№ 11 (4202)
апрель 2007

Русский Леонардо да Винчи

К 125-летию со дня рождения П.А. Флоренского

Имя Павла Александровича Флоренского (1882–1937) теперь широко известно в научном мире. Его личность была столь универсальна, что современники называли его новым Леонардо да Винчи. Это был человек великих дарований, ученый-энциклопедист: его открытия в области математики, физики, химии, электродинамики, эстетики, его литературные произведения, статьи по музейному делу и искусствоведению до сих пор вызывают удивление и восхищение.

Юный Флоренский в 1893–99 гг. учился в тифлисской гимназии, но все, что приобрел в интеллектуальном отношении, получил благодаря общению с отцом и усиленной самостоятельной работе. Постоянными спутниками его жизни были научные труды по физике, химии, геологии, астрономии и энциклопедические словари на всех языках. Страсть к знанию поглощала все его внимание и время, и к 15-ти годам его научное мировоззрение сложилось в непоколебимую систему. Но в конце гимназического курса, законченного с золотой медалью, юноша пережил духовный кризис; два равносильных убеждения раздирали его душу: «истина недоступна» и «невозможно жить без истины».

В 1900 г. Флоренский становится студентом физико-математического факультета Московского университета, и с этих пор начинается стремительный рост и расширение его научных знаний. Помимо занятий математикой, Флоренский параллельно слушал лекции С.Н. Трубецкого на историко-филологическом факультете, самостоятельно изучал историю искусств. В 1904 г. он окончил университет с дипломом 1 степени. Отклонив предложение Н.Е. Жуковского остаться на кафедре математики, молодой ученый в сентябре этого же года поступил в Московскую духовную академию. Что же побудило Флоренского так резко и неожиданно для родных изменить свой жизненный путь? Действительно, юноша вырос в обстановке индифферентного отношения к религии и был поглощен серьезными научными опытами, а уроки Закона Божия у него «вызывали вражду и насмешку». Но в глубине души он чувствовал, что есть особая, таинственная область жизни, — и вдруг со всей страстью потянулся к ней. Одну из ближайших целей практической деятельности Флоренский сформулировал так: «Произвести синтез церковности и светской науки, воспринять все положительное учение Церкви и научно-философское мировоззрение вместе с искусством…»

Академия во многом не удовлетворяла Флоренского, и он упорно продолжает самостоятельные занятия символической логикой, историей философского религиозного мировоззрения, археологией, изучает еврейский язык; организует философский кружок и читает в нем доклады. В марте 1906 г. он публично произнес в академии слово «Вопль крови» против казни лейтенанта Шмидта, после чего 3 месяца провел в тюрьме.

Далее трагические события следуют одно за другим: умер его отец, скончался духовник, «печальник за мир», погиб самый близкий друг С.С. Троицкий. Сам Флоренский находился в состоянии «тихого бунта»: «…был пережит разрыв мировой истории» — «время вышло из пазов своих». Ощущение тоски, и жгучей боли, и невыносимого сознания, что разрушается то, что строили величайшими усилиями, охватывает его.

В 1908 г. Флоренский блестяще закончил духовную академию. Его кандидатское сочинение «О религиозной истине» легло в основу магистерской диссертации и книги «Столп и утверждение истины» (1914), вызвавшей громадный интерес и обширную полемику не только в церковных кругах, но и среди общественности. Мнения высказывались самые различные, вплоть до полярных, но это не было удивительно в годы идейного размежевания интеллигенции. Наиболее справедливую оценку «Столпу…» дал ректор Московской духовной академии епископ Феодор, подчеркнув энциклопедичность знаний Флоренского: «Книга эта занимает исключительное место не только в русской, но и в западной философско-богословской литературе». «Столп…» отражает духовную жизнь Флоренского. О колоссальной работе его над книгой свидетельствует наличие в ней более тысячи примечаний, обширнейший список литературы и источников, многие из них на иностранных языках. Основная проблематика книги носит преимущественно гносеологический характер и определена во вступительном слове перед защитой диссертации о сущности религии, главная задача которой — «спасать… наш внутренний мир от таящегося в нем хаоса… А водворя мир в душе, она умиротворяет и целое общество и всю природу». «Онтологически религия есть жизнь нас в Боге и Бога в нас… Феноменалистически религия есть система таких действий и переживаний, которые обеспечивают душе спасение… В том наиболее широком, психологическом смысле слова — равновесие душевной жизни».

Гносеология Флоренского — это не комплекс взглядов на познание, а сочетание путей для активного богопознания, опыт обретения Бога в мире, где «все мятется, все зыблется… А из глубины души подымается нестерпимая потребность опереть себя на “Столп и Утверждение Истины”, истины всецелостной и вековечной, единой и божественной». Основная «живая идея» мировоззрения Флоренского состоит в том, что все во Вселенной — от элементарных частиц до мегамира — связано с Истиной и Истиной живет. Эта Истина — Триединство, Единосущие, Любовь. Истинное познание Бога невозможно без любви, ибо Любовь — начало всех добродетелей, истины, жизни. Особое отношение у Флоренского к красоте: это осуществленная любовь — божеское в материальном, а радость, переживаемая человеком при виде красоты, — один из путей богопознания. Метод «Столпа…», по определению автора, диалектика — жизненное и живое непосредственное мышление, самый процесс мысли. Реальность, по мнению ученого, строится из символов и познается через символы, поэтому они должны быть конкретизированы и делиться на зрительные, слуховые, осязательные и т. д. Так, символ зрительный в своем совершенном выражении есть прямое изображение духовного — икона; далее, символ слуховой в совершенном выражении есть священное имя — Имя Божие, а потом уже и всякое имя собственное, и слово.

