№ 40 (4101)
ноябрь 2004

Химический факультет в начале пути

Химический факультет, 1954 год

Химический факультет был учрежден 1 октября 1929 года и располагался в двух основных зданиях – «красном» и «белом» корпусах на Моховой.
В состав химического факультета входило 5 кафедр: аналитической, общей и неорганической, физической, органической химии и биохимии, а также кафедры физики, математики и политпредметов.
В момент основания на факультете был 801 студент.
Профессорско-преподавательский состав включал 16 профессоров (в том числе 10 сверхштатных), 24 доцента и 27 ассистентов.
Свое 25-летие химический факультет отметил в новом здании на Ленинских горах. Общая рабочая площадь его помещений составляла 23 тыс. м.2, в том числе большая аудитория на 550 мест, две аудитории по 300 мест, 23 групповых аудитории, более 600 лабораторных и других помещений.

Химический факультет сегодня

Химический факультет, его кафедры, лаборатории и научные центры сегодня размещаются в основном и четырех дополнительных корпусах.
На химфаке сегодня работает около 1900 штатных сотрудников, в том числе свыше 200 докторов и около 800 кандидатов наук, 12 академиков и 6 членов-корреспондентов РАН. Профессорско-преподавательский состав насчитывает 332 человека, научные штаты – более 900 сотрудников.
В настоящее время здесь учится около 1100 студентов и почти 300 аспирантов.
Ученые факультета разрабатывают более 90 приоритетных направлений исследований, которые поддерживаются грантами различных фондов и организаций, в том числе более 300 грантов получено от РФФИ, свыше 40 – от различных министерств, около 20 – по линии «Интеграция», а также осуществляется более 20 международных проектов.
Об интенсивности исследований говорит количество опубликованных научных работ. Так, в 2003 году химический факультет выпустил около 30 учебников и монографий, более 2000 статей и тезисов докладов, было защищено 8 докторских и 12 кандидатских диссертаций.
За последние 5 лет ученые факультета были удостоены ряда престижных научных премий России: 14 человек стали лауреатами Государственных премий, 9 человек – премий Президента в области образования, многие награждены премиями РАН и Московского университета; на факультете работает около 40 Заслуженных профессоров МГУ.

«ВСЁ ДЛЯ ФРОНТА, ВСЁ ДЛЯ ПОБЕДЫ!»

В этом году профсоюзная организация Московского университета отмечает двойной юбилей – 85 лет со дня образования и 60 лет со дня появления Объединенного профкома студентов и сотрудников. Сегодня мы решили познакомить вас с одной из самых ярких и трудных страниц нашей истории – работой профсоюзной организации МГУ в годы Великой Отечественной войны.

Война круто изменила мирную жизнь нашей страны. Еще 21 июня 1941 года ректор МГУ И.С. Галкин подписал приказы о госэкзаменах, отпусках и аспирантах, а уже через день, 23 июня, вышли его приказы совсем иного рода – приказы военного времени: о перестройке научной и учебной работы в связи с войной; о порядке расчета с работниками университета, уходящими на фронт.
Сразу же после выступления наркома иностранных дел В.М. Молотова о вероломном нападении немецко-фашистских захватчиков на СССР поспешили в университет сотрудники, студенты, профессора и преподаватели, многие из которых проводили свой отдых под Москвой. Многолюдные митинги состоялись на каждом факультете. Студенты и преподаватели выразили решимость отдать все силы на разгром врага, а вечером в тот же день состоялось общеуниверситетское комсомольское собрание. «Комсомольская организация МГУ, – говорилось в его решении, – объявляет себя мобилизованной для решения любого задания партии и правительства – на фронте, на заводах, на транспорте, на колхозных и совхозных полях». Все это в полной мере касалось и членов профсоюзной организации МГУ.
Накануне войны профсоюзные ячейки студентов насчитывали более 4,5 тыс. человек (95% всех студентов). Местный комитет, в который входили нестуденческие профорганизации, объединял около 1500 преподавателей, научных работников и служащих.

