октябрь 2004

На заре Московского университета

Когда в Московском университете появилась первая студентка?
Московский университет был открыт исключительно для лиц мужского пола. Читаем книгу о ректорах (с. 161 «Ректоры Московского университета»): «В период ректорства Н. [М.М. Новикова] постановлением Наркомпроса РСФСР в состав Московского университета вошли кафедры и кабинеты женских курсов...» Кафедры и кабинеты вошли, а все же когда в Московском университете появилась первая студентка? Этому вопросу не придано никакого значения. А ведь это историческое событие для Московского университета. Не правда ли?
Что может ныне нравиться в тогдашнем университетском уставе?
Университет подчинялся только Правительствующему Сенату. Профессора и учителя были подведомственны лишь университетскому суду. Также и студенты были неподсудны местным властям. Однако директор мог отослать их к обычному суду. Все университетские чины были освобождены от вычетов из жалования и иных сборов.
Всякий ли юноша мог стать студентом Московского университета?
Студентами университета могли стать, при наличии достаточного уровня образования, как дворяне, так и разночинцы. Но не крепостные. Разве что добрый помещик, усмотрев в крепостном юноше большие способности, давал ему вольную.
Откуда брали студентов?
Первое время студентов брать было неоткуда. Уровень домашнего образования был низок. Детей учили лакеи и парикмахеры, лишь бы они были иностранцами. Указом 1757 года был установлен экзамен всем этим домашним «учителям». Родителей, продолжавших держать не аттестованных «учителей», крупно штрафовали, а «учителей» высылали за границу.
Но пока что студентов брали из духовных училищ. Для подготовки юношей к университету были учреждены две гимназии: дворянская и разночинская. Но из гимназий пошли кадры только через два года после открытия университета.
Каков был срок обучения и как был организован во времени учебный год?
Срок обучения в университете был определен в 3 года. В это время «никого против его воли и желания от наук не отлучать и к службе не принуждать». Каникулы были положены с 18 декабря по 6 января и с 10 июня по 1 июля.
Что можно заимствовать из процесса обучения, осуществлявшегося на заре Московского университета?
Студенческие диспуты. В конце каждого месяца были предписаны диспуты между студентами по заранее подготовленным тезисам, а в конце полугодия предписывались большие диспуты. Первый большой диспут между студентами произошел 17 декабря 1756 года, в последний день занятий, накануне зимних каникул. Диспут был на философские темы. Его проводил некто И.Г. Фроманн. Отпечатанные тезисы двух студентов опровергали четыре студента. Тезисы утверждались куратором. Была система наград. Отличившиеся по ходу учебы студенты получали медали.
Кто такой Фроманн?
С июня 1756 г. университетской философией заведовал профессор философии Иоганн Генрих Фроманн. Он был выписан из Штудгарда по указанию И.И. Шувалова академиком Миллером.
Была ли в Московском университете академическая свобода?
В Московском университете академической свободы не было. «Никто из профессоров не должен по своей воле выбрать себе систему или автора и по оной науку свою слушателям предлагать, но каждый повинен следовать тому порядку и тем авторам, которые ему профессорским собранием и от кураторов предписаны будут» (С.П. Шевырев). За содержанием речей профессоров следил куратор. Именно он их предварительно просматривал и утверждал.

А.Н. Чанышев, профессор
философского факультета МГУ

Летопись МГУ

1947 год

1 января

На химическом факультете создана кафедра химической технологии (зав. – академик АН СССР С.И. Вольфкович).
На экономическом факультете создана кафедра экономики и планирования народного хозяйства СССР (зав. – проф. Е.Л. Грановский).

13 января

Постановление СМ СССР №53 «О строительстве в г. Москве многоэтажных зданий», в котором, в частности, говорилось: «1. Принять предложение товарища Сталина о строительстве в течение 1947–1952 гг. в Москве многоэтажных зданий: одного 32-этажного дома, двух 26-этажных домов и пяти 16-этажных домов… 2. Построить 32-этажное здание на Ленинских горах в центре излучины Москвы-реки, разместив в нем гостиницу и жилье… 6. Возложить проектирование и строительство 32- и 26-этажных зданий на Управление строительства Дворца Советов при Совете Министров СССР».

