№ 27 (4218)
сентябрь 2007

Мир творчества

Театр МОСТ: искусство улыбаться

Главный режиссер Студенческого театра МГУ Е. Славутин
Студенческий театр МГУ одновременно самый старый и самый молодой в России. Старый, потому что он был основан в 1756 году и стал первым публичным театром Москвы. Молодой, потому что среднестатистическому актеру театра не больше двадцати лет. Мудрость зрелости в сочетании с задором и искренностью молодости — неплохие предпосылки для настоящего творчества. В преддверии нового театрального сезона актеры съезжаются в Москву, репетиции возобновляются — и из маленького подвального помещения в Главном здании МГУ все чаще доносится режиссерский баритон Идет напряженная, эмоционально и интеллектуально насыщенная работа над новыми спектаклями.

В полуоткрытую дверь видна уходящая вниз лестница. На кресле сидит человек с седыми, зачесанными назад волосами. Неловко отрывать людей от работы, но... О «святом святотатстве», о взаимопроникновении искусства и математики, об умении улыбаться рассказал заслуженный деятель искусств России, кандидат физико-математических наук и главный режиссер Студенческого театра МГУ Евгений Славутин.

Отличники учебы и творчества
— Евгений Иосифович, к вам приходят студенты не только с гуманитарных факультетов, но и с естественнонаучных. Как совмещаются искусство и «математика»?
— Очень даже органично. Математика — это тоже искусство, а в искусстве есть немало от математики. Степень активности и одаренности не зависит от факультета. Иногда приходят очень удачные ребята с мехмата, иногда — с физфака, иногда — с гуманитарных факультетов. Все проверяется в работе, потому что театр требует довольно серьезного отношения. Поначалу кажется, что это лишь хобби. Человек думает: «Вот я занимаюсь математикой или биологией; пойду-ка еще на сцене поиграю». Но на каком-то этапе приходится делать выбор, решая для себя, что же все-таки главное. Безусловно, театр занимает много времени — но он много и дает.

— Конечно, человек должен быть разноплановым, развиваясь не только в рамках своей научной деятельности…
— Совершенно верно. Конечно, есть люди, очень увлеченные учебой и тратящие на нее все свое время. Все их усилия, здоровье уходят на зарабатывание отличных оценок и похвалы преподавателей. Страшно, когда на выходе, кроме университетского образования, у человека в жизни собственно ничего и не остается: ни любви, ни творчества… Да и науки в подлинном смысле этого слова тоже не остается: лишь стремление сделать карьеру. Есть же люди талантливые, которым все дается легко. Если честно, я сам иногда удивляюсь, как те, кто занимал или занимает ведущие позиции в театре, успевают сессии сдавать на «отлично» и получать красные дипломы. Притом что занятия в театре проходят три раза в неделю: одно — по актерскому мастерству, два — по танцу. Плюс участие в спектаклях. Получается, что ребята занимаются в студии больше половины недели.

— Наверное, с начинающими актерами работать сложно.
— Работать вообще сложно, но есть закон: чем сложнее, тем интереснее. В основе всего лежит желание актеров качественно выполнить свою работу. Увлеченность ролью, материалом, формой спектакля — вот условия успеха. Конечно, метод «накачки» присутствует, но он реализуется в период подготовки спектакля. На сцене же никакая «накачка» не поможет, если человек не понимает, что ему делать, работает в полсилы…

— Забывает текст…
— А вот что касается текста, то лучше бы почаще забывали. Потому что тогда надо моментально придумать, как выкрутиться; и начинается настоящее творчество в режиме on-line. Эти живые моменты в театре очень любят.

В зеркале постмодерна
— Какими премьерами порадует нас МОСТ в новом театральном сезоне?
— В сентябре состоится премьера спектакля «Счастливый неудачник» по одноименной повести Владимира Шефнера. В свое время это была одна из первых работ, поставленных мной в качестве режиссера Студенческого театра МГУ. И вот, по прошествии многих лет, мы вернулись к этой теме.

