№ 34 (4183)
октябрь 2006

III Московский фестиваль визуальной антропологии, или Шестидневный диалог культур

Кадр из фильма «11000 км от Нью-Йорка»
Шесть миллиардов жителей Земли, обитающих в самых разнообразных условиях, в самых разных краях планеты, объединяет зачастую одно — желание мирного и счастливого существования в объятиях «всемогущего желтого карлика» Солнца. На территории более двухсот стран проживает огромное число народностей и национальностей. Они настолько не похожи (ни внешне, ни укладом жизни), что остается лишь удивляться богатству воображения Создателя.

В новом тысячелетии, проходящем, к сожалению, под знаком обострения межнациональных и межконфессиональных отношений, актуальной становится задача воспитания общества «в духе взаимопонимания и доброжелательности к представителям других культур — близких и далеких, экзотических и, казалось бы, хорошо известных» (Е.В. Александров). Немалую опасность для многих народов представляет современная эпоха глобализации, угрожающая возрастанием темпов ассимиляции. Как справедливо утверждал Лука, «ты только верь». Но с каждым годом становится все труднее получать информацию о малоизвестных, исчезающих культурах; параллельно происходит разрушение многих языков. Безусловно, сохранение самых разнообразных культур необходимо, но не всегда возможно в стремящемся к упрощению мире. Тем не менее, закон компенсации неоспорим: свидетельства существования исчезающих культур способна сохранить бурно развивающаяся информационная техника. Фотоаппарат или видеокамера — «инструменты», помогающие осуществить диалог культур.

Именно осуществление «диалога культур» является главной целью визуальной антропологии.

Два предыдущих Московских международных фестиваля визуальной антропологии проходили под девизами «Диалог чужих миров» (2002 г.) и «Традиции и объектив. В поисках цельности» (2004 г.). Третий фестиваль носил название «Камера-посредник».

Кадр из фильма «Небесная невеста»
В течение шести дней (8–13 октября) молодой московский фестиваль успешно решал задачу знакомства аудитории с новым для России направлением культурной деятельности, а также проблему позиции человека с камерой, «которому представители одной культуры доверяют формирование образа ее культуры, предъявляемого представителям других культур» (Е.В. Александров).

О масштабности фестиваля-конференции 2006 года свидетельствуют не только грандиозные цели и задачи. Учредителями фестиваля являлись такие организации, как Российская ассоциация визуальной антропологии, МГУ им. М.В. Ломоносова, Институт этнологии и антропологии РАН, Национальная ассоциация аудиовизуальных архивов, Российский институт культурологии. Поддержку, в том числе, информационную, оказали многочисленные организации, среди которых Федеральное агентство по культуре и кинематографии РФ, РФФИ, Интерньюс, «Окно-ТВ», телеканал «Культура», Рамблер, посольства Франции, Швейцарии, Нидерландов, центр Сервантеса. Помимо МГУ параллельные показы-семинары проходили в Институте этнологии и антропологии РАН, Институте культурного и природного наследия им. С.Д. Лихачева, Государственном институте искусствознания, РГГУ.

«Чудесная команда», во многом сотворившая фестиваль 2006 года
Если в других странах фестивали визуальной антропологии имеют длительную историю, то в России данное культурное направление только развивается, а профессиональное сообщество визуальных антропологов находится пока в процессе формирования. Стоит поблагодарить всех членов оргкомитета и президента фестиваля, директора Российского института культурологии К.Э. Разлогова, а также директора фестиваля, ведущего научного сотрудника ЦНИТ ФДО МГУ Е.В. Александрова и его дружную команду за плодотворную и бесперебойную работу секций фестиваля.

Принципиальной установкой организаторов являлось сочетание элементов зрелищного видеопоказа и научной дискуссии по поводу увиденного. В ходе 14 тематических семинаров и конкурса дебютов были показаны 107 фильмов, представленных авторами из 30 стран. Тематика семинаров была весьма разнообразна: культура Японии и народов Севера, религии народов мира, встреча цивилизаций, антропология современного города, «В поисках себя», цивилизации деревни, цыган, кочевников и т. д.

Трудно выделить особо какие-либо семинары; все они были сформированы таким образом, чтобы каждый мог выбрать интересующие его темы. И все же следует отметить уникальный семинар, организованный выпускником МГУ, сотрудником Российского института культурологи Е.С. Бакшеевым, посвященный традиционным культурам Японии и проведенный в комфортабельном зале Японского центра МГУ. Не менее интересным получился семинар о культуре ислама, проведенный известным специалистом из Франции профессором Ж.-К. Пенра, на котором были представлены фильмы, впервые показанные в России.

Кадры из фильмов о старообрядцах «Кадушка», «В руце лета»
Большой интерес зрителей вызвали работы, освещавшие мало известную сторону русской культуры — старообрядчество. Над этой темой около 15 лет последовательно работает общественный Центр визуальной антропологии МГУ, сотрудники которого и организовали этот фестиваль. По мнению профессора Асена Баликси (Болгария, Канада), человека, во многом «породившего» визуальную антропологию России, фильмы группы Е.В. Александрова не похожи на те, что предоставляются вниманию зрителей за границей: «На Западе кино показывают, чтобы доставить удовольствие. Фильмы группы Московского университета служат задаче показать, проникнуть в глубинную суть культуры, сохранить неповторимый аромат уходящей традиции».

Что же такое визуальная антропология? В это словосочетание можно вложить много смыслов: «зрительное человековидение», «воспитание через знакомство» (Д. Гараев, г. Казань), «человек в его разнообразных культурных проявлениях» (Е.А. Ягафова, г. Самара).