13 марта

Утверждено штатное расписание МГУ. Университет имел в своем составе 157 кафедр, в т. ч.: механико-математический факультет – 20, физический – 24, химический – 12, биологический – 19, географический – 14, геолого-почвенный – 13, исторический – 12, филологический – 24, философский – 6, экономический – 3, юридический – 8, общих кафедр – 2.

5 июля

На физико-техническом факультете создана кафедра математики.

21 июля

На филологическом факультете введена специальность «журналистика». Прием на 1 курс – 25 человек. Основание – приказ Минвуза СССР №1009 от 21 июля 1947 г.

12 сентября

На физико-техническом факультете создана кафедра иностранных языков.

9 октября

На физико-техническом факультете создана кафедра общей физики.

6 ноября

На физико-техническом факультете созданы кафедры оптики, общего машиностроения, теоретической механики, аэродинамики, электротехники, теоретической физики, термодинамики, строения вещества.

31 декабря

Ректором МГУ назначен академик АН СССР А.Н. Несмеянов.
А.Н. Несмеянов проработал в этой должности почти 3,5 года, с 31 декабря 1947 г. по 18 мая 1951 г. С его именем связана организация нового строительства Московского университета. А.Н. Несмеянову принадлежит программа принципиального изменения системы и методов управления МГУ. Указывая на то, что «основным пороком действующей структуры является неоправданная деловыми соображениями, вредная централизация управления», затрудняющая не только общее руководство, но и непосредственное управление всеми звеньями аппарата, А.Н. Несмеянов предложил заменить функциональное разделение обязанностей проректоров на деление по отраслевому признаку и сосредоточить у одного проректора комплексное руководство всеми сторонами жизни родственных факультетов. Он был сторонником расширения «прав и обязанностей деканов факультетов по непосредственному руководству всей учебной, научной, финансовой и хозяйственной деятельностью подчиненного факультета и входящих в его состав научно-исследовательских институтов и других учреждений».

В течение 1947 года

МГУ в целом.

Обучались 8360 студентов (из них 5 380 женщин), 616 аспирантов.
Выпуск – 857 специалистов, в т. ч. математиков и механиков – 78, физиков – 81, химиков – 83, биологов – 138, географов – 80, геологов и почвоведов – 47, историков – 63, филологов – 246, философов – 32, юристов – 9.
Работал 1 421 научный сотрудник, в т. ч. 373 профессора, 390 доцентов.
В партийной организации состояли 2 000 человек, в комсомольской – 4 500, в профсоюзной – 11 800.
Издательская и библиотечная деятельность.
Началось издание библиографической серии «Замечательные ученые Московского университета», подготовленной Научной библиотекой. В задачу серии входила популяризация трудов ученых университета, их творческого вклада в науку и подготовку кадров для страны. Первый выпуск серии – В.В. Голубев. Н.Е. Жуковский (1847–1921).

1948 год

5 января

На филологическом факультете созданы новые кафедры: кавказской филологии и испанского языка и литературы.

1 марта

В учебные планы естественных факультетов введены курсы по истории наук: истории физики (физический факультет), истории математических наук (механико-математический факультет), истории химии (химический факультет), истории биологии (биологический факультет), истории геологических наук (геолого-почвенный факультет), истории географии (географический факультет). Основание – приказ Минвуза СССР №99 от 20 января 1948 г.

9 марта

На географическом факультете создана Хибинская учебно-научная станция. Задачи станции – общегеографическая практика студентов 1 курса. Научной тематикой станции является изучение лавин. Основы Хибинской учебно-научной базы были заложены профессором кафедры криолитологии и гляциологии Г.К. Тушинским. Большую помощь в ее создании оказал Горно-обогатительный комбинат «Апатиты», передавший факультету несколько домиков со своего баланса. Станция расположена в поселке Юкспорйок-2, недалеко от г. Кировска (Кольский полуостров).

15 марта

Постановление СМ СССР № 803 о строительстве новых зданий МГУ на Ленинских горах. Решено: «1. Построить в течение 1948–1952 гг. для Московского государственного университета новое здание на Ленинских горах объемом 1700 тыс. м3, высотой в центральной части не менее 20 этажей, вместо 32-этажного здания, предусмотренного к строительству Постановлением Совета Министров СССР № 53 от 31 января 1947 г. 5. Утвердить задание на проектирование нового здания Московского государственного университета, представленное Министерством высшего образования (т. С.В. Кафтановым), Московским государственным университетом (т. А.Н. Несмеяновым) и Управлением Дворца Советов (т.т. Прокофьевым и Б.М. Иофаном)».

