31 (4092)
сентябрь 2004

Москва поэтическая

Москва… Для всех нас, кто родился и вырос здесь, кто приехал сюда учиться, работать, жить – для всех нас это слово обладает волнующим звучанием. У каждого образ Москвы свой. Неповторимый и непохожий на чей-либо другой. Потому что у каждого – своя жизнь, свои горести и радости, пережитые здесь, свои воспоминания, свои любимые места. О Москве писали не только литераторы, путешественники, историки. Ее образ нашел отражение и в народном творчестве – в старинных песнях и балладах. А что уж говорить о поэтах всех времен, которые, как известно, отличаются особым видением мира и восприимчивостью и чуткостью ко всем его явлениям?

Образы Москвы в русской поэзии – тема необъятная, потому что о Москве, так или иначе, писали если не абсолютно все русские поэты, то почти все. Не заглядывая слишком далеко, начнем хотя бы с девятнадцатого века: Ф.Н. Глинка (всем известный «Город чудный, город древний…»), Д.В. Давыдов («При виде Москвы, возвращаясь с персидской войны»), П.А. Вяземский, А.С. Пушкин, Н.А. Некрасов («Дружеская переписка Москвы с Петербургом»), Е.А. Баратынский, К.М. Фофанов, И.И. Козлов, А.И. Полежаев, М.Ю. Лермонтов, А.А. Фет, А.Н. Майков («Воробьевы горы»)…Серебряный век – ничуть не меньше: Валерий Брюсов, Константин Бальмонт, Александр Блок, Максимилиан Волошин, Осип Мандельштам, Игорь Северянин, Марина Цветаева…Всех не перечислишь. Даже такая «насквозь петербурженка», как Анна Ахматова, оставила о Москве проникновенные строки:

За ландышевый май
В моей Москве стоглавой
Отдам я звездных стай
Сияние и славу.

Век двадцатый. Иван Бунин, Эдуард Багрицкий, Дмитрий Кедрин, Ярослав Смеляков, Николай Рубцов… Конечно, нельзя не назвать Булата Окуджаву и его «Арбатский дворик»:

...А годы проходят, как песни.
Иначе на мир я гляжу.
Во дворике этом мне тесно,
и я из него ухожу.

Ни почестей и ни богатства
для дальних дорог не прошу,
но маленький дворик арбатский
с собой уношу, уношу.

В мешке вещевом и заплечном
лежит в уголке небольшой,
не слывший, как я, безупречным
тот двор с человечьей душой.

Сильнее я с ним и добрее.
Что нужно еще? Ничего.
Я руки озябшие грею
о теплые камни его.

Не говорят ли эти стихи сами за себя настолько, что добавлять уже ничего не нужно? Иначе можно сказать только одним словом: родина.

Трудно обойти молчанием и стихи Юрия Визбора и Дмитрия Сухарева, на которые написана известная песня из кинофильма «Москва слезам не верит», а также менее известное, но очень интересное стихотворение Дмитрия Сухарева «Окликни улицы Москвы». В названиях улиц поэт вспоминает о древней истории нашего города, отраженной в них:

Окликни улицы Москвы, И тихо скрипнет мостовинка,
И не москвичка – московитка
Поставит ведра на мостки.

Не остались в стороне и другие поэты нашего университета. Например, выпускник физфака Геннадий Иванов (современник и друг известного барда Сергея Никитина) написал вот такое стихотворение:

Я смотрю на Москву через призму поэзии,
Через призму музыки, призму любви.
Просто так на Москву смотреть бесполезно,
Просто так ничего не увидите вы.

Просто так не услышите крыши притихшие,
Просто так не оцените плечи мостов,
Просто так вам и церкви покажутся лишними,
Просто так не поймете полет куполов.

Не увидите вы, что, как линии в спектре,
Окруженные радугой радостных улиц,
По Москве полетели прямые проспекты
И, как струны гитар, натянулись.

Москвичи музыкантами ходят по городу,
Осторожно шагают и трогают струны,
И такие из них извлекают аккорды –
Композиторам было бы трудно...

Я смотрю на Москву через призму поэзии,
Через призму музыки, призму любви...

Думается, что иначе на Москву, да и вообще на жизнь, смотреть, действительно, не только бесполезно, но и бессмысленно. Потому что любой город, любое, пусть даже самое прекрасное место на земле, останется для нас чужим, если мы не встретили там близкого человека. Так пусть же наш город станет счастливым талисманом для каждого, кто приезжает в него с надеждой. С днем рождения, Москва!

Елена Ерова

Москва, кто тебя основал?

Сколько людей – столько мнений. Слышали, наверное? Жизнь не раз продемонстрировала мне, что к народной мудрости, как всегда – не придерешься. Но всё равно были такие даты и события, которые не вызывают разногласий, разночтений и расхождений. Особенно если это касается чего-нибудь глобального, общеизвестного. Одним из таких фактов был тот, что Москву основал Юрий Долгорукий.