Студенты-фронтовики на занятиях

В первые дни войны на фронт ушли около 2 тысяч добровольцев. Оставшиеся в университете студенты включились в занятия по военной подготовке, готовились стать бойцами истребительных отрядов, связистами, военными переводчиками. Для девушек была организована школа медсестер. 28 июня 1941 года студентки университета обратились ко всем женщинам МГУ с призывом заменить мужчин на фабриках и заводах, овладеть в кратчайшие сроки мужскими профессиями. Это был один из первых таких починов в стране.
23 июня 1941 г. ректорат и профком университета одобрили инициативу студентов, объявивших себя мобилизованными на хлебоуборку. К концу года на сельскохозяйственные работы было направлено 349 человек. Студенты университета неоднократно выезжали также на заготовку сена, дров и торфа.
Хорошо отлаженный механизм принятия и проведения властных решений, сложившийся в СССР накануне войны, оправдал себя полностью. Враг находился уже на подступах к столице, а руководство страны не покидало ее. Работали все правительственные учреждения, в университете занимались решением оборонных задач, несмотря на то, что почти весь состав парткома, комитета ВЛКСМ, месткома и профкома отправился на фронт. Оставшихся же в университете руководителей ждала не менее сложная и ответственная задача.
Первоочередной задачей профкома стало строительство оборонительных сооружений и мобилизация добровольцев на фронт. Профорганизация под руководством парткома МГУ отправила на дальние подступы к Москве в Смоленскую область свыше 3 тыс. студентов. Ими были вырыты огромные противотанковые рвы. Кроме того, с помощью профкома было мобилизовано немало добровольцев непосредственно во фронтовые части – в 8-ю дивизию Народного ополчения Красной Пресни и 3-ю Московскую Коммунистическую дивизию. Под патронажем профкома были созданы специальные отряды для тушения «зажигалок». При участии профорганизации была организована добровольная сдача крови для раненых бойцов, введено круглосуточное дежурство студентов в университете; активизировались движение донорства и шефская работа в воинских частях Московского гарнизона, в двух детских домах, 14 госпиталях и 11 московских школах.
Многие сотрудники и студенты, в большинстве своем члены ВЛКСМ и профсоюзов, в годы войны, несмотря на скудный паек, сдавали свою кровь более 20 раз. Самоотверженность студентов МГУ в трудные дни начавшейся войны снискала признательность и восхищение далеко за пределами нашей Родины. В те дни студенты Кембриджского университета в Англии обратились к студентам МГУ: «Мужество и самоотверженность советского народа в его борьбе против фашистских захватчиков вдохновляют и вселяют в нас уверенность, что народы Англии и Советского Союза совместными усилиями одержат победу над фашизмом. В этой борьбе большие успехи, достигнутые вами в университете, более высокий уровень вашего образования противостоят «осолдачиванию» молодежи в нацистской Германии».
В середине октября 1941 года развернулось гигантское сражение в непосредственной близости от Москвы. 19 октября 1941 года столица была объявлена находящейся на осадном положении.
Советское правительство, заботясь об ученых и студентах, о создании благоприятных условий для научной и учебной работы, решило эвакуировать Московский университет. Необходимо было организованно и быстро осуществить эвакуацию с тем, чтобы в кратчайшие сроки возобновить научную и учебную работу.
По разработанному в начале октября плану местом эвакуации университета намечался Ашхабад. Туда 14–18 октября 1941 года выехали первые группы профессоров, сотрудников и студентов. 22 октября начался военизированный пеший поход 20 студентов через Егорьевск и Муром, откуда они поездом были эвакуированы в Ашхабад. Первый отряд прибыл в Ашхабад 6 декабря. 29 октября отправился второй эшелон сотрудников и преподавателей университета. Всего было эвакуировано 65 кафедр, 90% сотрудников и преподавателей, отправлено основное научное оборудование. 1 декабря 1941 г., после завершения эвакуации, в этом городе находился 1551 человек от университета, включая членов семей сотрудников. Занятия начались на 10 факультетах. Возобновили свою работу и 11 научно-исследовательских институтов МГУ. Размещались они в строящемся здании Ашхабадского педагогического института им. А.