31 (4092)
сентябрь 2004

«Московский университет – это моя жизнь»

Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, как известно, является одним из лучших высших учебных заведений в мире. Следовательно, по теории вероятности с учетом человеческого фактора, да и вообще по логике вещей, плотность умственно одаренных людей (а попросту говоря, гениев) по отношению ко всем здесь присутствующим существенно больше, чем в среднестатистическом вузе. В таком аккумулировании «мозгов» и есть основная сила университета. Однако гении не составляют 100% от всех студентов в МГУ. Легко ли всем остальным жить рядом с ними?

Миф о превосходстве одних над другими и о так называемом культе личности в МГУ весьма преувеличен. Нет, это отнюдь не означает, что подобных случаев не встречается в университете. Здесь, как и во многих других местах, бывает разное отношение к особо одаренным студентам, как со стороны преподавателей, так и со стороны сокурсников. Но нельзя бездумно утверждать, что такая ситуация типична или преобладает.

Согласитесь, преподавателю, каким бы объективным он ни был, трудно устоять перед соблазном уделять больше внимания наиболее одаренным студентам. К сожалению, при этом в проигрышном состоянии оказываются все остальные учащиеся. Разумное понимание подобной ситуации с их стороны не приводит к конфликтам и позволяет осваивать преподносимые им знания в полном объеме. Как говорится, было бы желание! Самое главное в этой ситуации – не создавать лишних проблем и недопониманий. Надо отдать должное блестящему профессорско-преподавательскому составу Московского университета, члены которого, в основном, умеют справляться с желанием выделить любимчиков в ущерб остальным учащимся. Во время основных занятий они одинаково относятся ко всем, а вот свое свободное время уделяют тем, кто, по их мнению, этого больше заслуживает. Этот вариант «невыделения» гениев, по-моему, является наиболее справедливым и соответствующим традициям Моск овского университета. Но дело в том, что в действительности так не всегда происходит, и в стенах МГУ начинают работать для всех разные правила. Так, особо одаренным студентам уделяется все внимание преподавателя, а остальным предлагается самостоятельно осваивать материал и приобретать знания в меру своих способностей. Стоит заметить, что речь здесь идет о трудолюбивых учащихся (хоть и не гениях по природе, но упорных в получении знаний), а не о «халявщиках», которым действительно жалко уделять особое внимание. Первым зачастую необходимо немного внимания со стороны преподавателей, и тогда их результаты оказываются не хуже, а могут и превосходить достижения гениев.

В жизни, к сожалению, а может и к счастью, не все так однозначно, и в отношениях меду обыкновенными людьми и гениями есть и другая сторона. Речь идет о простых человеческих отношениях, возникающих в коллективе. Особо одаренные люди зачастую не чувствуют себя частью этой компании. Они ведут обособленный образ жизни, и их талант замыкается в собственном мире. И это происходит не только по их вине. Чаще всего такое поведение гениев является защитной реакцией на настороженное отношение к ним окружающих, обычно связанное с чрезмерным любопытством, завистью или потребительскими намерениями последних. Далеко не всем удается в такой ситуации не замкнуться в себе. И вывести из этого состояния может только нормальное отношение к ним окружающих, а не показывание пальцем или перешептывание за спиной. К тому же разделение группы студентов на гениев и обычных людей безальтернативно ставит преподавателя перед тяжелым выбором (о нем речь шла выше). Но выход есть! Хорошее отношение друг к другу – вот решение. Отнеситесь друг к другу дружелюбнее и добрее. Не делитесь на гениев и просто умных людей (ведь только такие учатся в МГУ), и тогда перед преподавателями не будет возникать наисложнейшая проблема выбора, да и атмосфера в коллективе станет лучше. Ведь хорошие отношения между людьми творят чудеса и решают все проблемы.

Ольга Конотоп

Почему я не люблю театр

Думаю, могу дать вполне конкретный и односложный ответ. Потому что не верю. Я не верю этим людям на сцене, которые оделись в несвойственные веку костюмы и произносят заученные реплики из книжек. Просто не верю. И все. По моему скромному разумению, единственный критерий принадлежности какого бы то ни было продукта человеческой деятельности к искусству – это его искренность, причем искренность самой идеи ни коим образом не должна быть потеряна в процессе ее исполнения или облечения в удобную для восприятия форму. И никаких мудростей вроде «ложь, да в ней намек» я почему-то не приемлю. Это должна быть именно правда, и лишь тогда произведение имеет смысл и, как это теперь принято говорить в артистических кругах, «message». Все остальное по какой-то причине (возможно, в силу собственной ограниченности?) напрочь отвергается моим разумом.

