№ 34 (4183) |
III Московский фестиваль визуальной антропологии, или Шестидневный диалог культур
В новом тысячелетии, проходящем, к сожалению, под знаком обострения межнациональных и межконфессиональных отношений, актуальной становится задача воспитания общества «в духе взаимопонимания и доброжелательности к представителям других культур — близких и далеких, экзотических и, казалось бы, хорошо известных» (Е.В. Александров). Немалую опасность для многих народов представляет современная эпоха глобализации, угрожающая возрастанием темпов ассимиляции. Как справедливо утверждал Лука, «ты только верь». Но с каждым годом становится все труднее получать информацию о малоизвестных, исчезающих культурах; параллельно происходит разрушение многих языков. Безусловно, сохранение самых разнообразных культур необходимо, но не всегда возможно в стремящемся к упрощению мире. Тем не менее, закон компенсации неоспорим: свидетельства существования исчезающих культур способна сохранить бурно развивающаяся информационная техника. Фотоаппарат или видеокамера — «инструменты», помогающие осуществить диалог культур. Именно осуществление «диалога культур» является главной целью визуальной антропологии. Два предыдущих Московских международных фестиваля визуальной антропологии проходили под девизами «Диалог чужих миров» (2002 г.) и «Традиции и объектив. В поисках цельности» (2004 г.). Третий фестиваль носил название «Камера-посредник».
О масштабности фестиваля-конференции 2006 года свидетельствуют не только грандиозные цели и задачи. Учредителями фестиваля являлись такие организации, как Российская ассоциация визуальной антропологии, МГУ им. М.В. Ломоносова, Институт этнологии и антропологии РАН, Национальная ассоциация аудиовизуальных архивов, Российский институт культурологии. Поддержку, в том числе, информационную, оказали многочисленные организации, среди которых Федеральное агентство по культуре и кинематографии РФ, РФФИ, Интерньюс, «Окно-ТВ», телеканал «Культура», Рамблер, посольства Франции, Швейцарии, Нидерландов, центр Сервантеса. Помимо МГУ параллельные показы-семинары проходили в Институте этнологии и антропологии РАН, Институте культурного и природного наследия им. С.Д. Лихачева, Государственном институте искусствознания, РГГУ.
Принципиальной установкой организаторов являлось сочетание элементов зрелищного видеопоказа и научной дискуссии по поводу увиденного. В ходе 14 тематических семинаров и конкурса дебютов были показаны 107 фильмов, представленных авторами из 30 стран. Тематика семинаров была весьма разнообразна: культура Японии и народов Севера, религии народов мира, встреча цивилизаций, антропология современного города, «В поисках себя», цивилизации деревни, цыган, кочевников и т. д. Трудно выделить особо какие-либо семинары; все они были сформированы таким образом, чтобы каждый мог выбрать интересующие его темы. И все же следует отметить уникальный семинар, организованный выпускником МГУ, сотрудником Российского института культурологи Е.С. Бакшеевым, посвященный традиционным культурам Японии и проведенный в комфортабельном зале Японского центра МГУ. Не менее интересным получился семинар о культуре ислама, проведенный известным специалистом из Франции профессором Ж.-К. Пенра, на котором были представлены фильмы, впервые показанные в России.
Что же такое визуальная антропология? В это словосочетание можно вложить много смыслов: «зрительное человековидение», «воспитание через знакомство» (Д. Гараев, г. Казань), «человек в его разнообразных культурных проявлениях» (Е.А. Ягафова, г. Самара). Посредником в диалоге двух культур является человек с камерой. Как емко отметил преподаватель факультета иностранных языков МГУ, человек, благодаря которому была проведена огромная работа по переводу письменных материалов, синхронных переводов фильмов и дискуссий в течение всего фестиваля, к. и. н. А. Исэров: «Проникнуть в скрытый смысл мгновения — разве может быть задача благородней?» Действительно, появление кино, которое изначально возникло как документальное, было вызвано потребностью человека в осознании разнообразного мира как единого целого. Кино — это своеобразное зеркало времени. «Документальные и научно-популярные фильмы фиксируют самые различные культуры, они могут сделать проблемы локальных культур достоянием общественности. Общаясь с другими культурами, мы меняемся сами» (Р.М. Ерназарова, г. Новосибирск).
Потрясла зрителей работа Орзумурода Шарипова (Таджикистан). Его фильм «11000 км от Нью-Йорка» на протяжении всего показа «держал» зрителей в оцепенении. В центре киноповествования — жизнь северных афганцев, которых война вынуждает бежать и искать пристанище на островах реки Пяндж на границе между Афганистаном и Таджикистаном. Аплодисменты, несмолкаемые обсуждения по окончании демонстрации видеофильмов — все это неопровержимое свидетельство того, что визуальная антропология с каждым годом овладевает умами все большего числа граждан России. Как заметил президент фестиваля К.Э. Разлогов, «самые интересные вещи происходят на границах»; фестиваль же — это граница, на которой соприкасаются наука, киноискусство и обыденная жизнь самых разных людей. Благодаря неутомимой деятельности организаторов, справедливость поговорки «начали за здравие…» не подтвердилась. Теплая атмосфера закрытия, довольные улыбки и подернутый пеленой усталости блеск глаз участников фестиваля говорили об успехе мероприятия.
Второй приз по праву заслужила выпускница Гранада-центра визуальной антропологии Манчестерского университета Ясмина Федра (Великобритания). Ее фильм «Молоко пустыни» рассказывает о жизни француза, приехавшего в сирийскую пустыню, чтобы стать послушником в абиссинском монастыре Моисея; стержнем фильма являются отношения между мусульманами и христианами. Наконец, третий приз получил обладатель степени по антропологии Университета Британской Колумбии и Нью-Йоркского университета Аарон Дж. Глас (США). Фильм «Исследуя Хамат’са: рассказ об охоте за головами» основан на истории антропологического описания танца каннибалов (Хамат’са), самой важной церемонии народа Британской Колумбии (Канада). Подводя итоги шестидневной конференции, Е.В. Александров поблагодарил не только учреждения и организации, оказавшие всестороннюю поддержку, но, главное, «ту чудесную команду, с которой мы все это сотворили»: М. Силкину, И. Горбунова, Е. Данилко, А. Исэрова, И. Пономарева, О. Христофорову, Н. Литвину, А. Кутькина, Р. Лихачева, А. Коспарову. Финальным показом фестиваля стал фильм «Небесная невеста» — призер многочисленных отечественных и зарубежных фестивалей. «Небесная невеста» — детище Анастасии Лапсуй и Марку Лемускалльо (Финляндия) — создана по мотивам ненецкой мифологии. Фильм рассказывает о женщине, посвященной в детстве богу Нуму, о непростой жизни полубога-получеловека, которого никто не имеет права даже коснуться. Что ж, человек в его разнообразных культурных проявлениях будет интересен всегда, пока существует высшая жизнь на планете, скромно мчащейся по своей орбите вокруг всевидящего Солнца. Хочется верить, что через два года в Московском университете вновь состоится торжество правды — фестиваль и конференция визуальной антропологии. Ведь, по словам кинорежиссера Ж. Л. Годара, «если фотография — это правда, то кино — это правда 24 раза в секунду»… Надежда Пупышева, наш корр. |
||||||||||||