М. Горького, частично на базе старого здания этого института и в лабораториях сельскохозяйственного и медицинского институтов. Занятия проходили в чрезвычайно тяжелых условиях острой нехватки самого необходимого. Почти два месяца преподаватели не получали зарплату, студенты – стипендию. Продажа ими личных вещей из скудного скарба, вывезенного с собой, на «толкучке» была обычным явлением. Единственной поддержкой университету и голодающим студентам и сотрудникам являлись субсидии, выделенные правительствами Туркменской и Узбекской республик (около 140 тыс. руб.), которые тратились на организационно-хозяйственные нужды и небольшие субсидии в 100–200 руб. особо нуждающимся. Несмотря на огромные трудности и в организации учебного процесса и в материально-бытовом обслуживании студентов и сотрудников, 85% студентов успешно сдали зимнюю экзаменационную сессию 1942 г., а коллектив ученых университета уже к началу этого года разрабатывал в Ашхабаде 321 тему, в т. ч. 42 темы, непосредственно связанные с обороной страны.
Таким образом, обстановка первого периода войны привела к временному разделению Московского университета; значительная часть университетского коллектива ушла в армию и ополчение. В первый же день, например, в Народное ополчение записались 1500 студентов и сотрудников. Все это порождало особые трудности в жизни и работе университета, когда от каждого члена коллектива требовались высокая сознательность, собранность и самоотверженность.
При общем руководстве со стороны ректората и парткома МГУ структуры общественных организаций университета на период до 1943 года разделились. Так, работали два самостоятельных профсоюзных органа – профком и местком МГУ в Москве и их аналоги в эвакуации. Эвакуированная часть университетской профорганизации занималась теми же проблемами, что и их коллеги в Москве. Если московский профком после удачного контрнаступления советских войск в ходе Московской битвы 1941–1942 гг. направлял студентов на строительство укреплений под Москвой, то профком в Ашхабаде отвечал за строительство водопровода и организацию лесозаготовок.
При этом практиковалось направление студентов на эти работы во внеучебное время, а нормы выработки оставались очень высокими. В результате за эвакуационный период было заготовлено только в 1942 году 40000 кубометров дров.
Профактив МГУ вел также активную лекторскую и пропагандистскую деятельность в госпиталях, воинских частях, колхозах. За лекции, прочитанные бойцам и офицерам, командование пограничных войск НКВД Туркменского военного округа вынесло благодарность коллективу ашхабадской группы университета. Курс сельскохозяйственной подготовки позволил 384 студентам выйти весной 1942 года на поля Туркмении в качестве трактористов, комбайнеров, прицепщиков. Всего по соглашению с Наркомземом Туркменской ССР профком подготовил 7 групп трактористов, 3 группы комбайнеров и 10 групп прицепщиков. Ученый совет Ашхабадского пединститута отметил, что кратковременное пребывание старейшего русского университета в столице Туркмении оказало самое благоприятное влияние на работу института, его общественных организаций.
Советское правительство, придавая большое значение Московскому университету в деле подготовки кадров, проявляло о нем всемерную заботу даже в самые трудные годы войны. Условия работы университета значительно улучшились после перевода его из Ашхабада в Свердловск летом 1942 года. Размещался университет в зданиях Уральского индустриального института. Для разгрузки учебного оборудования, прибывшего в Свердловск с первым эшелоном из Ашхабада, профком сформировал из сотрудников и студентов МГУ разгрузочно-погрузочную бригаду.
Университет работал в вечернюю смену, занятия велись по временному расписанию. Всего в Свердловске находилось 940 студентов и 350 сотрудников. В ночь с 6 на 7 ноября 1942 г. в одном из помещений, которое занимал университет, произошел пожар. Пламя охватило здание, где было размещено 14 вагонов накануне привезенного ценнейшего оборудования. Оно было спасено руками научных работников, живших рядом в бараках и корпусах. В течение часа при тридцатиградусном морозе сотрудники на руках выносили аппаратуру. Спасено было все. И на другой день внесено опять. В результате пожара было потеряно около 50 аудиторий. Несмотря на это учебные занятия продолжались. Кроме их посещения, по заданию профкома студенты выполняли работу уборщиц, швейцаров и т. п., занимались снегоочисткой, подвозкой угля.