Теперь попытаюсь пояснить, что же я имею в виду под «ложью» и «правдой». Боюсь показаться непоследовательной, но как раз эту самую грань очень сложно уловить или, с другой стороны, соблюсти. В принципе, искусство само по себе построено на вымыслах: придуманных сюжетах, персонажах, даже эмоциях. Так что, строго говоря, мы априори имеем дело с неправдой... Однако не об этой правде я говорю как о критерии принадлежности к искусству, а скорее о той, которую каждый из нас определяет для себя сам. Причем определяет совершенно интуитивно и почти мгновенно – просто «да» или «нет». Думается, такой процесс обусловлен самим назначением и даже смыслом искусства – оно пробуждает чувства, мысли, и, фактически, мы ищем в нем впечатлений, которых «недобрали» в жизни. Вполне естественно, что мы не сможем принять (интерроризировать?) эти впечатления, если будем относиться к их источнику с недоверием.

Вы спросите, неужели я настолько несчастный человек, что вообще не могу воспринимать искусство, или это только театру так «не повезло»? Отвечу – второе, и не потому, что мне ни разу не попалось хорошего спектакля или по-настоящему профессиональных актеров. Видимо, дело все же в самом способе выражения идей, используемом в театральном искусстве. С двумя, скажем так, смежными с театром видами искусства у меня не возникает подобных противоречий. Книги читаю с удовольствием, конечно, хорошие (когда верю в автора и в сюжет). Но с книгой, кажется, легче поверить, поскольку больше простора для воображения, «недостающие» моменты можно домыслить самому. Кино, как ни странно, тоже вполне успешно создает в моем сознании иллюзию реальности. Наверное, тут уже дело в более тонком уровне «обмана», хотя очень многое зависит от актеров – иногда сквозь образ, который, казалось, должен был быть создан, виден непосредственно сам актер, «не влезающий» в свою роль. В театре же эти, по большому счету, редкие для кино актерские шероховатости превращаются в одну сплошную ухабистую дорогу и не замечать их, по крайней мере, мне лично, становится очень трудно. Приходится бороться и отбрасывать все эти ненужные наблюдения, выделяя, собственно игру характеров. Но, согласитесь, ведь эти впечатления можно получить каким-то более приятным путем, не прилагая дополнительных усилий на исправление издержек. Вот я и пытаюсь найти другой путь к искусству, так сказать, в обход его театральной ветви...

JustA
http://www.almater.ru

Почему я люблю театр

Всегда интересно наблюдать за действием, происходящим на сцене. Интересна динамика постановки. Мне всегда нравилось, как на сцене меняются декорации – от этого очень зависит твое настроение.

Интересно, как режиссер прочтет знакомые мне произведения, насколько изменится сюжет, диалоги, картины... Иногда начинаешь более ярко представлять себе то, что хотел выразить писатель.

Хочется увидеть, насколько талантливо воплощены актерами образы героев, захватывает сама игра. Бывает, кажется, что ты сам становишься действующим лицом спектакля, а не пассивным зрителем.

В театре ты чувствуешь себя сопричастным к жизни других людей, ты словно перевоплощаешься, пусть и ненадолго, в другого человека.

В театральных музеях открываешь для себя историю данного театра, прославивших его артистов, художественных руководителей, композиторов.

Да и просто за то люблю театр, что могу там спокойно отдохнуть от повседневной жизни. Точно не увижу противных людей с кислым выражением лица. К тому же, появляется определенный настрой перед «походом» в театр – какое-то возвышенное настроение.

Еще очень впечатляет синтез музыки, действия и света.

«Душа обязана трудиться...», – писал Борис Пастернак. Вот этим она и занимается в театре.

levsha
http://www.almater.ru

Первая полоса

Пресс-служба

Вести МГУ

Конкурсы

  Нам пишут

Новости науки

Актуальное интервью

Мнение

Москвоведение

Твоя жизнь, студент

Наш календарь

Флюс

На главную страницу