№ 26 (4217)
сентябрь 2007

Андский меридиан

Окончание. Начало в № 25

Пустыня Наска
После того, как по письму губернатора Пасхи мы получили билеты, вспомнили добрыми словами наш факультет и Николая Сергеевича Касимова, мы крепко призадумались. Позади пять недель пути, а все только начинается. Перуанские и боливийские Анды, высоты и серпантины, крутые подъемы и спуски, камнепады, тропические ливни, высокогорное плато Альтиплано и пустыня Атакама. Правда, неплохо отзываются о перуанских пляжах. Но до них еще надо добраться.

И мы начали это делать. Но в машине нас стало больше. Теперь с нами был еще деревянный моаи с острова Пасхи. 3 марта мы оказались в пустыне Атакама. Ее площадь 90 км2. Меридиональная протяженность составляет около 3000 км. Это самая аридная область в мире. В Антофагасте осадки не превышают 2,5 мм в год, в Арике — 0,6. Но это в среднем, потому что осадки выпадают в редкие годы. В некоторых районах Атакамы осадки вообще не отмечались в историческое время. Двигаясь от Антофагасты в северо-восточном направлении, мы постепенно набирали высоту и погружались в зной пустыни. В районе Копьяпо мы поднялись выше 3000 м, а по градусам Цельсия до уровня миражей. Кондиционер в машине отчасти компенсировал температурные вызовы, но высотные оставались без ответа. В целом, ощущение сауны при выходе из машины и образ раскаленной сковороды в непосредственной близости. И мысли: «Не дай Бог, если с машиной что-нибудь». Тогда здесь реально можно поджариться всей экспедицией: прятаться от палящего солнца просто некуда. Но пейзажи меняются. Атакама — это и песчаная пустыня, и каменистая, и глинистая. Здесь можно встретить все: и горы, и барханы, и каменные россыпи (там, где сильными ветрами выдувается мелкозем). Здесь и селитряные солончаки огромной протяженности, и, ближе к окраинам, оазисы с пасущимися гуанако и стаями розовых фламинго. Но все на высоте. И фламинго, и гуанако, и «Лунная долина», и Сан-Педро де Атакама — центр всей земной аридности. «Лунная долина» — по аналогии с пейзажами известного небесного объекта. Они образованы горами из красной (с желтовато-белой селитрой) глины. Воспринимается как Диснейленд в пустыне. После Сан-Педро де Атакама возникли сожаления относительно того, что не было у Василия Ивановича Сурикова повода для написания полотна «Переход географов через Анды». Жара кончалась, но с высотами дела обстояли не так хорошо. Нам нужно было попасть в аргентинскую провинцию (и город) Жужуй, но на пути решительно вставали Анды. Сомнений было много в отношении нашего «Мармота» и нас самих. Перевалов здесь было два. Один в грунте, но пониже, другой в асфальте, но высоко. Все же был выбран асфальт. Перевал оказался высоким, протяженным и извилистым. В общем — сложным. Пластмассовая канистра с бензином раздулась и стала круглой, как футбольный мяч. Но было не до футбола. Когда была пройдена отметка 4813 м (выше Монблана) и начался спуск, мы облегченно вздохнули. Наивные. Потом в течение двух часов были еще высоты 4822 и 4814 (по JPS). Все это называлось двумя словами — перевал Хама (на картах его высота обозначена как 5040 м). Но после этого мы перевалили в грозу, в Аргентину, и канистра начала сдуваться. Но со всего этого надо было еще спуститься. Крутые повороты на горных дорогах зовутся здесь «курвы». До расположенного в глубокой долине (но выше 3200 м) Жужуя их было более трех десятков. Но мы начали привыкать к тому, что город здесь обычно внизу. Дальше на север была Боливия. И 6 марта мы пересекли аргентино-боливийскую границу.

В Боливии высота вообще начинается где-то с 3000 м над уровнем моря. Ниже там, вероятно, не бывает. Мы знали, что асфальт в Боливии начнется примерно через 400 км. Но эти четыреста… Панамериканская автострада началась с жуткой грунтовки с огромными лужами и колеями от огромных автобусов. Иногда дороги просто не было. Была река, и предполагалось, что это и есть дорога. Дороги по руслам — это оказалось для нас в новинку. И все это — платно. Понятно, что с освещением здесь тоже не все гладко. И серпантины в ночи — это особая тема. Днем стало видно, что нас окружают кактусы метра в 3 высотой, а на нашем пути разлившиеся реки (с застрявшими в них теми самыми огромными автобусами), которые нам предстояло преодолеть вброд (теперь уже поперек). Позже мы узнали, что в стране в связи с тропическими ливнями и разливом реки было введено чрезвычайное положение. Но «Мармот» выручал и на перевалах, и на бродах. Вообще про дороги Боливии и Перу писали еще И. Ганзелка и М. Зигмунд: «Короче говоря, с одной стороны над вами будут скалы. Ну а с другой то, к чему вы должны привыкнуть». И. Ганзелка и М. Зигмунд более полувека назад провели около двух лет в Южной Америке, путешествуя на автомобиле «Татра». Рассказы об этих путешествиях издавались и у нас в стране. В этих рассказах говорится о бедной и босой Боливии. Это и теперь небогатая страна. Правда, все обулись. Мы не встречали босых людей на дорогах.. Но дети по-прежнему играют на дорогах, и горы с тех пор не стали ниже. И те же глинобитные хижины с земляным полом, нередко без дверей (только с дверными проемами).

