№ 26 (4217)
сентябрь 2007

Рубрику ведет
Надежда Пупышева

Будущие темы рубрики:

1. ЕГЭ в МГУ: за и против.

Уважаемые читатели, если вас заинтересовали данные темы, пишите.
Важно именно ваше личное мнение.

Жемчужина Крыма — ЧФ МГУ

Продолжим знакомство с Черноморским филиалом МГУ (первая часть рубрики была опубликована в № 25). В холле первого этажа четырехэтажного здания общежития, в котором помимо жилых комнат находятся столовая, кафе, тренажерный и концертный залы, можно ознакомиться с правилами внутреннего распорядка. По сути, правила как правила, но некоторые пункты действительно достойны внимания. Так, проживающим в общежитии воспрещается громко петь; использовать балконы для хранения ненужных вещей и захламлять их; стирать и сушить белье; чистить одежду и обувь в жилых комнатах. Немного удивляют расценки на проживание в общежитии. Если в Москве иногородние студенты МГУ, обучающиеся на бюджетной основе, живут буквально даром, то для студентов Черноморского филиала койка-место обходится в 80 гривен (около 450 рублей) в месяц для бюджетников, 190 гривен (около 1000 рублей) для контрактников. И это при средней стипендии в 120 гривен!

Трехэтажный учебный корпус ЧФ МГУ с радующими глаз мраморными лестницами построен (вернее, глобально отреставрирован), как и здание общежития, в 1999–2001 годах при участии мэра Москвы Ю.М. Лужкова, командующего Черноморским флотом адмирала В.П. Комоедова, заместителя командующего Черноморским флотом по СИОР генерал-майора В.И. Кима. Учебный корпус располагается в здании бывшей Лазаревской казармы, где с 3 апреля 1931 года по 18 января 1941 года размещалось Краснознаменное военно-морское училище береговой охраны имени ЛКСМУ, а позже Школа техников. В стене у центрального входа в учебный корпус 23 февраля 1999 года заложена капсула с обращением к студентам ЧФ МГУ, которую завещано вскрыть в 2049 году.

Один библиотечный кабинет, лингафонный класс на 30 человек, класс дистанционного обучения, многочисленные аудитории, зачастую «снабженные» раковиной, — все это учебный корпус ЧФ МГУ. Есть кабинеты с табличками «водитель» и «столяр». На доске одной из лекционных аудиторий в последних числах лета красовался вопрос: «50 гривен меня не спасут?! Вопрос?», в то время как на дверях одного из кабинетов факультета компьютерной математики висела исчерпывающая надпись «КАНИКУЛЫ», а зал заседаний Ученого совета был опечатан.

Без каникул, однако, работает третий, лабораторный, корпус ЧФ МГУ, построенный военными строителями в 2003 году на средства Москвы. К таинствам внутренней жизни лабораторий студентов допускают лишь по записи, с разрешения преподавателей. Сколько бы вы раз ни показывали студенческий билет, как бы ни улыбались, убеждая охрану, что вам действительно надо пройти, — положительного ответа не последует. Однако приветливые работники в приемной нового спорткомплекса (стеклянного гиганта, отражающего белизну учебного и лабораторного корпусов) с удовольствием расскажут и покажут очередной результат денежных вложений Москвы в Черноморский филиал МГУ. Спорткомплекс начал работать только с этого учебного года: бесплатно — для студентов ЧФ МГУ в рамках занятий по физкультуре и по клубным картам — для всех желающих. Новый спорткомплекс — это олимпийского класса бассейн с 25-метровыми дорожками, тренажерные залы, два спортзала (минифутбол, волейбол, баскетбол, большой теннис), сауна… Что ж, зато у нас, в Москве, библиотека ого-го…

Несмотря на то, что ЧФ МГУ — это тоже МГУ и дипломы те же, обучение в филиале существенно отличается от образовательного процесса в Москве. Чем и нужно ли что-то менять? Не только об этом рассказали удивляющие порой легкостью общения выпускники ЧФ МГУ:

1. О себе: почему выбрали при поступлении именно этот факультет, кем работаете сейчас, были ли трудности с трудоустройством?
2. В чем специфика обучения в МГУ в Севастополе? В чем отличие местных преподавателей от приезжающих из Москвы?
3. Нужно ли что-то менять в системе обучения?
4. Что наиболее ярко запомнилось из студенческой жизни?
5. Что бы хотели сказать / пожелать МГУ (в частности, филиалу в Севастополе), профессорско-преподавательскому составу, студентам?

1. Изначально собиралась поступать в другой вуз на ин’яз, хотя психология также очень привлекала. Подруга очень хотела поступать на факультет психологии в ЧФ МГУ, и я пошла с ней «за компанию». В итоге я поступила и осталась учиться.
Сейчас не работаю, но до недавнего времени работала офис-менеджером и параллельно занималась подбором неквалифицированного персонала. Трудности с трудоустройством были из-за отсутствия опыта работы. Когда я окончила ЧФ МГУ, думала, что наше образование просто уникально, и была уверена, что работодатель лишь скажет: «Спасибо, что вы к нам пришли». Трудности также возникают в связи с низкой оплатой труда.
2. Местные преподаватели начитывали материал лишь для того, чтобы мы составили конспекты. То есть не хватало увлекательных лекций, семинаров. Чтобы углубить знания, мы постоянно сидели в библиотеке, которая явно нуждается в расширении и пополнении хотя бы базовой литературой.
3. Стоит разделять лекционные занятия и семинарские. У нас они были сопряжены. Обязательно нужно давать студентам список необходимой литературы, а в дальнейшем обсуждать прочитанное. Многие московские преподаватели так и делали. Когда же мы ездили на учебу в Москву, предметы, которые там читались, были изучены намного лучше и качественнее.
4. Вспоминается практика на четвертом курсе. Мы с одногруппницей проходили ее в военно-морском университете, проводили исследования на военнослужащих, курсантах.
5. Надеюсь, традиция приезда московских преподавателей не угаснет. В последнее время, я слышала, они стали намного реже посещать ЧФ МГУ. Местным же преподавателям стоит равняться на московских и не думать, что лекции можно прочитать лишь по заранее написанным конспектам. Нынешним студентам хочу пожелать более сознательно учиться и больше читать.
Екатерина Полькина,
факультет психологии, выпуск 2006 года