Будучи экстраординарным профессором кафедры истории философии Московской духовной академии, Флоренский создает ряд оригинальных курсов по истории античной философии, кантовской проблематике, философии культа и культуры. А.Ф. Лосев отмечал: Флоренский «дал концепцию платонизма, по глубине и тонкости превосходящую все, что я читал о Платоне».

Несмотря на разнообразную научную деятельность, Флоренский в течение многих лет стремился к священству, которое считал духовным центром своей жизни, и был рукоположен в священники церкви в Сергиевом Посаде. Богослужения отца Павла отличались глубокой одухотворенностью и красотой, наполняли счастьем его жизнь. В то время, когда Флоренский возглавлял журнал «Богословский вестник» (1912–17), вокруг него сложился круг друзей и единомышленников, которые во многом определяли атмосферу русской культуры Серебряного века.

Флоренский часто говорил о надвигающемся крушении привычных устоев жизни, и революция не была для него неожиданностью. Он живо откликнулся на призыв принять участие в культурном и научно-техническом строительстве в стране. Чувство единения с Россией, с ее народом было столь велико, что он, естественно, не мог покинуть Родину, хотя за границей его ожидала блестящая научная будущность и мировая слава ученого. «Жизнь ему как бы предлагала выбор, — пишет С.Н. Булгаков, — между Соловками и Парижем, но он избрал родину, хотя то были и Соловки».

Флоренский был первым, кто, служа Церкви, одновременно стал работать в советских учреждениях. В 1918 г. его пригласили в комиссию по охране памятников искусства и старины Троице-Сергиевой лавры. Так был создан всемирно известный Государственный историко-художественный и архитектурный музей-заповедник. В 1921 г. Флоренский избран профессором ВХУТЕМАСа, где читает курс «Анализ пространственности в художественно-изобразительных произведениях», созданный на данных математики, физики, психологии и эстетики. Замечательным открытием его было обоснование правомерности «обратной перспективы», на которой построена древнерусская живопись: но это не промах, а «мужество гения, опрокидывавшего своим чутьем самые рациональные теории».

Активный характер принимает научно-техническая деятельность ученого. В 1920 г. он работает на заводе «Карболит» по изготовлению пластмассы из отечественного сырья. В 1921 г. переходит на исследовательскую работу в Главэлектро ВСНХ, участвует в VIII Электротехническом съезде, где обсуждался план ГОЭЛРО. С 1924 г. — он член Центрального электротехнического совета Главэлектро, начинает работать в Московском объединенном комитете электротехнических норм и правил, создает первую в СССР лабораторию испытаний материалов, где готовит целую плеяду талантливых работников. В книге «Диэлектрики и их техническое применение» (1924) со 100 рисунками, чертежами и диаграммами, выполненными им собственноручно, Флоренский систематизировал новейшие теории, касающиеся изоляционных материалов, и предсказал ряд направлений научного поиска.

В 1927 г. Флоренский назначен редактором «Технической энциклопедии», для которой написал около 150 статей. В 1931 г. его избирают в президиум бюро по электроизолирующим материалам Всесоюзного энергетического комитета; в 1932 г. включают в комиссию по стандартизации научно-технических обозначений терминов и символов при Совете труда и обороны СССР. Как видно из перечня тех учреждений, где довелось работать П.А. Флоренскому, он всегда приглашался на работу как специалист высокого класса, и тем более неожиданной была высылка его в Нижний Новгород. Жестокой, мягко выражаясь, «критике» подвергли Флоренского за истолкование им теории относительности в работе «Мнимости в геометрии» (1922) и за статью «Физика на службе математики», в которой дано описание электроинтегратора — прототипа современных вычислительных машин. Из нижегородской ссылки Флоренский был возвращен благодаря ходатайству Е.П. Пешковой, но обстановка в Москве была такой, что Флоренский говорил: «Был в ссылке, вернулся на каторгу». А 20 июля 1933 г. он осужден особой тройкой на 10 лет и отправлен по этапу в восточносибирский лагерь… «Свободный»; через год — в Соловецкий лагерь особого назначения, где занимался проблемой добычи йода и агар-агара из морских водорослей и сделал более 10 запатентованных научных открытий и изобретений.

25 ноября 1937 г. Флоренский был вторично осужден «без права переписки». Это нынче прочитывается однозначно… Дело в отношении П.А. Флоренского прекращено производством за отсутствием в его действиях состава преступления 6 мая 1959 года. Научная реабилитация его началась с конца 60-х годов. Многочисленные — их 225! — изобретения и открытия ученого в различных областях науки и техники имели огромное значение в развитии народного хозяйства. Культура мысли, целостность и глубина научной позиции, деятельность в ее неразрывной связи с окружающим миром — именно эти уроки преподает нам сегодня Флоренский через свое наследие.

В письме из Соловецкого лагеря от 13 февраля 1937 года Флоренский с горечью писал о судьбе Пушкина: «Свет устроен так, что давать миру можно не иначе, как расплачиваясь за это страданиями и гонениями. Чем бескорыстнее дар, тем жестче гонения и тем суровее страдания. Таков закон жизни». Действию этого закона через 100 лет подвергся и Павел Александрович Флоренский.

Н.М. Северикова, к. ф. н.,
кафедра истории русской философии МГУ

Первая полоса

Вести МГУ

Пресс-служба

Инновационный университет

Опыт друзей

В гостях у Мельпомены

На пользу науке

Мир творчества

Студентка

Актуальный репортаж

Громкие имена

Личное мнение

Новости Москвы

Спорт

«01»

На главную страницу