— Почему? Ностальгия?
— Постановка этого спектакля сейчас очень важна. Четверть века прошло, и все изменилось: форма государства, характер и насыщенность информации, даже тысячелетие на дворе уже другое. Думаю, этот спектакль сейчас гораздо более актуален, чем раньше. Ничего подобного сегодня на сцене не ставят: нечто сродни жанру воспитательного романа, наподобие «Новой Элоизы», только новыми словами, в новых красках и образах. В центре проблематики — судьба молодого человека: что его воспитывало и воспитывает? Школа, идеология или какие-то другие механизмы, оказывающие на него благотворное влияние? Почему довоенное поколение пошло защищать Родину? При этом, спектакль сделан как студийный: то есть в нем играют не ведущие актеры, а «зеленая», неопытная молодежь — ребята, пришедшие в учебную студию театра около года назад. Удивительно, как быстро они включаются в работу, как преображаются на сцене и заражаются духом серьезного, осмысленного творчества.

— Из каких соображений вы исходите, подбирая литературный материал для будущих спектаклей?
— Важно, чтобы это была современная литература. Актуальность реального мира требует актуальности художественного материала. Хотя все относительно. Мы ставим спектакли и по Пушкину, а на выходе получаем современное произведение.

— Но очень часто можно слышать, что «осовременивание» классики — это, мягко говоря, нехорошо…
— Конечно, определенная доля некорректности, даже святотатства здесь присутствует. Но, с другой стороны, зачем показывать зрителю постановку по произведению, которое грамотный человек может прочитать и сам? Когда, например, П.И. Чайковский работал над оперой «Евгений Онегин», то либретто писалось на основе стихотворного романа Пушкина. Однако опера не имеет практически ничего общего с литературным «прототипом». То же самое и с «Пиковой дамой», другим примером заочного сотрудничества двух великих художников. В опере изменено даже имя главного героя: если у Пушкина его зовут Германном, то у Чайковского — Германом (с одной «н»). Отличия начинаются с малого и кончаются сдвигом смысловых акцентов. В репертуаре нашего театра есть спектакли по произведениям Лопе де Вега. Однако даже с точки зрения сюжета наш спектакль — это не Лопе де Вега. Мы живем в эпоху постмодернизма, когда абсолютной серьезности нет, и любой текст является своеобразной пародией, содержащей систему цитат, аллюзий, реприз, взятых из других произведений искусства.

— Значит, спектакли театра МОСТ выполнены в жанре постмодерна?
— Очень трудно сказать, в каком они жанре. В распоряжении современных режиссеров огромное жанровое богатство, накопленное за века и тысячелетия. Здесь и античная трагедия, и средневековый театр, и театр Возрождения, театр Шекспира, театр Варьете и т. д. Сегодняшний театр должен использовать все многообразие театральной лексики. Если у Мейерхольда каждый спектакль был новым видом театра, то сегодня каждая сцена в спектакле должна быть новым видом театра. Поэтому спектакли театра МОСТ полижанровые. Идея синтеза всех возможных художественных средств в театре принадлежит Вагнеру. Мы работаем как раз в эстетике синкретического театра, где главным действующим лицом является зритель. Как заметил драматург Виктор Коркия, «чем больше жизнь становится театром, тем больше театр становится театром в театре». Другой вопрос, как пользоваться театральным языком, какую цель преследовать в каждой конкретной постановке? Нельзя говорить ради того, чтобы говорить.