Посредником в диалоге двух культур является человек с камерой. Как емко отметил преподаватель факультета иностранных языков МГУ, человек, благодаря которому была проведена огромная работа по переводу письменных материалов, синхронных переводов фильмов и дискуссий в течение всего фестиваля, к. и. н. А. Исэров: «Проникнуть в скрытый смысл мгновения — разве может быть задача благородней?»

Действительно, появление кино, которое изначально возникло как документальное, было вызвано потребностью человека в осознании разнообразного мира как единого целого. Кино — это своеобразное зеркало времени. «Документальные и научно-популярные фильмы фиксируют самые различные культуры, они могут сделать проблемы локальных культур достоянием общественности. Общаясь с другими культурами, мы меняемся сами» (Р.М. Ерназарова, г. Новосибирск).

Кадры из фильмов о старообрядцах «Кадушка», «В руце лета»
Фильмы, продемонстрированные в ходе фестиваля, не оставили равнодушным никого. К примеру, работа австралийского режиссера, человека, который одним из первых стал использовать субтитры вместо привычного дикторского комментария, Д. Мак-Дугалла «Возраст разума» (секция «Встреча цивилизаций»), повествовала о престижном индийском интернате для мальчиков — школе Дун. Сосредоточившись на жизни 12-летнего непальца Абхишека, автор фильма запечатлел мысли и чувства мальчика, входящего в осознанную жизнь. Есть ли возраст у разума — неизвестно, но монологи Абхишека зачастую изумляли зрителей: «Основные знания в своей жизни ты, конечно, получаешь в семье. Это наша первая школа… Некоторые делают все, но у них не получается, потому что им это не нравится. Настоящий ум — это умение понять, как все устроено».

Потрясла зрителей работа Орзумурода Шарипова (Таджикистан). Его фильм «11000 км от Нью-Йорка» на протяжении всего показа «держал» зрителей в оцепенении. В центре киноповествования — жизнь северных афганцев, которых война вынуждает бежать и искать пристанище на островах реки Пяндж на границе между Афганистаном и Таджикистаном.

Аплодисменты, несмолкаемые обсуждения по окончании демонстрации видеофильмов — все это неопровержимое свидетельство того, что визуальная антропология с каждым годом овладевает умами все большего числа граждан России. Как заметил президент фестиваля К.Э. Разлогов, «самые интересные вещи происходят на границах»; фестиваль же — это граница, на которой соприкасаются наука, киноискусство и обыденная жизнь самых разных людей.

Благодаря неутомимой деятельности организаторов, справедливость поговорки «начали за здравие…» не подтвердилась. Теплая атмосфера закрытия, довольные улыбки и подернутый пеленой усталости блеск глаз участников фестиваля говорили об успехе мероприятия.

Кадры из фильмов о старообрядцах «Кадушка», «В руце лета»
Одной из главных составляющих любого фестиваля являются его дебюты. Конкурс дебютов позволил включить в жизнь визуальной антропологии важнейшее звено — молодежь. На церемонии закрытия объективное жюри объявило и поздравило тройку призеров, отметив многочисленные достоинства и других работ. Первый приз достался магистру в области социологии и исследований визуальной культуры Университета Тромсе Трюде Хогсет (Норвегия) за фильм «Мой дом, моя боль». Фильм повествует о жизни 25-летней Анны Марге, старшей из четырех сестер в саамской оленеводческой семье в Северной Швеции.

Второй приз по праву заслужила выпускница Гранада-центра визуальной антропологии Манчестерского университета Ясмина Федра (Великобритания). Ее фильм «Молоко пустыни» рассказывает о жизни француза, приехавшего в сирийскую пустыню, чтобы стать послушником в абиссинском монастыре Моисея; стержнем фильма являются отношения между мусульманами и христианами. Наконец, третий приз получил обладатель степени по антропологии Университета Британской Колумбии и Нью-Йоркского университета Аарон Дж. Глас (США). Фильм «Исследуя Хамат’са: рассказ об охоте за головами» основан на истории антропологического описания танца каннибалов (Хамат’са), самой важной церемонии народа Британской Колумбии (Канада).

Подводя итоги шестидневной конференции, Е.В. Александров поблагодарил не только учреждения и организации, оказавшие всестороннюю поддержку, но, главное, «ту чудесную команду, с которой мы все это сотворили»: М. Силкину, И. Горбунова, Е. Данилко, А. Исэрова, И. Пономарева, О. Христофорову, Н. Литвину, А. Кутькина, Р. Лихачева, А. Коспарову.

Финальным показом фестиваля стал фильм «Небесная невеста» — призер многочисленных отечественных и зарубежных фестивалей. «Небесная невеста» — детище Анастасии Лапсуй и Марку Лемускалльо (Финляндия) — создана по мотивам ненецкой мифологии. Фильм рассказывает о женщине, посвященной в детстве богу Нуму, о непростой жизни полубога-получеловека, которого никто не имеет права даже коснуться.

Что ж, человек в его разнообразных культурных проявлениях будет интересен всегда, пока существует высшая жизнь на планете, скромно мчащейся по своей орбите вокруг всевидящего Солнца.

Хочется верить, что через два года в Московском университете вновь состоится торжество правды — фестиваль и конференция визуальной антропологии. Ведь, по словам кинорежиссера Ж. Л. Годара, «если фотография — это правда, то кино — это правда 24 раза в секунду»…

Надежда Пупышева, наш корр.

Первая полоса

Память

Новости науки

Университетские диалоги

Университетская кухня

Неравнодушный взгляд

Поздравляем

Вести МГУ

Спорт

"01"

Крупным планом

ФЛЮС

Студентка

На пользу науке

Личное мнение

Новости Москвы

На главную страницу