31 (4092)
сентябрь 2004

«Московский университет – это моя жизнь»

КИРПИЧНИКОВ Михаил Петрович– крупный специалист в области физико-химической биологии, белковой инженерии и биотехнологии, доктор биологических наук, профессор, академик Российской академии наук, член Президиума РАН, заведующий кафедрой биоинженерии биологического факультета МГУ. Является автором более 200 научных трудов и публикаций. Имеет государственные награды.

В 1972–1989 гг. работал в Институте молекулярной биологии АН СССР. В 1989–1991 гг. – заместитель начальника, начальник отдела Государственного Комитета СССР по науке и технологиям. В 1991–1993 гг. – начальник отдела, начальник управления Министерства науки и технической политики РФ. В 1993–1994 гг. – заведующий отделом науки и образования аппарата правительства РФ. В 1994–1998 гг. – начальник департамента науки и образования аппарата правительства РФ, начальник департамента науки, образования и высоких технологий аппарата правительства РФ. С августа по сентябрь 1998 г. – первый заместитель министра науки и технологий РФ. С сентября 1998 по май 2000 г. министр науки и технологий РФ. С июня 2000 г. – первый заместитель министра промышленности, науки и технологий РФ.

В августе, на первом заседании Ученого совета в новом учебном году ректором МГУ В.А. Садовничим была представлена кандидатура Михаила Петровича Кирпичникова на должность проректора. Корреспондент газеты «Московский университет» взяла интервью у нового представителя Московского университета, чтобы узнать путь Михаила Петровича в МГУ, а также то, какие обязанности на него возложены.

– Михаил Петрович, в некотором смысле, вы – новый для МГУ человек. Расскажите немного о себе.

– Я москвич: родился здесь, вся жизнь прошла в Москве. Думаю, что если бы не влияние Московского университета – не поступил бы в физтех. Физтех всегда воспринимался как ближайший родственник МГУ: он возник ведь как факультет Московского университета. Когда в 1963 г. я оканчивал школу, у всех на слуху был Московский физико-технический институт. Может быть потому, что очень активны в нашей школе были «эмиссары» – студенты и преподаватели физтеха.

– То есть МФТИ был более престижным, чем МГУ?

– Я бы не делал такого акцента. Многие выдающиеся ученые преподавали и в МГУ и на физтехе. И физтех и МГУ давали прекрасное образование, которое позволяло сделать «прыжок в науку».

– И вы его сделали?

– Да, в общем, я его сделал. Первые 20 – 25 лет я был крепко связан с наукой, никуда не отвлекался. В 1969 г. окончил Московский физтех (по специальности «Молекулярная биофизика»), в 1972 г. – аспирантуру. Уже с третьего курса я стал работать в академическом институте. Я работал в Институте Молекулярной биологии РАН. И всю свою академическую карьеру я сделал, по существу, в этом институте.

С самого начала меня интересовала структура биополимеров. Мне очень повезло, скоро я оказался в отделе родоначальника генетической инженерии в нашей стране академика А.А. Баева. Это было интересное время. С одной стороны, бурное развитие физических методов (ЯМР, рентген и т.д.), с другой, достижений генетической инженерии и химического синтеза, сделали доступными для исследования принципиально новые объекты. Объединение этих очень разных методов привело к прорыву в структурной биологии. Мы были первыми, кто использовал такой комплексный подход в нашей стране. Так было получено несколько важных результатов в изучении структуры регуляторных белков и ДНК-белковых взаимодействий.

В дальнейшем мы вместе с выдающимся теоретиком, специалистом в области физики белка О.Б. Птицыным взялись за очень амбициозный проект. Мы пытались спроектировать и получить методами генетической инженерии исскуственный белок, с заданной структурой, причем такой, которая не встречалась бы среди природных белков, но не противоречила теории. Затем была поставлена задача научиться делать белки не только с заданной структурой, но и функцией. Это во многом удалось. За цикл работ в этом направлении в 1999 г. мы получили Государственную премию РФ в области науки и техники.

Молекулярная биология привела к тому, что геномы ряда важнейших организмов, в том числе человека, расшифрованы. И сейчас интерес все больше смещается в область постгеномных исследований. Стали возможны новые подходы в генной терапии, конструировании новых лекарств и многое другое. Мишенями большего количества лекарственных препаратов являются мембранные белки. Изучение структуры и функции мембранных белков и есть основное направление моих научных интересов сегодня. Эти работы развиваются в Институте биоорганической химии им. М.М. Шемякина и Ю.А. Овчинникова РАН, где в последние годы я руковожу лабораторией инженерии белка.

– В чем, на ваш взгляд, сегодня основная проблема системы образования?

– Если кратко, я вижу две основные проблемы отечественной системы образования: очень поздняя мотивация выпускников наших учебных заведений (они приходят с прекрасным фундаментальным образованием, но не очень представляют, чем они будут заниматься) и необходимость приведения экономики системы образования в соответствие с новыми экономическими реалиями. При этом очевидна главная задача: не потерять высокий уровень отечественной системы образования, попытаться восстановить то, что уже потеряно (например, система профессионально-технического образования).

– Какова ваша основная роль в стенах Московского университета?

– В начале лета Виктор Антонович Садовничий пригласил меня в свою команду. Долгие годы взаимодействия показали, что мы являемся единомышленниками по ключевым вопросам развития науки и образования, и я с благодарностью принял приглашение.

Ректор поручил мне координировать два направления. Основное – это инновационная деятельность. Второе направление связано с международной научно-технической и инновационной деятельностью.

Управление, которое я буду вести, будет называться «Управление инновационной политики и координации инновационной деятельности». Я буду заниматься инновационной деятельностью кафедр, институтов, новыми структурами (Центром трансфера технологий, Научным парком), взаимодействовать по этим вопросам с внешними структурами, участвовать вместе с моими коллегами в вопросах образовательных инноваций.

Считаю развитие инновационной системы важнейшим фактором устойчивого развития МГУ в будущем. Вспоминаю известную притчу о рыбе и удочке. Конечно, можно дать страждущим рыбу сегодня, но лучше вручить им удочку, дав возможность позаботиться о своем будущем. Инновационная система должна стать той удочкой, которая сделает университет более независимым от внешних обстоятельств. Это цель.

– У вас есть дочь…

– Да, она закончила биологический факультет МГУ.

– Вы советовали ей идти в МГУ?

– Да.

– Почему не в физтех?

– Физтех замечательный институт, но он точно не для девочек. Если говорить откровенно, я бы никогда не посоветовал ей идти на физтех. Это первое. А второе, когда дочь окончила биофак МГУ, она ушла в бизнес. Таков был её собственный выбор. А университетские годы вспоминает как лучшие.

– Что для вас Московский университет?

– Знаете, это моя жизнь. Я так устроен, что делу отдаюсь полностью. И университет теперь моя жизнь. Действительно. И это не просто слова.

Беседовала Ольга Тришкина

Первая полоса

Пресс-служба

Вести МГУ

Конкурсы

  Нам пишут

Новости науки

Актуальное интервью

Мнение

Москвоведение

Твоя жизнь, студент

Наш календарь

Флюс

На главную страницу