1. Я — гуманитарий и выбрала бы при поступлении факультет иностранных языков, если б таковой был в ЧФ МГУ.
2. Специфика — в вахтовом методе. Получается очень смешно: сначала ты сидишь, ничего не делаешь, потом вдруг приезжает московский преподаватель, и ты судорожно начинаешь учить какой-нибудь предмет. После двух недель зубрежки одного курса, конечно, ты сдаешь экзамен очень хорошо, потому что за это время никакая другая информация не поступала. По сути, ты легко осваиваешь предмет, но так же легко через небольшой промежуток времени почти все и забываешь. К сожалению, в филиале очень маленькая библиотека. На мой взгляд, местные преподаватели менее квалифицированные, чем московские. Для гуманитариев нередко приглашают преподавателей из Симферополя, среди которых есть буквально преподаватели-универсалы, которые, по их словам, могут преподавать несколько серьезных предметов. Естественно, они знают намного меньше, чем человек, который, скажем, десять лет занимается одним Пушкиным.
3. Менять ничего не надо. При поступлении люди знают, на что они идут. Но надо стремиться заинтересовать студентов в дальнейшей их работе в университете, чтобы сформировался, наконец, местный сильный профессорско-преподавательский состав.
4. Мне всегда очень нравилось сдавать экзамены: сначала страшно, а потом наступает чувство полного удовлетворения. К тому же процесс сдачи экзаменов обычно очень веселый.
5. ЧФ МГУ хочу пожелать процветания и развития. Студентам — найти работу, которая приносила бы не только материальное, но и моральное удовлетворение.
Валерия Пупыркина,
отделение «Филология», выпуск 2007 года


1. Я выбрала факультет психологии потому, что я всегда хотела понять причину поведения человека, почему он действует так, а не иначе. С другой стороны, меня направило стремление помочь людям лучше понять себя, поверить в себя и строить свою жизнь, используя сильные стороны своей личности.
Сейчас я уже второй год работаю преподавателем психологии, проблем с трудоустройством не возникло практически никаких. С младших курсов я уже определилась в приоритетах по отношению к будущей работе.
2. Специфика обучения в Черноморском филиале МГУ — это уже опробованный, так называемый, вахтовый метод. В отличие от классической системы, в данном случае у неподготовленных первокурсников могут возникнуть некоторые сложности. И в первую очередь, это огромные объемы информации, которую в краткие сроки нужно не только «прослушать», но и воспринять, и систематизировать. Становясь в течение полутора-двух недель специалистом в какой-либо отрасли, студент абстрагируется от остальных предметов, что, естественно, препятствует формированию комплексного подхода к восприятию информации. В таких условиях возникает необходимость в жестком контроле над посещаемостью лекций, что не всегда с пониманием воспринимается свободолюбивыми студентами.
3. Тем не менее, привыкнуть к вахтовому методу не так сложно, и если студент приспособился к такому способу подачи информации, что-либо менять нет никакой необходимости. Если же нет — то есть возможность обучения в каком-либо другом вузе с классической системой, или даже в МГУ в Москве.
4. Конечно же, ярче всего запомнился визит в Москву, знакомство с МГУ, грандиозность и монументальность строений, бережная тишина библиотек и даже стены, которые, казалось, излучают уверенность, надежность и классические истины. В качестве противовеса выступают студенты, порой предлагающие совершенно новые радикальные идеи.
5. Пожелать МГУ хотелось бы процветания, плодотворной работы, чтобы мысль не прекращала своего течения и воплощалась в дальнейших научных разработках. В частности, Черноморскому филиалу МГУ желаю следовать традициям основателей и развивать свои.
Зинаида Борисенко (Седунова),
факультет психологии, выпуск 2006 года


Вахтовый метод обучения, нехватка учебных пособий и научной литературы, к сожалению, снижают качество образования в ЧФ МГУ, что отмечают не только выпускники, но и преподаватели. Хотя, согласитесь, счастье не в высочайшем качестве образования. Студенты и выпускники ЧФ МГУ зачастую дружнее своих московских коллег и обычно не отличаются безразличием к даже не касающимся их событиям, что, конечно, субъективно и, вероятно, спорно. Ответ прост — пообщайтесь хотя бы в течение года с представителями ЧФ МГУ сами.

Бесспорно то, что мягкий климат, красота и гармония природы ведут к позитивным результатам. Остается поздравить МГУ с успешным девятилетним функционированием Черноморского филиала и пожелать белоснежному красавцу Севастополя дальнейшего расширения и совершенствования.

Первая полоса

Вести МГУ

Пресс-служба

Новости ректората

Наука и практика

Студентка

Инновационный университет

На пользу науке

"01"

Мир творчества

Личное мнение

Новости Москвы

На главную страницу