Скульптурные формы.
Озеро Буэнос-Айрэс
Далее были города Туписа, Потоси (с легендарной, но оскудевшей «серебряной горой»), горняцкий город Оруро. К высоте пришлось привыкнуть. Но Ла-Пас, который снова оказался внизу, очаровал всех. Расположенный в долине (от 3200 до 4100 м), он, тем не менее, является самым высоким столичным городом в мире. Сверху он напоминает сложенный из крошечных домиков с красными черепичными крышами город каких-то карликовых сказочных персонажей. После этого нас ждала встреча с озером Титикака. Для справки: на Альтиплано расположены два крупных озера: Титикака (3812 м и площадью 8290 кв. км, глубина 304 м) — пресноводное и самое высокогорное из крупных и судоходных озер мира и мелкое (3–5 м глубиной) и соленое Поопо (3690 м и 2530 кв. км). Здесь индейцы кечуа начали выращивать картофель (который Колумб позднее завез в Европу, а Петр I в Россию). В Титикаку впадает 45 рек и ручьев, вытекает одна — Десагуадеро. По площади это второе (Титикака) и третье (Поопо) озера в Южной Америке после Маракайбо (Венесуэла). Четвертое место — у озера Буэнос-Айрес. Альтиплано — самое высокое и обширное плоскогорье во всей Америке. Это центральное андийское плоскогорье, расположенное между Западной и Восточной Кордильерами на высотах 3400–4700 м (от 140 до 270 ю. ш.). Некоторый аналог тибетского нагорья в Азии.

Титикака — священное озеро инков. Впервые мы увидели его 8 марта. Затем был паром через залив Титикаки, перевал на 4100 м, город Копакобана (еще Боливия) и снова окруженное горами озеро Титикака, но уже в Перу. 10 марта мы были в древнем городе Куско (3360 м над уровнем моря). Его название на языке индейцев кечуа означает «пуп» или «центр мира», поскольку он был столицей инкской империи Тауантинсуйо. Для сохранившихся с этой эпохи остатков зданий характерны безупречная стыковка больших камней в стенах. После прихода испанцев Куско превратился в смешанный с колониальной культурой город, где на фундаментах сооружений инков был создан некий новый архитектурный стиль. Куско считается археологической столицей Южной Америки. В 1983 году ЮНЕСКО провозгласило его достоянием культурного наследия человечества.

Двигаясь на север, мы пересекли истоки Амазонки. Это река Урубамба — приток Укаяли. При этом мы находились на высокогорье. На дорогах попадались стенды, из которых следовало, что движение по дорогам разрешено только в светлое время суток. Но иногда нам казалось, что ночью двигаться по горным дорогам Перуанских Анд безопаснее. Во всяком случае, того, к чему надо привыкать, не видно. Психологически комфортнее, когда не видно, что там внизу… Но и перуанцы, считая, что кроме них на дороге никого, срезают «слепые» повороты и оказываются на встречной полосе, прямо перед нами. Хотя это происходит в любое время суток, к этому нельзя привыкнуть. С этим здесь приходится жить. Еще одна опасность горных дорог — это камнепады. От них, говорят, только одна защита — реже останавливаться. И нам везло. Отдельные камни и груды камней на дороге явление обычное. В машине поселились цикады. И теперь после наступления сумерек нас сопровождает их стрекотание.

После Куско мы начали набирать высоту. Перевал оказался на 3970 м. Причем до 3700 м мы наблюдали обычную жизнь вблизи домов, расположенных вдоль дороги и на самой дороге, где дети совершенно спокойно бегают и играют, наверное, в единственную игру в Южной Америке — футбол. И это на 3700 м. Далее был указатель «Абанкай — 30 км». За ближайшим поворотом мы увидели город Абанкай. Глубоко внизу. Все 30 км — это дорога, спускающаяся извилистыми серпантинами вниз. Спуск занял около часа, хотя город все время был у нас на виду.

12 марта мы были в пустыне Наска. Про загадочные линии и фигуры известно многим, но посмотреть на них суждено не всем. У нас такая возможность была, и на 4-местной «Цесне» мы около часа летали над фигурами Наски. А затем смогли подобраться к ним с земли вплотную (панамериканское шоссе проходит через пустыню) и непосредственно убедиться в том, что линии Наски представляют собой полосы борозд глубиной до 20 см. Эти полосы образуют навигационные и другие линии, фигуры (геоглифы) человека, растительного и животного мира, фантастические изображения, достигающие размеров 500 и более метров в длину. Геоглифы можно увидеть только сверху. Их создание относится к VI веку н. э. До настоящего времени их предназначение не ясно (навигационные изображения, культовые фигуры, астрономический календарь и т. д.).