18 апреля

Проведен первый со времени окончания Великой Отечественной войны День открытых дверей. В университет пришли 5000 выпускников московских школ.

26 мая

Утверждены специальности и специализации МГУ. Естественные и гуманитарные факультеты университета будут готовить научно-преподавательские кадры по 47 специальностям и 142 специализациям.

30 июля

На филологическом факультете созданы кафедры: славянских языков (зав. – профессор С.Б. Бернштейн), славянских литератур (зав. – профессор Н.С. Державин) в результате разделения кафедры славянской филологии.
На юридическом факультете создана кафедра теории государства и права (зав. – профессор А.И. Денисов) и кафедра истории государства и права (зав. – профессор С.В. Юшков) путем разделения кафедры теории и истории государства и права.

11 сентября

Минвуз СССР утвердил план приема в МГУ (без физико-технического факультета) в количестве 1919 человек, в т. ч.: на биологический – 182; на географический – 121, на геолого-почвенный – 91, на исторический – 210, на механико-математический – 148, на физический – 306, на филологический – 319, на философский – 120, на химический – 145, на экономический – 82, на юридический – 195.

19 сентября

Окончилась XI спартакиада мгу. Первое место завоевали студенты химического факультета, второе – философского, третье – биологического.

20 декабря

Заложены заряды для подготовки взрыва на выброс грунта на новой территории МГУ. Начато строительство гигантского котлована под главное здание. Первый кубометр земли из котлована вынут стахановцем-экскаваторщиком В.Ф. Суховым.

В течение 1948 года

МГУ в целом.

Обучались 8959 студентов, в т. ч.: на механико-математическом – 688, на физическом – 1 298, на химическом – 644, на биологическом – 865, на географическом – 600, на геолого-почвенном – 559, на историческом – 1 108, на филологическом – 1 427, на философском – 596, на экономическом – 398, на юридическом – 776; из них на 1 курсе – 2 000 человек, на 2 – 1 595, на 3 – 1 704, на 4 – 1 969, на 5 – 1 691.

Строительство.

Совет МГУ обсудил эскизный проект нового здания. Выступивший на заседании главный архитектор Л.В. Руднев продемонстрировал эскизы и макет здания и дал объяснение к ним. Он сказал: «Строительство ведется в районе Ленинских гор на участке в 110 га. Главное здание, высотой в 180 метров, увенчивается величественной скульптурой В.И. Ленина».
В Измайлове началось строительство жилых домов для строителей новых зданий МГУ. Ежедневно 100 студентов 1 и 2 курсов биологического факультета, разделенные на 4 бригады, выходят на строительную площадку.

Международные связи

В МГУ обучались 145 иностранных студентов, в т. ч.: испанцев – 63, албанцев – 22, болгар – 19, поляков – 15, корейцев – 8, чехов – 5, монголов – 5, югославов – 4, венгров – 1, мексиканцев – 1, румын – 1, немцев – 1. Наибольшее количество обучалось на гуманитарных факультетах: историческом – 35, экономическом – 27, философском – 16, филологическом – 14, юридическом – 9; среди естественных факультетов на первом месте был географический – 16, затем шли химический – 10, биологический – 8, физический – 6, механико-математический – 3, геолого-почвенный – 1.
Делегация МГУ во главе с ректором А.Н. Несмеяновым приняла участие в торжествах, посвященных 600-летию Карлова университета в Праге.
Делегация МГУ в составе ректора А.Н. Несмеянова, профессоров Б.Д. Грекова и Б.А. Введенского приняла участие в торжествах по поводу 75-летия Польской академии наук в Кракове.
МГУ посетил председатель исполкома Всемирной федерации демократической молодежи Ги де Буассон.
Лекции для студентов и аспирантов филологического факультета читал профессор Пражского университета Богуслав Гавранек.

Издательская и библиотечная деятельность.

Фонд библиотеки университета составлял более 1,9 млн. томов.
В дар библиотеке университета профессор М.И. Фабрикант передал коллекцию книг по искусству, истории искусства (1193 тома).
Изданы в серии «Замечательные ученые Московского университета»: А.К. Тимирязев А.Г. Столетов (1839–1896); А.И. Соловьев А.А. Борзов (1874–1939); С.И. Радциг М.М. Покровский (1869–1942); А.Н. Мазарович А.П. Павлов (1864–1929); С.В. Орлов Ф.А. Бредихин (1831–1904).