Сцена как реклама оптимизма
— Сколько времени занимает постановка одного спектакля?
— Работа идет очень долго, не меньше года. Начиная работу над спектаклем, необходимо фактически создавать новую труппу. Изначально все проходят кастинг. Но если нет подходящих ребят, приходится откладывать материал на будущее. Так случилось со «Счастливым неудачником»: была идея, было желание воссоздать спектакль, были интересные заготовки, смысловые ходы и сценические решения, но не было актерской команды, способной воплотить задуманное. А после того как спектакль по канве готов, не один месяц уходит на его обточку, шлифовку. Опять-таки, в мае состоялся предпремьерный показ спектакля «Счастливый неудачник». Он длился 2 часа 45 минут, а должен длиться на полчаса меньше: то есть нужно либо сокращать текст, либо играть быстрее. Спектакль не должен превышать определенные временные рамки, чтобы зрителю было интересно его смотреть.

— Как обстоит дело с идеями для новых спектаклей?
— Сейчас полным ходом идет подготовка спектакля по пьесе Эдмона Ростана «Сирано де Бержерак». Еще не знаю, как определить его в смысле жанра. Существует несколько переводов этой пьесы: они просто вопиющие, чудовищные. Смысловые акценты в пьесе тоже нужно расставлять внимательнее. Если мы привыкли к формату «любовного треугольника», то у Ростана это целый «пятиугольник». Эта пьеса не раз ставилась другими театрами и всякий раз проваливалась.

— Почему?
— Потому что читали невнимательно. В пьесе есть поэт, влюбленный, некрасивый, скрывающий свою любовь и объясняющийся девушке при помощи писем от имени другого человека — симпатичного дурачка. Девушка влюбляется во внешность одного человека, а в духовное содержание другого. Причем во всех предыдущих постановках и некоторых переводах показано, что этот симпатичный дурачок и есть таковой до корней волос; и что он не понимает, почему его любит девушка. В оригинале же пьесы этот парень, осознав, что она любит не его, а стихи другого человека и, следовательно, их автора, бросается под пули. То есть фактически сводит счеты с жизнью. Получается, он так сильно ее любит, что не хочет жить без ее любви. Трагических историй в пьесе много, она полицентрична. Другой вопрос, который поднимается в постановке, это различие между тем, как любит простой парень и как любит поэт.

— Уверена, многие ребята, читая это интервью, тоже захотят прийти в театр. Расскажите, как проходит набор.
— Конкретную информацию о наборе в студию можно узнать на нашем сайте (most.theatre.ru). А вообще конкурс у нас большой: в год приходит примерно по двести-триста человек. Басня, стихотворение, проза, танец, вокал — это само собой разумеется. Главное, чтобы человек был позитивно настроен. Театр, говоря современным языком, это своеобразное рекламное пространство, где рекламируется образ современного молодого человека. Пропагандистскую функцию искусства никто не отменял: зрители волей-неволей перенимают модели поведения и восприятия мира, которые видят на сцене.

— И напоследок: что бы вы пожелали актерам театра, студийцам и всем нашим читателям?
— Не обменивать подлинные ценности на вещи, которые можно купить за деньги.

Евгений Славутин излучает энергию и оптимизм. Тем удивительнее неожиданно слышать, что театр уже десять лет живет «на чемоданах». Театр МОСТ — тот самый, из которого вышли Максим Галкин, Алексей Кортнев, Валдис Пельш и многие другие артисты, — не имеет собственной сцены. Поэтому приходится за большие деньги арендовывать залы других театров. Еще труднее понять, почему то малое, что МОСТ сегодня имеет (подвальное помещение в Главном здании МГУ и небольшой офис на первом этаже) собираются у него отнять. Если раньше актерам негде было выступать, то теперь им негде будет и репетировать. Ясно, что пока в театре столько энергичных и увлеченных любимым делом людей, то он будет жить и удивлять новыми успехами. Просто хотелось бы, чтобы талантливым людям не приходилось разменивать время на борьбу за то, что им априори должно если не принадлежать, то быть предоставлено.

Беседу вела Надежда Пупышева

Первая полоса

Вести МГУ

Университет глазами...

Будем знакомы

Наука и практика

Студентка

Инновационный университет

На пользу науке

Достойный отдых

Твоя жизнь, студент!

Мир творчества

Личное мнение

Новости Москвы

На главную страницу