Флаг географического факультета на острове Пасхи
В этот же день мы прибыли в Лиму, но нам надо было спешить, и следующим ключевым участком нашего маршрута был расположенный в районе Кордильеры-Бланко город Уарас. Известно, что Перуанские Анды — самый обширный район современного оледенения в пределах тропической зоны Земли. Кордильера-Бланко является одним из крупнейших центров оледенения этой области. Это мощный горный хребет, образующий водораздел Южно-Американского континента на протяжении 180 км. Он включает 14 вершин высотой более 6000 м. Высочайшая вершина хребта — гора Уаскаран (6768 м — третья вершина Южной Америки). Общая площадь оледенения Кордильеры-Бланко составляет около 828 кв. км. Гора Уаскаран известна печальными событиями 1962 и 1970 годов, когда в результате обрушения льда, снега, скальных пород погибло около 4 тыс. и более 15 тыс. человек соответственно. Во втором случае были полностью уничтожены города Юнгай и Ранраирка. Ранее, в 1941 году, сель, связанный с прорывом морено-подпрудного озера, уничтожил город Уарас и унес 6 тыс. человеческих жизней. С этим местом связаны самые трагические гляциологические катастрофы. В этом месте мы встретили прибывших в Перу на конференцию своих коллег и соотечественников, занимающихся изучением снежных лавин и селей.

Но выехать из Уараса оказалось непросто. Для этого нужно было преодолеть каньон дель Пато. С одной стороны отвесные, местами нависающие скалы, с другой — то, к чему нужно было бы уже привыкнуть. И бурный поток на дне каньона. Ширина дороги — на одну машину, правда, встречаются места для разъезда встречных машин, но не часто. Правда, и машин совсем немного. Но самое интересное здесь даже не карнизы и полочки, к которым, и правда, уже привыкли. Интересное — это различные по длине (до нескольких сотен метров) и часто извилистые туннели, темные, прорубленные в скалах, по ширине на одну машину. Перед въездом в такой туннель необходимо подавать сигнал. Разъехаться в них нельзя. На примерно 100-километровом протяжении таких туннелей было более 50-ти. Ощущения как будто на машине по пещерам.

17 марта мы вновь увидели Тихий океан и смогли оценить перуанские пляжи — с крабами, серыми пеликанами и фрегатами — и отдохнуть от высоты. От Кабо-Бланко до границы с Эквадором оставалась всего полторы сотни километров, на север.

19 марта мы были в Кито. Здесь, в Католическом университете, состоялась встреча с руководством географического факультета. На ней обсуждались различные аспекты научного сотрудничества, а из специальных вопросов — динамика процессов эндогенного рельефообразования и ее мониторинг, динамика ледников эквадорских Анд. Затем было посещение национального парка «Котопахи». Вулкан Котопахи (5897 м) — самый высокий из действующих вулканов мира. Его вершина покрыта ледяной шапкой, в которой прослеживаются прослои вулканического пепла и шлака. Периодические извержения вулкана вызывают бурное таяние льда и снега, приводящее к разрушительным наводнениям в бассейне реки Напо. Последнее извержение произошло в 1976 году. Мы поднялись до высоты 4800 м и поехали к «середине земли».

«Середина земли» (Mitta del Mundo) имеет реальное выражение в виде высокого монумента, увенчанного земным шаром. Здесь, 21 марта, в день весеннего равноденствия в Северном полушарии и осеннего — в Южном, экспедиция была успешно завершена. Наша экспедиционная программа была выполнена полностью.

В результате — более 7000 уникальных фотоматериалов, около 6 часов видеоматериалов, новые данные по динамике ледников Южного полушария, новые научные контакты и впечатления. И многие страницы дневниковых записей, которые еще предстоит обрабатывать. В настоящее время фотоматериалы экспедиции уже используются в 6-ти лекционных курсах на кафедрах криолитологии и гляциологии, гидрологии суши, физической географии мира и геоэкологии географического факультета.

Участники экспедиции выражают искреннюю благодарность руководству географического факультета МГУ, Русского географического общества за помощь в организации и проведении южноамериканской экспедиции — меридиональной практики для сотрудников, компании «Маунтек» за предоставленное спортивное и туристическое снаряжение и одежду, использование которых позволило успешно преодолеть ветра Патагонской пустыни, зной пустыни Атакама, тропические ливни в Боливии и Эквадоре и осуществить восхождения на горные ледники Огненной Земли и Патагонских Анд.

В.М. Федоров, руководитель экспедиции

Первая полоса

Вести МГУ

Пресс-служба

Новости ректората

Наука и практика

Студентка

Инновационный университет

На пользу науке

"01"

Мир творчества

Личное мнение

Новости Москвы

На главную страницу