Переезд в этот город рассматривался как начало реэвакуации университета. Не случайно поэтому в нем развертывалась его основная учебная база. Сам переезд в Свердловск занял немногим более полутора месяцев (июль–август 1942 года). В это время одной из задач профкома МГУ была забота о больных, так как к моменту переезда на Урал среди преподавателей и сотрудников было много нуждавшихся в медицинской помощи. Поэтому во втором эшелоне целый вагон был специально выделен для больных. Дежурство в нем вели работники медпункта.
Еще одной острейшей проблемой стала донорская кровь, поскольку и в Ашхабаде, и в Свердловске базировались крупнейшие эвакогоспитали. Профком университета и здесь оказался на высоте. Ему удалось реанимировать довоенную донорскую систему и убедить студентов и преподавателей в ее важности. Университетская донорская сеть стала одной из самых больших в стране – кровь сдавали 950 человек, иные из них по 10–18 раз.
Одной из важнейших задач для московской группы профкома была охрана университетских зданий. От каждого студента, преподавателя и сотрудника требовалась четкость и организованность в работе, строжайшая производственная дисциплина, большая бдительность, настойчивость и оперативность, поскольку Московский университет неоднократно подвергался налетам с воздуха. Во время одного из таких налетов фугасная бомба, сброшенная на университет, повредила аудиторный корпус, здание научной библиотеки им. А.М. Горького, разрушила памятник М.В. Ломоносову. В этих условиях во дворе университета были оборудованы бомбоубежища, бассейны для тушения вражеских бомб, сформированы команда ПВО и медико-санитарная служба.
Летом 1942 года весь коллектив Московского университета, отказавшись от каникул, работал на трудовом фронте. Свой заработок за строительство оборонительных рубежей в размере 30 тысяч рублей коллектив МГУ передал в Фонд обороны. Как и весь советский народ, преподаватели и студенты университета с патриотическим единодушием подписывались на государственные займы, отдавали свои сбережения в Фонд обороны, участвовали в сборе средств для постройки танковой колонны «Свердловец». По почину парткома, профкома и комсомольской организации МГУ были собраны средства на строительство авиаэскадрильи «Москва», самолетов «Московский университет», «Михайло Ломоносов» и «Климент Тимирязев».
Вместе с тем напряженный ритм учебы, трудности бытового и учебного плана, отвлечение на трудовой фронт – все это не могло не сказаться на качестве учебы студентов. К концу 1942/43 учебного года число студентов в университете значительно сократилось. Причинами ухода из университета, помимо академической неуспеваемости и слабой подготовки, были болезни и тяжелые бытовые условия. Многие студенты в Свердловске совмещали работу с учебой. Ценной инициативой стало введение, с помощью профкома, во втором полугодии 1943 г. рабочих карточек, что позволило снизить процент работающих студентов и способствовало укреплению учебной дисциплины.
Новой большой проблемой, за которую взялся университетский профком, стало обслуживание инвалидов. Начиная с 1942 года, рядом с потоком движения на войну возникает маленькая струйка возвращающихся с фронта искалеченных людей. Они в большинстве своем не могли работать по-прежнему, им негде было жить, и не было средств на пропитание. Профсоюзная организация МГУ начинает заботиться о таких людях, а их становится все больше и больше.
В целом к концу войны состав студенчества кардинально изменился. Если в 1941 и 1942 гг. университетские аудитории заполняли почти одни девушки, то уже к концу 1943 г. коллектив студентов начинает пополняться юношами – бывшими фронтовиками. Прием студентов не прекращался в течение всего года. Это вызвало немалые трудности в организации учебного процесса, но зато открывало доступ в университет фронтовикам, закаленным и умудренным жизненным опытом, прошедшим тяжелую школу участия в боях за Родину.
Занятия в московской части университета проводились в две смены и чередовались ежедневными 3-х–4-х часовыми дежурствами по университету. Многие студенты жили тут же, в аудиториях. Учебная нагрузка доходила до 48 часов в неделю, количество экзаменов – до 6–7, а на юридическом факультете – даже до 11. Поэтому студенты были крайне перегружены, 48% из них имели задолженности. Пример в преодолении немалых трудностей в учебном процессе подавали студенты – бывшие фронтовики. Тяга к знанию, воля и целеустремленность сделали их лучшими студентами университета. Они стали самыми активными участниками всей работы партийной, профсоюзной и комсомольской организаций, задавали тон на семинарах и в научных кружках.
