№ 23-24 (4214-4215)
август 2007

В степях Казахского мелкосопочника

Традиционно после каникул наши студенты и преподаватели делятся своими впечатлениями о лете. Многим повезло с пользой провести это время, участвуя в летних практиках. Перед вами первый материал, посвященный этой теме…

МГУ постоянно расширяет свои границы. Создание Казахстанского филиала Московского университета в Астане — важное событие в 250-летней истории нашего университета, символизирующее многолетнюю и крепкую дружбу народов России и Казахстана, наши тесные исторические, а также образовательные и научные связи.

С сентября 2006 г. в Казахстанском филиале МГУ началось обучение по направлению «Экология и природопользование» по учебным планам географического факультета МГУ. Здесь готовят специалистов-бакалавров по экологическому менеджменту, экономике природопользования, аудиту топливно-энергетического комплекса и другим сферам деятельности, особенно актуальным сейчас, когда экономика Казахстана вышла на новый уровень развития и правительство страны остро нуждается в высококлассных специалистах в области охраны окружающей среды.

Набор студентов на программу «Экология и природопользование» составляет 20–25 человек, причем обучение осуществляется за счет государственного образовательного гранта Республики Казахстан. Как у всех студентов-географов, большую роль в учебном процессе занимает полевая практика. Вот так и получилось, что мы, двое молодых преподавателей кафедры геоморфологии и палеогеографии географического факультета МГУ, поехали в начале июня в Центральный Казахстан вести учебную геолого-геоморфологическую практику у студентов 1 курса Казахстанского филиала МГУ. Так как это был первый опыт проведения полевой практики по этому направлению, подготовительной работы у всех (и администрации, и преподавателей) было много.

…В Центральном Казахстане, в пределах обширной равнинной территории, расположенной между Западно-Сибирской равниной, горами Средней Азии и Каспийским морем, выделяется область Казахского мелкосопочника, возвышенной волнистой равнины. Это и есть великая бескрайняя степь в центре Евразии, которую казахский народ зовет Сары-Аркой. О просторах ее говорит сама этимология слова: «Сары-Арка» с тюркского переводится как «Желтый хребет» или «Золотая степь», «Бескрайняя степь», «Обширная степь».

В обзорном маршруте. Описание точки наблюдения
Эта территория, расположенная в пределах Урало-Сибирской платформы, имеет очень длительную и сложную историю геологического развития. В палеозойское время здесь протекала интенсивная магматическая деятельность, сопровождавшаяся активным вулканизмом и внедрением магматических тел — интрузий; с ними связано образование рудных ископаемых, включая железо, платину, золото, медь и др. В конце палеозойской эры здесь возникли высокие горы, которые в последующее время постепенно были разрушены, и древняя горная страна превратилась в волнистую равнину с бесчисленным количеством сопок. В новейшее время в результате общего поднятия территории древние интрузии были выведены на поверхность, и в средней, приподнятой части мелкосопочника возникли островные горы.

Аридный климат этой территории характеризуется большими суточными колебаниями температур, холодной зимой и жарким летом и малым количеством осадков. Здесь раскинулись огромные пространства, занятые степями, древними ландшафтами Казахстана, покрытыми скудной ковыльно-разнотравной растительностью. Раньше в этих землях обитали мастодонты и носороги, верблюды и саблезубые тигры. И по сей день в степях Сары-Арки можно встретить сайгака — современника мамонта.

Центральный Казахстан привлекает людей всего мира своей седой историей, вековыми традициями; здесь проходило становление многих культур и народов. Удобное сочетание горных урочищ и открытых степных долин во все времена являлось первопричиной концентрации здесь населения. По археологическим данным человек здесь жил еще в эпоху палеолита (100 тыс. лет до н. э.); позднее, в эпоху неолита и бронзового века, стало развиваться скотоводство и земледелие. Испокон веков эти степи населяли племена номадов — кочевников-скотоводов, постоянно воевавших между собой и с внешними врагами. Археологи открывают в Сары-Арке множество интересных памятников древности, а сколько исторических ценностей было утрачено в результате грабительских раскопок... Большую роль в становлении казахского языка и культуры сыграли тюрки, с арабами сюда пришел ислам. В XIII в. с образованием Золотой Орды территория вошла в состав улуса Джучи, старшего сына Чингисхана. В период становления феодальных отношений в конце XV в. образовалось Казахское ханство, которое делилось на три жуза. В конце XIX в. все казахские земли вошли в состав Российской империи; с тех пор истории России и Казахстана тесно переплетены между собой...

