29-30 (4090-4091)
сентябрь 2004

Удивительный мир камня

Задумывались ли вы когда-нибудь над тем, что такое камень? Какие чувства он вызывает? Какое большое значение он сыграл в жизни человечества? Какую силу в себе таит?

Этой зимой, когда университет будет праздновать свой юбилей, Ботанический сад готовится к празднованию своего 200-летия со дня приобретения его Московским университетом. А через год, зимой 2006 года сад отметит 300 лет со дня основания. Может быть, прочитав это вступление, кто-нибудь спросит: а почему именно о камне, а не о растениях, море, небесных светилах? В мире немало интересного. Наверное, камень привлек меня своей долговечностью и незыблемостью. Тем, что камни – из тех вещей, которые существуют в мире несравнимо дольше не только ничтожно короткой по меркам вечности человеческой жизни, но и зачастую являются свидетелями жизни сменяющих друг друга цивилизаций.

Однажды я оказалась на берегу одного очень красивого, и тогда еще мало тронутого следами человеческой деятельности озера, находящегося в глубине России. Я навсегда запомнила его прекрасный каменистый берег, валуны, взгромоздившиеся друг на друга, прикасаясь к которым я ощутила нечто похожее на то, что, наверное, чувствовал мой далекий-далекий предок, наделивший камень мистическим значением.

Другое ощущение – камень в поэзии. У каждого найдутся свои любимые стихи, в которых камень и человеческие чувства слиты воедино. А может быть, наоборот – в борьбе, ведь не зря говорят: сердце – не камень… Вот стихи, запомнившиеся мне (написанные Светланой Горшуновой, поэтессой нашего университета, к несчастью, трагически погибшей в 27 лет):

Нам скалы улыбнутся всеми складками гряды,

Заплачут всеми таяньями льдин,

Ведь мы-то понимаем, что у счастья и беды –

Один родник, и талисман – один.

И третье ощущение – горы. Одним только этим словом, уже, кажется, сказано все. «Лучше гор, могут быть только горы, на которых еще не бывал». Тот, кто ходил в горы – поймет меня, а кто нет – сходите во что бы то ни стало! Ведь никакие трудности и усталость не сравнятся с силой и глубиной счастья стоять на вершине и видеть вокруг только горы и небо, а облака – внизу.

В толковом словаре русского языка В.И. Даль пишет: «Камень - всякая твердая нековкая и нераспускающаяся в воде горная порода в виде сплошной массы и отдельных кусков». С тех пор прошло более столетия, а это определение не претерпело каких-либо изменений. Конечно, понятно, что у каждого человека свое представление о камне. Если архитектор, строитель и каменотес понимают под этим словом материал, используемый для строительства и отделки зданий, а минеролог – горные породы и минералы, то ювелир – драгоценные камни.

Наиболее древние упоминания о камнях содержатся в клинописных текстах Шумера и Вавилона. О каких камнях шла речь, точно определить удалось лишь в немногих случаях, и достоверными можно признать (из цветных камней) только названия лазурита, нефрита и сердолика, которые считались камнями священными и помогающими в определенных ситуациях.

Верования о камнях древних египтян известны детальнее благодаря обычаю мумифицирования умерших, при котором в одежды мумии вкладывались и каменные похоронные амулеты. В гробнице египетского фараона Тутанхамона обнаружено множество предметов, украшенных бирюзой и лазуритом. Тексты, регламентирующие похоронные обряды, были канонизированы и сохранились в так называемой «Книге мертвых», в которой описаны камни для амулетов и их особые свойства.

Можно с уверенностью утверждать, что вера в особые свойства камней была распространена у всех народов Средиземноморья. Об этом говорят греческие авторы.

Пифагор (580–510 до н. э.), Платон (427–347 до н. э.), Аристотель (384–322 до н. э.) – все они упоминали о целебных или охранительных свойствах камней.

В VII в. до н. э. в Древней Греции зародилось искусство глиптики – резьбы по камню. Материалом для изготовления гемм первоначально служили халцедон, яшма, горный хрусталь. Из них вырезали фигурки животных, богов, людей. Особое развитие этот вид античного искусства получил в IV в. до н. э., когда стали применять многослойные цветные камни – сардониксы, агаты, а также более твердые камни – изумруд, аквамарин и др. Античные мастера вырезали на камне сцены из мифологии, изображения богов и мифических героев, портреты правителей и победителей Олимпийских игр.

Драгоценные камни – это те природные минералы, что обрели коммерческую ценность благодаря красоте, долговечности и редкости. Большинство драгоценных камней являются кристаллами. У всех камней происхождение – магматогенное, то есть первоначально они формировались из расплавленной магмы в процессе ее остывания. Если у расплавленного вещества на остывание было достаточно времени, то ионы, с их тенденцией притягиваться, могли составить кристаллы определенного вида, в противном случае вещество застывало бесформенно. Если при формировании у камня было достаточно пространства, то он будет в форме кристалла определенного вида. Например, алмазы находят в виде двойных пирамид, соединенных основаниями. Но даже если у камня искажена внешняя форма, то внутренняя форма – кристаллическая решетка – все равно остается неизменной.

К драгоценным камням относят также некоторые органические вещества, которые издревле использовались в ювелирном деле. Это жемчуг, перламутр раковины, янтарь (ископаемая смола), слоновая и моржовая кости, одонтолит (окаменелая кость), панцирь черепахи, кораллы (скелетные останки морских полипов), гагат (окаменелая древесина).

Необычен камень, называемый александритом. Днем он зеленоватый, похож на изумруд, а ночью, при искусственном освещении, становится красным, как рубин. Впервые его обнаружили на Урале 17 апреля 1834 года, в день совершеннолетия будущего царя Александра II. Отсюда и название.

Драгоценные и поделочные камни с древнейших времен использовались наряду с раковинами, костью, рогом, деревом для изготовления бус, подвесок, браслетов, амулетов. Они нашли также широкое применение в искусстве как материал для мелкой пластики и изготовления таких изделий, как украшения, шкатулки, подсвечники, кулоны, браслеты, колье, пепельницы, настольные наборы, фигурки, статуэтки, облицовки ваз и шкатулок (главным образом малахит), изготовления черенков ножей, ложек, вилок.

В наши дни использование естественного камня для ювелирных и декоративно-художественных целей резко сократилось, так как развилась техника изготовления синтетического камня (рубин, сапфир, шпинель). Большая часть драгоценных камней идет для технических целей, где их потребление все возрастает. Благодаря большой твердости алмаз широко применяется в технике бурового дела, для резки и шлифовки твердых материалов и т. д. Рубины и сапфиры, главным образом синтетические, используются в часовом деле и для подпятников в точных механизмах. Прозрачный кварц, турмалин широко применяются для специальных оптических приборов, а также в радиопромышленности. Агат, халцедон и их разновидности в больших количествах идут на изготовление деталей точных весов и измерительных инструментов, а также химических ступок, подпятников и т.п.

Сколько же существует минералов и их разновидностей в природе (в основном – в коре земного шара), как они разнообразны, красивы, какими свойствами обладают – тема особая.

Елена Ерова

Первая полоса

К 250-летию МГУ

Пресс-служба

Вести МГУ

Питомцы университета

Крупным планом

Мнение

  Неравнодушный взгляд

  Взгляд на мир

Наш календарь

Флюс

На главную страницу