаний, созданных учёными университета или при их активном участии.

Недавно в Московском университете создан Центр трансфера технологий, который призван наладить связь университетской науки с реальной экономикой. Инновационная деятельность в самое ближайшее время должна стать для учёных Московского университета приоритетной.

За последние годы Московский университет вышел на качественно новый уровень оснащённости вычислительной техникой. Суммарная производительность суперкомпьютерной техники МГУ составляет сегодня более 500 Гигафлопс, что намного превосходит вычислительные возможности любого университета России. В рамках междисциплинарного проекта МГУ создана высокоскоростная гигабитная сеть, объединяющая основные высокопроизводительные вычислительные мощности МГУ. На сегодняшний день эта сеть соединяет ВМК, НИВЦ, НИИЯФ, физфак. Необходимо продолжить её строительство с тем, чтобы подсоединить к этой сети и другие подразделения, активно использующие общеуниверситетские вычислительные мощности. По германскому кредиту закуплено оборудование для централизованного хранилища данных. Наша задача состоит в том, чтобы создать уже в самое ближайшее время систему коллективного пользования общеуниверситетскими информационно-вычислительными мощностями.

В настоящее время идут работы по созданию первой очереди интегрированной информационной системы административного управления Московского университета на базе системы СКАЛА. Эти работы ведутся компанией ЭКСИДЖЕН в тесном взаимодействии с НИВЦ и подразделениями – участниками первой очереди системы (Центральная бухгалтерия, Планово-финансовое управление и Управление кадров). В этих подразделениях установлено около 100 рабочих мест. К настоящему времени создана выделенная (недоступная извне) компьютерная сеть. На сервере и рабочих станциях установлена тестовая версия системы СКАЛА. Идёт настройка системы под конкретные функциональные потребности МГУ, и одновременно её наполнение основными данными. Важнейшая задача – перейти в самое ближайшее время к полномасштабному тестированию системы.

Особое внимание в последние годы вызывает проблема подготовки кадров высшей квалификации. В настоящее время в аспирантуре МГУ обучается – 4419 человек, из них очно – 3675 и 744 – заочно.

Следует заметить, что в стране изменилось положение с защитами диссертаций. Число аспирантов значительно выросло, но это происходит на фоне падения числа защит, а самое главное – на фоне потери качества содержания диссертационных работ, уровня их фундаментальности. В стране наблюдаются изменения и в структуре защит. В 1991 году 29% кандидатских диссертаций было защищено по гуманитарным наукам, по естественным – 71%. В 2003 году по гуманитарным наукам было защищено уже более 50% всех диссертаций. Аналогичная ситуация наблюдается в защите докторских диссертаций. По данным первого квартала 2004 года, две трети диссертаций, защищённых по гуманитарным наукам, относятся к юриспруденции и менеджменту. Как правило, эти диссертации делаются сейчас конвейерным способом. Приобретение учёной степени превратилось в элемент имиджа представителей российского истеблишмента разного уровня – политиков, предпринимателей и т.п.

Это очень опасная тенденция, которая неминуемо скажется на престиже учёного. Оченьважно, чтобы диссертационные советы, которые работают в университете, подходили принципиально к качеству защищаемых диссертаций и не обесценивали учёные степени. Мы обязаны быть тем форпостом, которого серость многих защищаемых в стране диссертаций не коснется.

О международной деятельности.

Международные связи Московского университета и его факультетов активно расширяются, только в течение этого учебного года нами заключено и продлено 33 соглашения с зарубежными партнёрами. В настоящее время Московский университет имеет 374 соглашения с зарубежными партнёрами в 70 странах мира. Среди них – 213 общеуниверситетских соглашений. Региональная структура соглашений МГУ и его подразделений с зарубежными партнёрами показывает, что больше всего партнёров по межвузовскому сотрудничеству у Московского университета в Западной Европе (36%), в Азии (24%) и странах СНГ и ближнего зарубежья (20%).В отчётный период Московский университет на основе межвузовских соглашений командировал за рубеж 182 студента, 39 аспирантов, 340 научных сотрудников, профессоров и преподавателей. При этом в Московском университете было принято 233 студента, 248 аспирантов и стажёров и 545 научных сотрудников, профессоров и преподавателей. Для участия в международных конференциях в Московский университет приезжала почти тысяча иностранных учёных.

По-прежнему острой остаётся проблема академической мобильности студентов. В текущем учебном году за рубеж выехало по всем видам международных соглашений около 250 студентов и аспирантов. Это явно мало для Московского университета.

В 2003/2004 учебном году в МГУ обучались иностранные граждане из 80 стран мира. В настоящее время в университете обучается на договорной основе около 3 тысяч, а всего – около 5 тысяч.

