№ 34 (4183)
октябрь 2006

Опять «двойка»?
Ничего страшного!

Какие Школьные отметки появились во времена царствования Николая Первого. Он и ввел в российских гимназиях в начале ХIХ века пятибалльную отметочную систему вместе с обязательной для всех гимназистов формой — исключительно для укрепления дисциплины. И вся демократическая общественность России этим обстоятельством была возмущена, усмотрев в николаевских реформах серьезную угрозу живому духу обучения.

Несмотря на то, что отметочная система считалась крайне несовершенной и в 1920-е годы от нее отказались, советская школа 1930-х годов к ней вернулась — именно в силу ее подчеркнуто дисциплинарного характера и простоты.

Сколько ни призывали педагоги к разработке более гибкой и гуманной шкалы оценивания успехов детей, все безуспешно. Отметка — формальный и чрезвычайно негибкий показатель. Важны ведь еще и качество знаний, и затраченные на выполнение задания усилия, и интерес к предмету.

Кстати, для того чтобы быть отличником в начальных классах, кроме природной сообразительности, надо обладать еще и рядом специфических качеств. Старательной девочке с красивым почерком, которая смотрит учительнице в рот, понимает, что от нее ждут, и готова с удовольствием выполнять все требования, гораздо легче стать хорошей ученицей в первом классе, чем заводному мальчишке, который ненавидит писать. Его голова забита роботами, конструкторами и футболом, по сравнению с которыми правила русской орфографии кажутся досадным отвлечением от истинной жизни. Возможно, в старших классах, где на первый план выходят интеллектуальные возможности детей, ситуация изменится. Случается, что средний по формальным показателям ученик вдруг проявляет исключительный интерес к определенному предмету, по окончании школы поступает в МГУ и становится ученым.

В общем, отношение к отметкам должно быть рабочим. Да, они являются сигналом о состоянии учебы, но не приговором относительно дальнейшей судьбы ребенка. Помогите маленькому школьнику реализоваться в том, что у него хорошо получается. Лучший способ — это сделать предметом своей заботы развитие ребенка, его интересы, внутренние коллизии, чтение. Помогать в учебе нужно, но не агрессивно.

Марина Аромштам, inauka.ru

Первая полоса

Память

Новости науки

Университетские диалоги

Университетская кухня

Неравнодушный взгляд

Поздравляем

Вести МГУ

Спорт

"01"

Крупным планом

ФЛЮС

Студентка

На пользу науке

Личное мнение

Новости Москвы

На главную страницу