№ 3 (4108)
2005 январь

«Фольклор будет жить, пока будет жива душа…»

Заведующий кафедрой фольклора филологического факультета доктор филологических наук
Владимир Прокопьевич Аникин

Владимир Прокопьевич Аникин – профессор, доктор филологических наук, преподаватель филологического факультета МГУ, автор 400 статей и 20 книг, объединенных общей темой – фольклор как национальное искусство слова. Самые известные учебные пособия, написанные им, – «Русская народная сказка», «Русский богатырский эпос», «Русский фольклор», «Русское устное народное творчество», «Теория фольклора». В.П. Аникин заведует кафедрой фольклора филологического факультета МГУ. В прошлом году уважаемому студентами и аспирантами ученому исполнилось 80 лет, 50 из которых он работает в университете.

– Владимир Прокопьевич, когда человек в науке или искусстве достигает определенных вершин, всегда хочется узнать об истоках. Где прошло ваше детство? Почему именно устное народное творчество стало сферой ваших научных интересов?
– Я учился в московской школе. У нас были прекрасные учителя, в 30-е годы. Они великолепно преподавали нам литературу. И прекрасно преподавали, между прочим, математику. Когда в начале войны я попал в эвакуацию, под Красноярск, то там мне тоже повезло со школой. Туда были высланы прекрасные преподаватели со знанием иностранных языков. Я помню учителя физики, который почти ничего не объяснял, он приводил нас в кабинет, показывал опыты. Мы сами делали выводы. Также был прекрасный преподаватель немецкого языка. Конечно, учителя определяли наш выбор. Я долго колебался, не выбрать ли математику. Но гуманитарные предметы – литература, история – победили. Я очень много читал в школьные годы. Отец мой был сын полурабочего-полукрестьянина. Есть такая станция Березайка («кому надо вылезай-ка» – есть такое присловье общерусское), находится она между Москвой и тогдашним Ленинградом. Там я не только бывал каждый год, но один раз даже попросил родителей, чтоб они оставили меня учиться в местной школе. И конечно, я знал и песни, и сказки, и пословицы, и многое другое. И бабушка рассказывала, и дед. Он, правда, как я потом установил для себя, из книг Ушинского брал рассказы. Но бабушка замечательно рассказывала народные сказки. Просто великолепно. Так я очень многое узнал, а потом сам стал записывать. Мне было просто интересно. И когда я пришел в университет после войны, я твердо решил, что буду фольклористом.
– Вами написано около двадцати книг, более четырехсот статей. Откройте, пожалуйста, секрет, какие черты характера должны быть у человека, чтобы путь от студента до профессора был успешным?
– В жизни каждого человека случаются такие моменты, когда он должен выбирать. Если он делает выбор правильно, согласно своим склонностям, то это счастье человека. Значит, никем не понукаемый, он будет писать, работать. Преподавание в университете, конечно, меня организовало. Я к лекциям готовился, работал постоянно. В университете чтение общих курсов обязывает к широте. И когда мне пришлось составлять последний учебник («Устное русское народное творчество»), я стал подводить итоги и, вы знаете, сам поразился, что все работы, которые предшествовали этому учебнику, удивительным образом соответствуют ему. Мне пришлось не так уж много переработать, чтобы получилась цельная книга. Кроме того, примером служили преподаватели. У нас были прекрасные лекторы. Например, Петр Иванович Чичеров, который очень артистично читал курс. Также Петр Григорьевич Богатырев – замечательный ученый, прекрасно читал, увлекал. Все это были счастливые люди, которые сумели жар своего сердца передать нам всем, щедро делились идеями. Это и есть главное счастье в жизни.
– Владимир Прокопьевич, что в работе вам больше всего доставляет радость?
– Самое прекрасное, это когда вы в материале открываете то, что раньше не видели. Сколько раз я ни читаю одни и те же пословицы, поговорки, я каждый раз нахожу в них разный смысл, либо какой-то оттенок, которого я раньше не замечал. И это всегда радует. И не только в исследовательской работе радость. Фольклору нельзя научиться по книгам. Обязательно надо знать фольклор живым. Я много ездил в экспедиции, объездил весь cевер со студентами. Это трудная работа. Все верно зафиксировать, поговорить с людьми, расположить их к себе. Если сумеешь, они все тебе откроют, все расскажут, что знают. Вообще, добрее людей, чем на русском cевере, я не встречал. В ночь-полночь приходили к ним в дом, и они готовы были и найти ночлег, и накормить, и через речку перевести, если надо. И обижались, если мы им предлагали деньги. Само общение с этими людьми доставляло огромную радость.
– Многие люди из университета, когда узнают о кафедре фольклора, удивляются и спрашивают, что там делают, что исследуют. Я думаю, всем интересно будет узнать о работе кафедры фольклора из ваших уст.
– Люди, которые спрашивают о том, чем на нашей кафедре занимаются, сами не догадываются о том, что фольклор их окружает. Фольклор будет вечно жить, пока будет жива душа. Возьмем современный фольклор. Например, анекдот, который волной передается из уст в уста. Сколько в нем разума, сколько традиции! Анекдот – это часть культуры, которая постоянно оживает. И так все: присловья например, меткие слова. Кафедра фольклора должна этим заниматься. Я думаю, никакой филолог не появится, если он не будет знать фольклор. И писатели наши великолепно знали фольклор, учились у него.
– А какие планы у кафедры на ближайшее время?
– В ближайшее время у кафедры фольклора много забот. Во-первых, мы накопили огромное количество фольклорного материала. Около полувека уже студенты записывают фольклорный материал. И нами задумано большое собрание новейших записей фольклора. Первый том уже вышел. Это заговоры и заклинания. И планируется издание сказок. Вот это наши ближайшие задачи.
– Интересно, а у вас, Владимир Прокопьевич, есть любимые фольклорные жанры, любимые сказочные персонажи?
– Конечно, как у любого человека, есть определенные пристрастия. Трудно выбрать что-то одно. Есть прекрасные народные песни, исторические песни замечательные. Я не говорю уже о таких героях, как Иван-дурак, плохо понятый, между прочим.
– Почему? Он вовсе не дурачок?
– Он-то дурачок, но все дело в том, что он вовсе не положительный герой. Это эксцентричный герой, который позволяет вскрыть алогизмы окружающего нас мира. Он иронический «удачник», как говорил Горький. Вокруг него суетятся люди, которые корыстны. А он стоит в стороне от этого. Но на основе качеств, которыми обладает Иванушка-дурачок или Емеля-дурачок, строить какие-либо выводы, касающиеся русского национального характера, совершенно неправомерно. Это делают только люди, которые не понимают природы фольклора как художественного творчества, художественного замысла. Они толкуют серьезно о том, что в себе серьезности не заключает. Вернее заключает, но совсем другие серьезные идеи.

В заключение хочется еще раз поздравить Владимира Прокопьевича с юбилеем. Пожелать ему крепкого здоровья, долгих лет жизни, творческих свершений, открытий и просто человеческого понимания, радости и удачи. А коллектив кафедры фольклора и всех сотрудников и учащихся филологического факультета – с Новым 2005 годом. Спасибо, что вы есть, спасибо за ваш ежедневный труд и созидание. Успехов, счастья, любви!

Беседовала аспирантка
кафедры фольклора
филологического факультета
Наталия Зимина-Феклисова

 

Первая полоса

К 250-летию МГУ

Пресс-служба

Вести МГУ

Поздравляем

Питомцы университета

Актуальное интервью

Твоя жизнь, студент

Мир науки

Новости Москвы

Флюс

На главную страницу