Анализ численности иностранных учащихся по регионам мира показывает, что основной контингент студентов МГУ с участием филиалов – из стран Азии (47%) и стран СНГ и Балтии (47%).

В прошлом году университет вступил в Международную Ассоциацию столичных университетов Европы (UNICA). Координация нашей деятельности с лучшими университетами Европы для защиты качественного фундаментального университетского образования сегодня как никогда актуальна.

Важным событием в международной жизни явилось проведение П Международной конференции стран СНГ и Балтии "Университеты и общество". О высоком международном признании данной конференции свидетельствуют приветствия, поступившие в адрес участников от глав государств СНГ, участие в работе конференции делегаций международных ассоциаций.

О кадровой политике.

За последние непростые годы МГУ не допустил уменьшения численности своих кадров. Более того, по сравнению с 1992 годом педагогический персонал увеличился на 850 человек, а научный – на 400 человек.

В 2003 году всего в МГУ введено дополнительно 65,5 штатных единиц, при этом не было ни одного случая изъятия штатных единиц у подразделений. Кроме того, по решению Учёного Совета 24 молодых доктора наук стали профессорами, а 26 молодых кандидатов наук – доцентами.

Всё это давало нам возможность обеспечивать кадровую потребность вновь открываемых подразделений, поддерживать развитие ведущих научных направлений и педагогических школ.

Теперь о финансах. Сначала несколько слов о формировании бюджета на 2004 год. Этот процесс, как и в предыдущие годы, был сложным, требующим подготовительной работы в Министерстве Финансов, Комитете Государственной Думы, во фракциях.

Общее финансирование МГУ из федерального бюджета на 2004 год составляет 2 млрд. 603 млн. 934,5 тысяч рублей.

По сравнению с предыдущим годом наш бюджет вырос на 19,1 %, в том числе базовые расходы на образование нам увеличены на 18,7 % и на науку – на 15,2%. Теперь о нашем финансовом положении в 2003 году. Финансирование МГУ из федерального бюджета в 2003 году составило почти 2 млрд. 217 тыс. рублей.

Все бюджетные средства расходовались строго по назначению: оплата труда, стипендия, коммунальные услуги, капитальный ремонт.

У нас остаются проблемы с финансированием науки. Одного бюджетного финансирования недостаточно, чтобы выплачивать одинаковую с преподавателями зарплату работникам науки, и мы вынуждены постоянно искать другие возможности.

О внебюджетном финансировании науки я уже говорил. Основным же видом внебюджетных поступлений является для нас плата за различные формы обучения.

Общее же внебюджетное финансирование, полученное как в результате платных образовательных услуг, так и по грантам, хоздоговорам и другим источникам, составляет более 2 млрд. руб., т.е. еще один бюджет университета.

Эти средства почти целиком были использованы на первоочередные нужды факультетов и подразделений университета (ремонты, практикумы, закупки оборудования, доплаты сотрудникам университета, особенно значительные средства из внебюджетных средств выплачивались научным сотрудникам институтов).

Что было сделано при реализации бюджета?

В 2003 г. было выплачено 24 надбавки к заработной плате сотрудникам университета на сумму 528,8 миллиона рублей. Из них по разделу "образование" за счёт бюджета – на сумму 528,8 млн. руб., за счёт внебюджетных источников – 16,8 млн. руб. Работникам науки было выплачено 54,9 млн. руб. за счёт бюджета и за счёт внебюджетных источников – 90,1 млн. руб. Выплачены надбавки студентам и аспирантам на сумму 61,4 млн. руб. Доплаты особо нуждающимся студентам составили 2,0 млн. рублей. Проведена практика студентов за счёт бюджета на сумму 18,9 млн. руб.

Ежемесячно выплачивается компенсация на книгоиздательскую продукцию педагогическим работникам. При этом профессорско-преподавательскому составу МГУ сохранена социальная надбавка в размере 10% к должностному окладу, которую мы ранее выдавали на приобретение книг.

На поддержку отдыха в летних и зимних спортивно-оздоровительных лагерях было израсходовано около 9 млн. руб. Прошедший год для МГУ стал рекордным за последнее десятилетие по организации отдыха студентов на базах университета. В пансионатах и домах отдыха отдохнули около 2 тысяч студентов и сотрудников МГУ. Для детей сотрудников и учащихся МГУ были проведены новогодние ёлки и закуплены подарки на сумму 462,4 тыс. рублей.

На текущий и капитальный ремонт в прошлом году было израсходовано 386,4 миллиона рублей. На эти средства были отремонтированы аудитории, столовые. Столовая в зоне "В" оснащена импортным оборудованием, и у нас теперь столовые "Б" и "В" могут обеспечить качественным питанием всех желающих. Кроме того, мы открыли новую столовую в первом гуманитарном корпусе.

Осуществлён уникальный ремонт легкоатлетического Манежа МГУ. Сегодня Манеж отвечает всем международным стандартам, и в нём можно проводить соревнования любого ранга.

