№ 23-24 (4214-4215)
август 2007

Новейшие технологии преподавания дисциплин государственного управления

В сентябре 2006 года Ассоциация школ и институтов по

государственному управлению Центральной и Восточной Европы (NISPAcee) — очень влиятельная и многочисленная международная организация — обратилась на факультет государственного управления МГУ имени М.В. Ломоносова с просьбой организовать летнюю школу повышения квалификации для преподавателей с большим опытом работы. В их обращении значилось, что сегодня сложился очевидный спрос на проведение подобных мероприятий, так как многие из профессиональных преподавателей ищут способ повысить свою квалификацию и получить возможность интенсивного профессионального общения с коллегами по цеху из других стран. С точки зрения ассоциации, Московский университет как нельзя лучше подходит на роль связующего центра, обладая впечатляющей историей, богатыми традициями и превосходным профессорско-преподавательским составом, который неоднократно подтверждал на всех уровнях свой профессионализм.

Предложение ассоциации было с энтузиазмом встречено на факультете государственного управления. После предварительного обсуждения была утверждена тема летней школы: «Новейшие технологии преподавания дисциплин государственного управления и организации учебного процесса».

Целью летней школы было объявлено создание дополнительных возможностей для взаимного профессионального обогащения и повышения квалификации преподавателей дисциплин государственного управления из стран СНГ и Восточной Европы.

Программа занятий содержала три ключевых информационных блока: 1) создание единого информационного профессионального пространства специалистов в области государственного управления стран СНГ и Восточной Европы; 2) новейшие технологии и техники преподавания; 3) методы организации и ведения учебного процесса в условиях конкурентной рыночной среды.

Востребованность летней школы подтвердилась уже на стадии подготовки: перед отборочной комиссией встала нелегкая задача отобрать из 67 преподавателей, представлявших 18 стран мира, всего 25 участников. Подобный спрос вызвал удивление, так как школа должна была проводиться на русском языке, а заявки поступали даже из таких стран как Австрия, Македония, Греция.

Однако все трудности отборочного периода были с успехом преодолены. В группу попали преподаватели, чей профессиональный опыт и полномочия не вызывали сомнений: заведующие кафедрами, профессора, заместители деканов по учебной работе из 11-ти стран — это Армения, Беларусь, Венгрия, Латвия, Литва, Казахстан, Кыргызстан, Словакия, Эстония, Узбекистан, Украина. В качестве педагогов были приглашены заслуженные профессора факультета государственного управления и представители ассоциации.

Программа школы была очень насыщенной и интересной. В расписании значились следующие темы: обзор методов обучения и тренинга, применяемых в преподавании дисциплин государственного управления; метод анализа конкретных ситуаций и его эффективное применение в специфических условиях стран СНГ и Восточной Европы; применение дистанционных технологий для преподавания и организации учебного процесса в области государственного управления; рынок образовательных услуг, методы оценки и контроля качества образования; активные групповые методы обучения: тренинги, имитации, мозговые штурмы, деловые игры.

В понедельник 25 июня 2007 года на факультете государственного управления состоялось торжественное открытие летней школы. На небольшом банкете в честь открытия школы представителям Московского университета довелось услышать много теплых и лестных слов в адрес их alma mater. Участники называли МГУ имени М.В. Ломоносова мировым, а не только российским достоянием, говорили о безусловном лидерстве университета на европейской и, возможно, на мировой учебной арене. Каждый из участников особо подчеркивал огромное удовлетворение оттого, что его выбрали и включили в состав группы.

Добрые слова очень радовали, но и накладывали особую ответственность на организаторов. Необходимо было поддержать марку родного университета, укрепить позитивный образ МГУ, превратив его вновь в центр профессионального общения единомышленников.

За пять дней занятий в аудиториях было все: и обмен мнениями, и жаркие споры, и яркие презентации. Представительный состав участников и профессиональные преподаватели позволили создать атмосферу глубокой заинтересованности и вовлеченности во все мероприятия школы. Позже педагоги искренне скажут о том, что было непонятно, кто у кого учился: формат школы в виде активного группового обсуждения вместо монолога преподавателя позволил максимально насытить занятия разнообразной информацией. Представители лучших вузов из дружественных и близких к России с точки зрения общей истории стран, делились своим богатейшим опытом, рассказывали об успешных проектах по решению схожих проблем. Нет нужды говорить о том, что занятия невероятно обогатили и участников, и организаторов.

При подведении итогов все участники очень высоко оценили уровень подготовки летней школы и содержание ее мероприятий. Прозвучала настоятельная просьба сделать летнюю школу ежегодной. Декан факультета государственного управления А.В. Сурин заверил всех, что подобная идея обсуждалась и была утверждена руководством факультета. Поэтому вручение дипломов уже не носило грустного характера: впереди появилась перспектива встретиться вновь.

Заключительным аккордом мероприятия стало совместное плавание на теплоходе по Москве-реке. Гости столицы смогли еще раз посмотреть на наш город и убедиться в том, что он особенно расцвел за последние годы. А в небе над столицей — неизменный шпиль университета… Как сказал один из участников школы в своем выступлении: «Держитесь за шпиль университета — и все в вашей жизни сложится правильно!»

Пресс-служба ФГУ

Первая полоса

К 80-летию газеты "Московский университет"

Родом из МГУ

Наука и практика

Студентка

Научный мир

Крупным планом

Твоя жизнь, студент

Узнаем университет

Личное мнение

Новости Москвы

На главную страницу