Полный вариант летописи см.
на сайте www.msu2005.ru

Университет много лет назад

В условиях сокращения бесплатного приема в государственные вузы и не уменьшающегося количества негосударственных вузов проблема получения качественного высшего образования в наши дни стоит как нельзя более остро.
Предлагаем вашему вниманию статью, опубликованную в нашей газете в 1993 г., которая называется «Диплом в кармане, а ума – нема…»
«Я учусь в одном из недавно открытых, но уже достаточно наводнивших нашу столицу институтов, а точнее университетов: в Московском экстерном гуманитарном университете, сокращенно МЭГУ. Можно, конечно, говорить просто: «Я учусь в университете». 99% решают, что это МГУ, и единственный уточняющий вопрос: «На каком факультете?» И после начинается: «А этого ты знаешь? Или вот эту?» Или: «А ваш декан надо мной живет!» Приходится уточнять самой: «Гуманитарный университет». Но вы забыли, что в Москве находится еще и РГГУ? Тоже довольно известное заведение. Короче, остается с самого начала рассказывать правду и только правду. Однако появляется еще одна мелочь. Институт – коммерческий. Отношение к людям, которые там учатся, вы прекрасно знаете, ибо это общественное мнение: богатые родители за своих детишек заплатили деньги, чтобы те получили высшее образование, так как им самим мозгов не хватает поступить. Примерно 70% таких людей учится в моем университете. Но остальные – те, кто понял, что лучше заплатить и учиться для себя, нежели «биться» об экзаменаторов в госвузах, где тоже без денег не обходится. Себя я не отношу ни к тем, ни к другим. Просто, будучи чересчур уверенной в себе, я решила сразу из школы поступать в МГИМО. Но всем известно, что поступать в МГИМО (именно поступать, а не платить) – все равно, что поступать мимо. И моя мама застраховала меня еще в мае, заплатив в общем-то небольшую сумму в кассу моего теперешнего учебного заведения. Тогда я подумала: «А что? Буду учиться, через три года получу диплом юриста-правоведа». Наивная! Здесь, как оказалось, не надо напрягаться… Во-первых, посещение лекций – свободное, ну кто же будет ходить! Во-вторых, система такая: семестр – четыре месяца, в месяц надо сдавать по три зачета, из них – два реферата и один так называемый авторизованный курс (книга-вопросник со 180 вопросами). При желании можно сдать все за два месяца. Но подумайте сами, если можно ничего не делать, то какой же … будет чем-то заниматься! Хотя нет – весь октябрь я просидела в исторической библиотеке, там готовилась к истории и политологии (как я потом поняла, в исторической библиотеке можно готовиться ко всему, хоть к сдаче зачета по физкультуре). Так вот, насчет учебы. Реферат по истории я писала сама, по политологии – проще. Я нашла книгу, которая называлась «Лекции по политологии» и подчистую переписала одну из лекций, которая называлась «Политология как наука». Единственной проблемой было то, чтобы экзамен принимал не тот профессор, который ее написал, так как учебник был датирован 1992 годом.
Зачеты принимаются тоже весьма оригинальным способом. Их существует в основном два типа: 1) тебя слушают, говорят, что ты ничего не знаешь, ставят «зачет» и ты уходишь; 2) тебе ставят «зачет» (сразу), рассказывают интересный случай из своей жизни, и ты опять же уходишь. Ну что же, все нормально. Цель – получить диплом – приближается, и пока не видно никаких препятствий. Однако появляется еще одно «но». Я не хочу показаться слишком умной или нудной. Да, мне так же, как и всем, нужен диплом, но к тому же я бы желала не растерять те остатки ума, которые сохранились после десятилетнего пребывания в школе. Это, пожалуй, основная причина того, что я собираюсь поступать в государственный вуз».
Вот так. Комментарии, как говорится, излишни. Впрочем, каждый выбирает для себя сам. От себя же могу добавить, что государственный вуз – это не только качественное образование, но и уникальная культурная среда, интеллектуальное и духовное общение с теми, кто может обогатить прекрасным и вечным. Говоря проще, это любимые преподаватели, которых помнят долгие годы, и настоящие друзья, которые остаются на всю жизнь.

Материал подготовила