Наша практика проходила на учебно-научной базе Карагандинского государственного университета имени Е.А. Букетова в двух километроах от г. Каркаралинска, у подножия гор Каркаралы — низкогорного интрузивного массива в восточной части Казахского мелкосопочника. Надо сразу сказать, что место для базы КарГУ выбрано идеально. Горы Каркаралы, в основном сложенные гранитами, возвышаются на 600 м над окружающими их широкими степными пространствами. На этой земле есть и поросшие сосновым редколесьем горные гряды, сильно расчлененные ущельями и долинами, и настоящие сухие степи. Здешние горы овеяны древними поэтическими легендами, по одной из которых «… когда-то в этих местах красавица Баян оставила свой головной убор, называемый каркара». С тех пор и пошло название местности и города. В результате длительного действия процессов выветривания и постоянно дующих здесь ветров за долгие тысячи лет в горах образовалось многообразие причудливых каменных форм рельефа: зубчатые башни и столбы-великаны, островные гребни, ниши и пещеры. В настоящее время природные богатства края охраняет Каркаралинский государственный национальный природный парк общей площадью 90,3 тыс. га, созданный в 1998 г. Во флоре и фауне парка большую роль играют эндемичные и редкие растения и животные, такие как мох сфагнум (реликт ледниковой эпохи), горный баран архар, орел беркут, черный аист и др.

Учебно-научная база КарГУ занимает довольно большую площадь. Кроме нас, на базе проходили практику еще 30 студентов-географов из этого университета. А еще, помимо практикантов, на территории лагеря проживали маленькие совы, белки и зайцы…

Группа студентов-экологов Казахстанского филиала МГУ состояла из 20 человек. Необычные для русского уха имена наших студентов мы выучили буквально в первые же дни. Надо сказать, что казахские имена (равно как и сам казахский язык) очень красивы и включают как исконно казахские, так и заимствованные (в основном из тюркского и арабского языков). Отличительной особенностью казахского имени является то, что оно, как правило, имеет прямой перевод. Например, Азамат — «настоящий джигит», Аида — «вознаграждение, полезная», Айдар — «сильный, могучий», Асель — «мед», Гаухар — «бриллиант», Жандос — «друг всех людей», Сырым — «терпеливый, выносливый».

На одной из вершин Каркаралинских гор.
На переднем плане — «ванна» выдувания
Работать с нашими студентами было одно удовольствие. Все ребята — очень дисциплинированные и исполнительные; почтительное отношение к взрослым воспитано в них с детства. Веселые и общительные, они очень любознательны и буквально тянутся к знаниям. На практике ребята жили одним дружным коллективом, помогали друг другу во всем. Дни рождения наших студентов, выпавшие на время практики, мы отмечали вместе — соком и сладостями. Практика на радость всем нам прошла спокойно и без конфликтов, во многом благодаря прекрасно организованной службе безопасности и железной дисциплине в лагере. Наши студенты наравне со студентами КарГУ принимали активное участие в общественной жизни на базе: дежурили на кухне, убирали территорию, устраивали спортивные состязания.

Наша геолого-геоморфологическая практика длилась 12 дней и включала в себя 3 этапа. Во время обзорных маршрутов мы лазили по горам, поднимались на вершины, спускались в ущелья, учили студентов описывать точки наблюдения и отбирать образцы горных пород, делать панорамные зарисовки местности — то есть знакомили их с геологическим строением территории и формами рельефа. Во время самостоятельных маршрутов ребята, разбившись на бригады, выполняли уже индивидуальные задания, применяя на практике полученные знания и навыки. Все результаты наблюдений и исследований нашли отражение в отчете по практике. В работе нам очень помогали двое студентов нашей кафедры, приехавшие с нами на производственную практику.

Погодные условия были непростыми. Утро первого дня практики встретило нас настоящей метелью… В июне, в Центральном Казахстане, на границе степной и полупустынной зон! Надо сказать, что ни мы, ни студенты не были готовы к такому повороту событий. Погода порой напоминала пресловутый СУКС — суровые условия Крайнего Севера. С завидным постоянством относительно теплые ясные дни сменялись серыми затяжными дождями. Шорты и купальники так и остались лежать на дне рюкзаков. А на городском рынке к радости местных продавщиц были раскуплены все оставшиеся после зимнего сезона шерстяные носки и свитера. В нашем домике день и ночь работал обогреватель, который не был виден из-под горы сушившихся на нем вещей и обуви всего личного состава практики. Погода стала налаживаться ближе к концу практики: вместе с долгожданным солнцем на нас набросились полчища голодных комаров.