Школьная программа предлагала моим сверстникам следующий факт: Москва была основана в 1147 году князем Юрием Долгоруким. Одна из «истин», которая стала бесспорной. Но не всё так однозначно. И теперь, спустя годы, я выяснила для себя некоторые подробности.

Есть легенда, которая говорит о том, что основание Москвы относится ко временам Мосоха – сына библейского Иафета (родоначальника европейских народов), внука Ноя.

Это было только начало. Другие мнения по этому вопросу таковы.

Один сочинитель переписал старинную летопись, чтобы вставить свою историю об основании Москвы. Уж очень хотелось ему отнести основание русской столицы подальше в глубь веков и тем самым лишний раз возвысить ее. Самым подходящим временем для ее основания оказались времена «вещего Олега», тем более что в летописях есть упоминания об основании Олегом множества новых городов. Вот и написал сочинитель, что «Олег же нача грады ставите... и прииде на реку, глаголемую Москву, в нея же прилежат реки Неглинная и Яуза, и поставил град не мал и прозва его Москва.

«Напротив мэрии Москвы стоит памятник князю, который всю свою жизнь мечтал о Киеве…Князь Юрий Долгорукий, основавший Переяславль-Залесский, Юрьев-Польский, Дмитров, Кострому и другие города, считается также и основателем Москвы, но из летописи известно лишь о том, что он ею владел и устроил там в 1147 г. «обед силен» для своего союзника в борьбе за киевский престол – черниговского князя Святослава Ольговича. До этого Москва была крупным имением Степана Кучки, который, видимо, и основал будущую столицу России. Князь, казнив боярина за какую-то провинность, присвоил себе то, что раньше принадлежало боярину».

Так всплыло имя Степана Кучки. За что прогневался Долгорукий на боярина – тоже вопрос неоднозначный.

Князь Юрий Долгорукий ехал из Киева во Владимир, и неожиданно для себя увидел город Москву, находившуюся во владениях боярина Степана Кучки. Боярин, видимо, мало слышал о великом князе, а потому отнесся к нему пренебрежительно, за что и поплатился головой. А Москва отошла во владения Юрия Долгорукого. Пренебрежительно отнесся – это одно из мнений. Но есть люди, которые считают, что все было гораздо серьезней.

В.Н. Татищев, ссылаясь на никому больше не известную Раскольничью летопись, утверждал, что жена Кучки была любовницей Юрия. Кучко забрал жену в свое село и хотел уйти в Киев, но Юрий, вернувшись из похода на Торжок, настиг их в Москве и убил боярина. Далее Татищев утверждал, что Юрий тут же заложил город и позвал Святослава в Москву на свадьбу Андрея и Кучковны – дочери Кучко.

То, что один автор считает вымыслом, другой вполне допускает и в свидетели призывает Даля. В.И. Даль в своем «Толковом словаре» косвенно подтверждает летописные свидетельства: «Всем известно довольно загадочное явление, что в Москве нет сорок; народное поверье изгнало их за 40 верст из Москвы; но они есть гораздо ближе, хотя, сколько мне известно, никто не видал, чтобы сорока залетала в самую Москву. На это сложено несколько поэтических сказок; Москва основана на том месте, где убит боярин Кучка; его предала сорока неуместным стрекотаньем своим, когда он спрятался под кустом; он ее проклял умирая и сороки исчезли оттуда навсегда.

Кроме того, существовали также легенды о Вуколе, или Буколе, который вел отшельническую жизнь в здешних лесах, а потом вдруг почему-то предсказал новому городу великую судьбу. Упоминается и еще один отшельник – некий римлянин Подон.

А вот ещё одно из мнений. Заслуги Юрия Долгорукого по отношению к Москве достаточно скромны. Он, правда, соорудил в ней первый кремль – деревянный. Своим же будущим столичным статусом Москва по существу обязана Андрею Боголюбскому – сыну Юрия и его первой жены, дочки половецкого хана. Усилиями Андрея, выросшего в Суздале и не любившего южнорусские земли, центр средневековой Руси переместился на север, что создало предпосылки для возвышения Москвы.

Так, благодаря всемирной паутине, я узнала некоторые подробности об основании Москвы. Насколько они соответствуют истине – решайте сами. А если у человечества всё же появится машина времени, предлагаю обязательно слетать в XII век – может быть, тогда всё прояснится…

Юлия Вихлянцева

Первая полоса

Пресс-служба

Вести МГУ

Конкурсы

  Нам пишут

Новости науки

Актуальное интервью

Мнение

Москвоведение

Твоя жизнь, студент

Наш календарь

Флюс

На главную страницу