Ещё один успех. Мы помним, что уже около 20 лет стояли заброшенными так называемые подтрибунные помещения на нашем стадионе. В этом году мы их отремонтировали по всем европейским стандартам. И наши студенты получают около одной тысячи квадратных метров современных спортивных залов. Фактически введён в строй новый спортивный комплекс. Кроме того, проведён значительный ремонт спортивно-оздоровительных лагерей, а также ремонт общежитий на сумму около 88 млн. руб.

И в завершение – о подготовке к юбилею, до которого осталось несколько месяцев.

Полным ходом идёт подготовка выставки "250 лет МГУ" в Государственном историческим музее.

На том самом месте на Красной площади, где стоял Аптекарский дом, в здании Исторического музея откроется в анфиладе залов огромная экспозиция, посвящённая 250-летию Московского университета. Со всей страны будут собраны экспонаты.

Уже утверждён макет выставки. А затем часть экспонатов займёт своё постоянное место в зале – музее истории университета в новой библиотеке. Под музей в строящейся библиотеке отводятся залы площадью более тысячи квадратных метров.

Развёрнута подготовка первого съезда выпускников МГУ, намеченного на 2 – 3 декабря 2004 года. Разработаны и изготавливаются настольные юбилейные медали, юбилейная монета и почтовые знаки. Решается комплекс вопросов по наградным делам.

Принято решение Минтруда о включении разработанного нами юбилейного знака "250 лет МГУ" в реестр наград, учитываемых при присвоении звания Ветеран труда, и около 7 тысяч наших сотрудников получат эту награду.

Идёт работа по производству серии фильмов по истории МГУ, в их числе – фильмы, создаваемые университетом совместно с компаниями ОРТ, РТР "Россия" и трёхсерийный документальный фильм об МГУ.

Успешно реализуется издательская программа "Классический университетский учебник". В рамках этой программы к юбилею будут изданы 250 учебников, которые станут эталоном университетского образования. Уже около пятидесяти таких учебников издано.

Готовятся к запуску два университетских спутника "Татьяна", на которых будет установлена научная аппаратура, а также аппаратура для образовательных целей.

Теперь у университета есть свой гимн.

В этом году Московский университет посетили многие выдающиеся деятели культуры, науки, искусства, политические и общественные деятели. В Московском университете состоялись:

1. Встреча с доверенными лицами кандидата в Президенты РФ В.В. Путина.

2. Концерты в Актовом зале Валерия Гергиева, Юрия Башмета.

3. Встречи с Александром Исаевичем Солженицыным, Его Святейшеством Патриархом Московским и Всея Руси Алексием П, Председателем Государственной Думы Б.В. Грызловым, дочерью Дэн Сяо Пина – Дэ Джун. Неоднократно посещал Московский университет министр образования и науки А.А. Фурсенко и многие другие государственные и политические деятели.

Стало уже традицией ежегодные отчёты ректора заканчивать особыми проектами и задачами Московского университета на ближайшее время.

Сегодня к таким особым проектам я бы отнес следующие:

1. Проведение на высоком уровне всех мероприятий по подготовке к 250-летию МГУ. Проведение международных конференций, съезда выпускников, разработка и утверждение университетской символики и наград и др. Проведение 25 января 2005 г. юбилейного заседания в Кремлевском дворце, в котором примут участие более двух тысяч гостей, в их числе президенты многих стран, многие нобелевские лауреаты, высокие зарубежные и российские гости, ректоры всех университетов России.

2. Завершение строительства нового здания фундаментальной научной библиотеки и оснащение её современным оборудованием.

3. Строительство университетского медицинского центра.

4. Строительство новых учебных корпусов.

5. Реконструкция комплекса зданий университета на Моховой.

6. Развитие инфраструктуры университетских здравниц.

7. Продолжение программы оснащения университета новым научным оборудованием.

8. Создание информационной системы управления всем комплексом университета.

9. Запуск научно-образовательных университетских спутников.

10. Окончание издания серии "Классический университетский учебник" и других книг об университете.

11. Строительство нового жилья для сотрудников университета.

Дорогие друзья! Из сказанного видно, какая огромная работа проделана вами, всем коллективом университета. Всё сделанное по плечу только такому высокоинтеллектуальному сообществу, как наш университет. Впереди у нас не менее грандиозные задачи. И их надлежит нам решить. Я уверен, что каждый из нас отдаст все свои силы служению родному университету.

Благодарю за внимание!

Первая полоса

К 250-летию МГУ

Пресс-служба

Мир науки

Вести МГУ

Памятные даты

Громкие имена

Твоя жизнь, студент

Юбилей факультета

Неравнодушный взгляд

Спорт в МГУ

Наш календарь

На главную страницу