№ 23-24 (4214-4215)
август 2007

Узнаем университет

Лекционный изюм

Каждый после окончания университета может написать несколько познавательных монографий на темы: «Студенческие годы, или Как я стал Человеком», «За гранью фантазии: курьезы, удивления, разочарования» и т. д. Даже без многотомников иногородних студентов, повествующих о жизни в общежитии, можно открывать целую библиотеку шедевров постстуденческого творчества. Увы, таковой библиотеки пока не существует, однако благодаря умению слушать и улыбаться многих студентов приступим к созданию первой главы виртуальной пока книги «Они — наше все». Речь идет о профессорско-преподавательском составе МГУ имени М.В. Ломоносова. Их профессиональные, а зачастую и просто человеческие качества способствуют тому, что выпускники МГУ обладают не только знаниями и навыками, позволяющими побеждать в условиях жесткой конкуренции на рынке труда, но умеют анализировать, удивляться и улыбаться.

Что объединяет преподавателей МГУ? Риторический вопрос, требующий небольшого замечания: они не работают в МГУ, они живут им. Поясняю словами сотрудницы кафедры химии почв факультета почвоведения А.Д. Шапиро: «Я уходила из науки, но вернулась: это очень затягивает, университет сам по себе сильно затягивает. Дело, наверно, в духе университета, в людях, с которыми ты говоришь на одном языке».

Объединяет и манера проведения лекций, семинаров, практикумов. Неслучайно же говорится, что, к примеру, лекции — это театр пусть одного, но актера. Не секрет, что многие студенты буквально коллекционируют своеобразный «лекционный изюм», то есть фразы, высказывания преподавателей. Ниже приведены цитаты из «коллекций» четырех студентов (пожелавших остаться неназванными) экономического, философского, географического и юридического факультетов Московского университета:


— Получается, я должен начать вместе с чиновниками обманывать государство. И они учат, как это делать.
— Все, что легко открывается, уже давно открыто.
— Высшая точка Венгрии фигурирует в гербе Словакии.
— Коряво написано: журналист же писал.
— Женщины почему-то дольше живут. Нет, я не против. Но, может быть, стоит ввести лозунг — «Берегите мужчин!»?
— Норильский никель — это, прежде всего, платина. Никто бы за полярный круг только за никелем не полез.
— Сложностей боятся только те, кто не хочет достичь высокопоставленных целей.
— То, что легко понимается, легко забывается и потом не используется.
— Самое главное в науке — не говорить красиво, но говорить точно.
— Важный житейский принцип: не надо очень близко к начальству подходить.
— Россия дремлет, но дремлет тревожно.
— Великие люди нередко совершают великие ошибки.
— Вы же понимаете специфику российского человека. Если он обустроится, то рядом обязательно должна быть свалка.
— Я не стал очень богатым человеком, зато я стал очень счастливым.
— Человек машиной не заменяется. Это доказано уже много раз.
— Глупость может лечиться только разумом.
Про узнавание об автомате на экзамене: — Акт обучения присутствует, а акта психологической травмы нет.
— Математика — не трудная наука, она любит, когда с ней работают.
— 1956. Остров Новая Гвинея. Приехали 16 туристов, а их всех съели. ООН после этого начал поставлять туда мясные консервы.
— Молодость обладает элементом наглости.
— Есть такие люди, вокруг которых периодически образуется хаос. Однако бывает единственный милый, греющий сердце, именно ваш хаос.
— Ученые отличаются изобретательностью от лени. К примеру, я по природе ленивый человек. Я лучше много раз подумаю, а после в десять раз быстрее сделаю.
— Как в строю, мы идем в какую-то пустоту, и ни до кого не докричаться.
— Мне надо научить вас не заикаться, когда на вас нападают.
— Наша наука порой напоминает религию: в это верю, в это не верю.
— Я человек фронтовой и знаю, что если бой тяжелый, то нужно как-то приспосабливаться.
— Прослушивая записи своих лекций, я пришел в ужас. Я весьма польщен вашим терпением.
— Запад кричит, мы кричим… Давайте вместе покричим, может денег дадут.
— Надо жить в той науке, где есть удобство общения. А общение — это, в первую очередь, ясность.

Мне вспоминается такое высказывание одного профессора: «Суша борется за свое существование. За пять миллиардов лет она отвоевала лишь треть площади поверхности Земли». Хочется надеяться, что публикация данного материала не вызовет негатива со стороны преподавателей, а лишь улыбку и удовлетворение от того, что их подопечные умеют не только улыбаться и удивляться, но и слышать.

Надежда Пупышева, наш корр.

Первая полоса

К 80-летию газеты "Московский университет"

Родом из МГУ

Наука и практика

Студентка

Научный мир

Крупным планом

Твоя жизнь, студент

Узнаем университет

Личное мнение

Новости Москвы

На главную страницу