Особого внимания заслуживает город Каркаралинск, районный центр, самый старый город Карагандинской области. Расположенный в 200 км от Караганды, Каркаралинск имеет славную историю. Город был основан в 1824 году как казачья станица. Исторически Каркаралинск был уездным центром, важным средоточием административной, экономической и культурной жизни Центрального Казахстана. По этим землям проходил древний Шелковый путь. С 1848 по 1930 годы здесь проводилась знаменитая Кояндинско-Ботовская ярмарка — крупнейший рынок в Центральном Казахстане. Каркаралинск сегодня — это около 14 тысяч жителей, основное занятие которых — обслуживание многочисленных санаториев и домов отдыха в живописных окрестностях Каркаралинских гор и озер. Одноэтажные, реже — двухэтажные побеленные дома из самана — высушенных на воздухе кирпичей из смеси глины и соломы. Кирпичные дома — только у зажиточных горожан. Непривычная особенность — около домов нет цветников и клумб; видимо, сказываются засушливые условия аридного климата. Грунтовые, все в рытвинах, дороги. Мохнатые телята размером чуть больше крупных собак неспешно гуляют по улицам и щиплют скудную траву у многочисленных памятников…

Во время рекогносцировочной экскурсии нам посчастливилось посетить горы Кент, относящиеся к зоне заповедного режима Каркаралинского национального парка. Величественные горы произвели на нас неизгладимое впечатление: крутые склоны, сложенные гранитами, расчленены узкими, скалистыми ущельями, испещрены формами ячеистого выветривания — результатом разрушения горных пород под действием ветра. Здесь расположен уникальный памятник архитектуры — Кызыл-Кентский дворец, построенный в XVII веке в качестве ламаистского храма представителями джунгарских племен.

В один из дней мы стали зрителями на турнире по кокпару, проводившемся в соседнем с нашей базой ауле. Кокпар — одна из самых популярных конных игр в Центральной Азии. По правилам игры две команды, состоящие из 5 и более всадников, борются за овладение тушей козла, которую нужно поднять, удержать и завезти в свои ворота, а члены команды соперника пытаются эту тушу отобрать. Сидя на холме, окруженные бесконечными степями древней Сары-Арки, мы следили за этим потрясающим действом. Только сильному место в кокпаре. В этом мы убедились, наблюдая, как молодые ребята 16–18 лет, наклоняясь с лошади, играючи поднимают с земли тушу козла весом 35–40 кг…

Гранитные останцы, испещренные формами ячеистого выветривания
Практика очень быстро подошла к концу. В целом, наш план был выполнен: совершено 13 полевых маршрутов, написан содержательный отчет. Отобрано несметное количество образцов горных пород: основная коллекция осталась на базе КарГУ, а часть уехала в Астану — в помощь при проведении занятий по геологии. На учебной топографической карте появились новые названия: гора Аманай (в честь нашего любимого начальника практики доцента КарГУ А.Б. Мырзабаева), отрог Амангелды (в честь начальника службы безопасности), горы КарГУ, Ертау и Азатау, холмы Стрельца и Расула... Мы начали учить казахский язык. Узнали многое о национальных обычаях и культуре. Ощутили тепло казахского гостеприимства и широту души степного народа. Всласть поели бешбармак и баурсаки, успели полюбить необычный вкус кумыса. Насушены чабрец и мята, чтобы в долгие московские зимы заваривать ароматный, пахнущий летом и степью, чай.

После нашего отъезда в Каркаралы пришло лето. Нашим коллегам — преподавателям по почвенной и геоботанической практике — повезло больше. Нас же Астана встретила дождем, глобальной стройкой и сверкающим всеми огнями «Байтереком».

В бескрайних просторах Сары-Арки мы оставили частичку своего сердца. Хочется вернуться сюда. Чтобы снова увидеть холмы, белые от колышущегося на ветру ковыля… Табуны лошадей, мирно пасущиеся в предгорьях… Ощутить на лице горьковатый, пахнущий полынью, степной ветер… Покататься поутру на лошади, сбивающей копытами росу с травы… Увидеть усеянное звездами Млечного Пути высокое южное небо… Найти, наконец, озеро Бассейн, притаившееся в гранитном монолите на вершине горы…

В заключение нам хотелось бы пожелать Казахстанскому филиалу МГУ процветания, успехов и талантливых студентов, а также выразить огромную благодарность директору филиала А.В. Сидоровичу и всем его сотрудникам, помогавшим нам в организации практики. Неоценимую помощь в проведении практики и постоянное внимание и чуткость мы ощущали со стороны администрации биолого-географического факультета Карагандинского государственного университета и коллектива учебно-научной базы КарГУ.

Вероника Алексеева,
Юрий Беляев,
географический факультет
Фото В. Алексеевой

Первая полоса

К 80-летию газеты "Московский университет"

Родом из МГУ

Наука и практика

Студентка

Научный мир

Крупным планом

Твоя жизнь, студент

Узнаем университет

Личное мнение

Новости Москвы

На главную страницу