В связи с успехами на фронте встал вопрос о возвращении ряда организаций на свои довоенные места. В апреле 1943 года было принято решение СНК СССР о реэвакуации Московского университета из Свердловска в Москву. Она продолжалась всего две недели и была полностью завершена 10 июня 1943 года.
Воссоединение университета и объединение партийной, комсомольской и профсоюзных организаций положило начало гораздо более эффективной работе всего университетского коллектива.
Двадцать восьмого октября 1944 года на Первой отчетно-выборной конференции профсоюзной организации МГУ в университете была создана единая профсоюзная организация, объединившая студентов, аспирантов, преподавателей, служащих и рабочих. Изменение это было неизбежным: еще с 20-х годов члены профсоюзов были разведены по разным ведомствам. Все они стояли перед аналогичными задачами, получали сходные директивы, создавали параллельные ячейки и комиссии. На конференции, проходившей в Большой Коммунистической аудитории, в присутствии 800 делегатов, в том числе ректора МГУ И.С. Галкина, секретаря парткома Е.М. Сергеева, сроком на один год был избран первый Объединенный профсоюзный комитет сотрудников и студентов МГУ (ОПК МГУ) в количестве 27 человек. Первым председателем ОПК был избран выпускник философского факультета 1940 года Тимофей Яковлевич Соколовский, который воевал в тылу врага, был начальником штаба 425-го партизанского отряда, дислоцированного в Белоруссии. После возвращения в университет в начале 1943 года он был назначен директором Дома культуры на ул. Герцена. Впоследствии стал секретарем ЦК профсоюза работников науки и образования.
На факультетах также были объединены профячейки преподавателей и студентов. В результате в университете образовались 20 профкомов (по количеству факультетов, ведущих институтов и учреждений). Целью нововведения было устранение разобщенности студенческой и преподавательской части, параллелизма в работе, объединение усилий всего коллектива для решения общих задач, усиление влияния профессорско-преподавательского состава на студенческие массы.
Объединение студенческих и преподавательских профсоюзных организаций положительно сказалось на их учебной, научной и идейно-воспитательной работе не только в последний год войны, но и в послевоенные годы.
В последние годы войны коллектив университета, как и прежде, совмещал большую научно-исследовательскую и учебно-воспитательную работу с активным участием в трудовой и общественно-политической жизни страны. Профсоюзная организация много сделала для госпиталей и школ, детских домов, продолжала вести военно-спортивную работу и осуществлять донорство, создала спортивный клуб МГУ. Особенно много внимания ОПК и профсоюзные организации факультетов уделяли улучшению материально-бытового обслуживания, отдыха студентов и сотрудников. С их помощью впервые в университете в апреле 1944 года состоялись Ломоносовские чтения, ставшие традиционными; в декабре прошла первая с военных лет зимняя спартакиада; был открыт пионерлагерь санаторного типа на 150 человек; возобновил работу детский сад, не работавший в годы войны. Только в 1949 г. около 1400 студентов и преподавателей отдохнули в санаториях и домах отдыха бесплатно или со скидкой 70% от стоимости путевок. Большую братскую помощь коллектив университета оказал вузам освобожденных районов: Минскому, Харьковскому и Ростовскому университетам, Сталинградскому и Смоленскому пединститутам. Для них были собраны книги, учебники и учебные пособия. Харьковскому университету, над которым взял шефство МГУ, было отправлено 9000 книг и журналов, в том числе литература, вышедшая за годы Великой Отечественной войны, оборудование и приборы для лабораторий. В Харьков выезжала специальная комиссия из видных ученых Московского университета для оказания украинским коллегам товарищеской помощи. Работа МГУ по оказанию помощи вузам освобожденных районов была одобрена 2 марта 1944 г. на заседании президиума ЦК профсоюза работников высшей школы и научных учреждений СССР.
Впереди коллективу МГУ, его общественным организациям, в том числе профсоюзной, предстояла не менее трудная задача – перевести всю работу на мирные рельсы. Как и вся страна, Московский университет постепенно восстанавливался после тяжелых военных лет.

Максим Павлов,
выпускник исторического
факультета,
сотрудник пресс-службы ОПК МГУ

Первая полоса

Пресс-служба

Вести МГУ

Актуальное интервью

Поздравляем

Дела профсоюзные

Крупным планом

Наши юбиляры

Память о прошлом

Мнение

На главную страницу