Какие Школьные отметки появились во времена царствования Николая Первого. Он и ввел в российских гимназиях в начале ХIХ века пятибалльную отметочную систему вместе с обязательной для всех гимназистов формой — исключительно для укрепления дисциплины. И вся демократическая общественность России этим обстоятельством была возмущена, усмотрев в николаевских реформах серьезную угрозу живому духу обучения.
Несмотря на то, что отметочная система считалась крайне несовершенной и в 1920-е годы от нее отказались, советская школа 1930-х годов к ней вернулась — именно в силу ее подчеркнуто дисциплинарного характера и простоты.
Сколько ни призывали педагоги к разработке более гибкой и гуманной шкалы оценивания успехов детей, все безуспешно. Отметка — формальный и чрезвычайно негибкий показатель. Важны ведь еще и качество знаний, и затраченные на выполнение задания усилия, и интерес к предмету.
Кстати, для того чтобы быть отличником в начальных классах, кроме природной сообразительности, надо обладать еще и рядом специфических качеств. Старательной девочке с красивым почерком, которая смотрит учительнице в рот, понимает, что от нее ждут, и готова с удовольствием выполнять все требования, гораздо легче стать хорошей ученицей в первом классе, чем заводному мальчишке, который ненавидит писать. Его голова забита роботами, конструкторами и футболом, по сравнению с которыми правила русской орфографии кажутся досадным отвлечением от истинной жизни. Возможно, в старших классах, где на первый план выходят интеллектуальные возможности детей, ситуация изменится. Случается, что средний по формальным показателям ученик вдруг проявляет исключительный интерес к определенному предмету, по окончании школы поступает в МГУ и становится ученым.
В общем, отношение к отметкам должно быть рабочим. Да, они являются сигналом о состоянии учебы, но не приговором относительно дальнейшей судьбы ребенка. Помогите маленькому школьнику реализоваться в том, что у него хорошо получается. Лучший способ — это сделать предметом своей заботы развитие ребенка, его интересы, внутренние коллизии, чтение. Помогать в учебе нужно, но не агрессивно.
Марина Аромштам, inauka.ru